Всё о шизофрении у детей: признаки, симптомы, лечение и профилактика

Коварство шизофрении у детей, ее симптомы и признаки

Шизофрения у детей – явление крайне редкое. Обычно она «расцветает» в подростковом периоде. Детской же шизофренией в психиатрии называют заболевание, проявившее себя до 12-летнего возраста.

Расстройство у детей характеризуется некоторой специфичностью симптомов и трудностью в диагностике. Бдительность родителей и квалифицированный специалист помогут вовремя распознать болезнь и начать своевременную терапию.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей – это психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

МКБ-10

Общие сведения

Термин «шизофрения» используется с начала XX века, происходит от словосочетания на греческом языке – «расщепление ума, рассудка». Название болезни отображает ее основной клинический признак – двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1-1,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше средних в 3-4 раза. Расстройство чаще диагностируется у мальчиков, гендерное соотношение 1,5:1. У подростков преобладают злокачественная параноидная, приступообразная и шизоаффективная формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями аффективного состояния.

Причины

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

  • Генетическая предрасположенность. Изменения генов (делеции, дупликации последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN), передаются от родителей либо становятся результатом мутаций, являются неспецифическими, обнаруживаются при психотических расстройствах.
  • Пренатальные воздействия. Риск шизофрении повышается при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах закладки и формирования нервной системы (алкоголизм матери, интоксикации, инфекции).
  • Семейные отношения. Развитию болезни способствует неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя утрата матери/отца, заброшенность, враждебность, необоснованная критика, навязывание чувства вины, гиперопека, воспитание «кумира», холодность, недостаток эмпатии, физическое и эмоциональное насилие.
  • Социальные условия. Факторами риска являются низкий социальный статус семьи, тяжелые материально-бытовые условия, вынужденные миграции, расовая и религиозная дискриминация, социальная изоляция.
  • Алкоголизм, наркомания. Шизофрении подвержены подростки с токсическими зависимостями. Провоцирующим фактором является использование амфетаминов, алкоголя, галлюциногенных и стимулирующих средств, каннабиса.
  • Психологические особенности. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные, личностные свойства, искажающие восприятие и оценку ситуации. Впечатлительные, поддающиеся внешнему влиянию, склонные к фантазированию дети проявляют повышенное внимание к угрозам, чересчур эмоционально реагируют на стрессовые стимулы, что становится основой для появления психотической симптоматики.
Читайте также:  Лечение косоглазия у детей упражнениями, лазером, операцией и др средствами

Патогенез

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Ребенок неспособен поддержать разговор на заданную тему, из-за недостаточной целенаправленности, хаотичности ассоциаций речь становится «разорванной», логические связки отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции становятся обедненными, уплощенными. Неадекватность аффекта проявляется равнодушием к проблемам близких людей (болезням, расставаниям, смерти), бурными реакциями страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть дурашливыми, эмоционально «холодными», пребывать в состоянии эйфории или подавленности без причины. Со временем движения теряют плавность, осанка, поза становятся дисгармоничными, лицо – «маскообразным».

В подростковом возрасте к вышеперечисленным симптомам добавляются более сложные. Развивается «метафизическая интоксикация» – склонность к беспочвенному философствованию, оторванному от реальности, отличающемуся примитивностью суждений, отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобическим синдромом – устойчивой, некорректируемой идеей о неприглядности, уродстве определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется нарушениями поведения – подросток становится грубым, проявляет негативизм, неприязнь к окружающим, демонстрирует свое превосходство. Дурашливость, детскость, гримасничанье, кривляние, бессодержательно-веселое настроение определяются при гебефреническом синдроме.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Дифференциальная диагностика

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Шизофрения у детей: симптомы, диагностика

Особые трудности в диагностике и лечении вызывает ранняя форма шизофренического процесса — шизофрения у детей . Симптомы и признаки болезни в разные периоды детства отличаются и трудно поддаются описанию и систематизации. Подтверждением диагноза и подбором терапии должен заниматься грамотный врач-психиатр, который имеет многолетний опыт работы с детьми шизофрениками.

Ставить диагноз и назначать лечение ребенку с диагнозом «шизофрения» должен опытный врач-психиатр.

Детская шизофрения начинается в раннем возрасте, когда психика только начинает развиваться. Это порождает три особенности:

  • стертость клинической картины — симптомы болезни не достигают уровня взрослой шизофрении. Например, признаками шизофрении у детей до года являются неадекватная реакция на дискомфорт, равнодушие к матери и близким. Сами по себе они кажутся ничтожными, но умелый психиатр может уже в столь малом возрасте выявить ребенка из группы риска;
  • детская специфика — заболевший ребенок много и странно фантазирует, рассуждает на философские темы; может стремится к асоциальности, бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотических веществ;
  • неравномерность развития — периоды опережения нормы чередуются с задержками. Например, ребенок поздно встал и научился ходить, но рано заговорил целыми фразами.

Эти особенности позволяют лучше понять, как проявляется шизофрения у детей в зависимости от возраста начала болезни.

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно. Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие. Объективная диагностика возможна — например, с помощью Нейротеста.

До начала полового созревания у девочек и мальчиков болезнь протекает одинаково. Психотические симптомы развиваются из детской картины мира. Действующими персонажами бреда и галлюцинаций становятся игрушки, фольклорные персонажи, вымышленные герои.

