Физическое развитие маленького ребенка в течение первого полугода жизни

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА: «Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни»

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

– Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

– Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

– Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

– Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

– Показатель в 6 коридоре – значение высокое

– Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

· до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

· с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

· свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

· 0-1 – гармоничное развитие

· 2 – дисгармоничное развитие

· более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

· 1-2 коридору – микроцефалия

· 3-5 коридорам – нормальный размер

· 6-7 коридору – макроцефалия

При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.

Раннее физическое развитие

Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.

Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.

Что такое раннее физическое развитие

Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:

  • Соотношение роста и массы тела;
  • Окружности головы и грудины;
  • Пропорциональность полученных измерений;
  • Двигательные умения ребенка;
  • Срок и количество прорезанных зубов.

На все эти параметры сильно влияют многие факторы.

Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.

Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:

  • Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
  • Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;

Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.

  • Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
  • Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
  • Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.

Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.

Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка

Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:

  • Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
  • Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
  • Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
  • Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.

Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года

До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:

  • Держать голову к 2 мес.;
  • Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
  • Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
  • Сидеть в полгода;
  • Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
  • Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
  • Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
  • Начать самостоятельно ходить к году.

Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:

  • Первичное закаливание;
  • Физиологический массаж;
  • Водные процедуры;
  • Упражнение на развитие умений по возрасту;
  • Гимнастика;
  • Занятия на фитболе.

Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.

Первичное закаливание

В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:

  • Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
  • Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
  • Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.

Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.

Массаж

В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.

Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.

Водные процедуры

Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.

Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.

Занятия на фитболе

Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.

В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:

  • Спины;
  • Свода стоп;
  • Брюшного пресса;
  • Позвоночника и суставов;
  • Мышц таза.

Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.

Развитие детей в первые шесть месяцев жизни

Рождение ребенка приносит огромную радость в жизнь женщины. Но вместе с тем возникают многие вопросы, касающиеся ухода и правильного развития. Дети до года требуют особенно пристального внимания, так как именно в этот период происходит становление основных функций маленького организма. И то, насколько правильно будет развиваться и расти малыш, напрямую зависит от знаний и умений его мамы.

Развитие ребенка в первом полугодии жизни

Ребенок в своем развитии проходит несколько этапов. Для каждого возрастного периода характерен определенный список навыков и умений, которые должны появляться у малыша. При ежемесячном осмотре врач-педиатр обязательно проверяет наличие необходимых навыков, и делает вывод о степени нервно-психического развития ребенка. Существенная задержка в развитии является прямым показанием к консультации невролога.

  • Развитие ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца вне организма матери ребенок приспосабливается к новым условиям жизни и адаптируется к окружающей обстановке. Большее количество своего времени малыш проводит в состоянии сна. Для данного возрастного периода характерно отсутствие осмысленной координации движений, что проявляется беспорядочными и хаотичными движениями рук и ног в период бодрствования. Определяется реакция на громкие звуки, которая проявляется вздрагиванием. К концу первого месяца ребенок начинает сосредотачивать взгляд на ярких игрушках или предметах обстановки. Кроме этого, появляются попытки приподнимания головы из положения лежа на животе.

  • Как развиваются дети на втором месяце жизни

Время бодрствования ребенка незначительно увеличивается. Он начинает выражать свои эмоции и недовольство с помощью плача. Появляется первая улыбка. Характерно более длительное удержание головы при лежании на животе и попытки к переворачиванию с бока на спину. Появляется возможность следить глазами за перемещающимися яркими предметами, и зрительно искать источник громкого звука.

  • Навыки, формирующиеся в возрасте трех месяцев
Читайте также:  Восьмой месяц жизни ребенка: питание, язык жестов и страхи малыша

Ребенок может широко улыбаться и узнавать родителей. Появляются первые произносимые звуки. Двигательная активность становится более выраженной и осмысленной. Может менять положение со спины набок. Поворачивает голову при попытке увидеть источник звука. В этот возрастной период ребенок начинает более активно изучать себя и окружающие его предметы.

  • Особенности развития ребенка в четыре месяца после рождения

В четыре месяца эмоциональная сфера ребенка начинает проявляться более яркими эмоциями. Он начинает проявлять радость, страх или другие чувства. Хорошо определяет, знакомый перед ним человек или нет. Уверенно держит голову при нахождении в вертикальном состоянии. Начинает переворачиваться со спины на живот. Возможно появление предпочтений к каким-либо игрушкам. Формируется звуковое произношение первых слогов. Предпринимает попытки сесть в своей кроватке.

  • Характеристики пятого месяца жизни

Легко изменяет положение со спины на живот и в обратном направлении. Начинает уверенно сидеть при наличии опоры. У ребенка формируются навыки игры с предметами. Он начинает рассматривать картинки. Возможно появление умения удерживать бутылочку. Речевая активность продолжает развиваться. В этот возрастной период ребенок ярко начинает демонстрировать интерес к вещам и окружающим людям. В некоторых случая появляются первые признаки прорезывания зубов.

  • Развитие ребенка в шесть месяцев от рождения

В шесть месяцев дневной цикл ребенка отличается более длительным пребыванием в состоянии бодрствования. Малыш без помощи окружающих принимает сидячее положение и может некоторое время его удерживать. Появляются попытки ползания на животе. Понимает, когда к нему обращаются и начинает использовать предметы по их прямому назначению.

