Ребенок на пятом месяце жизни: первый прикорм, развитие моторики рук малыша

Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

В среднем вес мальчика на 5 месяце колеблется от 7,0 кг. до 7,3 кг ., а рост от 62 до 65 см.

Вес девочек — от 6 кг. до 6,6 кг., рост колеблется от 60 см — 64 см.

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра, и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

  • в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
  • умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот. Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
  • хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
  • если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
  • 5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
  • должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
  • должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать.

к содержанию ↑

Что должно насторожить? Поводы для беспокойства

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.

Питание ребенка: ввод прикорма

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

По рекомендациям ВОЗ прикорм начинают в 6 месяцев. Поэтому к концу 5- го месяца уже нужно задуматься о том, чтобы разнообразить рацион его питания.

  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме грудного вскармливания или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками, лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант. Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о проверке Роскачеством детской молочной смеси.

Уход за 5 месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

  • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
  • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
  • использование детских присыпок при кожных высыпаниях;
  • смена подгузников во время туалета и в течение дня;
  • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Развитие ребенка через игры и упражнения

Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Упражнения для малышей 5 месяцев:

  • Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
  • Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
  • Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.

  • Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.

к содержанию ↑

Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев

  • Неврологические отклонения.Чем старше становятся детки, тем отчетливее можно увидеть отклонения в развитии. Так, например, в возрасте пяти месяцев могут стать заметными те неврологические отклонения, которых не было заметно раньше. Возможно, развитие движений ребенка несколько не соответствует его возрасту, либо он практически не улыбается, либо очень сильно закатывает глазки. В любом случае вам необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.
  • Диатез.Если вы уже начали вводить прикорм в виде фруктовых или овощных смесей, то вполне вероятно, что у малыша может появиться диатез, или экссудативный диатез, то есть своего рода ответ организма на изменения в питании.

В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.

  • Первые травмы.В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.

Ребенок 4 месяца. Пятый месяц ребенку

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

Читайте также:  Режим дня 9 месячного ребенка: сколько он должен спать, режим кормления и прочие вопросы + фото

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.

Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца – это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм – это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель – познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Показатель

Среднее значение в 5 месяцев

Мальчики в 5-6 месяцев

Девочки в 5-6 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Режим дня

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления (малышам-искусственникам дают кашу), период бодрствования.

Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления (кроха-искусственник получает овощное пюре с растительным маслом).

Период бодрствования, развивающие игры.

Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления (у деток-искусственников оно включает фруктовое пюре и смесь).

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники могут дополнительно получать порцию смеси около 00:00.

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.


Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев

Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.

Программа развития мелкой моторики

Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.

Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:

  • Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
  • Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
  • Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
  • Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
  • Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Читайте также:  Второй месяц жизни ребенка: правильный полноценный сон и игры ведут к всестороннему развитию

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

  • Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Мелкая моторика в 5-6 месяцев

Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

  • Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш ( лежа на животике или сидя ) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Развитие ребенка в 5 месяца

Физическое и психическое развитие

На пятом месяце жизни ваш карапуз становиться очень подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно — нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И никакой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

Вес ребенка на 5 месяце жизни увеличивается в среднем на 650-700 г, то есть каждую неделю малыш набирает около 150 г. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже — 5,5-6 месяцев.

С каждым месяцем рост маленького человечка постепенно замедляется. И так, к пятому месяцу ребенок вырастает на 13-15 см. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут быстро, периодично ускоряют темпы, но со временем эти темпы замедляются. Мы взрослые тоже разные — худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки правильного развития вашего малыша, то есть, хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, потому что это компетенция специалистов.

Размер «родничка» на головке с каждым месяцем уменьшается, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых упражнений малыша становится «аэроплан» — лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш самостоятельно тренируется. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы шеи и спины. В прошлом месяце малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие такое интересное и легко выполнимое. Жаль, что нам, взрослым, это не под силу.

Еще одно любимое упражнение ребеночка — «мостик» — упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь — это тоже своеобразная гимнастика.

Будьте внимательны — малыш стал лучше переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поэтому, одевая ребенка на прогулку, кладите его перпендикулярно к краю стола или дивана, что бы он не упал, к примеру, когда вы отворачиваетесь на пару секунд, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте детки очень часто получают травмы от ударов во время падения.

Ребенок передвигается по поверхности (диван, манеж, стол, коляска и т. д.) на много лучше, чем в прошлом месяце, при этом его движения совершенствуются. Он настойчиво преодолевает сантиметр за сантиметром с помощью ручек, коленок и стопочек. Обратите на это внимание и не оставляйте малыша в небезопасном относительно падения месте.

Предложив карапузу яркую игрушку с интересным звучанием, вы увидеть — он схватит ее ручками, и будет крепко держать. Если это будет погремушка, то ее звучание вызовет у ребеночка большой интерес. Малыш внимательно изучает данную вами игрушку, рассматривает ее и тут же тянет ее в ротик. Не мешайте этому (если, конечно, у игрушки нет токсичной окраски и острых сторон или углов.)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится смоктание одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть.

В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго «разговаривать» на «своем» языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек — проснувшись утром, малыш поиграется игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.

Коляска становится самым любимым средством передвижения малыша. При этом он хочет кататься сидя. Ведь вокруг столько интересного можно увидеть: цветочки, собачки, котики, большие машины, деревья, дома и все то, что вы предложите. Поэтому, старайтесь показывать вашему малышу, что-то новое, интересное. В награду получите счастливую улыбку!

Следует заметить, что на пятом месяце положение сидя есть не желательным для ребенка, особенно если вы заметите, что спинка при этом не ровная, а круглая (выгибается дугой). Но, учитывая желание ребенка все увидеть, можете обеспечить ему полу сидячее положение.

