Девять месяцев жизни ребенка: кормление, прогулки с ребенком, развитие речи малыша в 9 месяцев

Уроки речи: месяц 9

Малышу пошел 9 месяц. Заканчивается 3 триместр младенчества и деление года на триместры, или четверти, не случайно.

Каждые 3 месяца – от рождения до 3 месяцев, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев малыш проходит определенные стадии развития.

На 9 месяце интенсивно развивается речь. Некоторые лепетные речевые конструкции начи­нают приобретать осознанность. «Ма-ма, ма-ма! Ба-ба!», – лепечет кроха, увидев маму или бабушку. Но, конечно, так ведут себя малыши, с которыми занимаются.

К концу третьей четверти большинство детей уже может относительно свободно сидеть или стоять, держась за барьер кроватки, манежа, а многие ма­лыши уже пробуют делать шаги вдоль опоры.

Ребенок с любопытством реагирует на все новое в окружающем пространстве. В этом возрасте его следует учить сосредотачиваться, например, наблюдать за чем-нибудь или выполнять какие-либо предметные действия вместе со взрослыми. Малышу, наряду с моторными, необходимы и спокойные игры: он с удовольствием сидит на ковре или в креслице за столиком и манипулирует коробочкой, в которой что-то перекатывается и гремит. Поначалу такие занятия должны длиться около 2-3 мин. Благодаря им, начинает формироваться устойчивость и концентрация внимания, а в ориентир поведении появляется новое качество – избирательность.

Сосредоточение на предметных играх – золотые минуты активного бодрствования малыша. Здесь как и раньше, необходим «режим тишины», который был важен и в речевой практике, когда ребенок, «манипулируя» звуками, составлял лепетные цепочки». И теперь, в минуты наивысшей заинтересованности, оперируя предметами (игрушками), ребенок начинает лепетать, интонационно передавая свое настроение. Это еще раз подтверждает, что развитие речи и действия рук у детей тесно связаны между собой и должны сочетаться в практике воспитания.

На 9 месяце в предметных играх появляется новое: малыш играет уже не с 1-2 предметами, а с несколькими, знакомясь с «прямыми» и «обратными» действиями. Например, складывание в мисочку или снятие колец со стержня пирамидки – и их разбрасывание и т.п. Как правило, «созидающая» сторона – взрослый, «разрушающая ребенок: мама собирает башенку из кубиков – малыш ее ломает; взрослый нанизывает колечки – кроха их раскидывает и т.п.

Эти действия малыша позволяют понять, насколько дидактические игрушки необходимы и полезны для него. Теперь имеет смысл предлагать ребенку наборы, состоящие из некоторого множества предметов. Например, кубики в тележке, колпачки- вкладыши, стопка цветных пластиковых тарелок, матрешка из 3-4 вложенных одна в другую фигурок и т.п.

Малыш перебирает эти игрушки, что способствует развитию мелкой моторики пальчиков и формированию элементарных обобщений: например, блюдечко и еще блюдечко – «блюдечки»; кубик, кубик и еще один кубик – «кубики» и т.п. Через некоторое время кроха начнет находить предметы по названию, независимо от их цвета, величины и местонахождения. Это является началом развития понятийного мышления и речи.

Есть другой класс предметов-игрушек, которые необходимы 9-месячному ребенку. Это сюжетные игрушки: кукла, слоник, обезьянка, мишка и т.п.

Обратите внимание, все эти игрушки для малышей должны быть стилизованы, т.е. представлены не в реалистичном, а в сказочном, фантастическом образе: свинка в шапочке и фартучке, слоник в жилетке и штанишках, обезьянка в юбочке и т.п. Это способствует формированию речевых навыков.

Важно показывать ребенку не только действия с неодушевлен­ными предметами (кубики, шарики, кольца, матрешки и пр.), но объекты, имитирующие человека, демонстрирующие действия живых существ (ходит, смотрит, ест, разговаривает и т.п.).

С такими игрушками кроха начинает играть по-другому. По­кажите, что в ответ на ласковое обращение кошечка «повиляла» хвостиком, ее надо приласкать, нежно погладить. Кису нельзя обижать, таскать за уши, трепать за хвост, потому что «она живая и ей больно; киска обидится, уйдет и не будет с нами играть».

С образными игрушками можно разговаривать, выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Главное, следует показать малышу, что с киской, зайкой нельзя играть, как с кубиками, колечками и пр. Они требуют заботы, внимания: их можно кормить, поить, покачать, завернуть в пеленку. Образная игрушка располагает к разговору, к проигрыванию какого-нибудь простого сюжета. Такой характер взаимодействия необходим для развития речи малыша в виде диалога, т.е. умения разговаривать с кем-то. Конечно беседа со взрослым для ребенка еще не доступна, но слушая, как мама говорит с игрушками, малыш уже получает опыт общения. Вот почему ребенку следует показывать простые сценки с образными игрушками: киске завязали бантик, зайку завернули в пеленку и покачали, куклу-голыша взяли купаться с собой в ванну и т.п. Очень важно все действия с образной игрушкой сопровождать речью, иногда выступая от лица персонажа. При этом, отвечая за куклу, нужно изменять голос, имитируя диалог. И, конечно, рекомендуется включать в речь звукоподражания («му-му», «ав-ав», «мяу-мяу», «ме-ме», «пи-пи» и др.).

Программа занятий

Общие задачи развития, стоящие перед родителями на 9 месяце жизни ребенка:

  • продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе;
  • обогащать ознакомительную игру с предметами и игрушками;
  • побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками;
  • обогащать эмоциональный мир ребенка показом образных игрушек и демонстрацией простых сценок (игрушки поют, танцуют, прячутся и т.п.);
  • проводить показы с образными игрушками, разыгрывая не только понятные малышу сюжеты, но и делая его участником этого мини-спектакля. Например, предложить погладить кошечку, покатать собачку в тележке и т.д.

Конечно, игра проходит вместе со взрослым и при его направляющем участии.

Задачи, направленные на развитие речевых навыков ребенка:

  1. Продолжать учить пониманию обращения к ребенку по имени.
  2. Развивать у малыша понимание обращенной к нему речи, побуждая его:
  • находить названный предмет, независимо от его местонахождения;
  • находить знакомый предмет в ответ на вопрос «где?», выбирая из двух-трех стоящих рядом;
  • правильно воспринимать пояснения взрослого в режимных моментах (умывание, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.);
  • способствовать дальнейшему развитию лепета.

3. Продолжать развивать активную речь, побуж­дая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка – звуков, слогов.

4. Разучивать игровые движения, показывать их по просьбе взрослого: хлопки в ладоши, вращение кистями рук («фонарики»), условные действия пальчиками («но-но!» – погрозить пальчиком) «до свидания» – помахать ладошкой; «иди-иди» – приглашающее движение кистями).

5. Пополнять речевое общение новым фольклорными произведениями для маленьких, в которых звучат знакомые ребенку фонемы, находящиеся под ударением.

Примерная ситуация речевого общения

Мама должна продолжать расширять социальные контакты ребенка, ставя его в разные ситуации общения.

Ранее были «разыграны» сценки (по договоренности с домашними) на понимание речевых конструкций: «На! На! Возьми!» (перехватывание какого-либо предмета из рук взрослого); «Дай! Дай! Пожалуйста!» (передача какого-либо предмета из рук ребенка взрослому). На 9 месяце малыша следует познакомить с ситуациями встречи и прощания на основе принятых в социуме словесных приветствий и условных «Здравствуй!» (пожатие руки) – «До свидания (взмах ладони вслед уходящему). Язык жестов помогает ребенку понимать и запоминать их словесное обозначение.

«Здравствуй» – «До свидания»

Создать игровую ситуацию, позволяющую познакомить малыша с поведением людей при встрече и прощании. Побуждать кроху общаться с домашними, воспитать любовь и интерес к ним ребенку. Помочь овладеть пониманием речевых конструкций («Здравствуй! Дай ручку»; «До свидания», «Помаши ручкой!») и их жестовым обозначением, на данном этапе заменяющее активную речь малыша. Обогащать эмоциональное общение взрослого с ребенком, находя интересные поводы речевого контакта.

Вариант 1. Мама заранее договаривается со всеми членами семьи об игровом взаимодействии с ребенком. Берет малыша на руки.

Первое посещение бабушки: «Здравствуй бабушка» (мама говорит отчетливо и медленно).

Бабушка ласково встречает ребенка: «Здравствуй» (берет ребенка за ручку, делает « рукопожатие») и продолжает: «Дай ручку! Здравствуй!»

Эту сценку следует провести неторопливо, соединив приветствие с рукопожатием, пролонгируя (растягивая во времени) слова и действие.

Затем берет платок за уголки и скрыв скрывает себя, подняв ткань между собой и ребенком, опускает платок и весело говорит: «Здравствуй! Дай ручку! Здравствуй!» («Рукопожатие»). Этот игровой момент повторяется 3-4 раза.

«Давай с бабушкой попрощаемся. До свидания, бабушка!» Мама берет ручку ребенка и машет (пассивное движение): «До свидания! Пока!» С ребенком на руках отступает назад, повторяя слова и жесты прощания.

Мама с малышом идут к дедушке (тете, сестре, папе и др.); сценарий игры-занятия повторяется. Разница в том, что взрослый может скрываться не за платок, а за открытую створку шкафа, за развернутую газету, раскрытый журнал, ширму, занавес и др.

Вариант 2. Игру-занятие проводят на улице двое взрослых, договорившиеся о ходе игровых действий. Желательно выбрать какой-то высокий объект на детской площадке (беседка, горка, игровой домик и др.), который можно обойти по кругу.

Мама берет ребенка на руки и идет вокруг беседки. Навстречу им движется второй взрослый. Встретившись, они разыгрывают сценку встречи: «Здравствуйте!» (протягивают друг другу руки для рукопожатия). Второй взрослый здоровается с ребенком, называет его по имени, просит дать ручку. Затем, немного поговорив, взрослые расходятся, разыгрывая сценку прощания: «До свидания! Пока!» Мама делает прощальный жест рукой малыша (пассивное движение).

Взрослые обходят беседку навстречу друг другу и вновь встречаются. Вторая встреча проходит еще более эмоционально, чем первая. Весь ритуал встречи и прощания повторяется 3-4 раза и сопровождается соответствующими словами и жестами. Такие игровые действия следует повторять в течение некоторого времени.

Очень скоро при словах «Здравствуйте, здравствуйте!» малыш будет протягивать ручку и наклонять головку, а при словах «До свидания! Пока!» делать прощальное помахивание ладошкой. Это говорит о том, что кроха понимает не только слова взрослых, но и их связь с действиями.

После первого эпизода игрового общения следует практиковать в повседневной жизни ребенка приветствие и прощание по описанной выше схеме со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Примерное речевое занятие

Продолжать использование речевой переклички на основе произносимых ребенком слогов: «ма», «ба», «га», «ди», «да» и др. Связать употребление слога «ба» с введением лепетного слова «баба» (бабушка).

Мягкая игрушка – собачка (30-40 см) или перчаточная кукла в виде собачки.

Мама сажает перед собой малыша в креслице так, чтобы он хорошо видел артикуляцию произносимых ею речевых звуков и слов. Взрослый настраивает кроху на игру-занятие, старается вызвать у него лепет, прислушивается к издаваемым ребенком звукам и слогам и начинает их копировать, повторяя за малышом произнесенные им звуки.

Так взрослый «учит» малыша вступать в перекличку на основе подражания.

После того как первое речевое взаимодействие состоится, мама меняет ситуацию. Теперь она задает тон: произносит знакомый ребенку слог, например «ба-ба-ба», и ждет ответной реакции. Как правило, малыш начинает за ней повторять «ба-ба-ба!» Мама приветствует инициативу малыша и еще раз повторяет: «Ба-ба», – а затем произносит этот слог как слово: «Баба».

Если у ребенка есть бабушка, то мама зовет: «Баба! Баба!» При слове «баба» появляется бабушка малыша. «Баба, иди к нам! Где баба?» – спрашивает мама и продолжает: «Вот баба!» – показывает на бабушку.

Такой речевой пассаж следует провести не один раз, тогда к первому году дитя будет сознательно употреблять это лепетное слово.

Аналогичная ситуация разыгрывается со слогами «ма-ма», «па-па», «де-да», «дя-дя» и др.

В развитии речевых навыков во второй половине младенчества начинают играть особую роль организованные наблюдения, т.е. заранее продуманные и запланированные взрослым. Такие моменты созерцания обогащают малыша впечатлениями и сопровождаются речью, пояснениями: мама называет рассматриваемые крохой объекты и проговаривает действия, совершаемые по отношению к ним. Это развивает умственную активность малыша и расширяет понимание обращенной к нему речи взрослого. Содержание наблюдений во многом зависит от того, где живет ребенок, что его окружает. Если семья живет в деревне, то малышу следует показать домашних животных, растения (цветы, овощи, фрукты). В городе кроха видит машины, уборочную технику, птиц и др.

Занятие «Наблюдение стайки голубей»

Задачи
Обратить внимание ребенка на птиц, их внешние особенности – имеют крылья, клюв; повадки – летают, машут крылья, ходят, клюют крошки и пр.

Обогащать малыша впечатлениями. Использовать фольклор для маленьких.

Мама заранее выбирает место для наблюдения – площадку, на которую слетаются птицы. Она берет с собой зернышки, крошки хлеба и др. для кормления птиц на улице.

Взрослый привлекает птиц, разбрасывая корм. Когда они слетятся, мама берет малыша на руки, чтобы он лучше видел их сверху. В первый момент она делает пояснения, давая возможность ребенку погрузиться в наблюдение. Через некоторое время она начинает комментировать наблюдаемую ситуацию: «Птички! Гули-гули! Клюют зернышки: «Клю-клю! Клю-клю!» Если есть возможность садить кроху в коляску, взрослый вводит условные движения, сочетая их со словами: «Гули машут крылышками» (разводит ручки ребенка в и опускает – поднимает их вверх-вниз). «Гули клюют зернышки» (мама указательным пальчиком правой руки малыша стучит по его левой ладони), «Гули летают! Гули ходят!»

Взрослый просит малыша позвать «гулей»: Гули! Гули-гули!». Это ребенку 9 месяцев доступно, поэтому мама побуждает малютку к активному звукоподражанию.

Продолжая «угощение» птиц, взрослый вводит фольклорный текст, в котором звучит знакомое ребенку слово «гули»:

«Гули-гуленьки!
Прилетали к Юленьке,
Гули-гуленьки!
Прилетали к Оленьке,
Прилетали к Поленьке,
Прилетали к Коленьке!
Гули-гуленьки!
Прилетали к Машеньке,
Прилетали к Дашеньке,
Прилетали к Мишеньке!
Гули к деткам прилетали,
Гули громко ворковали!
Гули-гуль! Гули-гуль!»

В последующих наблюдениях птиц мама старается, чтобы малыш активно реагировал на их появление. Желательно ввести в активное произношение словосочетание «гули», «гуль», «гуленьки гуль».

Схема игрового показа стихотворения «Села птичка на окошко»

Движения бумажной птички в руках первого взрослогоВзрослый читает стихи, показывает птичкуДействия второго взрослого, который держит на руках малыша
Птичка летает и опускается перед ребенком«Села птичка на окошкоДелает хлопки ладошками ребенка
Птичка сидит перед ребенкомПосиди у нас немножкоКладет руки ребенка на колени ладонями вниз
Птичка «ходит» перед ребенкомПосиди, не улетайДелает хлопок ручками и опускает на колени, ладонями вниз.
Птичка взлетаетУлетела птичка.Поднимает и разводит руки ладонями вверх
Птичка исчезаетАй!»Резко поднимает руки вверх, над головой

Примерный игровой показ «Села птичка на окошко»

Разыграть стихотворение А. Барто «Села птичка на окошко». Развивать понимание речи взрослого, сопровождаемой показом. Разучить с малышом условные движения ручками: хлопки, опускание ладоней вниз и вновь хлопок, разведение ладоней в стороны, взмахивание вверх (при междометии «Ай!»). Побуждать малыша, по ходу чтения стихотворения, вслед за взрослым произносить: «Ай!»

Сделать из двух листов бумаги «птичку». На первом листочке выполнить абрис птички без крыльев; из второго – сделать крылышки: свернуть листочек пополам, вырезать треугольнички, соединенные внизу сгибом листа. Расправив «крылышки», приклеить их снизу брюшка птички. В середине спинки птички укрепить (прошить) ниточку. В игре-занятии участвует двое взрослых.

Мама держа «птичку» за ниточку, размахивает ею – показывает, как птичка «летает». Она несколько раз повторяет слово «птичка» и звукоподражание: «Пи-пи-пи!» Начинает неторопливо читать стихотворение. Второй взрослый держит на руках малыша и выполняет его руками движения синхронно с текстом. Он показывает «Ладушки», «Здравствуй – До свидания! Пока!», «Ля-ля!» (хлопки под музыку) и др.

Взрослые 2-3 раза повторяют игровые действия и жесты ручками ребенка под стихотворные строки.

Примерная игра-занятие на развитие действий с предметами «Кубики в тележке»

Развивать активное подражание действиям взрослого. Учить выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, выбрать предмет и манипулировать им, отложить его в сторону). Развивать мелкую моторику рук.

Тележка (40×50), наполненная некрашеными деревянными кубиками, брусочками, призмами небольшого размера (строительный набор).

Взрослый выкатывает тележку на середину комнаты. Мама берет один предмет из тележки и манипулирует им, перекладывает из руки в руку, берет второй, стучит предметом о предмет, откладывает их в сторону. Свои действия он сопровождает словами: «Кубик! Кубик! Тук-тук Когда малыш возьмет кубик, мама пытаясь держать игрушку в руке ребенка, учит перехватывать ее из руки в руку, стучит кубиком о кубик.

Если взрослый убирает предметы в тележку, а малыш начинает их извлекать, можно использовать этот момент для организации совместных действий: мама складывает предметы на тележку, предоставляя ребенку возможность вынимать их.

Читайте также:  Режим дня 7 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Постепенно взрослый ведет ребенка от перекладывания предмета из руки в руку к более сложным действиям: учит устанавливать куб на куб, призму на куб или прикладывать один куб к другому.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Показатель

Среднее значение в 9 месяцев

Мальчики в 9-10 месяцев

Девочки в 9-10 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания, как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Подробнее о питании крохи читайте в статье про меню ребенка в 9 месяцев.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Для родителей, каждый новый месяц новорожденного малыша является важным. Но в 9 месяцев ребенка наступает особая дата. Ведь он растет и развивается вне утробы матери уже столько же времени, сколько провел у мамы в животике. Развитие ребенка приобретает особенные черты, которые мы и рассмотрим в нашей статье.

Питание ребенка в 9 месяцев

Меню малыша становится разнообразнее. Кроха уже сам пытается стянуть со стола что-нибудь из еды. Лучше всего, чтобы вся семья придерживалась правильного и здорового питания. Это удобно и маме, не надо много времени тратить на приготовление, и малышу, меньше будет запретов на еду. Попробуем разобраться, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.

Особенности рациона

Основным рационом малыша по-прежнему остаётся грудное или искусственное молоко. Для того чтобы узнать, сколько ребенок должен съедать, необходимо сделать следующий расчет:

  • Поделите вес малыша на восемь — девять, и получите возрастную норму объема еды в день.

В этом возрасте за день предусмотрено пять приемов пищи. Старайтесь выдерживать интервал между ними около 4 — 5 часов. Но если мама кормит малыша грудью по требованию, то режим может быть несколько другим и варьироваться в зависимости от запросов малютки.

Режим питания также, во многом зависит от того, как питаются в семье другие дети и сами родители. Если в семье есть старшие дети, то малыш может познакомиться с какими-то блюдами гораздо раньше, чем это планировалось. Не бойтесь этого слишком сильно.

Недаром, на сегодняшний день, существует метод педагогического прикорма. Он подразумевает, что малютка потихоньку сам пробует все то, что едят за общим столом.

Постепенно приучайте малыша к твердой пище. Ночью, малыши все еще могут просыпаться и просить грудь. Это происходит вовсе не потому, что они голодны. Дети нуждается в матери, и он спит спокойнее, если постоянно ощущает рядом мамино присутствие, к которому привык.

В зависимости от вида основного вскармливания, рацион питания ребенка может существенно меняться.

Грудное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на грудном вскармливании может быть весьма различным, в зависимости от того, с какого возраста вы ввели прикорм. Если вы начали прикорм в полгода, то, скорее всего, вам необходимо продолжать вводить новые продукты в этом возрасте.

Ввод новых продуктов

  1. Яичный желток. Вводят во второе кормление. Лучше всего сочетать с кашей.
  2. Творог и кисломолочные продукты. Вводят в четвертое кормление, в качестве полдника.
  3. Каши на коровьем молоке. Вводят постепенно, с осторожностью.

Искусственное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании, скорее всего уже содержит в себе те продукты, которые мы перечислили выше. Ведь зачастую такие малыши раньше начинают есть прикорм. Если же вы их еще не ввели, делайте это по той же схеме.

Чтобы определить, сколько малышу необходимо смеси за один прием пищи в этом возрасте, поделите суточный объем еды на число кормлений.

Меню ребенка

Если вы уже ввели все основные продукты в меню малютки, то уже знаете, чем кормить ребенка. Постепенно вводите в рацион питания блюда, приготовленные из смеси различных овощей, а также каши, приготовленные из разных злаков.

Разберем примерное меню ребенка в 9 месяцев.

  • Овощные пюре (150 — 180 гр);
  • Фруктовое пюре или фрукты (50 — 80 гр);
  • Каши (до 180 гр); Мясо (до 50 гр);
  • Желток (до 2-х раз в неделю);
  • Творог, кефир (до 40 гр);
  • Пшеничный хлеб (5 гр);
  • Масло (5 гр);
  • Сок (до 80 гр).

Всегда помните, что именно вы, как родители, устанавливаете, что можно кушать ребенку. Вы как никто другой лучше знаете своего малыша. Если у малютки есть непереносимость определенных продуктов, учитывайте это. При необходимости, обратитесь за помощью к грамотному специалисту.

Приобретенные навыки

Что должен уметь малыш в этом возрасте? Этот вопрос чаще всего беспокоит молодых родителей. Однозначного ответа на него нет, ведь каждый малютка индивидуален. Но все же попробуем разобраться, какими основными навыками должен владеть малыш, а также, есть ли различия в развитии между мальчиком и девочкой в этом возрасте.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Девочки и мальчики развиваются в этом возрасте примерно одинаково. Но можно отметить небольшую разницу в развитии детей разных полов.

  • Девочки проявляют больший интерес к общению, интересуются другими детьми. Некоторые девочки начинают произносить первые слова, так как их словарный запас наполняется быстрее, чем у мальчиков. У девочек лучше развивается периферийное зрение.
  • Мальчики проявляют больший интерес к игрушкам и различным предметам, чем к другим людям. Они равнодушнее относятся к голосам людей и различным звукам, поэтому пополняют словарный запас медленнее. У мальчиков лучше развивается пространственное зрение.

Что умеет ребенок в 9 месяцев:

  • Сидеть самостоятельно;
  • Взбираться на невысокие поверхности;
  • Шагать вдоль опоры;
  • Использовать захват двумя пальцами;
  • Произносить слоги (па, ма, ба);
  • Проявлять различные эмоции;
  • Показывать пальцем на интересующие его предметы;
  • Выполнять словесные инструкции (отзываться на имя, показывать свою ручку);
  • Активно манипулировать предметами.

Не забывайте, что именно от вас зависит то, как быстро будет закреплять новые навыки ваш малыш. Игры с ребенком, развитие эмоциональной сферы при общении с родителями — дадут мощный толчок для превращения вашего малыша из младенца в относительно самостоятельного человека.

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка в 9 месяцев может уже несколько отличаться от режима месячной давности. Здоровые дети в этом возрасте бодрствуют до 4 часов подряд.

Сон ребенка в 9 месяцев занимает от 12 до 14 часов в сутки. У малыша должны быть два дневных сна. Продолжительность дневных снов может составлять до двух часов. Ночной сон составляет примерно 10 часов.

Распорядок дня ребенка зависит во многом от того, по какому режиму живёт вся остальная семья. Постарайтесь придерживаться установленного распорядка каждый день, и тогда вы с легкостью будете укладывать малыша на сон.

  1. Утренний завтрак.
  2. Гигиена, игры, массаж.
  3. Прогулка и сон.
  4. Прием пищи.
  5. Зарядка, игры.
  6. Прием пищи.
  7. Сон.
  8. Игры.
  9. Прием пищи.
  10. Прогулка.
  11. Общение с семьей, спокойные игры, купание.
  12. Прием пищи.
  13. Сон.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение. И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте.

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.
Читайте также:  Режим дня 2 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Читайте о методиках раннего развития

Физическое развитие малыша

Врачи часто пугают родителей тем, что их малютка не входит в коридоры норм физического развития. На самом деле, если вы видите, что малютка хорошо себя чувствует, активен в течение дня и спокоен во время сна, то не стоит слишком ориентироваться на медицинские нормы. Всегда помните, что все дети индивидуальны.

  • В среднем, рост малыша составляет от 70 до 72 сантиметров. В течение этого месяца, ваш малютка, скорее всего, вытянется еще на 1,5 — 2 сантиметра.
  • Вес ребенка может варьироваться от 8,5 до 9 килограмм. В течение месяца, он прибавит в весе еще 400 — 500 грамм.

Зная, сколько какой должен быть вес, вы можете отрегулировать режим питания своего малыша. Если малыш малоежка, и при этом прибавляет в весе крайне мало для своего возраста, попробуйте подобрать для него особое меню. Не забудьте проконсультироваться с вашим педиатром по этому вопросу.

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

  • Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

  • Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

  • Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

Календарь развития ребёнка в 9 месяцев: 14 умений и навыков

Девятый месяц – очередная веха в жизни младенца. Наряду с 1, 3 и 6 месяцами этот рубеж у педиатров зовётся эпикризным сроком – моментом, когда детально оцениваются навыки и умения малыша.

Нервно-психическое развитие

Крупная моторика (общие движения)

  • что умеет ребёнок в 9 месяцев «на отлично», так это самостоятельно сидеть. Малыш способен сам сесть и сидеть без опоры минут 10. Также из положения сидя девятимесячный ребёнок уже умеет или ещё учится ложиться;
  • младенец активно встает на ножки, крепко держась руками за опору. Обычно в качестве опоры выступает бортик кроватки или диван. Постояв некоторое время, ребёнок самостоятельно опускается;
  • особо подвижные дети, научившись стоять, могут перемещаться на близкие расстояния, переходя от предмета к предмету и используя их в качестве опоры;
  • на девятом месяце жизни ребёнок продолжает учиться ползать. Довольно редко на данном этапе получается это делать в совершенстве. Большинство крох ещё перемещаются по-пластунски, ползут не вперёд, а назад. Хорошо начинают ползать примерно в 10 месяцев. Для успешного освоения навыка необходимо учить ребёнка, стимулировать его упражнениями и частым выкладыванием на живот;
  • двигательные умения ребёнка в 9 месяцев обогащаются танцевальными навыками. Малыш, услышав ритмичную мелодию, начинает совершать плясовые движения. Если при этом мама или папа танцуют вместе с ним и напевают мелодию, ребёнок старается с еще большим усердием.

Мелкая моторика и действия с предметами

  • в действиях с предметами и игрушками появляется ещё большее разнообразие. Малыш не просто стучит ими или кидает об пол. Ребёнок начинает выполнять действия с вещами в зависимости от их свойств. Погремушкой он гремит, мячик – катает, мелкие предметы вкладывает в более крупные;
  • у младенца формируется щипковый захват. Двумя или тремя пальчиками он способен поднять с пола самые мелкие предметы, даже крошечки хлеба.

Отправляя малыша ползать по полу, не забудьте пропылесосить перед этим. Находя всякую мелочь, ребёнок в большинстве случаев потянет её в рот. А это может привести к тому, что младенец поперхнётся и инородное тело окажется в его дыхательных путях;

  • особый интерес в этом возрасте для ребёнка представляют различные игрушки с подвижными механизмами – рычажками и колесиками.
  • Общение и взаимодействие с окружающим миром

    • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.
  • Речь активная и понимаемая

    • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
    • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
    • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
    • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

    Физическое развитие

    Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

    По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

    Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

    Режим дня и питания

    Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

    Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

    Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

    При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

    Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

    Овощи

    Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

    Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

    Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

    Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

    Фрукты, ягоды и соки из них

    Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

    Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

    Молочные продукты

    Это творог и детский кефир. Давать их рекомендуют вечером, вместе или раздельно.

    Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

    Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

    В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

    Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

    Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

    Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

    Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

    В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

    Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

    Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

    Когда стоит беспокоиться?

    Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

    • сидит без поддержки до 10 минут;
    • ползает или пытается ползать;
    • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
    • держит кружку двумя руками;
    • отличает своих близких от чужих людей;
    • реагирует на своё имя.

    Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

    Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.


    Развитие ребенка в 9 месяцев

    К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать кроху у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

    Что нового в физическом развитии

    В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

    Что умеет ребенок в 9 месяцев

    1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
    2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). В ходунках может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
    3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это пока не получается, не стоит переживать, просто помогите ему усвоить навык.
    4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
    5. Уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
    6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.
    Читайте также:  Годовалый ребенок: речь, дети начинают ходить, развивающие игры и прогулки с годовалым ребенком

    Что нового в психологическом развитии

    1. Речь ребенка в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
    2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
    3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
    4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
    5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
    6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
    7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
    8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.

    Тест на развитие ребенка в 9 месяцев

    • Кроха должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках;
    • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти;
    • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади;
    • Подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить;
    • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, ребенок должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя;
    • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги;
    • Должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

    Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

    Как кормить ребенка в 9 месяцев

    Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

    Грудное молоко (смесь) должны составлять 14 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали прикармливать в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании крохи присутствуют все основные продукты:

    овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 – 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 12 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

    Режим: сон и бодрствование

    Ребенок спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью – до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

    Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы не отучите от груди.

    В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что дети могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

    Как помочь ребенку развиваться

    Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

    Продолжайте развивать речь: разговаривайте с крохой, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

    • Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки;
    • Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания;
    • Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок;
    • Покажите карапузу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя кроха сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась;
    • Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите ребенку как она разматывается. Он с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя;
    • Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего ребенка и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите показать, где и что у куклы, а где у ребенка;
    • Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой;
    • Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе;
    • Заведите для ребенка сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения;
    • Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее;
    • В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.

    Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.

    Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения.

    Мамина школа: Девятый месяц жизни. Календарь развития ребенка

    Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

    Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

    Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

    Развитие ребенка в 9 месяцев

    Физиологическое и психологическое развитие

    Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0–9,9 кг при росте 69,7–74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3–9,4 кг и 67,7–72,6 см.

    Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверенно и уже умеет менять позу во время движения.

    Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки.

    Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу. Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение.

    Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить. Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

    Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет – и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы – а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

    Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках – им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать.

    Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

    Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

    У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

    Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» – будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

    В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять.

    Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят. Для девятимесячного малыша весь мир – одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать.

    Любая вещь может стать участником веселой забавы – от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

    Безопасный дом

    С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности. Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

    «Нет!» и «Нельзя!» – слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие.

    Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки находятся под запретом, и научится отличать опасные предметы от безопасных.

    Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности

    Детский сон

    В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна. Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

    У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка ,главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней.

    Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

    Важное о здоровье

    У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

    Меню малыша

    В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400–500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170–200 г овощей, 170–200 г каши, 60–80 г фруктов, , 60–70 г мяса, 40 г молочных продуктов и яичный желток.

    Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

    Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

    Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой – сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

    Совет месяца

    Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных наощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

    Ссылка на основную публикацию