Формирование речи в процессе эволюционного развития человека

Эволюция человека и развитие речи

Происхождение вида Homosapiens частично все еще остается тайной. Тем не менее последние ископаемые находки, особенно из восточной Африки, позволяют считать, что предки человека появились примерно 3 млн. лет назад. Более того, несколько сотен ископаемых остатков из Старого Света позволили датировать важнейшие этапы в эволюции человека.

Область гипотез сужается день ото дня, и история происхождения человека все больше уточняется.

В настоящее время установлено, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие, происшедшее 8 млн. лет назад, разделило наших предков на две группы. Члены группы, оставшейся на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Другая группа оказалась на равнине, которая со временем утратила былую влажность и покрылась высокой травой. В этих условиях отбор должен был благоприятствовать особям, наиболее приспособленным к жизни в саванне, лишенной деревьев. Поэтому только существа, которые были способны издалека обнаруживать хищников и быстро убегать в укрытие, могли здесь выживать и оставлять потомство. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.

Благодаря переходу к двуногому хождению передние конечности, занятые раньше в процессе локомоции, постепенно освобождались. Рука с ее все больше и больше противопоставлявшимся большим пальцем превращалась во все более совершенный хватательный орган, облегчая нашему предку возможность манипулировать ветками и камнями.

За это время положение головы постепенно становится уравновешенным при вертикальном положении тела: черепная коробка может, таким образом развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга.

С переходом хватательных функций к рукам облегчается эволюция рта – возрастает подвижность его мышц, и это позволяет расширить репертуар производимых звуков.

Постепенно создаются условия, обеспечивающие развитие речи и способности к мышлению и предвидению.

Но для того, чтобы выжить, любая группа должна была обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Homohahilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

По мнению других, навыки вполне могли передаваться в результате простого подражания, подобно тому, как детеныши шимпанзе перенимают у взрослых особей способ ловли термитов путем введения в их гнездо ветки. Эти авторы считают более правдоподобным, что речь начала развиваться в эпоху, когда потребность в ней стала настоятельной, ибо от этого зависело выживание вида. Они полагают, что эта эпоха соответствует последнему оледенению, когда 75 тыс. лет назад наступление льдов резко изменило среду обитания человека. По мере того, как группы людей осваивали тот или иной образ жизни, все больше возрастала необходимость передавать информацию не с помощью криков или урчания, а каким-то иным способом.

Вероятно, вопрос этот никогда не удастся разрешить до конца, поскольку существование речи нельзя установить по ископаемым остаткам скелетов. Тем не менее строение головного мозга, восстановленное по слепкам полостей очень древних черепов, позволяет предполагать, что область, управляющая речью, развилась на относительно ранней стадии эволюции человека. Известно также, что человек – единственный примат, который благодаря низкому положению гортани способен к развитию членораздельной речи. Однако, как показывает строение костного основания ископаемых черепов, такое расположение гортани появляется на относительно поздних стадиях эволюции наших предков. Переход от высокого расположения гортани к полувысокому, типичному для Homoerectus, было связано с преобразованием верхних дыхательных путей в результате изменения климата в умеренных областях, так что членораздельная речь появилась, вероятно, 1,5 миллиона лет назад.

Итак, наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы, оказавшись на равнине, стали приспосабливаться к изменениям окружающей среды, к новому образу жизни. Благодаря этому постепенно у них стали освобождаться руки, происходит увеличение объема мозга, расширяется репертуар произносимых звуков. Тем самым, постепенно создаются условия для развития речи.

Эволюция речи в эволюции человека

От довербальной коммуникации до речи как передачи понятий и о будущем информации. Третья часть интервью с Сергеем Владимировичем Васильевым, д.и.н., заведующим Центром антропологии ИЭА РАН. Третья, заключительная часть беседы о происхождении речи у человека. Первая и вторая части.

После возникновения вербальной и невербальной коммуникации из довербальной, как в моем представлении могла бы идти эволюция: формируются и совершенствуются системы акустических сигналов с одной стороны, а с другой – формируется и накапливается информация. Эволюцию можно представить в виде «зебры».

Как в 1922 году Алексей Николаевич Северцов описал эволюцию руки: рука хомо хабилиса с трудом может схватить, как-то делает несуразный чоппер, но при этом постоянно делая орудие, эта рука развивается. Формируется захват, формируется определенная группа мышц. Деятельность формирует новую руку, которая способна делать более сложное каменное орудие – рубило. Делая рубило, рука еще более совершенствуется и т.д.

Здесь так же: накапливается определенный объем информации, который животное передать не может, это способствует тому, что совершенствуются сигналы для передачи этой информации. Как только животные справились с передачей, информация снова усложняется: каждая особь обладает уже не только своей информацией, но и информацией соседа. Новая информация снова толкает к тому, чтобы совершенствовались коды для передачи этой информации.

Философ Дубровский предложил информационную теорию: информация может быть не только атрибутивной (как мы раньше читали: любой предмет независимо от нашего сознания обладает определенной информацией), но и функциональной. Через определение информации Дубровский дает нам понимание того, как могла формироваться речь.Он дает понятия с одной стороны – психики, с другой – сознания, но, скорее всего, это и не психика и не сознание, это информация. 4 пункта:

  1. Информация – есть результат отражения окружающей действительности самоорганизующейся системой, под которой Дубровский понимал живой организм, грубо говоря, мозг. Это очень близко к определению психики психологами.
  2. Функциональная информация не может существовать вне материального кода носителя, сама же информация идеальна. Я с этим согласен. Наш разговор имеет вполне материальный код-носитель, это сплошная физика: колебание, звуковая волна – барабанная перепонка – косточки – кортиев орган- нервный импульс, в голове нервные импульсы, проходя колонки Бехтеревой, где формируются новые цепочки нейронов, если через них пропустить ток определенной частоты, всплывает определенное понятие. Все это коды, информация без них существовать не может.
  3. Несмотря на то, что информация не может существовать вне материального кода носителя, она от него не зависит, инвариантна по отношению к коду носителю. Любым кодом можно передать одну и ту же информацию, или одним кодом можно передать разную информацию. Как примеры – жесты, разные языки нашей планеты.
  4. Информация не только является отражением окружающей действительности, но может и управлять окружающей действительностью. Этот дуализм (как и у сознания – идеальное и материальное) заложен в передаче информации: код-носитель и сама информация, которую передаем друг другу. Она может быть, если мы говорим о речи как о коммуникации, как звуковая волна, и если говорим о речи, как о мышлении, как нейродинамические коды по Бехтеревой.

Такое понятие информации дает представлении о возможном формировании речи в процессе эволюции: как совершенствование нейро-динамических кодов толкало к совершенствованию звуковых кодов и наоборот. Взаимное дополнение этими процессами друг друга постепенно приводило к тому, что я называю «накопление словарного запаса».

Я полагаю, что уже австралопитековые формы вполне могли воспроизводить артикуляционные звуки, если шимпанзе это может, и вполне могли использовать их в охоте для передачи информации на расстоянии. Когда появляются первые слова как сочетание нескольких звуков для обозначения чего-либо? Думаю, на эректоидной стадии они уже были. Но словарный запас был небольшой, достаточный для их жизни; чем сложнее становилась жизнь, тем больше становился словарный запас, и тем интенсивней развивалась речевая функция.

Есть странные исследователи, утверждающие, что человек современного типа (Homo sapiens) победил неандертальца, потому что пришел в Европу из Африки и уже обладал речью, а у неандертальцев речи не было, они были дикие и поэтому проигрывали. Это ничем не подтверждаемые фантазии: способы передачи информации существовали и у тех, и у других.

Какие анатомические особенности позволяют предположить наличие речи у индивида, пусть даже и не являясь 100% маркерами, как вы упомянули?

Когда мы говорим об анатомических структурах, мы говорим не о происхождении речи, а о происхождении сигналов. Речь – это не только сигналы, иначе – физикализм. Речь – это передача понятий. Суть в том, что между нами и, допустим, шимпанзе, приматаминет огромной пропасти: в экспериментах шимпанзе, гориллы показали, что они способны формировать понятия, передавать понятийную информацию, причем очень сложную понятийную информацию.

Про гортань впервые стали говорить в 40-е годы. Когда в Йельском приматологическом центре пытались научить шимпанзе Вики говорить. Ей удалось произнести только 4 словаpapa, mаmа, cap (чашка), up (вверх). Тогда сообразили, что, видимо, строение гортани немного не то – связки идут под косым углом, само строение гортани не совсем человеческое, не «двуногое», скажем так.

В 60-е года супруги Гарднеры завели шимпанзе Уошо и стали обучать ее амслену – языку глухонемых. Амслен – специфический язык, когда жест означает понятие. За три года Уошо освоила около 700 понятий, она легко составляла их в предложения, шутила, ругалась. Как-то супруги взяли Уошо с собой в гости к соседям, занимавшимися макаками – резусами. Когда они проходили мимо вольера, макаки начали бросаться на решетку и трясти ее. Уошо жестами сказала: «грязные обезьяны», видимо, себя она обезьяной не считала

Была очень интересная горилла Коко, блестяще владевшая амсленом, и она показала, что у обезьян есть много того, о чем люди не подозревают. Во многих трудах описан следующий случай: была зима, горилла сидела в комнате, за окном на подоконнике кто-то насыпал крошек. Коко смотрела, как птицы их ели. Зашел экспериментатор и жестами показал, что пора идти есть. Коко без улыбки жестами отвечает:

Возникновение речи

Самая большая и значимая проблема здесь – определить для ныне живущих людей соотношение вкладов в развитие членораздельной речи природных (наследственных) факторов и социальных (онтогенетических). Только решив этот вопрос, какие именно задатки к речи мы имеем, можно начинать судить о том, как происходило развитие этих задатков в процессе эволюции.

Понятно, что речь формируется в процессе онтогенеза. Существует значительное для науки количество случаев так называемых “детей-маугли”, которые показывают, что находясь в полной социальной изоляции ребенок не получает даже зачатков членораздельной речи. И если до 5-6 лет ребенок вообще не слышал речи, потом научить говорить его почти невозможно.

С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Многие птицы обладают весьма продвинутым “языком” общения. Так обычная синица имеет около 40 вариаций издаваемых ею звуков. При этом многие из них, если не все, имеют собственное коммуникативное значение. Животные и птицы могут звуковыми сигналами предупреждать друг друга об опасности, проявлять угрозу, заботу, брачные ухаживания, просить о помощи.

Когда-то лексикон наших далеких предков тоже имел лишь с десяток отдельных, не очень сложных звуков. Потом, с развитием речевого аппарата, появилась возможность в большей степени варьировать издаваемые звуки, строить из них цепочки. Так и получились слова и фразы. Но при этом надо помнить, что язык не взялся ниоткуда, это всего лишь значительно усложненный коммуникативный инструмент. И “болванка” этого инструмента “зашита” в особенностях строения нашего головного мозга.

Читайте также:  Атрезия прямой кишки и заднего прохода

Существуют эмпирические доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека от речи животных и разного рода техногенных звуков. Важным доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.

