Истоки детских страхов

Детские страхи

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Журнал “Психология”

Семейные истоки страхов у детей

Работая семейным психологом, я каждый раз становлюсь свидетелем уникальной истории семьи — трудностей и радостей, любви и горя. Иногда ко мне обращаются по поводу детских страхов. Обычно родители ребенка видят страх как изолированную проблему. И на консультации они ожидают, что психолог без их помощи, как по мановению волшебной палочки исправит ситуацию.

Но во многих случаях оказывается, что хоть сам по себе страх плох, он помогает семье справляться с трудностями, играет полезную функцию, и стабилизирует всю семью. Родителям бывает неприятно признать, что они ответственны за возникновение страха у ребенка. Но, только осознав себя автором трудностей можно найти силы для поиска решения. На возникновение страха у ребенка могут влиять и другие причины — особенности его нервной системы или сильный испуг. Но вы никак не можете изменить природу ребенка или повлиять на прошлые события. А то, что вы можете изменить себя и свое поведение, дает надежду.

Я расскажу несколько историй. Чтобы не нарушать правило конфиденциальности по отношению к своим клиентам, я нарисовала вымышленные образы. Все совпадения с реальными историями случайны. Эти образы – собирательные и основаны на моем опыте работы. Возможно, в некоторых вы узнаете себя, а некоторые из них могут натолкнуть вас на новое видение своей ситуации.

Максиму 3 года. Он плохо засыпает, боится темноты, часто просыпается среди ночи от кошмаров. К тому же у него энурез. Маме приходится следить за постелью и вставать среди ночи. А потом она долго его укладывает и успокаивает. Поэтому она спит с ним рядом. А папа спит в гостиной на диване, потому что рано утром ему нужно вставать на работу. Но если рассмотреть ситуацию чуть глубже, то выясняется, что у родителей с рождения Максима почти не было сексуальных отношений. Маму это обстоятельство вполне устраивает, а вот папу – нет. Представим себе, что будет, если у Максима исчезнет энурез и проблемы со сном. Родители будут спать вдвоем. Встанет вопрос о возобновлении интимных отношений. Если жена напрямую будет отказывать, то у родителей начнутся конфликты, которые вполне могут привести к разводу. Получается, страхи Максима помогают супругам сохранить семью? И правда, психологи подметили: в семьях, где излечивают ребенка от энуреза, не проводя одновременно работы с родителями, высокий процент разводов.

Читайте также:  Метод активного слушания

Дело в том, что неосознанно мама может способствовать страхам Максима, поощрять его тревожное поведение. Каким образом? Чем больше Максим будет бояться, тем чаще мама будет рядом, оказывая внимание и заботу. И в дальнейшем, когда Максим захочет маминого присутствия, он будет плакать и капризничать. Как этой семье найти выход? Родителям стоит обсудить свои отношения. Тогда у Максима не будет необходимости спасать их брак. А чтобы не поощрять тревожное поведение малыша, маме нужно быть нежной с ним и в тот момент, когда он спокоен. Тогда у него будет меньше причин звать к себе маму, демонстрируя страхи.

Нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий, непоследовательных в своих требованиях и решениях способствует увеличению страхов у ребенка. Способствует страхам чрезмерная опека, постоянное присутствие взрослых рядом, предупреждение каждого самостоятельного шага ребенка. Высокая тревожность матери может трансформироваться в дальнейшем в подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.

Кате 8 лет и ее воспитывает одна мама. Катя боится незнакомых людей и ситуаций, боится ездить в транспорте, боится высоты. Она редко гуляет. Мама и сама очень боится за свою единственную дочь. Дело в том, что когда-то мама едва выжила в аварии, в которой погиб дедушка Кати. Мама считает себя ответственной за его смерть, и во что бы то ни стало, старается оградить свою дочь от всяческих опасностей. Катя впитывает мамин страх. Тревога матери приводит к гиперопеке и ко все возрастающей тревоге у дочери. Тревога дочери дает еще больше поводов маме заботиться о Кате и оберегать ее. С помощью сверхконтроля мама уменьшает свое чувство вины и свою тревогу. Когда мама заботится о Кате, она чувствует себя взрослой и сильной. Но чем больше она опекает Катю, тем меньше у той возможности самой научиться справляться с трудностями, учиться на своих ошибках, идти на разумный риск. Катя становится зависимой и тревожной.

Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом ребенка.

Соне 7 лет. Она пятая, последняя девочка в восточной семье. Сыновей в семье нет. Она немеет, когда ей нужно общаться со взрослыми — учителями, психологами, врачами. При взрослых она не может думать, играть, радоваться. Страх сковывает ее. От этого ее школьные оценки очень низкие. Мама Сони уже не может больше иметь детей, а ее отец обвиняет маму в том, что та не родила ему сына. Мама и сама переживает. Когда она глядит на Соню, она видит упущенную возможность родить сына и исполнить свое предназначение. Она чувствует свою беспомощность, разочарование и вину. Она искренне хочет, чтобы Соня была успешной. Но раз за разом срывает свою злость на Соню – за неуспехи в учебе, за плохое поведение. В результате Соня во всех взрослых видит тех, кто может обидеть, накричать и даже ударить. Эта злость помогает маме справиться с чувствами отчаяния и вины, а также не впасть в депрессию. И пока мама справляется со своими переживаниями таким способом, страх у дочери будет сохраняться.

Когда родитель слишком строгий и использует физические наказания — количество страхов увеличивается.

Родителям стоит насторожиться, если у ребенка проявляется навязчиво преследующий страх перед посещением школы: школьная фобия. Иногда школьная фобия появляется вследствие страха не соответствовать социальным требованиям. Это бывает, когда родители контролируют ребенка по поводу каждой написанной буквы, выполняют за детей все задания. И тогда у ребенка появляется неуверенность в своих силах, сомнения в своих знаниях и привычка надеется на помощь по любому поводу. Когда маме крайне важно, чтобы ребенок был отличником, ребенок начинает бояться отрицательного отношения матери. Этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать с места.

Николаю 11 лет. Он единственный ребенок. Любящие его родители все вложили в своего сына. В последнее время ему страшно отвечать у доски. Он панически боится писать контрольные работы, сдавать экзамены. В момент, когда он должен быть собранным, все мысли вылетают у него из головы, пропадает голос, начинают дрожать руки, все плывет перед глазами. Родители Николая ожидают от него больших успехов в учебе. У него действительно хорошие способности. Дома, в спокойной обстановке, он отлично решает задачи, пересказывает параграфы учебника. Школьные оценки стали для Николая большой ценностью, так же, как они являются ценностью для его родителей. Он ставит себе настолько высокую планку, что дотянуться до нее у него практически нет возможности. Он боится огорчить маму и рассердить папу. Боится, что с низкими оценками он не будет любим.

Рассмотрим ситуацию чуть шире. Папа Николая все время проводит на работе, приходит домой поздно. В последнее время он все чаще задает себе вопрос: может уйти из семьи? Но как только оценки Николая становятся хуже, мама призывает на помощь папу. И тогда у папы появляется смысл, чтобы остаться. Родители Николая сплачиваются, чтобы помочь сыну. Если бы не проблемы с учебой, родители Николая давно бы расстались.

Причиной страхов в этой истории являются завышенные ожидания со стороны родителей в отношении ребенка и то, что проблема скрепляет, цементирует отношения между супругами.

Галине почти 16 лет, она живет мамой. Недавно она закончил 9 классов, но никуда не поступила. Поэтому устроилась на работу. Однажды на улице ей стало плохо. Было подозрение, что это сердечный приступ. Врачи долго обследовали Галю, и ничего не нашли. Но она считает, что врачи ошибаются. Уже год она не выходит из дома – боится нового приступа. Она даже не решается выйти из квартиры. А вдруг никого не окажется рядом? Из-за этого страха ей пришлось бросить работу. Она прекратила гулять с друзьями. Через год вынужденного пребывания дома они к ней почти не заходят.

В чем причина такого страха? Неужели и в этом случае причина в семейной ситуации?

Мама Гали приехала в Москву издалека. С мужем она давно развелась. Все свое время она посвящала воспитанию дочери. Она много работала, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым. Времени на общение у нее почти не оставалось, поэтому друзей у нее нет.

Если бы этого страха не было, Галя бы работала. Она редко бывала бы дома и вскоре вышла бы замуж. Так как у них дома тесно, она стала бы жить отдельно. И тогда мама осталась бы совсем одна. Впервые за 15 лет она столкнулась бы со своим одиночеством, отчаянием и… со своими страхами.

