Какой режим дня младшего школьника оптимальный для его здоровья

Режим дня младшего школьника
статья по теме

В статье рассказывается как организовать режим дня школьника. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию детского организма, укрепляет их здоровье, прививает полезные привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Режим дня младшего школьника.

Первый год учебы в школе – самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Чтобы усидеть 45 минут урока, нужна особая тренированность, а ее пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы – это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности. Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом. Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе. Вот как должен строиться день ребенка-первоклассника. Поскольку занятия начинаются у нас в 8.30, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок должен делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. С 7.30 до 7.50 – завтрак. 20 минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду. На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе. С того времени, когда у первоклассника кончаются уроки, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку. Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким – прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой – катание на санках и коньках. Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух. Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий. Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением. У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи. Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна – так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идут под рубрикой «Экран – детям», и время их обычно не бывает после 18.30. Спать нужно ложиться не позднее 21.00. Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату. Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном дневном сне. В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни – максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе. Режим дня:

7.00-7.30 – самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

7.50-8.15 – дорога в школу

8.30-12.30 -занятия в школе.

13.00-14.30 – обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

14.30-16.00 – игры на воздухе.

16.00-17.00 – приготовление уроков.

17.00-19.00 – свободные занятия (по выбору детей).

19.00-20.30 – свободное время.

20.30-21.00 – подготовка к сну (личная гигиена)

Режим дня первоклассника

Как правильно и рационально организовать режим дня для первоклассника?

Все мы знаем, что такое режим и что этот самый режим очень важен для здоровья нашего ребенка и просто необходим не только для скорейшей адаптации малыша к школе, но и для успешного обучения. Теоретически:

Ну, а на практике, что тут скрывать, зачастую родителей бывает трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушением этого злосчастного режима.

А ведь режим не просто так придуман врачами и педагогами, он основан на закономерностях, по которым живет организм. Наш организм насквозь пронизан ритмами. Ритмично все – работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга.

Ритмичность, регулярность, распорядок всегда и все находили полезным и положительно влияющим на самочувствие и настроение.

А для здоровья и правильного развития маленького человека продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Важно помнить, что нет и не будет универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. И все-таки:

1.Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т.е. в 7.00 -7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко находится Ваш дом от школы. Однако, утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться и собраться.

Итак, включаем бодрую музыку и начинаем утреннюю зарядку. Верно, не зря ее называют зарядкой, она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.

2.Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении. Длительность зарядки для детей 6-7-летнего возраста – 10-15 минут.

Часто родители жалуются, что ребенка “никак не заставить” делать утреннюю гимнастику или, что на это “не хватает времени”.

Разумеется, если Вы сами валяетесь в постели, а несчастному ребенку командуете: “Быстрее! Энергичнее! Давай, веселей!”, он чувствует себя мучеником, начинает хныкать и отказываться. Но можно помочь! Заставьте себя надеть спортивный костюм и вместе с ребенком начинайте зарядку.

Да, я понимаю, наверное, Вы приведете мне много доводов и оговорок, почему у нас не получается делать зарядку по утрам и приучать к ней ребенка. У нас действительно мало времени, и хочется поспать лишние 10 минуток, и не хочется будить несчастное дитя раньше времени: Я понимаю, это непросто: И все-таки попробуйте:

3. Не все дети любят рано завтракать. Не надо настаивать, важно сохранить у ребенка хорошее настроение. И готовьте ему завтрак из продуктов, которые он ест с удовольствием. Лучше всего, если до школы он сможет ходить пешком, лишняя прогулка на свежем воздухе пойдет на пользу.

Итак, ребенок пришел из школы.

Одна из наиболее частых родительских ошибок – усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Дорогие родители, ни в коем случае не повторяйте этой ошибки!

Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление – закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности! И накопление, кумуляция утомления чревато неприятностями.

4.Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для них врачи настаивают на обязательной организации дневного сна.

5.Другой способ восстановления сил – прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Гигиенисты считают, что нормальное время прогулки для школьников младших классов – не меньше 3-3,5 часа. Увы – столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста.