Мало иметь, однако, врожденную способность к языку. Нужен еще и механизм того, как эта врожденная способность (задатки) будет раскрываться, актуализироваться. Природа использовала здесь инстинктивный механизм, который раньше ею успешно был применен для других целей. Речь идет о подражании. Ребенок, как и детеныши животных, обладает врожденным инстинктом подражания. Инстинкт подражания распространяется не только на движения, но и на издаваемые звуки.

С первых недель жизни ребенок начинает подражать звуком, издаваемым окружающими (в первую очередь, конечно, матери). Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. После нескольких первых лет жизни инстинкт подражания значительно притупляется, но полностью не исчезает, а скорее трансформируется в особенности социального взаимодействия.

Удивительным является то, насколько быстро ребенок усваивает речь, в том числе у него формируется правильная грамматика речевых высказываний. Взрослый человек может посвятить многие годы изучению иностранного языка, и при этом не разобраться в тонкостях, которые на лету схватывает трехлетний ребенок, изучая свой родной язык. Известный лингвист Н. Хомский утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Здесь имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же ее как средства мышления продолжается всю жизнь.

Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а “дети-маугли”, не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте.

Но формирование и развитие речи, безусловно, невозможно объяснить только инстинктом подражания и наличием специфических задатков. Как утверждал Ж. Пиаже, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. То есть речь идет о том, что речь ребенка не развивается обособленно, сама по себе. Речь как психический процесс тесно связана у человека с другим психическим процессом – мышлением. Как речь обогащает мышление, так и мышление позволяет ребенку быстрее освоить речь. Именно этим можно объяснить, например, то, что дети любят выдумывать новые слова – эти слова они не услышали от других людей. Дело в том, что “выдумывать” это функция именно мышления, которое постоянно нацелено на генерацию новых знаний. Так и в процессе эволюции – с повышением интеллектуального уровня наших предков им становилось все легче на протяжении своей жизни осваивать речь.

На протяжении эволюции постепенно наглядное мышление (в том числе наглядно-действенное и наглядно-образное) дополнялось абстрактно-логическим. Не лишним будет вспомнить что “логика” происходит от греческого “логос” (слово). Наше абстрактно-логическое мышление строится на понятиях, а обозначением понятий служит слово. По мере совершенствования речевого аппарата развивался понятийный аппарат и развивалось мышление в целом. Поскольку это оказалось сильным конкурентным преимуществом, то со временем все большее и большее место в головном мозгу стало отводиться зонам, ответственным за речь (в первую очередь это область Вернике и центр Брока).

При этом, как показал Выготский, абстрактно-логическое мышление тоже не берется ниоткуда. На самом деле это трансформировавшееся наглядное мышление. Просто человек научился работать предметно с абстрактными образами, такими как нарисованные символы или произнесенные вслух словами.

Тем не менее не следует забывать про то, что у речи и мышления все же разные генетические корни. Исходной функцией речи была коммуникация, как это видно у животных. Наглядное же мышление изначально было направлено на решение наглядных (представленных в восприятии) задач, никак не связанных с речью. Примеры наглядного мышления:

– будущая жертва спряталась за дерево или большой камень – с какой стороны лучше на нее напасть?

– в игре “Тетрис” сверху появилась новая фигура – куда ее лучше положить?

– заболел барабанщик в рок-группе – как лучше аранжировать композиции, чтобы не так было заметно?

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и наглядностью объектов, все более приобретает характер внутренней, моделирующей деятельности. Со временем у человечества стало получаться все больше и больше вещей моделировать именно в вербальных понятиях. Это дало возможность людям объяснять друг другу очень сложные вещи. Современный человек может, например, по телефону объяснить другому человеку смысл законов Ньютона или подробно описать, что он видел в Эрмитаже. Выпуски новостей по телевизору сопровождаются обязательными комментариями диктора. Без этих комментариев смысл большинства визуальных сообщений будет ускользать от зрителя: зачем какие-то двое мужчин встретились и пожали друг другу руки? почему какой-то женщине вручают цветы, а она при этом плачет?

Развитие речи. Часть 6. Эволюция – a_gorb — LiveJournal

Aug. 1st, 2011

09:14 am – Развитие речи. Часть 6. Эволюция

Как было видно из предыдущих частей (особенно тем, кто их прочитал:-)) речь (язык) являются отнюдь не первыми в развитии человека. Наоборот, для возникновения речи (в той или иной форме, не обязательно звуковой) требуется уже некое развитие человеческой психики, которое у нормального ребенка происходит практически автоматически. Как раз из наблюдений за слепоглухонемыми (впрочем, и за обычными детьми тоже, сам как раз это сейчас наблюдаю) видно, что возможно крайне сложное поведение, присущее только человеку, которое совершенно не характерно даже для высокоразвитых животных. При этом не наблюдается никакого владения языком в любом виде. Т.е. язык выступает отнюдь не как первая стадия в процессе формирования человека. Для его возникновения требуются определенные предпосылки. Разумеется, существование полноценной современной человеческой личности, не владеющей языком (т.е. не обладающей рчью в той или иной форме), не возможно. Такой человек вполне справедливо будет признан ущербным (больным, недоразвитым).

Тем интереснее проследить возникновения языка в процессе эволюции (возникновения) человека. Далее последуют найденные мной материалы по этому поводу, т.е. опять будет много цитат [со ссылками] с моими дилетантскими комментариями, которые как обычно вполне можно проигнорировать (впрочем, как и написанное выше:-)).

Основная проблема тут в том, что речь не оставляет долгоживущих (сотни, тысячи и миллионы лет) следов:(

Но некоторые временные рамки обозначить можно.