Из этой истории видно, что хоть Гале и маме мешает страх, но каждой он выгоден. Страх приступа помогает избежать столкновения со страхом перемен. Гале страх помогает легально оставаться ребенком, не брать на себя взрослую ответственность. Маме Галин страх помогает избежать одиночества и необходимости менять свою жизнь.

Страхов мало у тех детей, родители которых уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности, склонности и интересы ребенка, считаются с их «я». В первые годы страхов меньше и они быстро сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители придерживаются одной стратегии в воспитании ребенка и не ведут «войну» с упрямством. Жизнерадостность родителей, теплое эмоциональное отношение к детям, уважение потребностей ребенка к независимости и своевременная похвала уменьшают вероятность появления страхов. Родители спокойного ребенка уверены в себе и способны помочь ему в преодолении воображаемых и реальных опасностей. Когда ребенок знает, что его может защитить не только мама, но и сильный папа, страхов становится меньше. А когда отец находится на периферии семьи страхов больше. Уверенное, спокойное, любящее поведение отца служит примером для детей.

Ответы на следующие вопросы помогу вам разобраться в семейных причинах страха. Чем страх ребенка может быть выгоден вам и вашей семье? Что плохого могло бы произойти в семье, если бы страха не было? Чего я сам боюсь? Связаны ли мои страхи со страхом ребенка? Что ребенок получает для себя важного, когда он боится? Если это ваше внимание, то давайте ему его вне зависимости от проявлений страха. Адекватны ли мои требования способностям и возможностям ребенка?

Если проявления страха у вашего ребенка долго сохраняются, если вы считаете, что страхи слишком сильные и не соответствуют возрасту, обратитесь к психологу или психоневрологу.

Детские страхи: причины и способы преодоления

Ваш пятилетка боится темноты и просит побыть в его комнате, пока он не уснёт? Это нормально! Наш новый блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает, какие детские страхи возникают у детей разного возраста, с чем они связаны и как помочь ребёнку с ними справиться.

Один из самых распространённых запросов родителей на моих консультациях — детские страхи. Родители хотят помочь ребёнку преодолеть их и, конечно же, узнать причину появления. Детский страх — это ощущение тревоги или беспокойства у ребёнка до 16 лет.

Считаю, что очень важно обращать внимание на детский страх и помогать ребёнку преодолевать его. Когда маленький человек побеждает свои страхи при поддержке родителей или специалиста, он узнаёт, что такое защита, поддержка и внутренняя сила (его самого), в полной мере. Эти знания и опыт помогают ему при формировании таких качеств, как смелость, уверенность и инициативность.

Почему так важно преодолевать страхи, я сказала, теперь давайте обсудим возможные причины появления детских страхов. Наверное, самый популярный мой ответ на этот вопрос — это то, что существуют так называемые возрастные страхи. То есть в определённом возрасте у детей появляются определённые страхи, которые обусловлены формированием психики, мозга и, конечно же, их опытом.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Причины сильных детских страхов:

1. Негативный детский опыт — это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье. Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной. Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности. Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики. Ко мне часто приводили на консультации детей, которые в ютьюбе насмотрелись страшных роликов. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

6. Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество и, конечно же, вы рядом!

7. Специалист. Мы живём в XXI веке, и найти подходящего специалиста не составляет труда. Главное — желание. Мы, детские психологи, всегда готовы помочь ребёнку и поддержать его родителей. Лично я обожаю сказкотерапию, поэтому на занятиях с дошкольниками пользуюсь этим методом. Мы слушаем сказки, сочиняем, проигрываем и оставляем свои страхи в кабинете психолога!

Читайте также:  Психологический запор у ребенка: почему он боится какать, как помочь преодолеть страх ходить в туалет «по-большому»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Детские страхи, их истоки и как их предотвратить


Если ребенок не боится ничего, вероятно, у него проблемы со здоровьем. К такому выводу пришли ученые, доказав своеобразную закономерность и даже пользу детских страхов. Оказывается страх – полезный подарок от природы: мы с его помощью предупреждены об опасности. И учимся мы этому именно в раннем детстве. О том, каковы же бывают детские страхи, их истоки и как их предотвратить и пойдет речь ниже.

Фотогалерея: Детские страхи, их истоки и как их предотвратить

Только представьте, что произойдет, если мы не будем ничего бояться. Например, превышения скорости в автомобиле будет лишь придавать нам адреналин, не предупреждая ни о чем плачевном. Ребенку тоже необходимо бояться чего-либо. Так он будет заранее подготовлен к тому, что в жизни есть и то, чего нужно опасаться. Страхи меняются у человека с возрастом. То, что в детстве приводит в дрожь, на взрослого не производит впечатления. Однако, некоторые страхи развиваются в настоящие фобии и остаются с человеком на всю его жизнь. Вот самые распространенные детские страхи и то, как следует вести себя с ними нам, взрослым.

Пылесос

Многие дети просто испытывают животный ужас при уборке квартиры с помощью пылесоса. Причем, реагируют на это предмет так плачевно в основном дети постарше – от двух лет. Дети боятся не только того, что они видят, но и того, что они слышат. Взрослые на собственном опыте знают, что шум не обязательно связан с риском, но маленький ребенок воспринимает все иначе. Он не может быть полностью уверен в том, что это за вещь издает такие страшные звуки. Он проводит аналогии и решает, что это гудящее чудище обязательно съест его или просто причинит боль. Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, предложите ему коснуться пылесоса в выключенном состоянии, погладьте его со словами: «Вот видишь, он добрый. Просто иногда громко поет песни». Но будьте осторожны – не применяйте силу! Принуждение ребенка противостоять своему страху безрассудно и глупо. Это даст лишь обратный результат. При таком влиянии боязнь и беспокойство может привести к фиксации в течение длительного времени. Вы можете попробовать купить игрушечный пылесос и научить ребенка играть с ним. Если малыш просто панически боится этой вещи – не включайте пылесос при нем. Страх со временем пройдет сам, а насильно изгнать его все равно не получится.

Детский сад

Это всегда стресс, причем как для ребенка, так и для самой мамы. Но дети идут в сад по-разному. Одни привыкают быстро, а другие истерически кричат и плачут в течение нескольких недель и даже месяцев. Для маленького ребенка самое страшное – это прощание с матерью, когда он остается один в еще несколько странном месте. Новые привычки в питании, новые игрушки, много чужих детей – здесь все отличается от дома. Для многих детей «другое» означает «страшное». Маленькие дети принимают перемены очень медленно, некоторым из них требуется чуть больше времени. В раздевалке прощайтесь с ребенком спокойно, без сюсюканья, и достаточно быстро. Не продлевайте время прощания – таким образом вы непреднамеренно дадите ребенку понять, что все хорошо и все так и должно быть. При хороших условиях в саду дети обычно рано или поздно привыкают. Некоторые даже настолько привязываются к саду, что потом не хотят идти домой.

Доктор

Кто из нас при виде белого халата не чувствует, что сердце биться сильнее? С самого первого взгляда врач не вызывает у ребенка приятные ассоциации. Он осматривает его внимательно, говорит что-то повелительным тоном, заставляет раздеться, прикладывает к нему странную холодную трубку… Кроме того, травмы детей, связанные с пребыванием в больнице, могут быть истоком долгосрочных страхов. Они иногда длятся многие месяцы. В течение этого периода, пожалуйста, постарайтесь быть очень мягкими с детьми. Не пугайте его врачами («если не будешь есть, то заболеешь и вернешься обратно в больницу»). Лучше просто получать удовольствие от того, что этап с больницей уже закончился. Поиграйте с ребенком в доктора. Лучше, если доктором будет сам малыш, а вы – его пациентом. Обычно дети любят такие игры и со временем страх перед врачами и больницей уходит.

Темнота

Что греха таить, темноты боятся и многие взрослые. Хотя мы и понимаем, что в комнате никого нет, но чувствуем там себя крайне неуютно. Что уж говорить о ребенке! В темноте мы не можем быть ни в чем уверены, следовательно, начинает «шалить» воображение (которое растет с возрастом!). Сознание начинает рисовать ужасные образы. Страх темноты является одной из самых примитивных человеческих эмоций. Потому и борьба с этим страхом обречена на провал – вы просто должны набраться терпения и переждать сложный период. Никогда не заставляйте ребенка бороться с собой, закрывая его в темной комнате! Не стыдите его. Пусть страх пройдет со временем, не оставив следа на детской психике.