Самым любимым делом малыша становиться общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как «ноет» ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не берут участие язычок и губки. Если малыш поет «свою» песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается «развлечение» с вами, когда вы повторяете «его» песню — этот процесс стимулирует к продолжению «беседы». Очень часто слог «да» становится самым любимым в этой «песне» и получается цепочка да-да-да-да… Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

В этом возрасте ребенок уже умеет не только фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, но и поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка наблюдалось косоглазие, то в этом месяце оно должно исчезнуть. Если вы уверенны, что малыш продолжает «косить» глазками, сообщите об этом вашему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Мышцы, которые отвечают за движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-то блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему сыночку или доченьке такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша улучшается. Теперь он четко знает направление звука, от куда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно — ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Вы можете проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое, но с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.

Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Читайте также:  Режим дня 5 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире — мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое «перевоплощение».

В этом месяце дети уже умеют четко различать «своих» и «чужих». Если ребенок живете с бабушкой и дедушкой в одном доме, то он привыкает к ним, и будет относиться, как к своим родным — маме и папе. Но если же бабушка и дедушка не частые гости в вашем доме, в силу определенных обстоятельств (например, живут в другом городе, и нет возможности часто видеться), малыш занесет их в категорию «незнакомцев» и будет обеспокоено реагировать на их появление. Возможно гостям будет не понятно такое поведение внука или внучки, но вы, для того чтобы успокоить малыша не оставляйте его одного с «незнакомцем».

Посадите ребенка в рюкзачок и берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. Кстати, прогулка в рюкзачке не должна превышать более двух часов. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!

«Ой, кто это на меня смотрит?» — подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает «свое» отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этот период большое значение имеет правильный подбор игрушек. Купите для малыша кольца разных цветов и размеров, всевозможные погремушки, игрушки, изготовленные из резины. Самыми удобными в использовании остаются пластмассовые и резиновые игрушки, которые легко моются. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки, размещайте ее на расстоянии вытянутой руки, тем самым стимулируйте его желание к ползанию.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения.

Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятнышка на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез (под ручками, головка, участки шеи) может появится «потничка» или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций:

  • старайтесь оставлять на ребенке минимум одежды;
  • проверьте, нет ли на ползунках и рубашечке жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение;
  • старайтесь не оставлять малыша в подгузнике более чем на 3 часа;
  • убедитесь, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая;
  • не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;
  • купайте малыша каждый день несколько раз. Летом можно купать даже три раза в день. Но не забывайте — мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю, 3-4 раза в неделю вы купаете малыша в отварах трав ромашки, череды, сена, хвои, шалфея (в соответствии с назначением врача);
  • после купания ребеночка нужно хорошо вытереть, посушить все складочки и обработать все раздраженные участки детской присыпкой, смягчающим детским маслом или кремом.

Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это «грязно» или «аморально», лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

Навыки и достижения

  • ребенок набирает в весе 650-700 гр. за месяц, или по 150 г каждую неделю. Вес ребенка, по сравнению, с тем который был при рождении, увеличивается вдвое;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 5-й месяц) ребенок вырастает на 13-15 см.
  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
  • кроха выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги;
  • находясь в новом помещении, рассматривает новую обстановку, оглядывается;
  • малыш глядя в зеркало, может отличить себя от других людей;
  • проявляет интерес к разным предметам, хочет их хватать, держать, трясти, и, обязательно, «пробовать» на вкус;
  • ребенку нравиться наблюдать за предметом, который падает с высоты;
  • стремиться имитировать движения, которые видит и звуки, которые слышит;
  • радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гукает, пищит.
  • ребенку нравиться играться во время еды и повторять мимику взрослых;
  • гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру;
  • малыш возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку;
  • хорошо знает родителей, к чужим людям относится с недоверием, особенно к женщинам.

Режим дня

Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание.

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С. Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже.

Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками с обниманием тела;
  • мгибание и разгибание ног вместе;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/recepty-dlya-detej/natural-juice.htm или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или http://ladushki.info/pitanie-rebyonka/prikorm-i-dokorm.htm — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

Питание ребенка

Часы кормления для ребенка до введения прикорма следующие: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30. Ребенок кушает 6 раз в сутки через 3-3,5 часа (все зависит от аппетита малыша), период между кормлениями ночью около 6-6,5 часов. То есть режим питания малыша такой же, как в прошлом месяце.

Если вы уже ввели в дневной рацион малыша прикорм, то время кормлений изменится следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. То есть ребенок будет кушать пять раз в сутки и ночной интервал между кормлениями увеличиться до 8 часов. Первое кормление будет сразу после сна.

Примерная схема вскармливания ребенка на пятом месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Развитие и питание ребенка в 5,5 месяцев: что должен уметь малыш в этом возрасте?

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Рост в смВес в кгОкружность головы в см
Мальчики61,7-70,16,0-9,340,1-45,0
Девочки59,6-68,55,4-8,838,9-44,0

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны – от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.

Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи – в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.

Режим кормления (рекомендуем прочитать: правильный режим дня месячного ребенка на грудном вскармливании)Рацион питания (прикорм)
6.00Молочная смесь или кефир
10.00Различные кашки (рисовая, кукурузная, гречневая, овсяная) 150 г, творог 40 г, яблочный сок 100 мл
14.00-14.30Овощной супчик 150 г или овощное пюре, заправленное растительным масло 150 г
19.00Молочная смесь или кефир 200 мл
22.30Молочная смесь или кефир 200 мл

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: каким должен быть режим дня 4-месячного ребенка?). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия – например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам – безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.


Ссылка на основную публикацию