Половое созревание добавляет внешность и сексуальность к возможным болезненным переживаниям. Развитие психики и багаж знаний подростков приближается к уровню молодых взрослых. Поэтому и признаки у детей шизофреников от 12 лет и старше (в зависимости от скорости созревания) приближаются к классическим — неадекватные идеи, на которых ребенок зацикливается, «голоса», непонятные ощущения или «видения». Наблюдается чрезмерное внимание к внешнему виду (похудение вплоть до анорексии, стремление исправить несуществующие физические недостатки), бред чужих родителей, навязчивые мысли и действия, неадекватное поведение с агрессией, расторможением влечений, уходами из дома.

При отсутствии лечения и реабилитации начало заболевания искажает дальнейшее развитие личности и интеллекта . В некоторых случаях оно не только останавливается, но и регрессирует. Это может случиться и в 17, и 5 лет.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления. На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Детская шизофрения симптомами и признаками разделяется на:

  • простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;
  • гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.
  • кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест .

Нейротест — это исследование небольшой пробы крови из пальца. Если уровень исследуемых веществ повышен, то диагноз «шизофрения» подтвержден.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте

Поведение и игра крайне важны для уточнения психического здоровья. Ведь даже овладев речью, дети еще долго учатся выражать словами внутренний мир. А в игре они неосознанно проецируют свои представления и переживания.

Внимательного родителя может беспокоить игра с перевоплощениями. Ребенок стремится быть только отрицательным персонажем, имитирует социально неодобряемые действия. Из такого воплощения он выходит с трудом. Всё это может быть признаками шизофрении у детей 7 лет и младше.

Организм ребенка гораздо более восприимчив к лекарствам, поэтому препараты и их дозировки должен подбирать опытный специалист.

Подросткам чаще присущ гебоидный синдром, с грубо утрированными патологическими влечениями, половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности и морально-этических качеств. Раннее выявление и начало лечения позволяют минимизировать или избежать гебоидное поведение вовсе.

Лечением шизофрении у ребенка занимается грамотный детский психиатр. Адекватная комбинация медикаментов и регулярное наблюдение у лечащего врача помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру. Подробнее о лечении детской шизофрении .

Признаки и лечение шизофрении у детей

Чаще всего психические расстройства выявляют у взрослых людей. Некоторые из них могут впервые проявиться и в раннем возрасте. Шизофрения — одно из таких заболеваний. Для нее характерно значительное изменение личности с нарушением эмоций и снижением умственной деятельности. Шизофрения у детей имеет свои особенности, о которых должен знать каждый родитель.

Виды болезни

По МКБ шизофрению относят к категории F20, внутри которой выделяют несколько подвидов заболевания. Распознавать его в детском возрасте очень затруднительно, так как многие родители до последнего отказываются признавать даже малейшую вероятность такого серьезного отклонения у своего ребенка, из-за чего стараются оправдывать симптомы иными патологиями. При отсутствии лечения болезнь начинает усиливать свои позиции, а шизофреник сталкивается с заметным ухудшением состояния.

Шизофрения имеет свою классификацию, которую определяет форма заболевания. Они различаются по симптоматике и особенностям прогрессирования. Диагностировать точный вид очень важно, так как от этого будет зависеть лечение.

  1. Рекуррентная. Благоприятный тип болезни, отличается очень редкими и краткосрочными эпизодами проявления симптомов, которые сменяются длительными периодами нормализации состояния.
  2. Вялотекущая. Симптоматика выражается слабо, изначально ребенок очень умный, отличается психопатоподобным поведением, бредовыми мыслями о физических недостатках, со временем теряются интересы и эмоции, снижается интеллект.
  3. Приступообразно-прогредиентная. Периодичность эпизодов проявления болезни и нормализации состояния практически идентичны, во время приступов особенно заметны личностные изменения.
  4. Непрерывнотекущая. Признаки шизофрении у детей проявляются всегда, эпизодов с нормализацией состояния нет, чаще всего симптоматика постепенно усиливается, но иногда может медленно снижаться.
  5. Олигофреноподобная. Тяжелая форма заболевания, отличается яркой симптоматикой, у ребенка выражена умственная отсталость. Чаще всего не поддается лечению, но возможно ее сдерживание.

Особенно распространены у детей первые три формы болезни. Последние две встречаются несколько реже. Во всех пяти случаях она может быть опасна и требует обязательного медицинского вмешательства.

Если родственники ребенка страдают от шизофрении, то риск развития болезни и у него значительно повышается. Особенно в тех случаях, когда в семье есть несколько таких людей.

Причины

Точных причин, которые бы однозначно приводили к развитию шизофрении, не было выявлено до сих пор. Считается, что больше всего рискуют с ней столкнуться люди, имеющие различные физиологические нарушения.

  • повреждение клеток мозга в ДНК;
  • значительные гормональные сбои;
  • нарушения метаболизма углеводов и белков;
  • осложнения при вынашивании плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • плохое питание в период беременности;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • прием наркотических средств;
  • регулярные стрессы;
  • низкий уровень жизни.
Читайте также:  Ребенку 3 года не разговаривает, что делать родителям, как научить, логопедические занятия

Большинство причин связаны именно с мамой, а не самим ребенком. Если она вела неправильный образ жизни или страдала от некоторых проблем со здоровьем до и во время беременности, то все это может отразиться на ее малыше.

Симптомы

Начальные симптомы болезни могут возникнуть в разном возрасте. Именно от него же будет зависеть то, как именно будет проявляться шизофрения. Чаще всего выявлять ее удается у детей школьного возраста, так как в этот период особое внимание уделяется их интеллектуальной деятельности, которая почти всегда страдает при такой болезни.

