Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Николаева А.А., Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля, Россия, г. Воронеж

Хабарова Т.Ю., к.псих.н , доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г. Воронеж

Аннотация: При сахарном диабете специфика адаптационного процесса имеет свои характерные особенности. Влияние хронического заболевания на психику человека, реакции на болезнь изучались многими отечественными исследователями (Г.А. Ариной, Ю.Г. Зубаревым, Б.В. Иовлевым, Н.Я. Ивановым, Б.Д. Карвасарским , Н.Д. Лакосиной , А.Е. Личко , Р.А. Лурия , Т.Ю. Мариловой, В.В. Николаевой, Л.Л. Рохлиным, Е.Т. Соколовой, В.А. Ташлыковым , А.Ш. Тхостовым и др.)[1,4,9].

Клинические наблюдения и психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом, показывают, что заболевание порождает ряд специфических адаптационных проблем, затрудняющих психосоциальное развитие человека в целом, что объясняется искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме.

Ключевые слова: сахарный диабет, социальная адаптация.

Актуальность . В структуре эндокринологических заболеваний сахарный диабет (СД) является самой распространенной эндокринной патологией. Данное заболевание чрезвычайно распространено во всем мире, уступая болезням кровообращения, онкологическим заболеваниям, болезням костно-мышечной системы и психическим расстройствам, оставаясь при этом в числе ведущих инвалидизирующих нозологических категорий.

Диабетик, болеющий с детства, при условии, что у него нетяжелое течение заболевания и хорошо скомпенсированное состояние здоровья с медико-социальной точки зрения различными препаратами, диетой, профилактическими мерами и средствами социальной поддержки в процессе своего взросления, как правило, успевает хорошо приспособиться к своему заболеванию, с которым в дальнейшем ему придется жить и жить. Однако нередко врачи-эндокринологи при лечении детей с диабетом сталкиваются с тяжелым течением данного заболевания, формирующим достаточно серьезные осложнения на уровне психосоциального функционирования человека.

Часто дети, заболевающие диабетом, под влиянием тревожных реакций семейного окружения становятся интровертированными , замкнутыми, испытывают незащищенность и эмоциональную заброшенность. В дальнейшем подобные переживания могут спровоцировать формирование детских страхов, негативный настрой к лечению и отрицающее отношение к заболеванию, устойчиво закрепившись в структуре личности ребенка.

Все социальное окружение такого ребенка (родители, члены семьи, врачи, педагоги, психологи и социальные работники) обязаны учитывать специфические психофизиологические особенности диабетиков, так как дети с тяжелым течением сахарного диабета на протяжении взросления в буквальном смысле составляют дезадаптированную «группу риска» с последующими трудностями социализации. Отличительной особенностью адаптации детей диабетиков, заболевших в раннем возрасте от человека, узнавшего о данном заболевании в более старшем возрасте, является отсутствие психологического феномена «комплекса утраты своего здоровья», так как они никогда еще не были взрослыми и при этом здоровыми людьми. А дети, заболевшие в возрасте двух, трех-четырех лет вообще никогда не жили без болезни, они не помнят себя без уколов и диеты. С рождения инъекции инсулина для этих детей – это обыденность, доведенная до автоматизма. Их жизнь была и всегда протекала на фоне данного заболевания, что видимо, способствует более лучшей адаптации, по сравнению с пациентами, заболевшими в более позднем возрасте. Кризис возрастного развития, у болеющих с детства, накладывается на ненормативный кризис, связанный с возникновением заболевания. Проживая два кризиса вместе, личность ребенка, формируясь в процессе взросления, выходит на новый уровень, приобретая в своем эго-состоянии такое психологическое новообразование, в структуру которого заболевание уже как-бы встроено.

При этом «безоблачной» адаптацию детей с диабетом любого возраста назвать тяжело, а ее качественный уровень всегда зависит от способности родителей правильно сопровождать ребенка на пути преодоления всех возникающих трудностей и от возможностей реабилитационной среды, доступность которой также определяет прогноз и качество реабилитации[2,6,7,10].
Достаточное информирование родителей, детей, в раннем возрасте заболевших диабетом, как правило, позволяет им сформировать определенные совладающие стратегии и приспособить семью и ребенка к жизни с диабетом. Помимо психологических факторов, оказывающих влияние на адаптацию, огромное значение имеют и социально-экономические, социально-средовые и социально-бытовые факторы, игнорировать которые невозможно.

Все это делает неоспоримым тот факт, что наряду с медицинскими реабилитационными мероприятиями, компенсирующими соматическое состояние, всем больным необходимо регулярное психосоциальное сопровождение и активная поддержка как самих пациентов, страдающих данным заболеванием, так и членов их семей.

Несомненно, что наличие у ребёнка такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на адаптацию в коллективе. По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему заболеванию. Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов, отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и психическим заболеваниям в будущем[3,4,11].

Как проявляются эти проблемы? У одних данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же, наоборот, контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

Направления профилактики отклонений у детей с сахарным диабетом (СД). Из направлений профилактики сахарного диабета выделяют в основном:

– работа с семьёй;

– работа с медицинским персоналом;

– работа с учителями.

Работа с семьёй. С семьёй ребенка должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того, чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его болезни, от стиля воспитания в семье. Многие реакции родителей на болезнь их чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать свою болезнь. Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения. Несомненно, что у каждого ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями. Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит целью:

– предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или дочери;

– профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;

– работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;

– эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и снижения чувства вины;

– формирование правильных детско-родительских отношений;

– формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и возможностях.

Если в семье будет всё хорошо, тогда и в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко. Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации, оказывающие данный вид помощи. В этих организациях занятия проходят достаточно интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители обмениваются опытом.

Работа с учителями. Для того, чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру педагога. Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо.

Работа с медицинским персоналом. Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии, без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом, больным сахарным диабетом.

Для того чтобы справиться с трудностями и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и нормализацию соматического здоровья/

Жизнь детей с сахарным диабетом не должна ничем отличаться от жизни здоровых детей. Подобные меры улучшат качество жизни и будут являться залогом социальной безопасности диабетических больных.

1. Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М., 2002.

2. Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. – М. – 2008 г. с. 3-6.

3. Детско-родительские отношения в семьях детей, больных сахарным диабетом 1 типа / О.Г. Мотовилин , Л.Н. Щербачева, Е.А. Андрианова [и др.] // Сахарный диабет. – 2008 г. – № 4(41) с. 50-54.

4. Зелинский С.М. Психические расстройства и внутренняя картина болезни у детей, страдающих сахарным диабетом. Автореф . Диссертация канд. мед. наук. СПб., 1993.

5. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2007 г. – 512 с.

6. Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

7. Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

8. Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

9. Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия детского возраста Монография / Воронеж: 2015. – 703 с.

10. Морозова Е.В. Основные направления психологической реабилитации больных сахарным диабетом. Журнал «Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии», 2004 г. № 4, с. 75-76.

11. Чуваков Г.И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. 1992 г. №2. с. 3-6.

Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No . 2. S. 3-6.

1. Dedov I. I., Kuraeva T. L., V. A. Peterkova , Sherbakova L. N. Diabetes mellitus in children and adolescents. M., 2002.

2. Dedov I. I., Shestakova M. V., Suntsov Yu. I. diabetes in Russia: problems and solutions. – M. – 2008. p. 3-6.

3. Parent-child relationships in families of children with diabetes type 1. Motovilin , L. N. Sherbakova , E. A. Andrianova [et al.] / / diabetes. – 2008. – № 4(41) pp. 50-54.

4. Zelinsky S. M. Mental disorders and the internal picture of the disease in children with diabetes. Avtoref . Thesis Cand . med. Sciences. SPb ., 1993.

5. Isaev D. N. Psychosomatic disorders in children: a guide for physicians. – SPb .: Piter , 2007. – 512 p.

6. Kutasov V. A., Barabanova L. V., L. A. Kutasov Modern medical psychology. Voronezh, 2013.-170 C.

7. Kutasov V. A., Korotkikh D. V. Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph / Voronezh: vgma , 2014. – 729 p.

8. Kutasov V. A., Glukhov A. A., Stepanian N. And., Horn A. I. and others, Statistics in medical research. Monograph. Voronezh, 200 p.

9. Kutasov V. A., Sakharov I. E. Neurology and psychiatry in childhood Mono graph / Voronezh: 2015. – 703 p.

10. Morozova E. V. the Main directions of psychological rehabilitation of patients with diabetes. The journal ” Vestnik of the all-Russian society of specialists in medico-social expertise, rehabilitation and rehabilitation industry”, 2004, № 4, p. 75-76.

11. Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No . 2. S. 3-6.

Сведения об авторе:

Николаева Анна Алексеевна , Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля

Адрес электронной почты: bonik79@mail.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА

Сахарный диабет – распространенное хроническое заболевание эндокринной системы, причем количество больных диабетом стремительно растет. Каждые десять лет их число увеличивается практически в два раза. В 2013 году в мире зафиксировано около 366 миллионов человек, страдающих сахарным диабетом [Diabetes Atlas, 5th ed., IDF, 2013]. Хронические заболевания, в частности, сахарный диабет 1 типа ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, или, иначе говоря, создает особую объективную социальную ситуацию развития его психики [Коростелёва И.С., Ротенберг В.С., 1990]. Сахарный диабет 1 типа – тяжелое заболевание, которое вынуждает пациентов и их близких приспосабливаться к новому образу жизни, что само по себе является стрессом. Диабет может развиваться в любом возрасте, однако наиболее часто заболевают лица молодого возраста (дети, подростки, взрослые люди моложе 30 лет). У детей, больных сахарным диабетом, могут возникать проблемы социальной и психологической адаптации [Чирясова А.Н., 2012]. Потребность в адаптации возникает тогда, когда привычное поведение невозможно или малоэффективно. При определенных обстоятельствах некоторая часть подростков хуже адаптируется к заболеванию [Дедов И. И., Кураева Т. Л., 2002]. Хорошая компенсация диабета во многом зависит от психологической адаптации подростка к заболеванию, и того, насколько подросток успешно справляется с трудностями, возникающими вследствие постановки данного диагноза [Исаев Д. Н. 1996]. К факторам, влияющим на снижение социально-психологической адаптации у больных сахарным диабетом 1 типа, относят фрустрацию, последствием которой является агрессивность, переоценка цели, перенос действии в воображаемый план; отношение к болезни, которое определяет определенную стратегию поведения пациента.