«Первый представитель гоминин, у которого объем мозга превысил типичные для шимпанзе и австралопитеков 400-450 куб см., – это Homo habilis [2.4-1.5 млн. лет], который к тому же первым стал изготавливать простейшие каменные орудия. Современные обезьяны, между прочим, не способны изготовить такие орудия; даже самые талантливые из них, такие как знаменитый бонобо Канзи, добились лишь очень скромных успехов в этом, хотя экспериментаторы пытались их научить.»

«Около 74 000 лет назад произошло грандиозное извержение вулкана Тоба на Суматре, которое привело к ядерной зиме и резкому похолоданию, которое длилось несколько веков. Популяция людей резко сократилась.
Крайне интересно, что примерно в этот момент, по-видимому, произошло ключевое событие в культурной эволюции человека, в его «духовном развитии». В это время впервые в большом количестве появляются украшения (ожерелья из продырявленных ракушек) и геометрические узоры, выцарапанные на камнях или скорлупе страусиных яиц.
Это считают признаком развитя символического мышления и речи. Древние ожерелья составлялись не как попало, а из ракушек определенного размера и оттенка. Предполагают, что они играли роль символов, рассказывающих о статусе человека и его роде. Это, в свою очередь, предполагает существование довольно сложного, структурированного общества.»
[А.В.Марков Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г.]

Таким образом, где-то в этом промежутке и происходит возникновение речи. Хотя от самих древних слов следов не осталось, но ведь для их использования требуется определенные особенности организма, в противном случае речью обладали бы не только люди.

«изучение строения дыхательных и голосовых органов ископаемых гоминид проливает свет на развитие речевой способности, необходимой для нашего вербально-звукового языка»
«существует связь между степенью изогнутости основания черепа и положением гортани в горле: при слабо изогнутом основании гортань расположена высоко, а при сильно изогнутом значительно ниже. Последняя черта, т.е. низкое расположение гортани, характерна лишь для людей. Правда, у детей до двух лет гортань расположена так же высоко как у животных (что, кстати, дает им и животным возможность есть и дышать практически одновременно), и лишь на третьем году жизни она начинает опускаться (что позволяет лучше и разнообразнее артикулировать звуки, но создает риск подавиться).»
«С целью реконструировать изменения положения гортани в процессе эволюции человека изучались базикраниумы ископаемых гоминид. Было установлено, что австралопитеки в этом отношении гораздо ближе к человекообразным обезьянам, чем к современным людям. Следовательно, их голосовой репертуар был, скорее всего, очень ограничен. Изменения в современном направлении начались на стадии человека прямоходящего: анализ черепа KNM-ER 3733 возрастом около 1,5 млн. лет выявил зачаточный изгиб базикраниума. На черепах ранних палеоантропов возрастом около полумиллиона лет фиксируется уже полный изгиб, близкий к тому, что характерен для современных людей.»
«судя по строению костей ротовой части черепа, принадлежащих членам вида гомо эректус [

1.9 млн. лет], они могли совершать языком все движения необходимые для того, чтобы успешно артикулировать гласные и согласные звуки.»
«Труднее поставить под сомнение эволюционный смысл некоторых преобразований голосовых органов. Дело в том, что низкое положение гортани, обеспечивающее, как считается, возможность членораздельной речи, имеет и отрицательную сторону – человек, в отличие от других животных, может подавиться. Маловероятно, что риск, связанный с такого рода анатомическими изменениями, был их единственным результатом и не компенсировался с самого начала иной, полезной функцией (или функциями). Поэтому резонно предполагать, что те гоминиды, у которых гортань уже была расположена достаточно низко, не просто имели возможность членораздельной речи, но и пользовались ей. Если это предположение верно, то тогда говорящими существами следует считать, по крайней мере, ранних палеоантропов, появившихся около полумиллиона лет назад, не отказывая при этом в языковых способностях и их предшественникам, относимым к виду гомо эректус.»
[Л.Б. Вишняцкий История одной случайности, или Происхождение человека]

Естественно, что изменения фенотипа происходят в результате изменений генотипа. И как не удивительно, имеются данные подтверждающие это.

«Толчком для такого развития событий, возможно, послужила генетическая мутация.
Она послужила условием развития способность идентифицировать фонетические сегменты в целостном высказывании, способности, которая ранее отсутствовала. Некоторые аспекты языка зависят от наличия специфического гена FOXP2, современный вариант которого, скорее всего, появились в Африке примерно 200 тыс. лет назад.»
[Steven Mithen. The Network of Brain, Body, Language, and Culture. In Handbook of Paleoanthropology, New York 2007, P.1965. (перевод мой) взято отсюда]

Как видим, в ходе возникновения человека в результате эволюции меняются различные органы, что позволяет человеку постепенно овладеть речью. (Адаптационные преимущества от речи здесь не обсуждаются, их наличие подразумевается, подробности можно найти по указанным ссылкам.) Как и в случае развития индивидуума, речь не является первой чертой, которая выделяет человека из царства животных. В тоже время возникновение речи видимо переводит развитие человека из чисто биологической эволюции в социальную сферу. Помимо эволюции начинается история. Но толчок этому процессу был дан гораздо раньше.
«Прямохождение требует, таким образом, крупный мозг и более сложную нервную систему для достижения более сложного сенсорно-моторного контроля. Развившийся по этим причинам мозг может быть использован для других задач, включая … социальные отношения и язык: интеллект, возможно, был не более, чем побочный эффект от хождения на двух ногах.»
[Steven Mithen. Указ. Соч.]

Читайте также:  Почему у ребенка зеленый стул?

UPD Адаптационные преимущества речи. v_i_nDate:August 1st, 2011 07:18 am (UTC)(Link)

Позволю себе прочитать написанное Вами.