В раннем возрасте

До 3-х лет малыши практически не разговаривают, а их умственные способности остаются весьма ограниченными. Поэтому любые отклонения выявлять в этот период очень трудно. Чаще всего первые симптомы оказывают минимальное влияние на поведение и действия ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей раннего возраста:

  • зацикленные действия, раскачивания или ходьба туда-обратно;
  • беспричинные приступы плача или смеха;
  • нарушения сна, бессонница;
  • отсутствие эмоционального ответа на приближение родителей;
  • незаинтересованность при кормлении грудью;
  • излишняя капризность, заметное беспокойство, грусть.

Некоторые врачи при перечислении подобной симптоматики даже не предполагают, что у малыша могла развиться шизофрения. В таких случаях рекомендуется настаивать на проведении полноценного обследования.

В дошкольном возрасте

Ребенок может рождаться и жить первые годы вполне нормально, не подавая никаких признаков наличия отклонений. В таких случаях часто симптоматика резко усиливается в дошкольный период. Особенно заметны изменения в поведении ребенка.

Какие симптомы могут беспокоить дошкольника:

  • необоснованные приливы страха, чаще всего они связаны с фантазиями;
  • периодические внезапные приступы смеха или плача;
  • нарушения сна, бессонница в ночное время и сонливость в дневное;
  • отказ смотреть в глаза другим людям;
  • отсутствие какой-либо мотивации или инициативы;
  • проблемы с речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • сумбурность мышления, отсутствие логики;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры с неодушевленными предметами;
  • нежелание играть, потеря эмоций;
  • зацикленность на конкретном объекте;
  • навязчивые состояния с ритуалами поведения;
  • сравнение себя с животным.

Умственные нарушения в этот период проявляются не всегда. При вялотекущей форме возможно внезапное развитие интеллекта, выделяющее ребенка на фоне сверстников. В таких случаях признаки шизофрении у ребенка вскоре ухудшаются, а вместе с ними снижаются его умственные способности.

В подростковом возрасте

Подросток испытывает симптоматику, схожую с течением шизофрении у взрослых людей. При этом уровень его развития может внезапно упасть, из-за чего поведением он будет напоминать маленьких детей.

Клинические признаки шизофрении у подростков:

  • галлюцинации слухового, тактильного или зрительного характера;
  • бредовые мысли, уверенность в наличии физических недостатков, развитие анорексии;
  • отказ от правил гигиены, искусственная изоляция от окружающих, замкнутость;
  • паранойя, навязчивое состояние, кататонические симптомы;
  • психопатоподобные наклонности, избыточная сексуальная возбудимость;
  • негатив по отношению к родителям;
  • тяга к употреблению алкоголя или наркотиков;
  • нестандартный интерес к религии или философии при отсутствии знаний о них;
  • раздробленность речи, снижение успеваемости в школе.

Душевная боль у такого ребенка может быть настолько серьезной, что в некоторых случаях возможны попытки суицида. Подобные проявления считаются большой редкостью, но имеют место и требуют особого внимания к детям.

Некоторые симптомы напоминают яркий переходный возраст, чем и оправдывается родителями необычное поведение ребенка. В таких случаях правильнее пройти обследование и точно убедиться, что с ним все нормально.

Диагностика

При детской шизофрении симптомы слишком многообразны или протекают скрытно. Поэтому определять наличие такого заболевания врачам очень тяжело. Для этого потребуется найти опытного специалиста по психиатрии, который сможет точно поставить диагноз за максимально короткие сроки. Для этого он проведет первичную беседу с ребенком, после чего назначит обследования.

Основные способны диагностики:

  • психологические тесты;
  • МРТ мозга;
  • ЭЭГ;
  • дуплексное сканирование сосудов;
  • нейротест.

Чаще всего дополнительно назначают проведение специализированных анализов крови, внутренних органов и спинномозговой жидкости. Это необходимо для дифференциации шизофрении с другими схожими болезнями. Также дополнительным диагностическим методом используют изучение рисунков пациента, с помощью которых можно проследить наличие психических отклонений.

Лечение

При ранней детской шизофрении или легких ее формах чаще всего достаточно психотерапии. За ее основу принимают регулярные беседы больного с врачом-психотерапевтом. Подобные разговоры очень эффективны для многих детей. Задачей специалиста становится восстановление всех психических аспектов жизни пациента: нормализация мышления, развитие самоуважения и самоконтроля, избавление от негативных идей и устранение иной симптоматики. Также рекомендуются сеансы семейной терапии, куда ребенок приглашается вместе с родителями.

Более тяжелые случаи требуют обязательного медикаментозного лечения, хотя и психотерапия все равно остается обязательной составляющей. Прием медикаментов помогает купировать выраженную симптоматику, помогая улучшить состояние больного. Если лечиться не удается даже таким образом, то вся терапия будет направлена на задержку развития болезни и поддержание состояния ребенка.

Из медикаментов назначают нейролептики: «Галоперидол», «Торазин», «Проликсин», «Меллерил» и некоторые другие. Вместе с этим обязательно прописывают соблюдение диеты, исключающей всю вредную пищу.

Прогноз

Дать точный прогноз врач сможет только после изучения истории болезни и проведения диагностики. Легкая форма или своевременное выявление заболевания обычно позволяют ребенку избавиться от большинства симптомов и жить обычной жизнью, никак себя не ограничивая.

При более серьезном развитии шизофрении ребенка могут лишить возможности посещать общеобразовательное учреждение, так как он способен нанести вред себе или окружающим его людям. В таких случаях учиться писать, читать и чувствовать ему приходится в домашних условиях. Чаще всего дети с такими особенностями могут нормально общаться с людьми, если получают необходимое лечение.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы уделять ребенку максимум внимания. Дети с шизофренией особенно ранимы. Поэтому требуется проявлять понимание, быть мягкими с ними и показывать свою любовь, чтобы они могли ощутить ее. Если лечение не дает результатов, и ребенок проявляет агрессию, следует все равно придерживаться правильной позиции, излучая только добро. Любые негативные действия могут ухудшить положение. При этом родителям нужно внимательно следить за режимом дня и увлечениями шизофреника, исходя из рекомендаций лечащего врача.