Работоспособность человека, и ребенка в том числе, – одна из функций, которая ритмически меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов (не зря большинство школьников учится в первую смену), а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам.

6.Таким образом, наиболее целесообразное время для выполнения домашнего задания с 16 часов, т.е. на подъеме работоспособности.

По нормативным указаниям в первой половине учебного года первоклассникам домашние задания запрещаются. Однако, как всем нам известно, задание все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем через каждые 15-20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика в чистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один “присест”. Работа в один присест, по принципу “пока не закончишь, не встанешь”, малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

С поступлением в школу многие родители стараются определить ребенка еще и в музыкальную школу, плюс бассейн, танцы и парочка иностранных языков. И получается, как в известном стихотворении А. Барто:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

-За кружок по рисованию

Тоже все голосовали:

Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития Вашего малыша. Но подумайте, насколько они посильны для ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.

Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда Ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же Вы решили, что дополнительные занятия необходимы Вашему ребенку, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.

И, пожалуйста, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Они способствуют росту, развитию ребенка и прекрасно снимают “школьное” утомление.

7. И, наконец, наш самый больной вопрос, дорогие друзья, – это телевизор и компьютер.

Я не открою Вам Америки, если скажу, что многочасовой просмотр телевизора и продолжительные игры на компьютере – это большая эмоциональная и зрительная нагрузка для ребенка.

Вы, наверное, скажете, что это нереально, однако, врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 часа. К сожалению, всем нам известно, что чадо просиживает у экрана гораздо больше времени. А, если еще учесть выходные:.

И все-таки, прошу Вас, дорогие родители, пожалуйста, ограничивайте продолжительность просмотра телевизора и игр на компьютере. Поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал из просмотренной телепередачи или попросите пересказать увиденный фильм. И не забывайте, врачи установили, что расстояние между экраном и зрителями (при нормальном зрении) должно быть не меньше 2 м и не больше 5 м.

8.Вечером необходимо выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком (дома или на прогулке). Проверьте, как приготовлены уроки (приготовлению уроков мы посвятим отдельный выпуск). А чтобы утром не тратить лишнее время на сборы и избавить ребенка от двойки по физкультуре из-за забытой спортивной формы, приучите своего ребенка собирать все необходимое для школы с вечера.

9. Не забывайте, что полноценный сон – это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Не сомневайтесь, не выспавшийся малыш “проспит” все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна . Ребенок младших классов должен ложиться спать не позднее 21.00 . Лучше, если перед сном, вместо просмотра кровавого боевика или еще чего-нибудь в этом духе, Вы выйдете прогуляться с ребенком минут на 15-20. Малыш уснет быстрее, и спать будет спокойнее. Кстати, в выходные время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.

Если Вы еще не составили режим дня для своего ученика, то составьте и обсудите его вместе с ребёнком. И постепенно реализуйте этот режим дня в жизнь.

Пусть в поле зрения у ребенка будут часы, чтобы он мог сам регулировать свой ритм работы. Когда распорядок дня закрепится в сознании и подсознании малыша, необходимость в напоминаниях и контроле отпадет.

С уважением к Вам школьный психолог.

При подготовке выпуска использованы материалы Степановой М. И. Режим дня первоклассника // Вестник образования России.10,2003,С.62-70

Режим дня первоклассника

Примерный режим дня младшего школьника

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели туалет

Какой режим дня младшего школьника оптимальный для его здоровья

    Главная
  • Список секций
  • Окружающий мир
  • Режим дня и его влияние на организм

Режим дня и его влияние на организм

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи: – сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования – режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.

Основные элементы здорового образа жизни.

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

– состояния медицины – на 10%;

– влияния экологических факторов – на 20-25%;

– генетических факторов – на 20%;

– условий и образа жизни – на 50%.

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

Режим дня и биоритмы человека.

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы»,

обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

Суточные ритмы человека

Фаза замедления биоритмов.

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00-12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.

Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».

В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Рисунок 1. Динамика работоспособности.

Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

– нормальному росту и развитию детей;

– восстановлению нервной системы;

– бодрое состояние в течение длительного времени;

-помогает выработать полезные привычки и навыки;

– способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

– отставанию в физическом и умственном развитии;

– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня.

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

– рациональное чередование работы и отдыха;

– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

– пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;

– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Каким должен быть режим дня младшего школьника?

Вот и приближается завершение первого учебного полугодия. Дети уже достаточно устали от школы, становятся раздражительными, теряют аппетит, у них ухудшается успеваемость и снижается иммунитет.

Причиной этого может быть неудачно подобранный режим дня или его отсутствие.

Почему распорядок дня настолько важен для ребенка? Как правильно организовать жизнь младшего школьника и почему нужно учитывать при этом сезонные изменения?

Давайте разбираться вместе.

Для чего нужно соблюдать режим дня?

Режим дня — четко установленый распорядок жизни ребенка в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Правильно организованный режим дня — необходимое условие нормального развития ребенка, укрепление его здоровья, поддержания высокого уровня физической и умственной активности.

Нарушение распорядка может привести к следующим последствиям:

1. Снижению работоспособности организма.

2. Уменьшению концентрации внимания.

3. Быстрой утомляемости, которая может проявляться как вялостью, так и повышенной возбудимостью, несдержанностью.

4. Раздражению и капризности ребенка.

А режим дня, который соответствует возрастным потребностям ребенка, имеет большое воспитательное значение, приучая ее к порядку и организованности.

К тому же, соблюдение режима влияет на развитие нервной системы, вырабатывая привычку к определенной деятельности, и предотвращает возникновение негативных эмоциональных состояний и переутомления.

Поскольку все процессы в организме носят ритмичный характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и взаимодействию всех органов и систем.

Как правильно организовать режим дня ребенка младшего школьного возраста?

Организация режима дня меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, семейных особенностей воспитания и сезонных изменений времен года.

Основными компонентами режима дня должны быть:

  • сон;
  • пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом);
  • учебная деятельность в школе и дома;
  • отдых по собственному выбору (свободное время);
  • занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках;
  • прием пищи;
  • личная гигиена.

В программе «‎Сніданок з 1+1» врач-педиатр Анна Гнилоскуренко рассказала, как организовать режим дня для школьника:

1. Следует найти баланс между обучением, отдыхом и физической деятельностью.

2. Дети начальных классов должны ложиться спать не позднее 21:30.

3. Между временем, когда ребенок проснулся и когда идет в школу, должно пройти не менее 40 минут.

4. Каждое утро школьник должен выпивать стакан воды, после этого делать зарядку.

5. Когда организм проснулся, обязательно стоит позавтракать, ведь пропущенный утренний прием пищи может стать причиной возникновения серьезных заболеваний.

6. 2-3 раза в неделю ребенок должен посещать спортивные кружки.

Эксперт утверждает, что соблюдение режима особо важно для первоклассников. Они страдают не только от большой нагрузки, но и через психическую усталость от коллектива.

Поєтому упорядоченность, чередование труда и отдыха способствует лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушение режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Ориентировочный режим дня ребенка младшего школьного возраста:

1. Подъем — 7.00-7.10

Наиболее благоприятное время подъема младшего школьника — 7-7.30 утра (общая продолжительность ночного сна должна составлять 10-10,5 часов).

2. Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика — 7.10-7.30

Начинать день малышам стоит с утренней гимнастики. Она позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое настроение. После зарядки желательно принять душ. Затем одеться, убрать кровать и позавтракать.

3. Завтрак — 7.30-7.45

Для правильного развития организма, сохранения работоспособности детям необходимо соблюдать режим питания.

Ведь изменения интервалов между едой часто приводят к нарушению аппетита у детей.

4. Пребывание в школе (учебное время) — 8.30-13.00

Очень полезно перед началом занятий прогуляться в течение 20 — 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает производительность усвоения учебного материала.

Кроме того, ребенку стоит приходить за 10-15 мин до начала занятий, чтобы спокойно подготовиться к уроку. Это позволит сконцентрироваться на материале учебной деятельности.

5. Прогулка — 13.00-13.30

Целесообразно предусмотреть в режиме прогулки до обеда длительностью 30 мин-1,5 часа.

Пребывание на открытом воздухе — наиболее эффективный вид отдыха, который восстанавливает организм после занятий, повышает работоспособность ребенка до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий.

Во время прогулок кровь насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы. К тому же, пребывание на свежем воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и малоподвижности.

6. Обед 13.30-14.00

Для учеников начальной школы образовательных учреждений предполагается организация двухразового питания, что предусматривает наличие обеда и полдника (обязательно для групп продленного дня).

7. Сон для первоклассников и детей с ослабленным здоровьем — 14.00-15.00

Детям с ослабленным здоровьем, которые быстро устают, с повышенной возбудимостью нервной системы, необходим также дневной сон продолжительностью 1-1,5 часа.

Кроме того, специалисты рекомендуют дневной сон всем первоклассникам (в период острой адаптации к обучению его можно продлить до 2 ч).

8. Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45

Длительность пребывания на свежем воздухе для учеников младших классов должна составлять 3-3,5 ч.

К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что негативно сказывается на их здоровье и работоспособности.

9. Полдник — 15.45-16.00

10. Самостоятельные учебные занятия — 16.00-18.00

Самоподготовку ученикам рекомендуется начинать с заданий средней сложности, затем переходить к более сложному и тяжелому материалу, а завершать работу выполнением легких задач. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу. Соответственно сложные задачи будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивной деятельности.

Сначала лучше выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

11. Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00

В режиме дня ученика предполагается время, которое он использует согласно своим желаниям, интересам, индивидуальным способностям.

12. Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня стоит использовать продукты, богатые на животный белок. А на ужин — молочно-растительные продукты.

13. Помощь по дому 19.30-20.00

Определенное количество времени времени дети могут посвятить посильной помощи семье, выполняя определенную работу по дому. Младших школьников можно привлекать к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и животными и т.п.

14. Вечерняя прогулка — 20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе.

Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает усталость, появляющаяся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию.

15. Гигиенические процедуры, приготовления ко сну — 20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточно времени отводится для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.

16. Ночной сон — 21.00-21.30

Общая продолжительность ночного сна младшего школьника должна составлять 10-10,5 ч.

Конечно, это лишь ориентировочная схема: режим должен составляться индивидуально для каждого ребенка.

К тому же, важно вносить сезонные изменения в режим дня. В осеннее и зимнее время в связи с особенностями погоды несколько сокращается пребывание ребенка на свежем воздухе в течение дня (занятия по физкультуре проводятся в помещении, вечерние прогулки отменяются через короткий световой день и т.д.). Поэтому следует увеличить время обеденной прогулки после учебных занятий.

Как мы видим, режим дня чрезвычайно важен для нормального развития ребенка младшего школьного возраста. К тому же, это один из самых эффективных способов профилактики заболеваний и оздоровления детей.

Но родители следует помнить, что главным в распорядке дня есть разумное чередование умственных и физических нагрузок, труда и отдыха. А любая деятельность (как интеллектуальная, так и физическая) должна быть посильной для младшего школьника, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное восстановление организма.

Режим дня детей младшего школьного возраста

Подъем 7.00

Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.00-7.30

Начинать свой день младшему школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаѐт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.

Завтрак 7.30-7.45

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания.

Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приѐм пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05

Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.

В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.

13.05-13.30 Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин – 1,5 часа.

Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий.

Во время прогулок насыщение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Обед 13.30-14.00

Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлѐнного дня).

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00

Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющиеся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч.

Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч, чтобы смягчить десинхронизирующее влияние этих нагрузок.

Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45

Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов – 3- 3,5 ч.

Полдник 15.45-16.00

Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00

Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий.

Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности.

Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00

В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1—1,5 ч.

Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно- растительные продукты.

Работа по дому 19.30-20.00

В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому.

Младшие школьники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п.

Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.

Вечерняя прогулка 20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин.

Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем.

В общей сложности дети младшего школьного возраста должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день.

К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.