*Как и в случае развития индивидуума, речь не является первой чертой, которая выделяет человека из царства животных. В тоже время возникновение речи видимо переводит развитие человека из чисто биологической эволюции в социальную сферу. Помимо эволюции начинается история. Но толчок этому процессу был дан гораздо раньше*.
Суть не в *толчке*, а в результате: речь условно разделяет эволюцию вида Homo sapiens и человека разумного.

«Прямохождение требует, таким образом, крупный мозг и более сложную нервную систему для достижения более сложного сенсорно-моторного контроля. Развившийся по этим причинам мозг может быть использован для других задач, включая … социальные отношения и язык: интеллект, возможно, был не более, чем побочный эффект от хождения на двух ногах».
Возможно.
о и здесь суть – в результате: речь “позволила” Homo sapiens обрести душу человека – с его умом, талантами, мышлением и эмоциями.

From:a_gorb
Date:August 1st, 2011 12:35 pm (UTC)
(Link)

”СПАСИБО, Алексей. ”
Не за что. Наоборот, это вам Спасибо, т.к. речью я заинтересовался в значительной мере под вашим влиянием.

”речь условно разделяет эволюцию вида Homo sapiens и человека разумного.”
Совершенно согласен! Только бы уточнил, что помимо чисто биологической эволюции возникновение речи приводит к тому, что начинают действовать другие (социальные?) механизмы развития человека. Что я собственно и постарался выразить словами: «Помимо эволюции начинается история».
”Суть не в *толчке*, а в результате”
«Толчок» тоже штука интересная:), но к речи, да, отношения практически не имеющая.

”речь “позволила” Homo sapiens обрести душу человека – с его умом, талантами, мышлением и эмоциями.”
Вот это вопрос крайне интересный. Действительно, как правило, встречаются люди обладающие умом, талантами, мышлением и эмоциями и … речью. Но вот мне лично пока до конца так и не ясно, это все развивается взаимозависимо, или же имеется некоторая обособленность, или нечто из этого определяет развитие остального.

From:v_i_n
Date:August 1st, 2011 01:18 pm (UTC)
(Link)

*Только бы уточнил, что помимо чисто биологической эволюции возникновение речи приводит к тому, что начинают действовать другие (социальные?) механизмы развития человека*.
Уточнение таково: эволюция Homo sapiens в социуме привела к возникновению 2-ой сигнальной системы – “инструмента” и основного “механизма” адаптации человека этой, новой для него, среды обитания.

*это все развивается взаимозависимо, или же имеется некоторая обособленность, или нечто из этого определяет развитие остального*.
Сколь я понимаю, вас интересует “развитие этого” у наших современников.
Полагаю, взаимозависимо – в процессе воспитания. Определяющий фактор здесь – ответственность воспитателей, желательно, не только любящих, но и знающих/понимающих биологические основы социализации.

From:a_gorb
Date:August 1st, 2011 05:49 pm (UTC)
(Link)

”эволюция Homo sapiens в социуме привела к возникновению 2-ой сигнальной системы – “инструмента” и основного “механизма” адаптации человека этой, новой для него, среды обитания.”
Да, способность к речи (т.е. к владению языком) – адаптационный механизм, вроде никогда с этим не спорил. Сделал дополнение в корневой пост.
Мое уточнение больше было направлено на то, что мне не нравиться, когда социальное развитие человека называют эволюцией, т.к. это вносит ненужные аналогии.

”Полагаю, взаимозависимо – в процессе воспитания.”
Я тоже думаю, что так оно и есть. Поэтому крен в любую сторону – опасен.
”Определяющий фактор здесь – ответственность воспитателей, желательно, не только любящих, но и знающих/понимающих биологические основы социализации.”
А социальные основы?

From:v_i_n
Date:August 1st, 2011 08:18 pm (UTC)
(Link)

Речь – это не владение языком! Усвоить лингвистические нормы и правила -владеть языком – не значит использовать язык как инструмент понимания и передачи смысловой информации, что, собственно, и обеспечивает адекватное приспособление к условиям среды.

* мне не нравиться, когда социальное развитие человека называют эволюцией, т.к. это вносит ненужные аналогии*.
Сожалею – но это именно эволюция: постепенное изменение облика и психических возможностй, как ответ на требования социума.

From:a_gorb
Date:August 1st, 2011 08:29 pm (UTC)
(Link)

”Усвоить лингвистические нормы и правила -владеть языком – не значит использовать язык как инструмент понимания и передачи смысловой информации, что, собственно, и обеспечивает адекватное приспособление к условиям среды.”
Совершенно согласен. Вопрос, что «запрограммировано» генетически: способность к усвоению норм и правил или/и способность понимания и передачи смысловой информации? И как эти способности соотносятся?

”постепенное изменение облика и психических возможностй, как ответ на …” сохраняемое в генотипе – это, безусловно, эволюция.
Однако, историческое развитие человека, возникновение религии, письменности, государства, книгопечатанья, Интернета, ЖЖ . я уже не могу назвать эволюцией:)

Развитие речи и “великий перелом” в эволюции человека

Об идеях Б.Ф.Поршнева, развитии речи и “великом переломе” в эволюции человека, произошедшем в интервале 40-25 тыс. лет назад.Книга историка и палеопсихолога Б.Ф.Поршнева “О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)” – труд в высшей степени незаурядный. В нем высказан ряд смелых, даже революционных идей об эволюции высших приматов и происхождении человека. Некоторые из догадок Поршнева подтвердились, другие нет, но Поршнев наметил очень перспективное направление исследований, и по-настоящему оценить его вклад в антропологию смогут только последующие поколения. Большая часть гипотез Поршнева, возможно, еще долго будет оставаться гипотезами: подвтердить или опровергнуть их крайне сложно.

