Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками – полезные рекомендации

Как правильно научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Время – сложный термин, который необходимо объяснить ребенку. Процесс объяснения усложняет еще тот факт, что время – абстрактное, его нельзя оценить визуально или ощутить тактильно. Несмотря на это, важно научить ребенка разбираться во времени – это поможет ему с легкостью работать не только с электрическими часами, но и с механическими.

Чтобы разобраться с тем, как научить ребенка понимать часы, важно учитывать не только возраст малыша, но и его уровень развития. Это поможет грамотно спланировать весь курс обучения, чтобы правильно подать новый материал.

Для чего ребенка учить определять время по часам

Осознавать, какое на данный момент время – важный и сложный навык, на который потребуется потратить много сил. Однако определять время по часам должен научиться каждый. Ведь такой навык поможет малышу в следующем:

  • Отличать и овладеть терминами – «утро», «обед», «вечер» и «ночь». Ведь именно с этой информации в дальнейшем дети начинают знакомиться с временами года, днями и месяцами.
  • Спланированный распорядок. Понимая, сколько сейчас время, малыш сможет придерживаться определенного режима и планировать собственный день – сам или заручиться поддержкой родителей.
  • Познакомиться понятием – «сутки». Это важная составляющая на пути к тому, чтобы выучить дни, ориентируясь в их определениях.

Таким образом, изучение часов является основой, так называемой базой. Благодаря этому дети смогут запомнить собственный распорядок дня и привыкнуть к своему режиму.

Когда начинать обучение

Течение времени малыши ощущают сразу же после своего появления на свет. В первую очередь это связано со связью малыша и мамы, временем кормления дитя. Становясь старше, ребенок постепенно осознает, что после дня приходит ночь, используя эти знания с уже хорошо выученными для него процессами:

  • прием пищи;
  • прогулки с родителями;
  • вечерние процедуры.

Чтобы понять, когда приступить к процессу обучения, рекомендуется учесть тот факт, как малыш может распознавать цифры. Обучение часам рекомендуется начинать, когда дети уверенно считают в голос до 60 или дальше, а также знает, что такое двузначные числа. В основном, такие знания приходят ближе к шестилетнему возрасту.

Перед школой каждый дошкольник обязательно должен знать, что означает термин «сутки», знать его составляющие, осознавая понятия «сегодня», «завтра», «вчера». У дошкольников должен быть спланированный распорядок дня, который они уж успели выучить наизусть.

Обучить ребенка намного проще, если он сам «подскажет» родителям, когда можно начинать. К примеру, дети могут интересоваться у родителей: сколько показывают часы в определенный момент; 30 минут – это много или мало; через сколько мы отправимся на прогулку. Прежде чем родители услышат подобные вопросы от своего чада, у них должна быть грамотно спланированная стратегия того, как именно они будут обучать свое чадо понятию «время».

Что должен знать ребенок, чтобы определять время

Перед началом процесса обучения, родители должны точно знать, какой информацией их чадо уже владеет и какой у него минимальный набор знаний. Если во время учебы было замечено, что малыш владеет далеко не всеми базовыми понятиями, тогда необходимо заполнить данные пробелы. После проверки пройденного материала – можно переходить на следующий уровень.

Чтобы научить ребенка понимать часы со стрелками, нужно быть уверенным, что он умеет и знает необходимый минимум:

  • свободно и без запинки считать от 1 до 12;
  • распознавать цифры от 1 до 12 в тексте и среди других чисел;
  • распознавать стрелки, безошибочно определять, какая из них показывает минуты, а какая – часы;
  • показывать направление движения стрелок;
  • считать до 30;
  • считать до 30 «пятерками» – 5, 10, 15 и дальше.

Одной из самых распространенных ошибок родителей является их желание рассказать своему чаду обо всем и сразу. Часто взрослые начинают с ребенком изучать цифры от 1 до 12 и сразу же показывают ему часы. В результате он не успеет усвоить даже первую часть новой информации.

Знакомим ребенка с понятием «время»

Осознавать время детвора может в возрасте от 2 до 3 лет – это самый подходящий период, когда родители должны подробно объяснить малышу, что такое последовательность событий. Важно, чтобы ребенок понял такие понятия – «сначала», «сейчас» и «потом». Для этого рекомендуется проговаривать, какая сейчас часть дня и что пора сделать:

  • утром сделать зарядку;
  • днем поиграть с родителями или своими сверстниками;
  • вечером почитать книгу.

Необходимо вместе со своим чадом планировать распорядок дня на следующий день. При этом можно каждый день вспоминать – что происходило вчера.

Также, стоит изучить более детально временные промежутки. Это необходимо делать, проговаривая запланированные действия: «посмотрим мультфильм еще 20 минут» или «завтра в 8 вечера почитаем сказки».

Используя такой план обучения, родители могут быть уверенными, что к 4-5 годам ребенок с легкостью выучит, что такое сутки и, какие их составляющие. Для закрепления знаний можно читать вместе с ребенком различные стихи и рассказы, связанные со временем, днями недели. Кроме того можно выучить короткие песни, которые быстро запоминаются.

Переходим к понятию минут и часов

После изучения и осознания термина «час», переходим к работе с механизмом со стрелками и знакомимся с понятием «минута». Потребуется придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Объясните ребенку визуальные отличия: одна стрелка короткая и толстая, а вторая – продолговатая и тонкая. Разъясните своему чаду, что ход каждой из стрелок начинается и заканчивается возле цифры 12.
  2. Важно пояснить, что 1 час = 60 минут.
  3. Необходимо обратить особое внимание на изучение каждого пятиминутного деления – начиная с 12 до 1 часа. Если ребенок еще не умеет, тогда важно научить его считать «пятерками».
  4. Разбираясь с тем, как научить ребенка пользоваться часами, важно подметить, что минутная стрелка более быстрая по сравнению с часовой: когда часовая сдвинется на одно деление, минутная обойдет весь циферблат. Предложите малышу вместе понаблюдать за ходом минутной стрелки.

Изучая «минуты» и «часы» крайне важно, чтобы ребенок ознакомился с еще одним необходимым определением – полчаса. Родители должны показать малышу, где находится минутная стрелка. Затем, можно будет показать расположение стрелки на 5, 10, 15, 20 и 25 минутах.

Мастерим самодельные часы

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо научилось с легкостью определять время, ориентируясь по суткам. Можно воспользоваться самодельной игрушкой-тренажером в виде часов:

  • Используем картон и вырезаем два одинаковых по размеру круга различных оттенков. Один светлый круг – потребуется украсить цифрами от 1 до 12. Эти часы будут показывать дневное время. Для ночного времени используют круг темного цвета, и указывают цифры от 13 до 24.
  • Дополнительно вырезают стрелки разных размеров и цветовых оттенков. Чтобы ребенок первое время не путался – стрелки можно подписать.
  • «Ночные» часы подкладываем вниз под «дневные», на которых нужно по бокам немного надрезать каждую цифру. Таким образом, при поднятии картонного отрезка образовывается небольшое окно.

  • Посередине самодельных часов потребуется прикрепить две стрелки, используя специальную декоративную кнопку.
  • Покажите крохе картонные часы и расскажите, какой «дневной» цифре соответствует «ночная». При каждом изменении положения стрелок, не забывайте, спрашивать у ребенка время. Это отличная тренировка, которую можно проводить в любое удобное время.
  • Игры для закрепления знаний

    Все теоретические знания обязательно должны быть подкреплены практикой, а именно упражнениями в игровой форме. Это отличная «проверка» полученных навыков. Для усвоения обретенных знаний, можно предложить малышу несколько интересных игр:

      Используя макет часов – бумажный или картонный, родители могут спланировать детский день. При этом важно учитывать пожелания ребенка и вписываться в режим его предложения. Выставьте стрелки на время, когда ребенок просыпается, и предложите ему дальше самостоятельно передвигать минутные и часовые стрелки по ходу выполнения определенного задания.

  • «Верно – не верно». Время от времени передвигайте стрелки на часах и спрашивайте малыша, правильно ли показывают часы. Чтобы проверить, как малыш ориентируется в понятиях «день/ночь», можно играть с малышом в такую игру: днем выставить вечернее время и спросить у ребенка правильно ли показывают часы. В случае отрицательного ответа попросить чадо рассказать, почему он так думает.
  • Во время изучения важно ознакомить ребенка и с более сложными определениями – полдень, четверть часа. Для этого можно предложить ему поиграть в автостанцию, где необходимо правильно отправлять автобусы – точно в указанное время. Предложите малышу самостоятельно передвигать стрелки, указывая – какое время нужно выбрать.

    Как быстро научить ребенка понимать время по часам? Советы, методики, упражнения

    Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

    Когда начинать обучение?

    Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

    Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.

    С чего начинать обучение?

    Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.

    Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.

    Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.

    Видео учимся понимать время по часам

    Стрелки и циферблат часов

    Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

    Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

    Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

    Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

    Четверть и половина часа

    Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах. Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка. Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.

    Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

    Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.

    Время до и после полудня

    Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

    Читайте также:  Многоразовые подгузники что это такое, как ими пользоваться, как сделать своими руками и прочее

    Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

    Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.

    Игры для закрепления материала

    Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

    • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
    • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
    • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
    • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.

    Советы

    • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
    • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
    • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
    • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
    • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
    • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
    • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

    Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

    Как научить ребенка понимать часы

    Время идет, дети растут, и неизбежно приходит пора, когда им приходится учиться определять его с помощью часов. Ведь осознанное восприятие, четкое понимание и эффективное использование временных ресурсов как своих, так и окружающего нас Мира не заложено в нас матушкой-природой изначально. И если наши органы чувств комплексно дают нам весьма действенные сигналы о том: что, как и где с нами происходит, то ощущение Времени, мало того, что не менее субъективно – оно еще и весьма относительно по своей природе. И чтобы убедиться и почувствовать это, вовсе не обязательно быть гениальным Альбертом Эйнштейном с его приснопамятной Теорией относительности. 😉

    Индикация времени – цифровая (электронная) vs. аналоговой (стрелочной)

    Для того, чтобы привести эту относительность к некоему общему знаменателю, человечество было вынуждено изобретать различные приборы, отсчитывающие и измеряющие Время. Как известно, люди уже более пятисот лет ведут отсчет текущего времени с помощью механических часов, а с 1969 года с этой важнейшей задачей стали еще успешнее справляться и, столь привычные теперь нам, кварцевые часы. Вместе с которыми, кроме доминирующей ранее стрелочной индикации времени, появилась еще и цифровая, называемая в простонародье «электронной». Ну, а разнообразных видов часов со стрелочной и электронной индикацией в нынешнее время хоть пруд пруди: и наручные, и настенные, и настольные, и напольные и т.д.

    Практически для любого взрослого человека узнать и озвучить «который сейчас час» не представляет никаких проблем. Но, как научить ребенка всей этой стрелочно-электронной часовой премудрости? Изучению приборов с каким видом индикации отдать предпочтение, начиная обучение по определению времени с помощью часов?

    На этот счет бытуют диаметрально противоположные взгляды, но все же большинство экспертов и педагогов высказывают мнение, что в первую очередь необходимо помочь ребенку научиться понимать время на часах со стрелками. И согласитесь, уважаемые читатели, в этом есть вполне очевидная логика: массовое засилье цифровой индикации времени «вынужденно знакомит» с ней наших детей едва ли не с пеленок, ой простите, с памперсов. 🙂

    Когда начинать учить ребенка понимать часы со стрелками?

    Понятно, что совсем не здорово дождаться, когда ребенок проявит целенаправленный интерес и напрямую попросит: «А научите-ка меня, дорогие родители, понимать время по часам!». Можно, конечно, ничего особенного и не предпринимать, понадеявшись, что наша система образования в ближайшее время включит в программу обучения для младшей школы освоение и «часовых знаний». Например, как это сделали в 2014 году британцы.

    Их программа по математике теперь имеет четкую возрастную привязку – в каком возрасте ребенок должен усвоить определенные знания для свободного понимания времени по часам со стрелками. Итак, за четыре первых года учебы учащиеся должны быть обучены:

    1. 1-й год (возраст 5-6 лет) – представлению, что такое целый час, половина часа, и умению нарисовать соответствующее этому расположение стрелок на циферблате;
    2. 2-й год (возраст 6-7 лет) – понятию «пятиминутных» интервалов, включая такое понятие как четверть часа, и умению нарисовать соответствующие расположения стрелок на циферблате. Нужно знать количество минут в часе и число часов в сутках.
    3. 3-й год (возраст 7-8 лет) – умению рассказать и записать время в часах, минутах и секундах, отображаемое стрелочными часами, в том числе используя римские цифры от I до XII, а также в 12-ти и 24-ти часовых форматах. Нужно знать количество секунд в минуте и количество дней в каждом месяце, году, включая високосный; уметь сравнивать продолжительность событий (например, чтобы вычислить время, затрачиваемое на проведение событий или выполнение задач). Определять и называть время с точностью до ближайшей минуты, записывать и сравнивать время в секундах, минутах и часах. Иметь в словарном запасе и владеть такими понятиями как: часы, утро, полдень, до полудня, после полудня, полночь, после полуночи.
    4. 4-й год (возраст 8-9 лет) – должен определять, записывать и преобразовывать показание времени между аналоговым и цифровым, 12-ти и 24-ти часовыми форматами, выполнять преобразования (например, от часа до минуты), решать проблемы, связанные с преобразованием единиц времени.

    С чего начать знакомство со стрелочным временем?

    Но школа школой, а как же быть нам: родителям, бабушкам и дедушкам, желающим, не дожидаясь помощи школы, посодействовать родному дитяти в освоении часовой грамотности?
    Для начала давайте попытаемся обобщить, что же должен знать и уметь ребенок для того, чтобы процесс обучения определению времени по часам со стрелками стал для него и своевременным и успешным.

    1. Свободно считать от 1 до 100, или как минимум до 60.
    2. Считать «пятерками» – 5, 10, 15, 20, 25, и т.д. до 60.
    3. Иметь общие представление о времени – понимать значение понятий: утро, день, вечер, ночь и их циклический характер.
    4. Распознавать и по возможности уметь записать числа от 1 до 12.
    5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина» и навыки их правильного использования.

    Таким образом, прежде чем непосредственно начать изучать часы и детали циферблата, начните с общих понятий, связанных со временем: что такое «утром, днем, вечером». Для этого почаще рассказывайте ребенку о тех событиях его жизни, которые происходят с ним в определенное время дня, например, «мы завтракаем по утрам» или «мы ложимся спать по ночам». Возьмите в привычку комментировать сколько времени занимают такие регулярные действия из повседневной жизни, как, например, чистка зубов, завтрак или, как долго Вы будете отсутствовать дома. Упоминания в этой связи любимых занятий вашего ребенка тоже посодействуют его интересу наблюдать за течением времени. Сообщите ему, например, что его любимая программа начнется по телевизору через 10 минут и на «всякий случай» установите будильник или таймер для напоминания.

    Выбираем наглядные «часовые макеты»

    Примите как факт, что не существует какого-то универсального способа, как быстро и успешно научить ребенка понимать стрелочное время. Мы согласны с тем, что ныне при возникновении вопроса любого характера проще всего разыскать готовые «советы бывалых» в Инете и следовать по их «опытным стопам». Но подумайте, а не лучше ли попробовать организовать процесс обучения часам вашего ребенка «по-своему». Это же ведь ваш ребенок, и кто лучше Вас знает его текущий уровень математической подготовки и степень восприятия им абстрактных понятий («утро», «день», «сутки» и т.д.)?
    В любом случае – решать Вам, ну, а мы лишь предлагаем несколько типичных вариантов «часовых макетов» для практических занятий по изучению стрелочных часов. Ведь без помощи какого-либо из них будет сложно обойтись во время учебы.

    1. Вместе с ребенком Вы самостоятельно сооружаете что-то «похожее на часы».

    Для осуществления этого варианта в Интернете есть масса советов и рецептов изготовления «типа часов» – из самых разнообразных материалов и с различными способами разметки циферблатов.

    В данном случае, кроме последующего обучающего эффекта, есть возможность дать ребенку проявить еще и его художественно-оформительские таланты.

    2. Покупаете что-то «похожее на часы» промышленного изготовления

    Далее действуете согласно инструкциям, обязательно прилагаемым к таким «Учебным часам».

    3. Берете уже готовые кварцевые настенные часы и вместе с ребенком проводите небольшой разметочный «апгрейд» их циферблата.

    На наш же экспертный взгляд наиболее эффективным и серьезным даже в глазах ребенка будет выбор в пользу третьего варианта – практические занятия с настоящими часами. Для этой цели подойдет большинство из выпускаемых сегодня настенных часов – еще вполне рабочих или даже тех, у которых сломался двигатель. Главное, чтобы колесная система часов была в порядке, стрелки были на своих местах, а на циферблате изначально присутствовала поминутная разметка. Ведь весь смысл в использовании реальных, а не игрушечных часов состоит именно в том, что движение минутной и часовой стрелок в таких часах взаимосвязано, и ребенок может в динамике наблюдать процесс того, как они обе движутся, а не мысленно что-то еще «докручивать».

    Кроме того, полагаем, что раскрутить корпус часов, частично их разобрать и дооформить циферблат более подробной часовой «разметкой» – и ребенку и Вам вероятно будет еще интереснее, чем вырезать «макет часов» из картона или одноразовой пластмассовой посуды.

    Практические занятия со стрелочными часами

    1. Разбираемся с циферблатом

    • На циферблате ровно по кругу размечены 60 минутных и 12 часовых меток.
    • Положение целых часов отмечено соответствующими цифрами и совпадает с «пятиминутными» интервалами минут.

    * Если на часах есть секундная стрелка, то минутная разметка используется для подсчета секунд. Но об этом не обязательно рассказывать ребенку в первую очередь.

    2. Разбираемся со стрелками и их движением

    • Длинная стрелка часов отвечает за показание минут и называется «минутная», а короткая стрелка часов отвечает за показание часов и называется «часовая».
    • Обе стрелки движутся по кругу – от 1 до 12 и дальше снова 1, 2, 3 и т.д.
    • Минутная стрелка совершает полный круг, отсчитав 60 минут. За это время часовая стрелка постепенно перемещается вперед с одного часового деления на следующее часовое деление.
    • Когда минутная стрелка указывает вертикально вверх на «12 часов», то часовая стрелка должна строго указывать на какой-либо час («сейчас ровно два часа», «сейчас ровно шесть часов» и т.д.)

    * Если у часов есть секундная стрелка, то совершив полный круг по циферблату, она переместит минутную стрелку на одно деление минутной шкалы. Движение часовой стрелки при этом будет практически незаметным, хотя она тоже движется вперед.

    Таким образом, в часах самая быстрая по скорости движения – это секундная стрелка, затем – минутная и, наконец, часовая, которая движется медленнее всех.

    3. Вращаем стрелки и комментируем наши действия

    • Вращая колесико на часовом механизме, следим как с разной скоростью по кругу движутся минутная и часовая стрелки.
    • Делаем остановки минутной стрелки на каждом часе, комментируя при этом сколько минут, а не часов она показывает. Усваивая таким образом «пятиминутные» интервалы.
    • Закончив вращение минутной стрелки в положении «12 часов», обращаем внимание ребенка на то, где остановилась часовая стрелка, и на который из часов она показывает.
    • Затем ребенок вращает колесико часового механизма и по вашей просьбе самостоятельно демонстрирует «ровно тот или другой час», «пять минут, десять минут» и т.д.
    • На следующем этапе обучения, вращая стрелки, познакомьте ребенка с такими понятиями, как: «пол часа» и «четверть часа». После ребенок демонстрирует, как: часы показывают «пол часа» и «четверть часа».
    • После усвоения предыдущих этапов переходите к поминутному определению времени. Например, выставьте стрелки на «9:32» и объясните ребенку, сколько точно времени они показывают. Затем попросите, чтобы он назвал какое-то время, а вы выставите его на часах.
    Читайте также:  Как правильно подмывать девочку под краном и ухаживать за половыми органами ребенка

    5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

    Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам. Теория и практические задания, игры и упражнения, с которых можно начать — читайте и пробуйте.

    На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

    Случается так, что уже в приличном возрасте люди признаются, что пользуются только электронными часами. И у всех одна причина — либо родители не объяснили им в детстве, как использовать часы со стрелками, либо объяснили ошибочно. Чтобы такого не произошло, важно не оставлять проблему без внимания. С чего же начать учить ребенка понимать время по часам?

    Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

    Прежде чем приступить к изучению времени, проверьте, насколько ваш ребенок понимает основы. Умеет ли он считать? Ориентируется ли в ключевых понятиях, связанных со временем? Нередко родители сталкиваются с трудностями в обучении и упорно не замечают корень проблемы (ребенок путает “лево” и “право”, недостаточно хорошо считает и т.д.) Поэтому будет полезно пробежаться по основным умениям и удостовериться, что пробелов, которые могут помешать ребенку продвинуться далее, нет.

    Считать до 60

    Как минимум. А лучше вообще до 100. Закрепляем навык счета упражнениями:

    • — называем двойные числа, которые видим (это могут быть ценники в магазине, номера домов и др.);
    • — тренируем обратный счет (от 100 к 1);
    • — учимся называть «соседей» круглых чисел (50 — соседи 49 и 51, 90 — соседи 89 и 91 и т.д.).

    Считать числами, которые кратны 5

    Наверняка вы уже объяснили ребенку, что такие числа всегда оканчиваются на 5 либо на 0. Осталось научиться без запинок их перечислять и использовать.

    • — считаем числами, кратными 5, в прямом и обратном порядке;
    • — моделируем задачи, где требуется считать пятерками (Влад решил отжиматься каждый день по пять раз. Сколько раз он будет отжиматься за неделю, две недели, месяц? Как изменятся эти числа, если со второго месяца Влад будет отжиматься не 5, а 10 раз в день?)

    • Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. Обязательно порешайте «Умный счёт» и «Логические задачи».
    • Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

    Различать «лево» и «право»

    Для учебы в целом и чтобы не путать понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том числе.

    Иметь общее представление о времени

    Объясняем ребенку понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «прошлое», «настоящее», «будущее»; «утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки». Часто дети сами связывают время с конкретным событием: «утром я делал зарядку», «в обед я ел суп», «перед сном я чистил зубы» и т.п. Поэтому объясняя вышеперечисленные понятия, родителю лучше всего привязывать к ним конкретные события.

    Успешно прошли подготовительный этап? Теперь можем учить ребенка понимать время по часам со стрелками.

    Учим ребенка понимать время по часам со стрелками

    Ох уж эти взрослые! И почему они разрешают смотреть мультики всего каких-то 15 или 20 минут? Для детей время — непонятная цифра. Чтобы разобраться, откуда она берется, понадобятся часы со стрелками. Если дома таковых нет, а есть только электронные, ребенку будет и вовсе сложно понять, что же такое время. Поэтому первый шаг для родителя — обзавестись настенными или специальными детскими часами, на которых будут четко видны цифры и стрелки.

    Знакомим ребенка с устройством часов

    Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

    Все основные понятия обязательно свяжите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

    Учим ребенка «читать» часовую и минутную стрелки одновременно

    Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

    Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

    Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

    В идеале у ребенка должны быть «черновые» часики, которые он сможет «эксплуатировать», как ему угодно: выставлять на них время, дописывать «тени» каждой из цифр, подписывать названия стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них нужно снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если вы не нашли таких дома, мы предлагаем вам смастерить свои.

    Мастерим самодельные часы

    Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

    Как смастерить часы самостоятельно

    Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

    Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

    Игры и задания с часами

    Закрепить умение определять время по часам помогут игры и задания.

    «Который час»

    Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

    Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

    «Рисуем пиццу»

    Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

    «Режим дня»

    Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

    «Два варианта назвать время»

    Расскажите ребенку, что время можно называть по-разному (к примеру, 1 час 18 минут — это восемнадцать минут второго и т.д.). Запишите на листке второй, более сложный вариант, и укажите цифры-подсказки, чтобы ребенку было проще справиться (пример: «без пяти восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно откажитесь от подсказок.

    «Кубики»

    Для игры понадобится 4 игральных кубика и наши самодельные часы. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

    • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
    • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
    • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

    Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

    Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

    Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

    Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

    Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

    Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

    В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

    Учим ребёнка определять время по часам: когда и как

    Чувство времени очень важно для любого человека, ведь от этого зависит эффективная организация его деятельности. Заботливые родители ещё до школы задумываются о том, как научить своё чадо определять время по часам. Это поможет ребёнку стать более дисциплинированным, пунктуальным, самому планировать свой день. Как же правильно преподнести малышу полезные знания? Как заинтересовать дошкольника?

    В каком возрасте ребёнок готов понимать время

    Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.

    Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы

    Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).

    Обычно это объясняют дошкольникам в детском саду. Однако не все дети посещают дошкольное учреждение или делают это нерегулярно.

    Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

    Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.

    Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

    Как уже было сказано, прежде чем знакомить малыша с часами со стрелками, нужно, чтобы он осознал само понятие времени (делать это можно задолго до занятий с часами, уже в 3–4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информацию следует разбить на конкретные блоки.