Какой режим дня младшего школьника оптимальный для его здоровья

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При

этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в ясли, детский сад или школу могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый – адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов – стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект – торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни ЦНС отличается функциональной слабостью. Внешние раздражители являются сильными для нервной системы ребенка и вызывают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч. ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

• в 7-10 лет – 11-10 ч.;

• в 11-14 лет – 10-9 ч.;

• в 15-17 лет – 9-8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в 1-ю смену (8 ч. 30 мин. и даже в 8 ч. 00 мин.) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность

Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч. и в 16-18 ч. При этом 1-й подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее 2-го.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно 1-ю половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а 2-ю – провести в спокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) – до 1 ч., во 2-м классе – до 1,5 ч., в 3-4-м классах – до 2ч.,в 5-6-м классах – до 2,5 ч.,в 7-м классе – до 3 ч., в 8-11-м классах – до 3,5 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч. необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5-3 ч, в старшем – 2-2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1-1,5 ч., среднего и старшего – 1,5-2,5 ч. в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями.

Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на ПК, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходе за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду. Дети 7-9-летнего возраста должны содержать в чистоте обувь и платье, производить уборку постели, несложные работы по уходу за помещением (проветривание, вытирание пыли, подметание влажным способом, поливка цветов), уход за участком школы (сбор листьев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за уголком живой природы).

У детей 10-11-летнего возраста по сравнению с 7-9-летними детьми степень самообслуживания расширяется за счет следующих видов деятельности: мелкий ремонт одежды и стирка своих вещей (трусы, майки, носки, платки), поддержание чистоты и порядка на участке школы (подметание дорожек, сгребание листьев), собирание вредителей растений, уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений, ягод и грибов.

Дети 14-15 лет могут в дополнение к указанным видам деятельности привлекаться к дежурству на кухне, чистке овощей, мытью столовой и чайной посуды, работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений, уборка и вывоз мусора и др.) и превышающим их физические возможности (мытье полов в начальных классах, стирка крупных предметов вручную вплоть до 15-летнего возраста).

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ , 2020

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 100

Канцелярия +7 (861) 255-11-54
прием посетителей пн., вт., ср., чт. с 10.00 до 16.00
ПТ. и предпраздничные дни с 10.00 до 13.00
перерыв с 13.00 до 13.48

Режим дня детей младшего школьного возраста

Режим дня для детей младшего школьного возраста имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для детей младшего школьного возраста невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый ребёнок, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня для детей младшего школьного возраста надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе ребёнка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:

Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.

– Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.

– Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха ребёнка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.

– Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.

– Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. – Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.

– Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у ребёнка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.

При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2-2,5 ч.

В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1-1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходу за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду.

В таблице приведен примерный режим дня детей младшего школьного возраста:

12-13 лет

Утро – время подъема

7.00 .

Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет

7.00 — 7.30.

7.00 — 7.30.

Легкий первый завтрак

7.30 — 7.50 .

7.30 — 7.50 .

Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий

7.50 — 8.20 .

7.50 — 8.20 .

Учеба, занятия в школе

8.30 — 14.00.

8.30 — 14.30 .

Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой)

14.00 — 14.30

14.30 — 15.00 .

14.30 — 15.00 .

15.00 — 15.30 .

Время для прогулок, игр и занятий спортом

15.00 — 17.00.

15.30 — 17.00 .

17.00 —17.15 .

Время для приготовления домашних учебных заданий

17.00 — 19.30 .

17.00 — 20.00 .

Ужин и занятия по выбору, по интересам

19.30 — 21.00.

20.00 — 21.30.

Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь

21.00 — 21.30 .

21.30 — 22.00 .

21.30 — 7.00 .

22.00 — 7.00 .

Необходимо активное участие ребёнка при составлении распорядка дня, это даст лишний стимул к его выполнению. Желательно также красиво оформить плакат «Мой режим дня», это будет способствовать также и эстетическому воспитанию школьника.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Читайте также:  Новорожденный или грудничок много спит - причины, стоит ли беспокоиться и как помочь ребенку
Ссылка на основную публикацию