Одна из ключевых идей Поршнева состоит в том, что главный качественный перелом, превративший животных в человека, произошел совсем недавно – на уровне ранних кроманьонцев – и был связан в первую очередь с появлением речи – второй сигнальной системы. Предков человека от австралопитеков до неандертальцев включительно Поршнев считает стопроцентными животными (он предлагает относить их к особому семейству троглодитид, а к гоминидам относит только кроманьонцев и современных людей). Поршнев полагает, что у троглодитид не было речи; свои орудия они изготавливали чисто инстинктивно (так же, как птицы вьют гнезда или бобры строят плотины); этим объясняется крайне медленный темп технического прогресса: изменения палеолитических орудий происходили ничуть не быстрее, чем менялось в ходе эволюции физическое тело троглодитид.

Переход от животных к человеку произошел, согласно Поршневу, сравнительно быстро. Максимальная протяженность переходного интервала – примерно 30 тысяч лет, начиная с первой экспансии кроманьонцев (40 тыс. лет назад) и кончая, возможно, началом неолита (10 тыс. лет назад). Перелом характеризовался следующими изменениями:

1) Резкое ускорение технического прогресса. Действительно, только с этого времени (

30 тыс. лет назад) каменные орудия начинают совершенствоваться быстрее, чем строение тела (включая макроморфологию мозга). Это очень серьезный довод. Орудия “троглодитид” эволюционировали не быстрее, чем могли бы эволюционировать плотины тех же бобров или гнезда птиц, поэтому есть все основания полагать, что “техническое развитие” троглодитид подчинялось биологическим, а не социально-культурным законам. Резкое ускорение технического прогресса свидетельствует о появлении какого-то принципиально нового фактора (по Поршневу, это речь и общество, т.е. начало собственно человеческой истории).

2) В соответствии с пунктом (1) Поршнев полагает, что в это же время эволюция предков человека вышла из под контроля естественного отбора. Этот тезис – более спорный, т.к., во-первых, ослабление Е.О. вообще свойственно высшим животным (забота о потомстве, о слабых и больных членах стада и т.п.), и доказано, что неандертальцы (“троглодиты”) заботились о своих больных и стариках; во-вторых, нет оснований полность отрицать роль Е.О. и в современном человеческом обществе, т.к. нельзя утверждать, что врожденные особенности совр. людей никак не влияют на число оставляемых ими потомков. В качестве аргумента в пользу прекращения действия Е.О. на человека многими (и в т.ч. Поршневым) приводится тот факт, что за последние 40 тыс. лет человек физически не изменился. Но это, во-первых, не совсем так (и в самой книге Поршнева есть таблица промеров мозга, показывающая, что совр. человек заметно отличается от ранних кроманьонцев – см. ниже); во-вторых, 40 тыс. лет – слишком маленький срок; у многих видов животных на таком коротком интервале времени физические изменения тоже совершенно не заметны. Собственно, многие виды существуют без изменений по несколько млн. лет – это не значит, что на них больше не действует Е.О.

3) Искусство (начиная с 35 тыс. лет назад). У неандертальцев намечались лишь слабые зачатки искусства, да и то лишь в то время, когда уже был тесный контакт с кроманьонцами (т.е. возможно заимствование, подражание – ведь обезьяны тоже, подражая человеку, могут научиться “рисовать” абстрактные картины).

4) Переход от трупоядения к охоте. Поршнев был убежден, что троглодитиды (от австралопитеков до неандертальцев) были не охотниками, а падальщиками. Каменные орудия служили только для разделывания туш и разбивания мозговых костей. С одной стороны, это предположение Поршнева не подтвердилось. Трупоядение, несомненно, играло большую роль в рационе “троглодитид” (особенно австралопитеков и питекантропов), но они и активно охотились. Обнаружены метательные деревянные копья возрастом около 400 тыс. лет; неандертальские копья с каменными наконечниками для ближнего боя и др. С другой стороны, характер и методы охоты наших предков действительно резко изменились у кроманьонцев. Впервые стали загонять и уничтожать (напр., сбрасывая с обрыва) целые стада копытных; впервые стали серьезно подрывать экологическое равновесие и наконец вызвалимассовое вымирание крупной фауны на всех континентах 20-10 тыс. лет назад (или, по крайней мере, сильно поспособствовали ему). Т.о., в рассуждениях Поршнева и в данном случае присутствует рациональное зерно. Очень важно, что он подчеркнул резкое изменение экологического статуса наших предков в рассматриваемый период. “Невероятно, чтобы новый хищник сразу свалился откуда-то в мир столь мощным и адаптированным, что с ходу оттеснил своих соперников от биомассы травоядных, не разрушив при этом биоценоз” – пишет Поршнев о троглодитидах (австралопитеках и др.). Действительно, разрушить биоценоз удалось лишь кроманьонцам.

5) Расселение по всему земному шару. Время заселения Австралии и Америки до сих пор остается спорным, но скорее всего это произошло именно в эпоху ранних кроманьонцев, 30-40 тыс. лет назад. Это крайне важно, особенно если учесть, что наземные млекопитающие (кроме летучих мышей) вообще не способны пересекать морские проливы, даже не очень широкие (поэтому распространение ископаемых наземных тетрапод так удобно использовать для реконструкции движения материков – см. в обзоре “Эволюционная биогеография”). Значит, первые кроманьонцы приобрели уникальную и не свойственную другим млекопитающим способность пересекать морские проливы на бревнах или плотах (вместе с людьми в Австралию попали и их домашние собаки, впоследствие одичавшие – динго).

Таким образом, одна из несомненных заслуг Поршнева – привлечение внимания к действительно важнейшему переломному рубежу в эволюции наших предков.

