Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

Практическая работа № 2 “Определение уровня физического развития ребенка по антропометрическим данным с помощью центильных таблиц”

Цель. Научиться оценивать показатели физического развития ребенка с помощью центильных таблиц.

Материалы и оборудование.Центильные таблицы для определения уровня физического развития детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь теоретическим введением и приведенным ниже примером научитесь пользоваться центильными таблицами.

Что такое центильная таблица?

В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа (табл. 1-12). Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу.

При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область «очень высоких величин», свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэто­му требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для того, чтобы воспользоваться данными таблицы, сначала необходимо провести все необходимые измерения и определить точный возраст ребенка. На первом году жизни в связи с бурным ростом ребенка измерения обычно проводят ежемесячно, а возраст определяют так:

к 1 месяцу относятся дети от 16 дней после рождения до 1 месяца 15 дней,

к 2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д.

От 1 года до трех лет измерения проводят каждые три месяца. Годовалым считается ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев 15 дней,

к 1 году 3 месяцам относят детей в возрасте от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам – от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней и т.д.

С трех до 7 лет показатели снимают каждые полгода, после 7 лет – каждый год. Трехлетним считается ребенок от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к 3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д.

за 7 лет считается возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней,

за 8 лет – от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее, учитывая пол и возраст ребенка, определяют коридор, в котором находится каждая из измеренных величин, делают выводы об отклонении их от уровня «средних величин».

Полученные данные используют также для определение соматотипа ребенка и гармоничности его развития.

Соматотип определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрара с выделением у здоровых детей (то есть без ожирения и гипотрофии) следующих трех соматотипов: микросоматический (или астеник), мезосоматический (или нормостеник) и макросоматический (гиперстеник). Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 – развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более – налицо резко дисгармоничное развитие.

Можно также дополнительно определить соотношение массы и длины тела. Оно позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка. Для этой цели составлены таблицы, где за основу берется длина тела (табл. 9-12).

По аналогии с центильной шкалой, показание искомой величины массы тела в области 1 коридора (до 3 центиля) может говорить об «очень низком питании», в зоне 2 коридора (от 3 до 10 центиля) – о «низком питании», в зоне 3 коридора – о питании «ниже среднего» и т. д. Вместе с тем, следует помнить, что статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания, т. к. не учитывается возраст ребенка. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет средней или нормальной в то время, как ребенок по возрасту отстает в физическом развитии.

С целью точного определения уровня физического развития существует вспомогательная таблица скрининг-диагностики отклонений в физическом развитии, учитывающая как характеристику длины тела (роста) по возрасту, так и массы тела по отношению к длине (не учитывая возраст). После того, как ребенок измерен, определяется зона нахождения данных результатов («центильный коридор») и на пересечении значений длины по возрасту и массы по длине получаем (находим) формализованную оценку физического развития (табл. скрининг-диагностики 13,14).

Калинин Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата обследования 8.01.2001 г. В период обследования длина тела – 60 см, масса – 5600 гр., окружность груди 39 см, головы – 40 см.

Определяем возраст ребенка – 3 месяца.

Определяем коридоры для каждой характеристики. Длина тела – IV кор. (табл. 1), средняя величина; масса тела — IV кор. (табл. 2), средняя величина; окружность груди — IV кор. (табл. 3), средняя величина; окружность головы — IV кор. (табл. 4), средняя величина.

Определяем соматотип ребенка (объем головы не учитываем). Сумма коридоров составляет 4+4+4=12 – мезосоматотип.

Определяем гармоничность развития. Все параметры находятся в одном коридоре – гармоничное развитие.

По таблице массы по длине (табл.12) – III кор. Питание ниже среднего.

По таблице скрининг-диагностики (табл. 13-14) пересечение III (масса по длине) и IV (длина тела) коридоров – нормальное физическое развитие.

Задание 2. С помощью центильных таблиц определите уровень физического развития детей, антропометрические данные которых приведены ниже. Запишите в тетради полученные результаты так, как это показано в примере.

Семенов Павел, новорожденный., Длина при рождении – 50 см, масса – 2 600 гр., окружность груди – 32 см, окружность головы – 34 см.

Иванов Гриша, 10 месяцев. Длина тела – 75 см, масса – 11 кг , окружность груди – 45 см, окружность головы – 47 см.

Воронина Соня, 4 года. Длина тела – 87 см , масса – 12 кг , окружность груди – 50 см .

Задание 3. С помощью графического отображения центильных таблиц (графики 1-6) определите уровень физического развития развития Марины и Стаса. Запишите в тетради полученные результаты по пунктам 1-4 так, как это показано в примере. Вывод о питании детей и их общем уровне физического развития сделайте сами, исходя из полученных коридоров.

Марина. Родилась 6 января 1988 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина – 152 см, масса – 38 кг, окружность груди – 70 см.

Читайте также:  Как отучить ребёнка грызть ногти - что делать в разном возрасте, средства и рецепты

Стас. Родился 17 апреля 1987 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина – 178 см, масса – 53 кг, окружность груди – 82 см.

Перцентильные (процентильные) таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек

Перцентильные таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек от 2 до 20 лет. На рис. 1 и 2 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Центильные таблицы (или графики) показывают количественные границы роста и массы тела.

Таблицы составлены для мальчиков и девочек различного возраста по показателям роста, веса, окружности груди и головы. То, как ваш ребенок растет, является простым и точным способом определения общего состояния его здоровья и развития.

Перцентильные (процентильные) таблицы для оценки роста и веса мальчиков и девочек

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


Рис.1

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


Рис.2

На рисунках 1 и 2 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см .

Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

Что такое перцентили (процентили)?

По-английски это слово означает «процент». Средняя линия — 50-я перцентиль — это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика — 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика — 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль — это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я — это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Центильные таблицы физического развития мальчиков:

Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца – на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышу необходимо обследование.

Центильные таблицы физического развития девочек:

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Центильные таблицы для мальчиков

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца — на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышке необходимо обследование.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу.

Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере.

Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.

конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Читайте также:  Когда и где проколоть уши ребенку пистолетом: во сколько прокалывать уши и какой требуется уход

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии?

Под центилем понимается определенное число, отражающее параметры развития ребенка, например, роста, окружности головы или длины тела. Такие показатели определяются путем изучения группы испытуемых и выявления закономерностей развития, свойственных большинству, а затем объединяются в группы, формируя центильные таблицы.

Разделения на группы в центильных таблицах проводятся следующим образом:

  • Для изучения произвольно отбирают группу детей и измеряют их, например, рост.
  • Наиболее часто встречающиеся показатели роста определяют, как среднее арифметическое и помещают в середину таблицы под значением «50%».
  • Отклонения в меньшую сторону помещают в таблице слева, где самым левым столбцом будет наиболее низкий рост.
  • Отклонения в большую сторону помещают в таблице справа, где самым правым столбцом будет наиболее большой рост.

В этих таблицах самыми нераспространенными являются крайние столбцы, значение которых не превышает от 6 до 11% от общего количества исследуемых.

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.

Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).

Оценка развития ребёнка / по центильным таблицам
статья (младшая группа) по теме

Статья дает ответ на вопрос, который интересует многих родителей – о соответствии роста и массы тела ребёнка его возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_dlya_roditeley_otsenka_razvitiya_rebenka.docx828.27 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка развития ребёнка

по центильным таблицам

Родителей наиболее часто интересует вопрос о соответствии роста и массы тела их ребёнка его возрасту. Существуют самые различные методы определения показателей физического развития для определённого возраста. Эти методы и приёмы носят название антропометрических (греч. athropos человек + metreo – мерить, измерять). Антропометрическое исследование вашего ребёнка с последующей оценкой результатов происходит практически при каждом посещении участкового врача, при поступлении ребёнка в детский стационар, массовом осмотре детей в детском оздоровительном лагере . Для оценки физического развития врачом-педиатром используются специальные таблицы, носящие название центильных. Они наиболее просты и удобны в использовании, благодаря чему получили повсеместное распространение. При создании центильных таблиц производился подсчет антропометрических данных у большого количества детей, у тысяч детей. И затем по полученной информации их разделили на 5 одинаковых групп, по 20% детей в каждой, с учетом антропометрических показателей, это было сделано на каждый возраст. Наиболее распространены, таблицы опубликованные в учебнике «Пропедевтика детских болезней» Мазурина А.В, и Воронцова И.М. Метод центильных таблиц или параметрический метод, на первый взгляд, кажется очень сложным для понимания. При этом, чтобы понять как им пользоваться, не нужно много времени. Благодаря этому родители сами смогут оценить развитие своего ребёнка и вовремя обратиться к врачу-педиатру за консультацией при отклонениях от нормальных показателей. Для мальчиков и для девочек существуют отдельные таблицы. В основном оцениваются показатели роста и массы тела ребёнка в сравнении со среднестатистическими для данного возраста и пола. Оценка показателей окружности головы и груди ребёнка, как правило, наиболее актуальна лишь в первые годы жизни ребёнка.

Как определить оценку развития своего ребенка при помощи центильных таблиц? –

Как и в любой таблице, в центильной – строчки и колонки или столбцы. Каждая строка таблицы – это показатели для детей одного возраста. Колонки таблицы показывают границы определённого показателя. Эти границы носят название центилей . Диапазон показателей между двумя близлежащими центилями называется центильным интервалом (зоной, коридором). Показателями нормы считаются данные, которые расположенны в диапазоне между 25 и 75 центилями. Таким образом, нормой считается величина исследуемого признака характерная для половины (50%) детей данного пола и возраста – это «средний» уровень для опреденного признака (например, роста или массы тела). Иными словами, крайние колонки в центильной таблице указывают на максимальный и минимальный показатель, выявленный в конкретной возрастной группе, а в серединке находятся средние для возраста показатели.

Ниже приведены Таблицы – Центильные величины Роста – длины тела, веса – массы тела для Мальчиков и для Девочек. Оценив рост и массу тела по центильным таблицам и сопоставив данные, можно определить гармоничность развития ребёнка. Это делается по схеме оценки гармоничности физического развития по центильным таблицам. Схема также приведена в таблице.

Центильные интервалы и их оценка:

  • до 3-го центиля — «очень низкий» уровень (3%);
  • от 3-го до 10-го центиля — «низкий» уровень (7%);
  • от 10-го до 25-го центиля — уровень «ниже среднего» (15%);
  • от 25-го до 75-го центиля — «средний» уровень (50%);
  • от 75-го до 90-го центиля — уровень «выше среднего» (15%);
  • от 90-го до 97-го центиля — «высокий» уровень (7%);
  • от 97-го центиля — «очень высокий» уровень (3%).

Если какой-либо из антропометрических показателей вашего ребёнка находится в пределах 3-10 или 90-97 центиля или вообще выходит за пределы центильных интервалов для данного возраста, необходимо искать причину. Поможет в этом случае ваш участковый врач, который, в первую очередь, оценит профессионально физическое развитие ребёнка, подтвердив или опровергнув ваши сомнения, и определит дальнейшую тактику обследований или консультаций при необходимости узких специалистов.

Оценив рост и массу тела по центильным таблицам и сопоставив данные, можно определить гармоничность развития ребёнка. Это делается по схеме оценки гармоничности физического развития по центильным таблицам. Сначала по росту определяется уровень физического развития. Центильные интервалы роста (длины тела) расположены в таблице сверху. Затем в таблице сбоку следует выбирать центильный интервал для массы тела. Найти точку пересечения соответствующей колонки и строчки и получить результат об уровене физического развития, его гармоничность или дисгармоничности, степени избытка (ИМТ) или недостатка/дефецит массы тела (ДМТ).

Следует отметить, что все вышеупомянутые данные правомернее использовать для доношенных детей. У недоношенных детей, рождённых с массой тела значительно меньше 2,5 килограммов прибавки массы тела и роста в течение первых полутора лет будут отличаться.

Таким образом, анализ основных антропометрических показателей в момент обследования ребёнка позволяет оценить физическое развитие в данный момент, оценка этих показателей в динамике даёт информацию о темпах физического развития вашего ребёнка.

Статья подготовлена на основе медицинских статей, взятых из Блога педиатра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного во.

В рамках аттестации воспитателя группы, которую посещает ваш ребенок, просим вас дать всестороннюю оценку его педагогической деятельности, ответив на вопросы анкеты.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей .

Рейтинг воспитателя глазами родителей.

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни.

Центильный метод оценки физического развития

Сущность центильного метода: все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядочен­ного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль – 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров):

– центильная вероятность, % 3 10 25 50 75 90 97

– центильный интервал 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4,5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака считают средней (типичной), если она находится в пределах 25 — 75-го центилей.

Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами.

Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 – 8-й интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением.

При оценке физического развития данным методом используют одномерные центильные шкалы. Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма:

· окружности грудной клетки

· жировой складке живота

· жизненной емкости легких

· мышечной силе правой и левой кистей

· максимальному и минимальному АД

· частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным вариантам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого тонуса.

Центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп: для мальчиков и девочек школьного возраста от 7 до 17 лет.

После установления точного возраста школьника определяют положение каждого показателя в одном из восьми центильных интервалов, пользуясь одномерными центильными шкалами, и дают им сосответствующую оценку (табл. ).

Недостатком этого метода является отсутствие корреляцион­ной связи между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый из этих показателей оценивается отдельно, вне связи с другими, так как одномерные центильные шкалы рассчитаны для каждого показателя без учета их взаимосвязи.

Оценка гармоничности физического развития. По центильным шкалам можно судить о гармоничности развития массы тела по отношению к его длине. Если значения рассматриваемых показателей оказываются в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивают как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходят за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считают дисгармоничным. Если разница в оценке составляет более двух интервалов, то физическое развитие оценивается как резко дисгармоничное.

Оценка избыточного жироотложения. Оценивая гармоничность физического развития, следует учитывать, что основными компонентами, определяющими массу тела, являются костная, мышечная и жировая ткани. Для определения жировой массы необходимо оценить толщину жировой складки.

Если ее величина оценивается по шести центильным интервалам или более, это свидетельствует об избытке жировой ткани у ребенка. При нормальной толщине жировой складки и общей большой массе тела ее избыток обусловлен костно-мышечным компонентом. Дифференцированный подход к оценке массы тела позволяет выявить детей с различной степенью ожирения.

Пример. Кузнецова Аня, 13 лет, имеет сле­дующие соматометрические показатели: длина тела – 154 см; масса тела – 46 кг; окружность грудной клетки – 73 см. Мышечная сила правой и левой рук составляет 26,5 и 22,0 кг соответственно, жизненная емкость легких – 2500 мл, частота сердечных сокраще­ний – 83 ударов/мин, величина максимального и минимально­го артериального давления – 110/60 мм рт. ст.

Оцените уровень и гармоничность физического развития центильным методом.

С помощью центильных шкал для оценки морфофункционального развития девочек 13 лет определяют положение каждого ин­дивидуального показателя (длины и массы тела и др.) в одном из восьми центильных интервалов и дают им соответствующую оценку. Длина тела (4-й центильный интервал) и масса тела (5-й центиль) имеют среднее значение (табл. 6).

Физическое развитие в данном случае оценивается как среднее, гармоничное (показатели длины и массы тела находятся в соседних центильных интервалах). Показатели жизненной емко­сти легких и мышечной силы левой руки оцениваются как хоро­шие (они находятся в 4 —5-м интервале), а правой руки как повышенные (5-й центильный интервал), частота сердечных сокраще­ний соответствует возрастной норме (4-й центильный интервал), величина артериального давления также соответствует средним возрастным показателям.

Таблица 5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8752 – | 8286 – или читать все.

–>Скопина Лариса Викторовна –>,

Каталог статей

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


Рис.3

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


Рис.4

На рисунках 3 и 4 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см .

Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

Что такое перцентили (процентили)?

По-английски это слово означает «процент». Средняя линия — 50-я перцентиль — это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика — 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика — 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль — это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я — это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Читайте также:  Ребёнка укусила оса - что делать: первая помощь, правила + Комаровский
Ссылка на основную публикацию