      Время не стоит на месте, оно всё время движется, «течёт». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернётся, настоящее — один миг, который происходит сейчас, будущее — события, которые ещё наступят. Нужно обязательно приводить конкретные примеры: «Сегодня утром ты гулял во дворе, сейчас мы с тобой разговариваем, вечером будем есть вкусный ужин». Также полезно разглядывание фотоальбома («Смотри, какой ты был маленький, и какой стал»). Обязательно следует использовать дидактические материалы, например, игру «Сначала и потом». Ребёнку предлагаются картинки предметов и объектов, а потом другие карточки с изображением того, что с ними стало по прошествии времени. Задача дошкольника — составить пары карточек.

    Читайте также:  Ребенку 3 года не разговаривает, что делать родителям, как научить, логопедические занятия

    Подобный материал поможет ребёнку почувствовать, что время не стоит на месте, а всё время движется

    Обычно дети легко понимают, что такое времена года

    Ключевым понятием для обучения станут части суток

    Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

    Конечно же, для успешного обучения дошкольник сам должен быть заинтересован разобраться с устройством часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

    1. Рассказать малышу, что часы просто необходимы человеку, чтобы никуда не опаздывать, распределять своё время.
    2. Почаще обращать внимание на временные промежутки: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдём гулять», «Ты ляжешь спать в 9 часов, а пока можешь поиграть» и т. п.
    3. Повесить в комнате ребёнка оригинальные часы, привлекающие его внимание, и предложить научиться их понимать.

    Оригинальные настенные часы обязательно привлекут внимание ребёнка

    Перед тем как знакомить малыша с часами со стрелками, можно показать ему песочные

    Чтобы мотивировать ребёнка, можно купить ему красивые наручные часы

    Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

    Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

    Запоминание и понимание чисел

    Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста. Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д. до 60).

    Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

    Можно объяснить, что нас интересуют числа, которые оканчиваются на 0 и на 5.

    Знакомство с циферблатом и стрелками

    Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

    Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

    Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

    Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

    Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

    Необходимо вскользь упомянуть и про секундную стрелку, рассказать, что она бывает не на всех часах. Это стрелочка, которая движется очень быстро, ведь секунда — очень короткая единица времени, это буквально один миг.

    Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

    Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

    Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять).

    Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

    Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

    Переходим к минутам

    Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

    После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

    Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

    После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

    Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

    Вначале может быть немного сложно, но многократные повторения сделают своё дело. Кроме того, чтобы проще было считать большие промежутки, можно вначале разделять их на две части: 30 минут и 10 минут — получается 40 минут.

    Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д. Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат.

    Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

    Также стоит заметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, то часто говорят «сейчас 30 минут» и т. д.

    Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

    Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

    Здесь есть один нюанс. Малыш должен усвоить, что когда движется минутная стрелка, то и часовая чуть-чуть сдвигается. Например, если время 5 часов 30 минут, то часовая стрелка будет не на отметке «5», о посередине между «5» и «6» (Ведь уже не ровно 5 часов, а прошло определённое время).

    Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

    Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

    И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

    Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

      Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

    Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры

    Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»

    Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время довольно условное. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребёнок просто должен понять, что когда мы говорим, например, 19 часов, то это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и т. д. А потренироваться в этом он как раз-таки может на указанном тренажёре.

    Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

    Как научить ребёнка определять время?

    Елена Гетманская
    Как научить ребёнка определять время?

    Цель: изучение циферблата часов способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.

    К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.

    Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь.Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет.

    Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего.Беседу с детьми лучше строить на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то,что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее.

    Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. Потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года.

    Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.

    После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.

    Сначала определили, для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. (Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные).

    Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.

    На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Обьясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов, в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т. д.

    Для закрепления играли в игры.

    • Расположи по-разному стрелки и определи “Который сейчас час?”

    12.00 – двенадцать часов

    10.00 – десять часов.

    • Подбери к часам соответствующие картинки.

    • Играй – изучай «Изучаем время».

    Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах», «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».

    При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего).

    На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя сколько минут, показывает стрелка находясь на каждой цифре циферблата. Для этого мы с детьми изготовили с детьми дидактическое пособие – бумажные часики.

    Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут,25 минут, 30 минут.

    Играли в игры на закрепление минут.Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью” Который сейчас час”.Например: 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.

    Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.

    Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять”.

    Использовала ресурсы интернета: http://www.razvitierebenka.com/ http://www.razumniki.ru/

    Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

    Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно – развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

    Ссылка на основную публикацию