Не менее ценна идея Поршнева о том, что ископаемые высшие приматы – “троглодитиды” – это не просто “переходные формы от обезьяны к человеку”, а некая особая группа, по-своему весьма специализированная, во многом отличная и от людей, и от обезьян. Поршнев так и называет их: “не люди, но и не обезьяны”, при этом уверенно относя их к животным. Мне представляется, что точнее будет сказать “не люди, но и не животные”. Это не столько возражение, сколько уточнение. “Троглодитиды” характеризуются уникальным набором черт. С одной стороны, довольно сложные и разнообразные каменные орудия и огонь (у поздних неандертальцев еще и зачатки искусства и религиозные обряды в форме ритуальных захоронений); как ни старается Поршнев принизить все это до уровня “бобровых плотин и птичьих гнезд”, здесь ему явно приходится плыть против течения и “притягивать факты за уши”. Это не животные! С другой стороны, крайне медленный технический прогресс (фактически – никакого прогресса вообще, если за “ноль” принять скорость развития тех же бобровых плотин и птичьих гнезд) и, главное, очевидная неспособность к созданию цивилизации. Это не люди! (впрочем, можно сказать и по-другому: “люди, но совсем другие!” – это уже дело вкуса).

Читайте также:  Лечение гастрита у детей: острый и хронический гастрит, видео

Наибольшее внимание Поршнев уделил проблеме возникновения речи. Это, по его мнению, ключевое событие, определившее превращение животных – троглодитид в людей. Произошло оно, по мнению Поршнева, именно в это время, т.е. у ранних кроманьонцев. Поршнев предлагает очень сложную и интересную модель появления и раннего развития речи, в детали которой мы не будем углубляться (все равно проверить их пока невозможно). Ограничимся лишь несколькими замечаниями.

В своих рассуждениях о развитиии речи и мышления Поршнев опирается на разнообразные источники, но, к сожалению, он полностью игнорирует важнейший массив данных о бессознательной психике, о бессознательном символическом мышлении H.sapiens, открытом и изученном З.Фрейдом, К.Г.Юнгом и их последователями. Очень мало внимания уделяет Поршнев и исследованиям архаичного мифологического и магического мышления, имеющего много общих черт с бессознательным мышлением, работу которого мы наблюдаем, например, в сновидениях. А ведь так заманчиво предположить, что скрытые в глубине “бессознательного” мыслительные механизмы (“архетипы коллективного бессознательного”, особый символический “язык сновидений”, построенный из зрительных образов с широким символическим смыслом, связанных специфическими ассоциациативными связями) – что все это остатки древнего мыслительного аппарата, существенно отличавшегося от нашего современного “дневного” сознательного мышления.

Довольно странно интерпретирует Поршнев начальные этапы речевого развития у детей. Его вывод о том, что первое слово у всех детей всегда имеет один и тот же смысл (“нельзя!”), кажется необоснованным. У детей в возрасте от 1 до 2 лет часто формируется особый “квази-язык”, который хорошо соответствует структуре бессознательного мышления и может быть частичной рекапитуляцией пра-языка “троглодитид”. Он состоит из небольшого набора (2-3 десятка) слов с очень широким символическим значением. К сожалению, взрослые в большинстве случаев просто не могут правильно интерпретировать этот “лепет”, и в лучшем случае реагируют смехом на забавные “ошибки” ребенка, путающего, по их мнению, слова и понятия. Обычно остается незамеченным, что ребенок порой произносит одно и то же “слово” в ситуациях, совершенно разных с точки зрения взрослого, но ассоциативно связанных в бессознательном мышлении (например, один ребенок комментировал одним и тем же малоразборчивым звуком такие разнообразные ситуации, как поломка игрушки, включение/выключение света и гибель смытого в раковину таракана).

Поэтому я не могу согласиться с мнением Поршнева о невозможности существования “полуречи” (т.е. что речь современного типа не могла развиться из какой-то принципиально иной формы речи). В свое время мы в соавторстве с Е.Марковой даже попытались реконструировать гипотетическую “пра-речь” троглодитид, основанную на принципах и структуре бессознательного мышления, в полуфантастической повести о питекантропах:

Антропогенез. 1. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речи

1. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речи, а также появления общества, называется антропогенезом.

2. В современной систематике человек относится к царству Животных, подцарству Многоклеточных, типу Хордовых, подтипу Позвоночных (Черепных), классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекообразных, семейству Людей (Гоминидов), роду Человек (Homo), виду Человека разумного (Homo sapiens), подвиду Homo sapiens sapiens.

3. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными. На ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет человека представлен хордой (как у всех хордовых), нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей. Аналогично для человека характерны черты класса Млекопитающих, подкласса Плацентарных, отряда Приматов.

4. Сведения о происхождении человека дают генетика и палеонтология – наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности.

5. Обнаружена генетическая близость человека с приматами и антропоидами. Приматы – отряд млекопитающих, который включает свыше 200 видов различных обезьян и человека. Они появились около 70 млн лет назад. Антропоидами называют человекообразных обезьян. Генетический анализ показывает, что пути эволюции человека и мартышкообразных обезьян разошлись 27–33 млн. лет назад, линия гиббона отделилась от линии человека 18–22 млн. лет назад, орангутана – 13–16 млн. лет, гориллы – 8–10 млн. лет, а шимпанзе – 5–8 млн. лет назад. Белки человека и шимпанзе сходны на 99 %.

6. Древнейшими общими предками человека и человекообразных обезьян (антропоидов) принято считать парапитеков – высших обезьян, которые вели как древесный, так и наземный образ жизни. От них произошли впоследствии вымершие дриопитеки. Эволюционная линия гоминид началась с какой-то группы дриопитеков, например, с рамапитеков.