При отсутствии лечения или тяжелых формах шизофрении не исключено развитие аутизма, с которым иногда врачи путают заболевание по схожей симптоматике.

Народные методы

Заниматься лечением в домашних условиях можно с помощью народных методов. Применение природных средств помогает облегчить проявления болезни, напитав организм больного полезными веществами. Использовать для этого можно любые подходящие рецепты, но сначала следует проконсультироваться с врачом.

Рецепты народной медицины:

  1. Ржаной чай. Залить кипятком (1 л) рожь (1 ст. л.). Дать настояться под закрытой крышкой не менее 20 минут. Принимать утром натощак.
  2. Травяная настойка. Наполнить термос кипящей водой (350 мл), бросить внутрь наперстянку (1 ч. л.). Выдержать напиток 12 часов. Принимать по 50 мл каждые 5 часов.
  3. Шишки с ежевикой. Смешать ежевичные листья с шишками хмеля (4 ст. л.), залить все кипятком (0,5 л), дать настояться около 12 часов. Пить четырежды ежедневно по 50 мл.
  4. Спиртовая настойка с валерьяной. Размельчить корень валерианы (1 ст. л.), бросить его внутрь стакана с водкой (100 г), размешать. Принимать по 5 капель каждый день.
  5. Окопник. Залить кипятком (1 л) лекарственный окопник (1 ч. л.), прокипятить не менее 10 минут, дать настояться один час, затем процедить. Пить свежим каждый день по 1 л.

Дополнительно можно приготовить отвары из мелиссы, валерианы, мяты, липы, ромашки или чабреца. Они оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние шизофреника.

Шизофрения у ребенка не так страшна, если своевременно ее выявить и обеспечить правильное лечение. Многим удается подавить всю негативную симптоматику, но очень часто приходится лечиться всю жизнь, чтобы поддерживать психическое состояние стабильным. Очень важную роль при этом играет поведение родителей, так как от него зависит то, как больной ребенок будет воспринимать окружающий мир.

Шизофрения у детей

Шизофрения – это одно из частых психических заболеваний взрослых, у детей шизофрения встречается редко, её выраженные проявления возникают чаще всего в пубертатном (или препубертатном) возрасте.

Термин «шизофрения» происходит от греческих слов «схизо» – расщепляю, «френ» – ум. Расщепление личности, нарушение её единства проявляется в расстройстве внутренней связи психических процессов, в одновременном существовании противоположных чувств и стремлений. Поэтому реакции больного на окружающее непонятны, неестественны, поведение его кажется странным, чудаковатым. Нарушение единства отмечается и в мыслительной деятельности, нет последовательности в логических процессах. Характерным признаком шизофрении является также отрыв от реальности, тенденция к уходу в свой внутренний мир – аутизм.

Общепризнанным критерием дифференциации шизофрении является ведущий психопатологический синдром. Выделяют четыре формы шизофрении:

1) Простую, характеризующуюся нарастающим эмоциональным опустошением, расстройством мышления, аутизмом (нарушение контакта с внешним миром);

2) Гебефреническую – с разорванностью мышления, вычурностью, манерностью, дурашливостью, эйфорией;

3) Кататоническую, при которой основное место в клинической картине принадлежит кататоническим явлениям (ступор и возбуждение);

4) Параноидную – с преобладанием бредовых идей.

Для правильного понимания клинической формы шизофрении очень важно учесть не только симптоматику, но и тип течения болезни. В соответствии с типом течения могут быть выделены следующие варианты:

1) Медленно текущие с постепенным началом болезни и дальнейшим непрерывным течением процесса с небольшими обострениями, без острых приступов и без ясно очерченных ремиссий;

2) Приступообразно протекающие в виде отдельных остро (или подостро) начинающихся приступов с ремиттирующим и интермиттирующим течением;

3) Смешанные по течению формы.

Внутри каждой из этих трёх групп проводится дальнейшая дифференциация по психопатологическим синдромам.

Причины возникновения

В этиологии шизофрении у детей играет немаловажную роль генетическая предрасположенность, жизненные условия раннего детства, психологические и социальные взаимодействия, нейробиологические нарушения, однако единая органическая причина пока не установлена.

Клиническими фактами устанавливается, что часто возникновению у ребёнка шизофрении предшествует ряд внешних вредностей в форме инфекций, интоксикаций, психических травм. Не все инфекционные и токсические агенты играют одинаковую роль в возникновении шизофрении. Развитию данного заболевания относительно чаще способствуют инфекции, протекающие с небольшой интенсивностью, но длительно (такие инфекционно-аллергические заболевания, как ревматизм, из острых инфекций – повторные ангины, грипп и др.).

Патологическая анатомия

При макроскопическом исследовании характерных изменений головного мозга обычно не обнаруживается. Нередко отмечаются гипоплазии и аномалии строения различных внутренних органов и эндокринных желез (половых, щитовидной, гипофиза, надпочечника).

Данные микроскопического исследования более характерны для шизофрении, но они видоизменяются в зависимости от типа течения. Когда речь идет о медленно начинающейся форме болезни, с непрерывным течением, обычно устанавливают в нервных элементах наличие дегенеративных процессов, ведущих к гибели клеток. Такие поражения локализуются преимущественно в третьем и пятом слоях коры лобных, височных и нижнетеменных долей головного мозга. Подкорковые узлы вовлекаются в процесс относительно редко. Пролиферации мезоглии не отмечается.