Призраки

В голове каждого ребенка полно призраков, драконов и монстров. Этот этап проходит каждый ребенок. В два-три года он еще не может полностью различать, что реально, а что происходит только в его фантазии. Это самый распространенный из детских страхов: об их истоках и как их предотвратить читайте ниже.

Если вашего малыша преследуют монстры – попросите его нарисовать то, чего он боится. Тогда можно смять эту бумагу с рисунком и положить ее в корзину или посмеяться над монстром, дорисовав ему смешное лицо. И еще одна вещь: помните, что дети слышат и видят намного больше, чем вы можете себе представить!

Смажьте лицо и руки ребенка обычным детским кремом и объясните, что монстры не могут терпеть этот запах. Или обрызгайте комнату освежителем, назвав его «отпугиватель монстров». Малыш не может знать, что это обычный спрей для освежения воздуха.

Поместите в комнату ребенка ночник. Когда ребенок подрастет – он сам постепенно привыкнет спать в темноте. Он попросит вас его выключить или сам сделает это.

Не давайте маленькому ребенку смотреть телевизор! Вы не представляете, сколько даже в детских программах разных монстров, вампиров и призраков!

Нарисуйте табличку с угрожающим лицом и надписью: «Уходи, монстр!» Повесьте ее на дверь вместе с ребенком. Забавно, но это работает. Дети верят в то, что это защитит их от всех бед.

Ванна

Вероятно, ребенок помнит, что один прямо в глаза получил пеной или поскользнулся в ванной. И теперь он боится, что такой неприятный инцидент может повториться. Кроме того, в воде (особенно когда ее слишком много), малыш теряет контроль над своим телом, отсюда его страх растет. Не применяйте силу к ребенку, который боится принимать ванну. Лучше всего вам пойти с ним в ванну и поощрять его играми. Пусть войдет в воду по коленки, попускает лодочки, поиграет с уточками. Что угодно, лишь бы снять страх ребенка перед ванной и водой в ней. Не бойтесь экспериментировать – новая ситуация также в состоянии поглотить ребенка, что он забудет о страхе. Многие дети любят купаться и такие детские страхи обычно не длятся долго. Главное, не заставляйте ребенка справляться с этим страхом насильно.

Унитаз

Удивительно, но унитаз является очень популярной «страшилкой». Истоки его ясны: эта тревога часто связана со спуском воды. Ребенок видит, что вода исчезает в какой-то глубокой яме. Ему страшно. Что его самого может засосать туда. Даже если вы думаете, что этот страх является просто капризом, не стоит недооценивать его. Причина такого страха иррациональна, но сам страх – очень реален. Часто ребенка не удается переучить ходить на горшок именно из-за этого страха быть затянутым в унитаз. Странно, но такое редко связано с ванной или раковиной, хотя там тоже вода сливается бесследно. Возможно, это из-за размера самой трубы. Широкое отверстие – как огромная пещера для ребенка. Это странный, но частый и очень стойкий детский страх.

Пять «НЕ» в борьбе с детскими страхами

1. Не пугайте ребенка, даже в шутку! Не запугивайте волком, дядей милиционером и Бабой Ягой. Дети очень чувствительны к таким вещам. Они доверяют вам и все, что вы скажете, будет взято на веру.

2. Не насмехайтесь над страхами своего ребенка! Не унижайте его, называя плаксой или трусом. Скорее, следует говорить: «Я знаю, что ты боишься. Как я была маленькой, я тоже не хотела спать без света. А потом это прошло».

3. Не стоит недооценивать то, что чувствует маленький ребенок. Его страхи реальны, они мучают его по-настоящему. Не думайте, что это ерунда и отнеситесь ко всему серьезно.

4. Не провоцируйте страхи у детей. Если вы боитесь воров, сумасшедших водителей или болезней – не показывайте это ребенку. Ему не обязательно знать, что вы панически боитесь пауков. Ему бы со своими страхами справиться – а вы старайтесь всеми силами их предотвратить.

5. Не перестарайтесь в опеке. Потому что когда вы постоянно твердите ребенку: «Осторожно!» вы кодируете в его сознании убеждение, что мир является опасным, недружественным местом. Поощряйте вашего малыша, чтобы быть активными и исследовать мир.

Что делать с детскими страхами и почему они возникают?

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

  • С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.
Читайте также:  Ребёнок боится собак и кошек - что делать, как помочь преодолеть страх, советы психологов

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Ссылка на основную публикацию