Гигиенический уход за детьми

Кожа детей в первые полгода жизни требует особенно бережного и нежного ухода. Это связано с незрелость кровеносной и иммунной систем организма. В первую очередь необходимо заботиться о чистоте ребенка. Для купания стоит приобрести специальную детскую ванночку, однако, возможно и использование обычной ванны. Мыть ребенка необходимо два – три раза в неделю с использованием специального детского мыла и шампуня. Почему нельзя использоваться обычные мыльные принадлежности? Это связано с тем, что состав взрослого мыла может сильно пересушивать кожные покровы ребенка и вызывать раздражение и аллергические реакции.

Уход за половыми органами малыша также должен быть очень тщательным. Подмывание необходимо осуществлять под проточной водой после каждого испражнения и затем высушивать промокательными движениями с помощью пеленки или салфетки.

Нельзя забывать об обработке пупочной ранки. Уход за пупочной ранкой включает в себя предотвращение инфекционных осложнений, использование перекиси водорода и зеленки, которые наносятся друг за другом. Носовые ходы детей прочищаются тонким ватным тампоном, смоченным в вазелиновом масле. Обработка глаз так же должна стать ежедневной процедурой. Для этой цели используют ватные диски, которые предварительно смачивают в теплой кипяченой воде.

Питание ребенка до шести месяцев

В первые шесть месяцев питание ребенка включает в себя в первую очередь грудное вскармливание. Важно следить за тем, чтобы малыш наедался и прибавлял положенную ему массу тела. Если у матери вырабатывается недостаточно молока, возможно докармливание ребенка смесями, которые индивидуально подбирает педиатр.

Дети по мере своего роста начинают нуждаться в большем количестве энергии. В связи с этим ребенку необходимо вводить прикормы, особенно это касается малышей на искусственном вскармливании. Рекомендуемый возраст прикормов – не ранее четырех месяцев жизни. В качестве первого прикорма могут выступать овощное пюре. А в шесть месяцев возможно первое введение творога и яичного желтка в небольших количествах.

Какие витамины необходимы в этом возрасте

Подбор витаминов ;осуществляется индивидуально каждому ребенку, если существует явный дефицит. При наличии выраженной потребности возможно назначение ретинола, токоферола и аскорбиновой кислоты. Однако в норме все эти вещества малыш должен получать с материнским молоком. В обязательном порядке назначается витамин D для профилактики возникновения рахита.

Развитие ребёнка в первые полгода жизни

Роды прошли успешно, счастливая пара перешла в категорию «счастливые родители». Теперь всё их время будет посвящено уходу за маленьким чудом. Он будет быстро меняться, приобретать новые навыки, познавать мир. Представляем Вашему вниманию основные этапы развития ребёнка в первые 6 месяцев после родов.

Первый месяц

С первых минут рождения у маленького человечка отлично развито обоняние. Именно благодаря этому он отличает маму от прочих людей, сразу же находит грудь, чтобы полакомиться свежим молоком. В конце первого месяца жизни ребёнок может иногда улыбаться, останавливать свой взгляд на вещах. Ухо способно слышать не только голос матери, но и другие звуки. Он может смотреть в глаза родителям, но только в течение нескольких секунд.

Общение с внешним миром происходит с помощью плача. Так малыш просит еду, “разговаривает” с окружающими или на что-то “жалуется”. Его жизненный цикл состоит из отрезков времени от 2-х с половиной до 4-х часов. То есть в это время он ест, спит, бодрствует в течение 20 минут. В начале второго месяца жизни маленький может «гулять» уже 30 минут или даже дольше.

Второй месяц

Данный период жизни человека бывает чаще всего беспокойным. Связано это с началом деятельности желудка, из-за чего у некоторых деток появляются колики. К концу дня в кишечнике часто образуются газы. Избавиться от этой проблемы можно с помощью:

1. тёплой пелёнки, которую кладут на живот;

2. газоотводной трубочки;

3. употребления малышом чая с добавлением фенхеля либо укропа;

4. укачивания в позиции «живот к животу».

Эти способы желательно применять комплексно. Такие проблемы с желудком чаще всего исчезают к концу 3-го месяца, когда организм уже может лучше переваривать еду.

– активнее начинает двигать руками и ногами;

– появляется реакция на звук – ребёнок поворачивает в его сторону головку;если говорить с ним, то можно заметить, что ребёнок смотрит на Вас;

– ласковые слова заставляют его улыбаться;

– малыш проявляет интерес к игрушкам и людям – если предмет большого размера и окрашен в яркий цвет, то он обязательно должен прикоснуться к нему, так что желательно повесить на высоте не меньше 70 см. над кроваткой красивые игрушки.

Больше всего ребёнок реагирует на маму, при виде которой начинает активно махать руками и ногами, а также улыбаться. Свои первые звуки он тоже «произносит» на втором месяце жизни. Ещё он может держать голову на весу дольше 10 секунд. Для укрепления спинных мышц его нужно укладывать на живот.

Третий месяц

– можно впервые услышать, как Ваш наследник смеётся;

– кроха поднимает голову, опирается на предплечья и может оставаться в этой позе непродолжительное время;

– он уже умеет прикасаться к игрушкам; желательным будет подвинуть их ближе к ребёнку примерно на 15 см; обратите внимание на то, чтобы игрушки были разных цветов и из разных материалов; карусели, имеющие фигурки, нельзя ставить очень близко к ребёнку, чтобы исключить вероятность развития у него косоглазия;

– звуки, издаваемые малышом, говорят о том, что его развитие происходит нормально, но если к концу 3-го месяца он молчит, тогда нужно сходить с ребёнком на консультацию к невропатологу; первые навыки речи следует развивать – разговаривайте со своим чадом, пойте песни и рассказывайте стихи;

– ребёнок, при виде улыбки родителей, тоже расплывается в ней, он всё чаще следит за внешним видом мамы или папы, к 3-му месяцу он способен различать серьёзное выражение лица от весёлого и видеть он хочет весёлое выражение лица;

– его рост увеличивается примерно на 9 см, а вес – на 2,3 кг с момента рождения.

Четвёртый месяц

– сон становится более спокойным, пауза между приёмами пищи достигает 3-4 часов днём и 6-7 часов ночью;

– в организме производятся собственные ферменты;

– ребёнок делает попытки самостоятельно перевернуться на бок, двигает ножками;

– если висящие над ним игрушки пребывают в движении, он делает попытку их схватить;предметы, попадающие ему в руки, он исследует с помощью тактильных ощущений;

– малыш может долго лежать на животе;

– голос матери он узнаёт, даже не видя её самой, способен не только различать звуки, но и реагировать на интонацию голоса других людей; необходимо продолжать разговаривать с ним, рассказывать о самых простых домашних событиях.

На 4-ом месяце показывайте чаду всевозможные предметы и говорите, как они называются. Делайте это с приятной интонацией голоса. Во время кормления ребёнок уже может самостоятельно держаться за грудь или бутылку.

Пятый месяц

К этому возрасту:

– ребёнок с матерью уже умеют отлично понимать друг друга – как только слышит её голос, он тут же начинает радоваться;

– маленькое чудо отличает родных людей от посторонних, для привыкания к новому человеку ему требуется время;

– может брать игрушки из взрослых рук; правда, в большинстве случаев эти игрушки оказываются во рту, поэтому следить за маленьким непоседой нужно каждую минуту;

– малыш уже умеет долго лежать на животе, при этом опираясь на ладони, может переворачиваться со спины на живот и стоять, опираясь полностью на стопу;

– ребёнок отлично различает интонацию голоса, поэтому когда его ругают – он может заплакать;

– в этот период уже должен быть регулярный режим питания, главным рационом должны выступать смеси или грудное молоко; питаться овощным либо фруктовым пюре можно по рекомендации педиатра.

Шестой месяц

Происходят существенные изменения:

– ребёнок может без посторонней помощи ползать, так что оставлять его без присмотра нельзя, однако и запрещать перемещаться тоже; просто оградите его со всех сторон мягкими предметами,а чтобы он больше двигался, положите вокруг него игрушки

– делаются попытки самостоятельно садиться (опираясь при этом на руки) и становиться на четвереньки;

– ребёнку очень нравится двигаться; некоторые дети ползают плохо либо не делают этого вообще, то есть сначала сидят, а потом уже стоят и начинают ходить;

– ребёнок берёт предметы, находясь в любом положении – на спине, сидя, лёжа, причём ему интересны абсолютно все вещи, до которых он может дотянуться;

– благодаря умению переворачиваться с живота на спину мышцы ребёнка укрепляются;

– в полугодовалом возрасте человек начинает реагировать на своё имя;

– бессвязные звуки трансформируются в лепет, среди которого можно различить слоги;

– игрушкам ребёнок уделяет повышенное внимание, среди них есть такие, которые перешли в категорию «любимые»;

– через 6 месяцев после появления на свет малыш должен весить от 6,4 кг до 9,2 кг, рост – в пределах от 62 до 71 см.

Развитие ребенка в течение первого года жизни

Год назад вы стали счастливыми родителями. Переживая день за днём сложности воспитания маленького ребёнка, вы, скорее всего, и не заметили, как малыш из крохотного беспомощного комочка превратился в маленького исследователя, первооткрывателя и любопытного вездесущего гномика с миллиардом вопросов в голове.
Что вам уже удалось преодолеть? Сложные часы родов, первые дни и бессонные ночи, первое кормление, купание, дезинфекция пупка, чистка носика и ушек. Помните эти волнительные моменты? Сейчас всё намного проще, не так ли? А чему же научился малыш за свой первый год жизни?

1 месяц

Вы любовались на своего новорожденного ребёнка, кормили, мыли и укладывали спать. Ему не требовалось большего, чем нежные мамины руки, сухая постель и вкусное питание.

2 месяца

Малыш начал фокусировать на вас зрение, появилось подобие улыбки, он стал прислушиваться к звукам. Мир начал раскрывать для него свои возможности.

3 месяца

Малыш хватает родителей за пальцы, пробует греметь своими погремушками и, конечно, берет все предметы, включая пальчики, «на зубок», до которого ещё далеко. Малыш начал держать головку и поворачивать её в вашу сторону. Он запомнил своё имя.

4 месяца

С боку на бок и на животик малыш переворачивается сам. Поёт на своём «агу-гуа» заливистые песенки, стремится постоянно быть в вертикальном положении, хохочет, хлопает в ладошки и с удовольствием слушает сказки и песенки.

5 месяцев

Всё труднее удержать малыша на одном месте: он постоянно совершает попытки «уползающего» побега с места, где вы его оставили. Становится более требовательным. Еда в 5 месяцев становится разнообразнее, как и игры, которые из элементарных ладушек превращаются в целые рассказы о животных. Кроху интересует строительно-собирательная тематика и нажимательно-пищательные игрушки.

6 месяцев.

Помните, как вы обрадовались, когда ваш малыш, держась за поручни, сам встал в кроватке и затопал ногами? Кажется, это было ещё вчера, но это случилось полгода назад или даже раньше. Первые «дай», «на», «то», отчетливые «мама» и «папа», проскакивающие между непонятными «аляля-улюлю», так радовали ваш слух!

7 месяцев

Первые зубки. Возможно, они вылезли ещё в 6 месяцев, а возможно, только начали проявляться. Сопровождающая их температура не давала вам спать ночами. Вместе с зубками рос и малыш. Еда из пюре начала превращаться в тёртый на тёрке салат, игрушки с погремушек сменились на машинки и куколок-пупсиков. В комнате появились мягкие углы и исчезли острые предметы.

8 месяцев

Ребёнок превратился в маленького творца и дизайнера вашего дома. Если в доме тихо, значит, малыш уже сидит с новыми папиными ботинками, раскладывая стельки и шнурки по разные стороны. Если очень тихо, то маме следует обратить внимание на новую тушь и подводной карандаш, а по пути забежать в магазин стройматериалов за обоями или краской для стен. Зато восторга от искренней радости и коротких разумных слов малыша не сможет затмить никакой беспорядок.

9 месяцев

Пробуем ходить, пробуем грызть, пробуем вступать в длинный диалог.
Малыш осознанно начал обращаться к вам за помощью или за вниманием. Еда уже практически взрослая, одежда модная, прогулки длинные, и вы – самые счастливые родители в мире. Ведь столько сложного уже позади. А маленький член семьи учится искать горшок и самостоятельно садиться на него. Здравствуй, домашний уют!

Читайте также:  Хронический рецидивирующий бронхит у детей симптомы и лечение: как отличить инородное тело в бронхах

10 месяцев

Как будто осознавая, сколько пережито проблем и хлопот за уходящий год, ребёнок начинает помогать вам по дому. Охотно возит тряпкой по полу, метёт у порога, хватает тесто, чтобы испечь маме пирог.

11 месяцев

Ну уж этот период вы помните превосходно! Ещё жив в памяти тот момент, когда вы открыли глаза и поняли, что выспались. А где же малыш? Ребёнок проснулся и занялся самостоятельными делами. «Мама спит, она устала…». К первому году жизни ребёнок может самостоятельно обслужить себя: проснуться и одеться, сходить на горшок, заняться игрой, включить телевизор. Если вы оставите на столе приготовленный к употреблению фрукт, малыш в состоянии даже поесть.

12 месяцев

И вот малышу годик. Теперь начинается другая жизнь. Вы перенесли тяжьбы младенчества и стали более самостоятельными и мудрыми вместе со своим малышом. Кажется, что сейчас вам море по колено. Но не спешите расслабляться. Ведь теперь нужно будет перестроиться с нежной и заботливой мамочки в справедливую и настойчивую маму, умеющую всё на свете и везде успевающую.

Развитие ребёнка зависит от родителей

Норма развития ребёнка к первому году жизни – достаточно расплывчатое понятие. Каждый ребёнок индивидуален и особенен не только для своих родителей. Организм маленького человека имеет дополнительную функцию самосохранения. Если один ребёнок начинает ходить в 9 месяцев, а другой боится поднять попку с пола, хотя ему почти 12 месяцев, это не говорит о запоздалом развитии второго. Чувство самосохранения и внутреннего страха не даёт малышу сделать первый шаг. За детьми в 12 месяцев нужен глаз да глаз: они стремятся потрогать раскалённую плиту, перевернуть кастрюлю, залезть на комод и если не упасть вместе с ним, то непременно сбросить на пол всё, что на нём стоит, включая телевизор. Обзаведитесь окнами с ключами, а также плотно закрывающимися шкафами, где вы будете прятать бытовую химию и всё остальное. Не стоит думать, что если ваш ребёнок не лезет к плите, интуитивно понимая, что она «жига-вава», то он не попробует на вкус приятно пахнущий гель для мытья посуды.

Вам придётся изучить все правила поведения Мисс Совершенства и супер-няни. Ведь в этот период нельзя кричать на ребёнка и тем более применять телесные наказания. Ребёнок совершает проступки неосознанно – он всего лишь открывает для себя новое. Понятия добра и зла для него сейчас неясны, и вам следует помнить это. Разговаривайте с ним, показывайте на предметы и говорите о том, что их можно или нельзя брать и почему нельзя.

Мамино внимание, поучения, забота и надлежащая строгость нужны ребёнку для ощущения уверенности в своих первых шагах в огромном взрослом мире.

Вес рост, питание

За весь год жизни ребёнок может набрать до 12 кг. Особенно хорошо набирают вес мальчики. Но в период с 11 до 12 месяцев и далее этот набор веса достаточно заметно снижается. Не переживайте: это нормально. Ведь ваш малыш теперь не только ходит и много двигается – он воспринимает и поглощает всю информацию вокруг него, а также учится её фильтровать и усваивать только интересную. Для этого нужны силы, которые он и берёт из потребляемых калорий.

Так что, если с 11 месяцев до года ваш ребёнок наберёт всего 200-500 г, это абсолютно нормально. Рост ребёнка сейчас составляет 72-80 см. Средний вес – 10 кг. Несмотря на то, что малыш стал самостоятельным, детский сон в 1 год не отменяется. Ребёнок по-прежнему может отдыхать днём до 2 раз по 30-40 минут. Ночной сон составляет полные 8 часов с возможными перерывами на поход в туалет. Еда годовалого малыша разнообразна и полна витаминов, ведь у него уже есть 8 зубов. Если вы считаете, что в рационе недостаточно необходимых для подрастающего организма ингредиентов, то приобретите для него комплекс витаминов, отпускающихся без рецепта. Однако перед покупкой стоит посоветоваться с вашим педиатром.

Что умеет ребёнок в 1 год

  1. Малыша тянет на разговоры. Не все мысли выражаются точно, есть придуманные им лично «удобные» слова, которые, как ни странно, понимают его сверстники, есть сокращения в предложениях и отсутствие самого сложного звука «р», но в карусели коротких слов и фраз родителям вполне понятно, на что намекает их ребёнок.
  2. Ребёнок ходит и неуклюже бегает. Но нет ничего страшного, если пока что он чаще проводит время на четвереньках. Как только мозг малыша будет готов к постоянному вертикальному положению тела, ребёнок встанет.
  3. У малыша появилось своё личное мнение. Он не будет делать то, чего не желает. Если не хочет играть в предложенную вами игру, будет отворачиваться и мотать головой, выплюнет, если еда будет не вкусной, выключит телевизор, если видео, которое вы включаете, ему не под настроение.
  4. Малыш умеет раздеваться и одеваться. Пока что это ограничивается крупной одеждой без застёжек или на кнопках, но вскоре и пуговицы перестанут быть проблемой.
  5. Ребёнок умеет умываться. Трёт ручки с мылом, чтоб смыть грязь, умывает личико. Знает, где его полотенце.
  6. Проявляются творческие способности малыша. Он знает, что такое тесто, любит помогать маме на кухне. Вполне можно заменить тесто для лепки на пластилин или глину.
  7. Пирамидки, нанизывание бус, собирание монеток в копилку, распределение фигур по цвету и форме – любимые занятия малыша. Также малыш увлечен «строительством» и собирает мозаику.
  8. Малыш интересуется книгами. Особенно интересны для него большие книги с яркими картинками, с изображениями животных и людей. Он водит пальцем в поисках глаз, носа, языка, имитирует звуки природы.
  9. Что именно рисует и пишет ребёнок в 1 год, понять достаточно сложно, однако он увлечен своим творчеством и с удовольствием демонстрирует новые таланты.
  10. У ребёнка появилось понятие «туалет», он знает для чего ему нужен горшок, и уже приглядывается к взрослому унитазу.
  11. Еда для ребёнка стала вполне обычным делом. Он спокойно держит в руках ложку, пьёт из чашки, может досыта наесться самостоятельно.
  12. Ребёнок отлично занимает сам себя рисованием, танцами, играми с машинками и куклами, сочиняя себе сюжет из жизни или повторяя то, что видел по телевизору.

Как заниматься с годовалым ребёнком?

В лексиконе ребёнка в 1 год есть 15 или больше простых слов. Он прекрасно объясняется с родителями, показывая удовлетворение, недовольство, высказывая требование внимания. Активный малыш с удовольствием выполняет маленькие поручения. Ему нравится чувствовать себя полезным в семье. Сейчас мамины поручения для него – это игра, которую он принимает с удовольствием. Не стоит делать всё за малыша – проявите терпение и не забывайте его хвалить. Сейчас он может вам помочь разложить кусочки колбасы на бутерброды или даже составить сложный бутерброд, ведь он умеет собирать пирамидку. Навыки, пришедшие к ребёнку во время лепки, позволят скатать комочки теста в колобки или раскатать блинчики скалкой. Малыш может перебрать зерна, отделив тёмные от светлых, или распределить по пустым баночкам специи.

Приспособьтесь убирать комнаты вместе: выдайте малышу влажную тряпочку и покажите, как вытирать пыль. Можно научить ребёнка мыть ложки и тарелочки.

Ребёнок любит вас и тянется всё к вам больше. Проводите с ним время, вспоминая своё детство. Займитесь совместным рисованием или лепкой. Сделайте семейный коллаж и повесьте его на стену, делайте семейные фото и видео для архива.

В 1 год у малыша наравне с личным мнением возникает желание отразить ваши протесты. Часто в семьях возникает ругань именно из-за этого. Не опускайтесь до ссор и истерик – это только показатель вашего бессилия. Ребёнок сейчас не понимает, почему именно нельзя включать газ, рисовать на обоях, шлёпать по полу в грязных ботинках. Всё решается совместным трудом. После того как маленький человек уберёт за собой грязь самостоятельно, он поймет, почему мама была так рассержена. Если показать ребёнку в картинках, что может случиться при включенной плите, вы сможете объяснить ему серьезность последствий.

Ребёнок не должен расти в страхе, что, когда он хочет что-то сделать, вы можете его сильно наказать. Так вы, может быть, и избежите проблем из-за его шалостей, но не сформируете у него понятия о том, что хорошо и плохо, правильно и неправильно. Останавливать его будет не внутреннее понимание, что чего-то делать не стоит, а только страх перед вашим наказанием. В результате позже, когда он повзрослеет и вас не будет рядом, ничто не удержит его, и он может совершить много ошибок и нехороших поступков – ведь наказывать его будет некому.

Играя в свои игрушки, имитирующие взрослый мир, ребёнок чувствует себя творцом своего маленького мира. Он создаёт проблемы (делает «аварию» машинкам) и решает их (вызывает пожарных и скорую) – всё это он уже наверняка видел по телевизору и теперь переживает внутри, предоставляя возможность разуму проиграть сцены ещё раз. Останавливать малыша в этом не стоит. Вы не сможете навсегда запереть его в четырёх стенах вашего семейного рая, и рано или поздно ему придётся столкнуться с жестокостью. Если сейчас его сознание начало работать через решение таких проблем, просто наблюдайте за ним, чтобы вовремя показать, где зло, а где добро, и направить игру по нужному сюжету со счастливым финалом.

Кризис одного года у малышей

Кризис 1 года случается внезапно. Ребёнок становится капризным, настойчивым во всех своих желаниях до скандала. Это переходный возраст, связанный с выплеском эмоций. К тому же сейчас малыш ясно понимает, что его плач – прекрасное оружие для материнского сердца. Если подольше поплакать, можно получить практически всё что угодно. В такие моменты ругать ребёнка бесполезно – этим вы разрушите свою нервную систему и подорвёте доверие ребёнка к себе. Когда случаются истерики, необходима выдержка и состояние «игнора».

Рано или поздно малыш выдохнется. Когда вы почувствуете, что истерика утихает, подойдите к малышу, помогите успокоиться, объясните, что его желание не совпадает с возможностями родителей или вовсе вредно для его здоровья. Займите ребёнка чем-то другим. Когда все плохие эмоции будут позади, напомните ребёнку о прошлой ситуации и объясните, что так поступать нехорошо и неправильно, что в вашей семье никто так себя не ведёт и, если чего-то очень хочется, нужно это обсуждать, а не требовать.

Для самостоятельности ребёнка и обучения его идти к своей цели,давайте ему больше иллюзии свободы: например, позвольте ему выбрать одежду, в которой он пойдёт гулять, из двух вариантов. Пусть он сам выбирает фрукты к полднику. При занятиях с ребёнком спрашивайте, что он хочет нарисовать и нужна ли ему ваша помощь при этом.

Ребёнок на рубеже первого года жизни – это маленький человек со светлым разумом, не умеющий контролировать эмоции и не отделяющий плохих поступков от хороших. Вы – его наставник и путеводная звезда. Из тёплого «инкубатора» и «кормителя» вы превращаетесь в учителя жизни, и быть ответственным, знающим и понимающим родителем – это ваша прямая обязанность.

Физическое развитие ребенка до года: таблицы роста и веса

Младенцы — известные оригиналы. Свои способности и умения они часто проявляют совершенно неожиданно и все по-разному. Но определенные навыки к определенному сроку обязательно освоит каждый.

В периоде новорожденности различают ранний период (первые 7 дней) и поздний период (следующие 21 день).

В грудничковом возрасте традиционно выделяют кварталы: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

На каждом из этих возрастных этапов формируются важные специфические функции, которые могут служить показателем возрастного развития и определяют его последующий ход.

Самый сложный период в жизни ребенка — это период новорожденности (второй по сложности — подростковый возраст). Ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, которые уже после рождения постепенно совершенствуются и приближаются по своему строению и функциям к органам взрослого человека.

Вот малыша принесли из роддома, и сначала для всех окружающих его взрослых полная загадка, что думает этот маленький человечек, что означают его покряхтывания, движения кулачками. Но постепенно мамы и папы успешно начинают компенсировать полное незнание малыша своими чувствами, эмоциями, интуицией. Происходит взаимный процесс узнавания друг друга.

Подробное изучение основных сторон развития ребенка первого года жизни обусловлено тем, что это самый трудный и ответственный период не только для ребенка, но и для его родителей, медиков.

Врачи-педиатры при первых посещениях, оценивая состояние ребенка, исходят из таких показателей, как вес, рост, питание, развитие двигательных функций, социальная активность (общение), функционирование кишечника (стул), сон, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, других членов семьи. Кроме того, врачи и родители ориентируются на основные ступени развития ребенка: умение держать голову, сидеть, ползать, ходить. Обращают внимание на развитие моторики руки: удерживание игрушки, точность движений руки и пальцев, перекладывание игрушки из одной руки в другую, способность малыша брать мелкие предметы.

Прежде всего надо обязательно учитывать, что темпы роста и развития младенцев просто стремительны. Неправильное питание, плохие окружающие условия, частые болезни могут нарушить развитие ребенка. Важнейшие показатели физического развития (рост, вес тела, объем головы и груди) помогают оценить состояние здоровья младенцев.

Новорожденный ребенок — это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количество анатомо-физиологических особенностей, отличающих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: это и более высокие темпы обмена веществ, и особенности развития всех органов и систем.

Только в раннем детском возрасте выявляются определенные состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материнского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыслительное развитие.

Читайте также:  Второй месяц жизни ребенка: правильный полноценный сон и игры ведут к всестороннему развитию

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек далеко неодинаково. Например, уже в момент рождения девочка на 20—25% ближе к окончательным пропорциям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми темпами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

У родителей, как правило, возникает множество самых разных вопросов относительно того, правильно ли развивается их ребенок. Прежде всего надо знать, что существуют два показателя: рост и вес ребенка, которые и дают ответы на большинство вопросов. Показатели веса и роста относят к антропометрическим данным, а метод оценки физического развития ребенка, основанный на этих данных, называется антропометрическим. И этот метод считается самым простым и достоверным. Длина, масса тела и окружность головы при рождении — отправные точки показателей физического развития в первый год жизни. Первое, что сообщают роженице, — вес и рост ее малыша.

Родителям следует знать, что плач ни в коем случае не обязательно показатель нарушений в развитии ребенка. Это средство общения малыша с миром. Плач способствует развитию легких и дыхательной мускулатуры. Но в любом случае надо прислушаться и понять, чем вызван плач. Не сразу, но все родители начинают разбираться в причинах плача новорожденного. И совсем не обязательно плачет мокрый или голодный ребенок — иногда малышу просто требуется внимание.

Следует помнить, что сроки, в которые ребенок должен “уложиться” на основании всех положенных ему навыков и умений, ориентированы на 90% среднестатистических детей. Оценка развития младенца делается не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но имеются и другие, не менее важные критерии (например, уровень зрелости нервной системы и многое другое).

Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, прежде всего данные роста. Длина тела (рост) новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см (средняя — 50,5 см). Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек — 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:

N — число месяцев жизни;

3 см — средняя ежемесячная прибавка длины тела.

Например, при рождении рост малыша составлял 50 см, каким должен быть рост в 3 месяца? Считаем по формуле: 50 + 3 × 3 = 59 см.

Для второго квартала жизни (4—6 месяцев) ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см, для третьего квартала жизни (7—9 месяцев) — 2—1,75 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см ежемесячно.

Рост подвижному малышу измерить непросто, необходимо, чтобы его тело лежало ровно, ножки были выпрямлены. Измерение Физиологические особенности новорожденного ребенка. Таблица окружности головы и грудной клетки ребенка до года. Таблица роста и веса ребенка по месяцам до года. Шкала АПГАР. производится специальным ростомером, имеющимся в каждой детской поликлинике: это широкая пластмассовая или деревянная доска длиной 80 см и шириной 40 см, на которой нанесена сантиметровая шкала. На одной стороне ростомера имеется неподвижная поперечная планка, на другой — подвижная, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале. Малыша укладывают на ростомер спиной таким образом, чтобы голова плотно фиксировалась к неподвижной планке, ноги ребенка выпрямляют легким надавливанием левой руки на колени. Правой рукой подводят подвижную планку и плотно прижимают к пяткам. Расстояние между двумя планками и будет соответствовать величине роста измеряемого малыша.

В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75—77 см.

Масса тела — это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700—4000 г.

По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200—3500 г (средний — 3493 г), новорожденной девочки — 3200—3400 граммов (средний — 3348 г).

Все мамы должны знать, что в первые дни жизни младенец может терять в весе, это так называемая физиологическая убыль веса, которая в норме не должна превышать 8%. Обычно она возникает в течение первых 3 дней жизни. Однако этот дефицит быстро восстанавливается, и вес ребенка впоследствии постоянно увеличивается. Если в доме имеются детские весы, то в первый месяц жизни рекомендуется взвешивать ребенка ежедневно, в последующие 3 месяца — 1 раз в 3 дня, а затем до года — 1 раз в неделю.

Измерять вес малыша желательно в одно и то же время, лучше перед купанием, когда он находится в хорошем расположении духа и настроении. Измерение веса малышей до 1 года производится на специальных чашечных механических или электронных весах с максимальной допускаемой нагрузкой 20 кг. Техника взвешивания не представляет трудностей. Вначале взвешивается пеленка, для этого следует положить ее на весы так, чтобы края не свешивались с лотка. Затем на весы укладывается ребенок: голова и плечи на широкую часть лотка, ноги — на узкую часть лотка (рис. 1).

Определяют вес ребенка вместе с пеленкой, а затем из общего веса вычитается вес пеленки, так получают массу тела малыша. Эти данные рекомендуется фиксировать в специальной таблице, на основании которой выводится графическое изображение (график) массы тела. Можно поступить и по-другому: сравнить полученные данные со среднестатистическими показателями.

Врачи-педиатры часто пользуются специальными формулами для вычисления долженствующего веса любого конкретного ребенка. Если вам нравятся формулы, то вы тоже легко можете воспользоваться ими.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + 800 × N, где:

МТ — ориентировочная масса тела ребенка;

800 г — средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия;

N — возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6).

Например, мальчик родился с массой тела 3200 г, после взвешивания в 2 месяца масса тела оказалась равной 4900. Много это или мало?

Считаем по формуле: 3200 + 800 × 2 = 4800. Все нормально, малыш хорошо прибавляет в весе.

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка второго полугодия:

МТ = МТ (при рождении) + (800 × 6) + 400 (N – 6), где:

400 г — средняя прибавка массы тела в течение второго полугодия;

N — возраст ребенка в месяцах.

Нижеприведенный пример поможет вам разобраться в формулах.

При рождении масса тела была 3500 г, сколько должна весить маленькая девочка в 9 месяцев? Вычисляем по формуле: 3500 + 800 × 6 + 400 × (9 – 6) = 3500 + 4800 + 1200 = 9500.

Существуют и другие формулы для вычисления правильного среднего веса ребенка первого года жизни. Приведем несколько из них:

МТ = МТ (при рождении) + (600 × 6) + 500 (N – 6);

МТ = МТ (при рождении) + (700 × 6) + 500 (N – 6).

Разница при подсчетах по любой формуле невелика; подсказать, какой формулой лучше пользоваться вам, может участковый врач-педиатр.

За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе на 25—30 г, с 3-го по 6-й месяц ребенок ежедневно прибавляет на 20—25 г, с 6-го по 9-й месяц ежедневная прибавка веса составляет в среднем составляет 15—20 г, и с 9-го по 12-й месяц ежедневная прибавка веса тела — 10—15 г.

Бывают дни, когда вес тела младенца совсем не увеличивается или же увеличивается незначительно, но в другие дни он прибавляет в весе быстрее, чем обычно. Это нормальное явление, и поэтому родители не должны волноваться.

Ниже мы приводим простую таблицу с примерными данными по приросту веса тела младенцев в первый год жизни:

1-й месяц — 600 г;

2-й месяц — 800 г;

3-й месяц — 800 г;

4-й месяц — 750 г;

5-й месяц — 700 г;

6-й месяц — 650 г;

7-й месяц — 600 г;

8-й месяц — 550 г;

9-й месяц — 500 г;

10-й месяц — 450 г;

11-й месяц — 400 г;

12-й месяц — 350 г.

Годовалый ребенок в среднем должен весить 10,5 кг.

В первый год жизни желательно взвешивать ребенка каждый месяц, чтобы можно было понять, хорошо ли он растет, достаточно ли ему питания. Указанное ежегодное прибавление веса тела является ориентировочным, оно может колебаться на 100 г в ту или другую сторону. Нередко бывает, что в один месяц ребенок прибавляет в весе меньше, чем должно быть, зато в другой — больше, однако средний прирост за несколько месяцев соответствует цифрам таблицы. Если систематически каждый месяц вес тела увеличивается ненормально, то надо выяснить причины этого, прежде всего достаточно ли ему еды.

Не следует радоваться слишком большой прибавке в весе у малышей. Если вес тела младенца увеличивается слишком быстро, младенец может быстро растолстеть, стать восприимчивым к заболеваниям, тяжело их переносить. В таком случае ограничивайте питание, т.е. давайте еды столько, сколько положено по возрасту, а не столько, сколько он хочет.

Любящая мама или бабушка может скормить еды ребенку больше, чем следует. Это очень вредно для нормального развития малыша. Привыкнув к обильному питанию, ребенок будет требовать его все больше и больше и, не получив, станет плакать. Не волнуйтесь, если иногда младенец, съев свою норму, плачет, ищет грудь или бутылочку с молоком. Если вес тела увеличивается нормально, то успокойте плачущего ребенка, давая ему вместо еды немного подслащенного чая. Младенца постарше отвлеките, переключив его внимание на игрушки, поговорите с ним. Малыша с чрезмерным аппетитом можно приучить к нормальному питанию в течение 2—3 недель. Только надо, чтобы все домашние кормили его согласно режиму в строго установленное и привычное для младенца время, а количество пищи соответствовало бы его возрасту.

Физическая активность малыша неразрывно связана с психическим развитием. Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются. В приведенной ниже таблице вы можете увидеть возрастные нормы психического развития, тесно связанные с моторикой малыша.

Еще два важных антропометрических показателя — объем головы и груди.

Объем Физиологические особенности новорожденного ребенка. Таблица окружности головы и грудной клетки ребенка до года. Таблица роста и веса ребенка по месяцам до года. Шкала АПГАР. в среднем равен 34 см. За год объем головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5—2 см, последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5—1 см.

Окружность измеряют одной и той же сантиметровой лентой, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;

ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N;

где N — количество месяцев жизни.

Объем грудной клетки у новорожденного ребенка составляет 32—35 см и в норме на 1,5—2 см меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров.

Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем объем грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Для определения нормального развития у специалистов существуют специальные индексы. Родители также могут воспользоваться ими при желании.

1. Массо-ростовой индекс — отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 — об ожирении. Например, масса новорожденного малыша — 3,5 кг, а его рост — 0,5 м (50 см). 3,5/0,5 = 7. Таким образом, индекс показывает нормальное состояние ребенка.

2. Степень развития верхних конечностей характеризует филиппинский тест. При его проведении ребенок рукой строго через голову должен достать противоположное ухо. Если кончики пальцев достигают уха, то тест считается положительным, если нет — отрицательным. В норме у детей до 5 лет тест отрицательный.

3. Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5—2 см больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Итак, вы видите, что наиболее высокий темп роста отмечается в самый ранний период жизни ребенка. При измерении антропометрических показателей ребенка при ежемесячных посещениях детского врача эти данные обычно сравнивают со средними показателями, представленными в таблицах, где находятся данные других детей. Они служат ориентиром и точкой отсчета для определения темпа роста ребенка и привлечения внимания к определенным отклонениям. Однако некоторые параметры могут значительно колебаться, и это во многом зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка (не все дети обязаны быть среднего роста и веса). Растут дети тоже по-разному, в зависимости от этого выделяют различные типы телосложения, определенные скачки роста и массы.

Индивидуальные отклонения или снижение указанных показателей могут быть из-за нарушения внутриутробного развития плода. Масса тела и рост ребенка при рождении зависят от генотипических факторов (веса и роста самих родителей), от питания беременной женщины, от ее возраста; от того, какая по счету беременность; от состояния здоровья матери; ее профессии; образа жизни и др.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям и возникающим проблемам.

Но все же помните, что каждый ребенок уникален, а потому вышеуказанные цифры могут носить лишь общестатистический характер.

Ссылка на основную публикацию