В том случае, когда больные погибают в острой стадии болезни, в патологоанатомической картине отмечаются явления острого набухания периваскулярного отёка, тигролиза нервных клеток. Однако эти изменения нетипичны только для шизофрении. Они могут быть отнесены и к изменениям, возникающим в агональном периоде.

Симптомы

Клинические проявления шизофрении у детей и подростков зависят от возраста больного. Различие между детской и пубертатной шизофренией значительно больше, чем между шизофренией у подростков и взрослых.

Клиническая картина шизофрении у детей младшего возраста элементарна. Выраженные психотические проявления – галлюцинаторные и бредовые синдромы – встречаются сравнительно редко, однако основные признаки шизофрении наблюдаются и у детей. Начало данного заболевания иногда бывает острым (или подострым). Возникают состояния немотивированного, беспредметного страха, сопровождающиеся обычно зрительными галлюцинациями. Вскоре после этого ребёнок перестаёт общаться с окружающими, не играет с детьми, нередко совершенно перестает говорить (мутизм) или говорит очень мало.

В дальнейшем у некоторой части больных отмечаются более или менее выраженные кататонические явления (кратковременные застывания, негативизм, манерность, стереотипия поз и движений).

Характерны для детей, страдающих шизофренией, расстройства речи (изменение темпа, ритма, модулированности, появление аграмматизмов), утрата навыков самообслуживания и опрятности.

В начальном периоде болезни иногда наблюдаются также навязчивые состояния и ритуалы, которые первоначально имеют аффективное содержание, а в дальнейшем превращаются в двигательные стереотипы. Постепенно становится более отчетливым расстройство мышления и нарастающее эмоциональное опустошение. Бледнеет аффект, ничто не радует и не печалит больного. Нередко теряется привязанность к близким.

Гораздо чаще шизофрения у детей начинается постепенно и протекает медленно, без острых приступов. В таких случаях точно установить начало заболевания бывает достаточно трудно. Ранним симптомом чаще всего является снижение жизнерадостности, детской непосредственности и активности; наблюдаются спонтанные колебания настроения, во время которых ребёнок становится ещё более пассивным, жалуется на скуку, временами появляется тоскливость, состояние немотивированного беспокойства с двигательной ажитацией.

На фоне нарастающей вялости, безучастности, бездеятельности, часто возникают беспредметные страхи, нелепые поступки, причудливые шалости, немотивированная агрессия. Наблюдаются также расстройства со стороны двигательной сферы: движения становятся замедленными, неловкими, походка и мимика изменяются. Несколько позже обнаруживаются изменения мышления, его непоследовательность, нелогичность, часто склонность к бесплодному мудрствованию.

Дети постарше, способные к самонаблюдению и самоотчёту, жалуются на нарушение течения мыслительных процессов – «задержки», «наплывы», раздвоение мысли. Своеобразно изменяются и интересы больных детей. Вместо характерной для здорового ребёнка активной пытливости, направленной на познание конкретных явлений окружающего мира, появляются странные, оторванные от реальной жизни, чуждые данному возрасту интересы, вопросы: «что такое время», «когда всё кончится» и т. п. Излюбленным занятием становится чтение словарей, заучивание календаря, составление ненужных планов и схем географических карт. Наряду с этим обнаруживается склонность к патологическому фантазированию, часто отражающему опасения или желания больного, его патологически изменённое отношение к окружающим людям.

Особенно отчётливо выявляются все эти изменения в играх больного ребёнка, которые утрачивают живость, подвижность, творческую фантазию и становятся всё более однообразными, причудливыми по содержанию и, что особенно характерно, играми в одиночку, без участия сверстников.

По мере развития болезненного процесса, на первый план всё больше выступает эмоциональное опустошение и потеря активности, утрата аффективных связей и нарастание холодности, отчуждённости, эмоционального притупления.

Таким образом, в клинической картине шизофрении у детей достаточно выражены основные признаки болезни: нарастающий аутизм и утрата единства психики. Но у детей проявления этих нарушений более однообразны: аутизм выражается больше в своеобразных фантазиях, а расщепление психики – в автоматизмах и ритуалах.

Наряду с основными признаками, в клинической картине шизофрении есть и ряд других симптомов, которые называют «дополнительными», так как они встречаются не только при шизофрении, но и при многих других психических заболеваниях. К ним относятся:

1) Кататонические синдромы – состояния ступора и возбуждения;

2) Галлюцинации и псевдогаллюцинации;

3) Бредовые идеи;

4) Гебефренические проявления (манерность, дурашливость, нелепость поступков, разлаженность мышления);

5) Депрессивные и маниакальные картины.

Однако в клинической картине шизофрении у детей в допубертатном возрасте дополнительные симптомы не занимают такого большого места, как при шизофрении у взрослых. Из отдельных клинических синдромов, у детей относительно чаще наблюдаются кататонические явления. Из галлюцинаций чаще встречаются зрительные, реже – слуховые. Бред отмечается главным образом в рудиментарной форме (в форме бредовой настроенности) и сопровождается диффузной тревогой и страхом. По содержанию это чаще бред преследования, отношения; более сложные формы встречаются редко.

Клинические формы шизофрении, начинающейся в пубертатном возрасте, отличаются от детских:

Читайте также:  Можно ли мочить манту и что будет, если это сделать в первый день и после

1) Большей частотой возникновения;

2) Склонностью к приступообразному типу течения;

3) Более сложной клинической картиной.

У подростков, так же как у взрослых, наблюдаются разнообразные синдромы: галлюцинаторные, бредовые, депрессивные, кататонические, гебефренные и др.

Заболевание часто начинается остро: появляется тревожность, растерянность, восприятие окружающего изменяется; больной испытывает страх, галлюцинации, высказывает бредовые идеи. Характерны наблюдающиеся в это время нарушения сна (бессонница), соматические и вегетативно-сосудистые расстройства. Такие эпизодические психотические вспышки возникают иногда задолго до начала длительного приступа психоза, носят кратковременный характер. Типичными продромальными симптомами шизофрении у подростков являются нарастающая апатия, отгороженность от окружающего, снижение работоспособности, отдельные неожиданные и нелепые поступки.

В острой стадии возникает двигательное и речевое возбуждение с импульсивностью и агрессивностью, манерностью, стереотипией, негативизмом. Мышление разорвано, непоследовательно, речь бессвязна, иногда представляет только набор слов. Часто кататоническое возбуждение сменяется ступором. Иногда оба этих состояния несколько раз чередуются в течение одного приступа.

Бредовые переживания имеют разнообразное содержание: чаще всего наблюдается бред воздействия и преследования, реже – самообвинения, ещё реже – величия. Настроение изменчиво: то повышенное с оттенком весёлого, то подавленное, депрессивное, часто преобладают раздражительность и злобность. Больные недоступны контакту, негативистичны. На высоте приступа иногда отмечаются явления спутанности и нарушения ориентировки в окружающем; восприятия неотчетливы, больные не знают, где находятся, кто их окружает, не ориентируются во времени. Однако эти нарушения сознания очень кратковременны и нестойки.

В этот период болезни подростки имеют вид соматических больных: голос хриплый, лицо красное, иногда сальное, запекшиеся губы, обложенный язык. Отмечаются потливость ладоней и стоп, запах изо рта, резкий дермографизм, тремор, фибриллярные подергивания мышц лица, иногда сыпи, субфебрильная температура.

Течение болезни

Шизофрения является прогредиентным заболеванием с тенденцией к неблагоприятному исходу. Однако такая тенденция к неблагоприятному исходу отнюдь не всегда реализуется. Наблюдаются и более благоприятные формы течения с такими глубокими и длительными ремиссиями, которые можно расценить как практическое выздоровление.

Остро начавшаяся шизофрения в раннем детском возрасте протекает менее благоприятно, чем в пубертатном, в связи с тем, что шизофренический процесс поражает несформировавшийся мозг. В картине дефектного состояния у детей раннего возраста большое место занимают симптомы нарушенного развития (больные не по возрасту инфантильны), нередко отмечается и более или менее выраженная умственная отсталость. Однако нередко интенсивный рост и развитие, присущие детскому возрасту, могут оказывать и положительное влияние на течение болезни и повышать компенсаторные возможности больного. В том случае, когда процесс малоинтенсивен и течёт более медленно, ребёнок, заболевший шизофренией, продолжает развиваться и даже неплохо успевает в школьных занятиях.

Необходимо подчеркнуть, что современная терапия и благоприятные условия жизни, правильное воспитание, учитывающее патологические особенности ребёнка, могут существенным образом повысить восстановительные процессы и компенсаторные функции организма и стимулировать его дальнейшее развитие. Таким образом, может быть не только достигнута определенная компенсация причинённого болезнью ущерба, но и осуществлена профилактика дальнейших обострений шизофренического процесса.

Шизофрения, остро начавшаяся в пубертатном возрасте, нередко протекает приступообразно с хорошими ремиссиями. Длительность приступа психоза от 2-3 недель до 2-3 месяцев и больше. По окончании острой фазы больные в течение нескольких дней или недель остаются подавленными, ипохондричными, малодоступными, астеничными, неработоспособными. Иногда они бывают расторможены, грубы, несколько эйфоричны и дурашливы. Постепенно состояние больного улучшается, наступает ремиссия, которая может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Глубина ремиссии и её качество могут быть различными. При хорошем качестве ремиссии работоспособность больного более или менее быстро восстанавливается и поведение его становится упорядоченным. Относительно часто отмечается снижение работоспособности и недостаточная устойчивость поведения. Большое значение для устойчивости ремиссии имеют условия, в которых живет больной, отношение к нему родных, организация его лечения в домашних условиях (поддерживающая терапия). Для некоторых больных трудоустройство или организация трудового режима является основным фактором, способствующим хорошей компенсации дефекта.

Лечение

Для лечения больных шизофренией детей применяется ряд лечебных мероприятий, а именно:

• Инсулинотерапия. В зависимости от стадии болезни и преобладающих синдромов можно ограничиться только гипогликемическими дозами, не вызывающими шоков, или применять большие дозы, вызывающие гипогликемическую кому. Курс инсулиношоковой терапии не менее 2 месяцев. Этому виду лечения лучше поддаются больные шизофрений с малой давностью болезненного процесса.

• Нейролептические препараты. Курс лечения длительный, в течение нескольких месяцев (а иногда и лет). Выбор того или иного препарата зависит от преобладающих клинических синдромов и степени их выраженности, а также давности заболевания.

• При некоторых медленно и вяло протекающих формах шизофрении с отсутствием грубых психотических проявлений применяются различные стимулирующие и успокаивающие средства в комбинации с транквилизаторами и нейролептическими веществами. Лечение детей проводится амбулаторно в условиях психоневрологического диспансера.

Большое значение для закрепления ремиссии и предупреждения рецидивов имеет поддерживающая терапия различными лечебными средствами, которая проводится в амбулаторных условиях. При всех формах шизофрении большую роль играет и психотерапия, помогающая больному найти занятие, соответствующее его интересам и возможностям.

Рекомендуем посмотреть видео о детской шизофрении



Симптомы и признаки шизофрении у детей

Рождение малыша – это радость. Мысль о том, что у него могут быть проблемы с психикой счастливым родителям даже в голову не придет. Физические отклонения видны сразу, и если все части тела на месте, кроха считается здоровым.

И никто даже не подумает, что крепкий малыш может быть болен внутренним страшным недугом. Шизофрения симптомы и признаки у детей могут проявиться почти сразу после рождения, а могут выявить себя и гораздо позже. Статистика такова, что из ста взрослых может заболеть один, а из крошечных созданий – один из 50 тысяч.

Что такое детская шизофрения

Шизофрения – это серьезное хроническое расстройство психики. Для заболевания характерно притупление эмоций, проявление слуховых и зрительных галлюцинаций, бредовая, несвязная речь и проблемы с социумом.

Детская форма болезни по своей сути почти не отличается от взрослой, но имеет свои особенности. Появляется она неожиданно, а развивается медленно. Интеллект поражается меньше, чем при заболевании аутизмом. Симптомы детской шизофрении со временем усугубляются, если не лечатся должным образом.

Общие симптомы ─ это уход в себя, жизнь вне социума, уменьшение активности до апатии. Если ребенок обильно фантазирует, придумывает несуществующих персонажей, диковинные миры ─ это не признак болезни. Но когда фантазии настолько поглощают его сознание, что он начинает жить в несуществующем мире, то это становится симптомом и признаком шизофрении у детей.

Причины возникновения болезни

Психика – материя тонкая, не изученная до конца. Поэтому нельзя однозначно предположить, почему проявляются симптомы шизофрении у детей и развивается болезнь. Есть предположение, что причиной могут стать химические изменения в мозге. Существует вариант развития шизофрении вследствие стрессов, травм психики.

Наиболее распространенные причины:

  1. Генетика. Если дальние или близкие родственники страдали психическими расстройствами, то есть повышенный риск проявления тех же расстройств и у малыша.
  2. Риск имеют и «поздние» младенцы, которые были рождены матерью в зрелом возрасте (позднее 35 лет). Но более подвержены опасности именно рожденные поздно первенцы.
  3. Нездоровая обстановка в семье ─ ругань, алкоголизм, постоянное безденежье, недоедание, развод родителей и другие элементы неблагополучия.
  4. Перенесенные во время беременности инфекционные или вирусные болезни.
  5. Истощение матери во время беременности, перешедшее в хроническую форму.
  6. Употребление ребенком наркотиков и другие.

Многие причины связаны не с врожденными отклонениями, а с приобретенными вследствие негативных факторов, которые повлияли на неокрепшую психику крохи.

Формы заболевания

Детский тип имеет несколько разновидностей. Почти всегда признаки детской шизофрении проявляются резко, но потом недуг протекает медленно. Особенностью, которая отличает ее от взрослого типа, является наличие множества переходных форм, из-за чего поставить правильный диагноз бывает затруднительно:

  • Злокачественная форма. В основном выказывает себя в переломных периодах: в 3 года, в начале школьного обучения и в подростковом ─ от 13 до 16 лет. Начинается с нарушения речи, отсутствия эмоций. Усугубляется проявлением навязчивых страхов, беспричинного недоверия, галлюцинаций. Обычно через несколько лет после того, как злокачественный вид проявит себя, наступает временное затишье, состояние психики стабилизируется.
  • Вялотекущая. Изменения в психике и поведении протекают постепенно. Ребенок теряет привязанность к родителям, считать их «чужими». Может задавать странные вопросы, играть в игры, несвойственные для его возраста. Родителей не должно оставлять равнодушными такое поведение крохи, как беспричинная агрессия, подозрительность, монотонность в занятиях. Если видны регрессивные изменения личности – маленький человек перестает увлекаться хобби, внешне мрачен, замыкается к себе, имеет склонность к пустым длительным разговорам, бредовым навязчивым идеям, одержим чем-либо — самое время обратиться к специалисту. Самостоятельно очень сложно выявить недуг в его вялотекущем виде.
  • Форма приступов. У маленьких пациентов определяют симптомы, которые не свойственны взрослым. Это приступы страха, изощренные фантазии, граничащие с патологией, несвязность речи, ухудшение развития. Очередной приступ каждый раз добавляет новые проявления.
  • Периодическая. Проявляется чаще у девочек. Нередко совпадает с сильными инфекционными болезнями или периодом стресса. Проявляется таким симптомом, как необоснованная боязнь чего-то перед сном, иногда гиперактивностью перед засыпанием. Здесь сложно понять, шалость это или начало развития патологии. По мере развития проявляются зрительные галлюцинации, депрессивное состояние, иногда бред в высказываниях. В более старшем возрасте может быть выявлен навязчивый страх смерти как своей, так и близких, наблюдаться нарушение сердцебиения, озноб, истерическое состояние, растерянность, спутанность сознания, вплоть до физических нарушений с повышением температуры, как при вирусном заболевании. Развивается достаточно опасное состояние, которое требует срочного вмешательства для спасения жизни больного.

Симптоматика проявления заболевания в младенчестве

Ранняя детская шизофрения может проявиться сразу после рождения. Как ее распознать? Изначально сфокусированный взгляд, что для младенцев – странное явление. При этом кроха очень мало спит, в отличие от здоровых детей, которые просыпаются лишь на короткое время.

Младенец может спать всего несколько часов, а остальное время бодрствовать. Кажется, что крошечный человечек наблюдает за несуществующими вещами и иногда не реагирует на настоящие предметы, которые движутся. Наблюдается замедление в развитии первоначальной моторики.

Шизофрения в детском возрасте от 3 до 7 лет

В возрасте постарше шизофреники кажутся детьми без внутреннего стержня, без интереса к жизни, который естественен у здоровых людей. Отсутствие жизненной энергии, проявление аутизма, холодность к людям и общению может в конечном итоге привести к полной деградации личности.