7. Собственно антропогенез разделяют на четыре стадии:

– предшественники человека – австралопитековые;

– древнейшие люди – прогрессивные австралопитеки и архантропы;

– древние люди – палеоантропы;

– люди современного анатомического типа – неоантропы (кроманьонцы).

8. Наиболее древние находки австралопитековых датируются возрастом 4,5–6,5 млн лет. От них произошли несколько видов более поздних австралопитеков, которые отличались размерами, массой тела, особенностями в строении черепа. Первыми представителями рода Homo был прогрессивный вариант австралопитека – Человек умелый.

9. Человек умелый (Homo habilis), или зинджантроп – самая древняя ископаемая форма человеческого существа. Рядом с их ископаемыми останками обнаружены многочисленные примитивные каменные орудия труда, около 20 типов. Именно способность к изготовлению орудий, даже примитивных, представляет собой грань, отделяющую людей от обезьян. Возраст этих находок в Восточной Африке примерно 2–3 млн. лет, но есть основания считать, что первые люди могли появиться ещё раньше. Рост Человека умелого достигал 150 см, масса мозга – до 650 г.

10. Архантропы относятся ко второму виду древнейших людей, который называется Человек прямоходящий (Homo erectus). Эти люди окончательно приобрели прямую осанку, овладели огнём, гораздо лучше изготавливали орудия. К ним относятся питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и др. Приблизительные сроки их существования – от 2 млн до 200 тыс. лет назад. Рост Человека прямоходящего достигал 160 см и более, объём мозга – 800–1200 см 3 .

11. Неандертальцы или палеоантропы – последние древние люди, жившие от 250 до 35 тыс. лет назад. Они относятся к тому же виду, что и современный человек – человеку разумному (Homo sapiens), но к другому подвиду (Homo sapiens Neandertalensis). Это крайне разнообразная группа ископаемых людей как в морфологическом, так и в хронологическом отношении. Неандертальцы изготавливали более 60 типов орудий, добились большого мастерства в коллективной охоте и обладали зачатками членораздельной речи. Объём их черепной коробки составлял около 1400 см 3 . О месте неандертальцев в антропогенезе имеются три гипотезы:

– неандертальцы являются прямыми предками современных людей;

– неандертальцы внесли некоторый генетический вклад в генофонд современного человека;

– неандертальцы представляют собой боковую тупиковую ветвь эволюции гоминидов.

12. Неоантропы или кроманьонцы (Homo sapiens sapiens) – люди современного типа, жившие от 40 до 10 тыс. лет назад и заложившие основы земледелия, одомашнивания животных, религии и письменности, сложной социальной деятельности.

13. Для антропогенеза характерно уникальное для живой природы явление – влияние на эволюциюсоциальных факторов: (трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления). Помимо генетической и стадной форм памяти появилась коллективная память. Знания и умения стремительно росли, потребовалось сохранять умельцев, в том числе неспособных самостоятельно добывать пищу. Постепенно сформировался запрет на убийство, и появилась человеческая мораль. Это означало отказ от внутривидовой борьбы и резкое торможение биологической эволюции. Эволюция человека стала, прежде всего, социальной. Чисто биологическое развитие оказалось подчинено развитию общественных форм существования. Появился альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей в противоположность эгоизму.

14. Неолитическая революция (8–3 тыс. лет до нашей эры) означала переход от преимущественно присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к преимущественно производящему (земледелие, скотоводство). Экологическими последствиями неолитической революции оказалось резкое сокращение мамонтов и крупных животных, опустынивание земель.

15. Расами называются подразделения людей, которые характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения, и определённой областью распространения. Это исторически сложившиеся группировки людей (группы популяций) внутри одного биологического вида. Расы отличаются второстепенными физическими особенностями – цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д. Известные расы группируют по трём большим расам.

16. Для европеоидной (евразийской) расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или тёмно-русые волосы, серые, серо-зелёные, каре-зелёные и голубые широко открытые глаза, умеренно развитые подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. В европеоидную расу входят:

17. Представители монголоидной (азиатско-американской) расы обладают жёлтой кожей или жёлто-коричневой кожей. Для них характерны тёмные жёсткие прямые волосы, широкое уплощённое скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза, плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле. К монголоидной расе относят:

18. Люди австрало-негроидной (экваториальной) расы тёмнокожи, для них характерны курчавые тёмные волосы, широкий и плоский нос, карие или чёрные глаза, редкая растительность на лице и теле. В эту расу входят:

19. Существуют промежуточные между европеоидной и монголоидной: уральская и южносибирская расы. Промежуточными между монголоидной и негроидной являются полинезийская и курильская. Между европеоидной и негроидной занимают место южно-индийская и эфиопская расы. Иногда из негроидной выделяют австралийскую расу в качестве самостоятельной. Кроме того, ряд исследователей считает американских индейцев самостоятельной американоидной расой.

20. Расогенезом называется происхождение рас. Согласно гипотезе полицентризма человек современного типа возник в нескольких местах из разных предковых групп. Гипотеза моноцентризма (более обоснованная) предполагает появление людей в одном месте из одного предкового ствола.

21. Факторами расогенеза являются естественный отбор, мутации, изоляция, смешение популяций и др. Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определённым условиям существования. Например, приспособительным признаком является цвет кожи. Чем больше меланина в коже, придающего ей тёмную окраску, тем меньше солнечной радиации проникает в организм. Наоборот, светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез противорахитного витамина D в условиях недостатка солнечной радиации. Избыток же витамина D приводит к накапливанию кальция в костях, делая их более хрупкими. Выступающий нос у европейцев удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и лёгкие. Наоборот, широкий и плоский нос негроидов обеспечивает большую теплоотдачу.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 3666 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию