Какая бывает афония у детей: чем отличается функциональная и истерическая афония

Какая бывает афония у детей: чем отличается функциональная и истерическая афония

К центральным функциональным нарушениям относятся пси­хогенные, или истерические, или гипокинетические [3] афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразо-вания со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани. Голос может появиться неожиданно на фоне эмо­циональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлек­са голосообразования и стойкая афония или дисфония, требую­щая специального психоневрологического и логопедического воз­действия.

Наиболее часто диагностируется в детском возрасте перифе­рическое функциональное нарушение голоса — гиперкинетическая (спастическая) дисфония [4] —расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражании различным звукам, голосам людей, животных), неправильной технике голосоподачи. Чешский ученый М. Зееман отмечает, что гиперкинетическая дис­фония развивается обычно лишь в том случае, когда к перенапря­жению голоса присоединяются другие внутренние или внешние причины. К первым относится плохо поставленный голос, нему­зыкальность, конституционально неполноценные слизистые обо­лочки верхних дыхательных путей, асимметрия гортани и т. ц. Весьма неблагоприятное влияние на голос оказывает хронический тонзиллит (увеличенные и воспаленные нёбные миндалины), аде­ноиды (носоглоточные полипы), острое воспаление гортани (ла­рингит) и острое воспаление трахеи (трахеит). При этом ребенок с трудом дышит через нос, «заглатывает» воздух ртом. Несогретый, неочищенный воздух, попадая в дыхательные пути, способ­ствует воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллерги­ческим [5] реакциям. Устранение раздражителя нормализует дыха­ние и голос ребенка.

Внешние причины гиперкинетической дисфонии—негигиени­ческие условия фонации (пыль, дым, сырость), излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях, воспаление дыхательных путей, нёбных миндалин, общие заболевания организма. При отсутствии своевременного лечения дисфония прини­мает хронический характер и переходит в стойкую тяжелую хрипоту. При осмотре гортани врачом (ларингоскопии) очень часто обнаруживается гиперфункция гортани во время фонации — вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные голосовые складки не видны, гортань поднимается вверх. При продолжительном расстройстве голоса появляются и органические изменения в гортани—утолщение, набухание слизистой, узелки посередине длины голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Возникают узелки при перенапря­жении голоса у крикливых детей и подростков вследствие Чрезмерного смыкания голосовых складок, так как резкий, громкий, продолжительный крик вреден для голосового аппарата,для нежных голосовых складок ребенка. Предрасполагающим фактором для возникновения узелков у детей является гипото­ния мышц голосового аппарата, а также перенесенные инфекционные заболевания (грипп, ангина), операции горла, носа. Све­жие узелки после нескольких дней молчания исчезают. Старые узелки лечат терапевтическим или хирургическим методом в сочетании с фониатрическими упражнениями. Клиническую картину этого нарушения дополняет расстрой­ство фонационного дыхания—оно становится поверхностным, слабым, напряженным.

Таким образом, при гиперкинетической дисфонии нарушается функция дыхательного и голосового аппарата.

Для гипо- и гиперкинетической афонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного “голоса на кашле (в отличие от афонии орга­нического характера).

Лечение гиперкинетической афонии и дисфонии длительное и требует упорства и терпения со стороны ребенка и его родителей. Очень важно соблюдать основные меры профилактики и гигие­ны голоса у детей—не кричать (в детском саду, школе, в дыму, сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать. Необходимо периодически проходить осмотр у отоларинголога, вовремя лечить хронический тонзиллит и аденоиды. Не злоупотреблять громким хоровым пением, не расширять диапазон и си­лу звучания. Родители, воспитатели детских садов, педагоги в школах должны внимательно вслушиваться в голос детей и на­правлять их на консультацию к отоларингологу и логопеду. Приведем для примера выписки из истории болезни детей.

Катя С., 5 лет. Родители обратились с жалобами на хрипоту голоса у девочки. Из анамнеза известно, что раннее общее и речевое развитие протека­ло без особенностей. В грудном возрасте девочка много кричала. Родители за­метили уже при произнесении первых слов (с 1 г.) хрипоту голоса, периоди­чески усиливавшуюся.

Интеллект в норме. К дефекту относится безразлично. При однократном ларингоскопировании не обнаружено анатомических из­менений в строении гортани. Фониатр рекомендовал логопедические занятия для нормализации голоса. Импрессивная речь в пределах возрастной нормы.

Лексико-грамматический строй речи без патологических особенностей. Фонетический строй: отсутствие звука р.

Психогенная афония

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

МКБ-10

Общие сведения

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани. Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году. В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Причины

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенез

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

Классификация

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию голосовых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление голосового аппарата.

Симптомы психогенной афонии

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании. Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле. Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

Осложнения

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации. Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности. Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Читайте также:  Дейтеранопия у детей это нарушение чего: тест и лечение дейтеранопии

Диагностика

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Лечение психогенной афонии

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из голосовых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

Прогноз и профилактика

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов. Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты. При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

Функциональная афония

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Читайте также:  Лечение насморка у ребенка народными средствами

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дисфония: причины и виды, проявления, как лечить, профилактика

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

Классификация

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Этиология и патогенез

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

Симптоматика

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Функциональная афония

Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

Читайте также:  ОРВИ лечение у детей до года и после новорожденного возраста: принципы лечения и профилактика

Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Афония (потеря голоса). Причины, симптомы и лечение афонии

Афония (потеря голоса) – состояние потери звучности голоса, — возможность разговаривать только шепотом. Фактически, афония является отсутствием голоса.

При правильном и своевременном лечении афонии, голос возвращается к человеку в скором времени, а его тональность остается без каких-либо изменений.

Причины потери голоса

Причин афонии, т.е. потери голоса множество. Рассмотрим из них наиболее встречающиеся:

  • простудные заболевания, которые вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок (грипп, ОРВИ);
  • воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ларингит, тонзиллит);
  • срыв или переутомление голоса (часто наблюдается у певцов, учителей, дикторов);
  • опухоли голосового аппарата;
  • врожденные патологии развития гортани;
  • раздражение гортани вследствие химических ожогов;
  • токсическое воздействие, из-за которого развивается спазм мышц гортани (загрязненный воздух, табачный дым);
  • травма голосового аппарата (например, во время проведения операции при введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе, или же при проведении операции на щитовидной железе);
  • попадание инородного тела в дыхательный и голосовой аппараты;
  • стрессы, сильные волнения, страхи;
  • продолжительное дыхание очень сухим или очень холодным воздухом;
  • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Виды афонии

Истинная или гортанная афония. Развивается при различных заболеваниях гортани, которые влияют на правильность смыкания и вибрацию голосовых связок (например, при опухолях гортани).

Паралитическая афония. Возникает при нарушении функций нижнего гортанного нерва, который управляет большинством внутренних мышц гортани (например, травмирование гортанного нерва в результате проведения операции на щитовидной железе).

Спастическая афония. Развивается при спазме внутренних мышц гортани, в результате чего происходит сужение голосовой щели (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани химическими веществами).

Функциональная или истерическая афония. Возникает на фоне острого или хронического ларингита, нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика или пения.

Симптомы афонии

Афония не имеет своих четких признаков. Симптомы афонии могут указывать на сопутствующие заболевания или травмы, из-за которых возникла потеря голоса.

Симптомы афонии:

— боль в горле;
— затрудненное глотание;
— сиплость и хрипота;
— потеря голоса;
— невозможность нормально разговаривать (как обычно);
— спазм или паралич голосовых связок.

Осложнения афонии

При отсутствии должного внимания признакам афонии, можно упустить шанс быстрого лечения серьезной болезни (например, рак гортани), которая и привела к потере голоса. Подобная ситуация может привести к полной потере голоса без возможности восстановления.

Конечно же, тут я хочу сделать поправку, что если Вам или Вашим знакомым врач выдвинул вердикт, что голос восстановить нельзя, это еще не значит что он прав! Как минимум, можно обратится к другому врачу, ну а если все силы исчерпаны, не отчаивайтесь, обратитесь к Господу, ведь для Него уж точно нет ничего невозможного! Тем более в Библии, в Новом Завете, есть замечательные примеры, когда не только немые от рождения начинали говорить, но и слепые видеть!

Диагностика афонии

Для диагностики афонии используют следующие методы:

— общий осмотр, анализ анамнеза болезни;
— анализ мазка со слизистой ротоглотки (если при осмотре обнаружены признаки инфекции);
— ларингоскопию.

Если необходимо исключить опухоль, то назначают:

Лечение афонии

Курс лечения афонии назначает отоларинголог. Иногда, может потребоваться консультация невролога или терапевта.

Лечение афонии в основном зависит от причины её возникновения и может включать:

— прием лекарственных препаратов;
— прием средств народной медицины;
— физиопроцедуры;
— соблюдение покоя речевого аппарата;
— лечение болезни, вследствие которой возникла афония;
— операцию по удалению гортанной опухоли;
— удаление рубцов гортани.

Общие правила при лечении афонии:

— говорите только шепотом и как можно меньше;
— исключите из рациона холодное, горячее и острое, алкоголь и газировку;
— пейте, как можно больше теплой жидкости;
— ежедневно выпивайте по 1 домашнему куриному яйцу (после холодильника подержите яйцо в теплой воде, а потом употребляйте);
— увлажняйте воздух (для этого отлично подходит увлажнитель воздуха).

Лечение афонии народными средствами

Перед употреблением народных средств, для восстановления голоса, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Чеснок. Каждый день принимайте отваренные дольки чеснока. Просто проварите зубчики до мягкости и удаления остроты.

Яйца. Ежедневно утром выпивайте 4 перепелиных или 2 куриных яйца (домашних).

Сок капусты. Принимайте свежевыжатый сок белокочанной капусты 3 раза в день по 0,5 стакана.

Хрен с мёдом. Смешайте в равных частях кашицу из хрена и мёда. Принимайте 1 ч. ложку каждый час.

Семена льна с яблоком и мёдом. Возьмите 1 ст. ложку семян льна, кожуру 1 яблока и 2 ч. ложки мёда. Залейте смесь 300 мл воды и варите 10 минут. Пейте отвар в теплом виде за 10 минут до еды 3 раза в день.

Алтей и лаванда. Возьмите по 2 ст. ложки цветков алтея и лаванды и залейте 600 мл кипятка. Дайте средству постоять минут 15-20. Используйте в теплом виде для полосканий горла, а также немножко пейте в течение дня.

Фенхель с молоком. При охриплости голоса взять 10 г плодов фенхеля, залить 1 л кипящего молока, настаивать 10 мин, добавить немного меда. Пить очень горячим и медленно по 2-3 стакана днем и 1 стакан перед сном.

Коровяк. 30 г сухих цветков коровяка отварите 10 минут в 0,5 л воды и процедите. В теплом виде полощите горло.

Картофель. Почистите картофель и отварите в небольшом количестве воды. Воду слейте, а картофель разомните и, накрывшись над картофелем, вдыхайте пар широко-раскрытым ртом, а выдыхайте носом.

Молодые побеги малины. 4 ст. ложки сушеных побегов малины залейте 2 стаканами воды и проварите на слабом огне 15 минут. Накройте и укутайте отвар и дайте постоять 30 минут. Процедите через 1 слой марли и доведите до кипения. Примите удобное положение и наклонитесь над кастрюлей, сверху накрывшись. Вдыхайте пар ртом, выдыхайте носом.

Профилактика афонии

Чтобы предотвратить появление афонии, или хотя бы минимизировать возможности потери голоса, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

— регулируйте громкость своего голоса, давайте голосу отдохнуть;
— откажитесь от вредных привычек;
— закаляйте свой организм;
— принимайте витамины, а также старайтесь употреблять свежие овощи и фрукты;
— питайтесь правильно и сбалансировано;
— не употребляйте слишком холодные напитки;
— зимой, старайтесь дышать носом, не переохлаждайтесь;
— ведите активный образ жизни;
— соблюдайте режим сна;
— избегайте стрессовых ситуаций;
— храните подальше от детей бытовые чистящие и моющие средства.

К какому врачу обратиться при афонии?

Афония — видео

Ссылка на основную публикацию