Недуг в таком возрасте можно распознать по нарушению целостности восприятия происходящего вокруг. Внимание концентрируется на мелочах, деталях, при этом наблюдается полнейшая несостоятельность соединить все воедино, отделить важное от пустого. Крошечные существа живут, словно во сне, да и отличить свои сновидения от реальной жизни им сложно. Им трудно найти друзей и создать прочные дружеские отношения.

Если проблема прогрессирует, становится острой, она может проявляться в невозможности оценить чужие эмоции, особенно на картинах, в кинофильмах.

Малыш видит все фрагментарно, однобоко, судит только со своей точки зрения, опираясь на свои личные ощущения, не выходя при этом из своего придуманного мира.

Еще несколько признаков:

  • Ребенок проводит дни в истерике, плачет без причины. Плач приступообразный.
  • Отказ участия в общих играх с детьми.
  • Странное поведение, сложно уловимый смысл речи.
  • Малыш бросается в крайности: либо он апатичен, либо крайне возбудим.
  • Кроха отказывается смотреть в глаза.

Подростковый период

Заболевание у детей и подростков имеет 4 формы:

  1. Простая. Отчужденность, уход в себя, потеря интереса к учебе и хобби, проявление жестокости, воровство.
  2. Гебефреническая. Взрослый школьник начинает вести себя на уровне первоклассника, наблюдается странное манерное поведение, в чем-то вычурное, веселье без причины.
  3. Кататоническая. Нарушения в двигательном аппарате, ступор или возбуждение.
  4. Параноидальная. Галлюцинации, неадекватное восприятие собственной внешности, негативное отношение к родителям. Стремление стать худым, полный отказ от пищи на уровне невротической анорексии, как результат – истощение.

Характеристики болезни, проявляющейся у подростков, имеют различную направленность. Благодаря им реально выявить патологическое поведение. Явные признаки паранойи, когда подросток уверен, что все настроены против него, имеющие устойчивый характер.

Любое слово родителей он воспринимает как оскорбление, насилие, реагирует агрессивно. Появляются галлюцинации, как слуховые, так и зрительные.

Взрослеющие школьники отказываются от личной гигиены, опускаются, становятся неряшливыми. Иногда доходит до того, что почистить зубы или помыться превращается в настоящую пытку.

Возникновение страха на почве галлюцинаций. Маленькие люди видят несуществующих животных или существ, которые говорят с ними, приходят к ним иногда, иногда пытаются подружиться. Иногда пациент даже четко указывает место, где находится некто, с кем он общается.

Подросток перестает интересоваться друзьями, которых приобрел за небольшой отрезок своей жизни, играть в любимые игры. Больше проводит времени в одиночестве, общаясь с несуществующими героями.

Непредсказуемость в эмоциях приводит к тому, что негативные и позитивные проявления появляются одновременно. При этом подросток ведет себя дурашливо, высказывает бредовые мысли. Часто наблюдается поведение, присущее малышам, что в возрасте от 13 лет выглядит странно и пугающе.

Стремление причинить вред окружающим, себе представляется больному подростку очень занятным и веселым. Он может бить посуду, драться, портить отношения с родителями, делая всяческие пакости.

Хаотичное мышление вызывает такую же речь. Когда подросток особенно разговорчив, речь его не имеет направленности и определенной тематики. Возникает ощущение, будто он читает книгу, вырывая оттуда отдельно взятые выражения. При этом нарушения речи могут быть, когда подросток не может сконцентрироваться на том, что ему говорят, прервать беседу на ровном месте и начать слушать звуковые галлюцинации.

Диагностика заболевания

Диагностика до сих пор не имеет четкой направленности. Этот вопрос открыт, так как выяснилось, что большая часть детей, у которых расстройство мышления было выявлено в подростковом возрасте, болели с самого раннего детства, но диагноз не был поставлен вовремя.

Диагностируется заболевание психиатром. Специалист способен поставить диагноз при общении с пациентом, проведении тестов, видя эмоциональную заторможенность, личностные нарушения, слабоумие.

Если негативные моменты четко не проявляются, обязан назначить полное обследование нервной системы, головного мозга, которые помогут показать наличие других патологий и увидеть картину состояния маленького пациента более целостно.

Методы лечения

Лечение происходит сложно, так как психическое расстройство затрагивает многие аспекты личностного развития маленького человека.

Болезнь требует комплексного подхода, при котором показаны фармацевтические препараты, психологическая поддержка и психотерапевтические сеансы, направленные на уменьшение проявлений и максимальное излечение недуга.

Лечение лучше проводить под наблюдением специалиста, а не самостоятельно ища свои методы помощи крохе. В раннем детстве реально избавить пациента от симптомов, но полностью недуг невозможно вылечить. Часто назначают такие препараты, как антидепрессанты, противосудорожные.

Лекарства, имеющие в составе литий, помогают избавиться от галлюцинаций. Проводится интенсивная психотерапия, при которой пациента учат контактировать с другими людьми, расслабляться, успокаиваться в стрессовых ситуациях.

Прогноз

Шизофрения у детей и подростков не имеет абсолютно благоприятного прогноза.

При положительном исходе возможно частичное выздоровление, когда все негативные симптомы перестают прогрессировать, не проявляются в своем первоначальном виде.

Если исход неблагоприятен, то проблема набирает обороты, симптомы обостряются и в итоге ребенок превращается в слабоумного, без возможности повернуть процесс в обратную сторону.

Надеемся, наша статья позволит вам распознать признаки шизофрении у детей и своевременно провести диагностику и адекватное лечение.

Ссылка на основную публикацию