В результате низкого уровня социально-психологической адаптации нередко возникают комплекс неполноценности, повышенный интерес к себе, глубокие негативные переживания. Особое значение приобретает фактор длительности заболевания [Щербачева Л. Н., Ширяева Т. Ю., Сунцов Ю. И., 2007]. Снизить риск формирования дезадаптации в связи с длительностью заболевания позволяет выработка адаптивного отношения к своему заболеванию, которое позволяет в значительной степени рассмотреть весь сложный процесс самосознания заболевшего человека, выявить те средства, которые использует человек для осуществления этого познавательного процесса. При этом отношение к заболеванию будет формироваться с учетом выработки определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях [Мотовилин О.Г., Лунякина О.В., Суркова Е.В., 2012]. В нашем исследовании мы предположили, что отношение к болезни влияет на уровень социально-психологической адаптации.

Читайте также:  Амилоидоз почек вторичный у детей - симптомы и диагностика, лечение

Определить особенности отношения к болезни и его влияния на социально-психологическую адаптацию подростков с сахарным диабетом 1 типа

Подростки (11-15 лет) с сахарным диабетом 1 типа Предмет

Отношение к болезни, социально-психологическая адаптация, влияние отношения к болезни на социально-психологическую адаптацию у подростков с сахарным диабетом 1 типа

Клинико-психологические методы (расспрос, беседа, наблюдение за поведением пациента, интервьюирование, психобиографический подход к изучению анамнеза); экспериментально-психологические (методики – «Личностный опросник Бехтеревского института», «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»), математическая обработка данных

Исследование проводилось на базе ГБУЗ «ОДКБ» г. Оренбурга в эндокринологическом отделении. Выборка состояла из 25 подростков с сахарным диабетом 1 типа в возрасте 11-15 лет, длительностью заболевания 5-8 лет.

Анализ полученных данных выявил у подростков с сахарным диабетом 1 типа следующие варианты отношения к болезни: эйфорический тип – 52%, паранойяльный тип – 12%; ипохондрический, апатический, анозогнозический, эргопатический типы – 8%; тревожный тип – 4% (см. Рис.1).

Рис.1.Типы отношения к болезни у подростков с сахарным диабетом 1 типа, выявленные методикой ЛОБИ. Варианты отношений к болезни: Г – гармоничный, Т – тревожный, И – ипохондрический, М – меланхолический, А – апатический, Неврастенический, О – обсессивно-фобический, С – сенситивный, Я – эгоцентрический, Ф – эйфорический, З – анозогнозический, Р – эргопатический, П – паранойяльный.

Эйфорический тип отношения характеризуется тем, что у подростков отмечается необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное, пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. У испытуемых главенствующее значение приобретает желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Отмечается также легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Причиной возникновения такого отношения к болезни в большинстве случаев является психологическая невыносимость действительного положения вещей. Другими словами, подобное реагирование может носить защитный характер [Середина Н. В., Шкуренко Д. А., 2003]. У подростков с сахарным диабетом 1 типа в данном случае можно констатировать проявление психологической защиты по типу вытеснения.

В результате исследования уровня социально-психологической адаптации было выявлено, что у 56% подростков имеется низкий уровень социально-психологической адаптации, что свидетельствует о низкой степени приспособленности к социальной среде, удовлетворенности своим положением в обществе и отношениями с окружающими людьми. 44% испытуемых имеют средний уровень социально-психологической адаптации, то есть характеризуются умеренной адаптированностью, приспособленностью к социальному окружению, умеренной выраженностью принятия окружающих и самих себя (см. Рис. 2).

Рис. 2. Показатели социально-психологической адаптации, полученные методикой ДПА

По таким шкалам, как «Самоприятие», «Интернальность», испытуемые имеют низкие значения. По шкалам «Принятие других» и «Стремление к доминированию» подростки имеют средние значения. Шкала «Эмоциональная комфортность» – низкие значения (42%), средние значения (42%). 41% подростков с сахарным диабетом 1 типа по шкале «Самоприятие» имеет низкие значения. Это может свидетельствовать о том, что они испытывают внутриличностные конфликты, не принимают себя; возможно, испытуемые нуждаются в психологической помощи.

Полученные данные по шкале «Эмоциональная комфортность» указывают на то, что у испытуемых отсутствуют серьезные эмоциональные проблемы, но говорить о полном эмоциональном благополучие подростков с сахарным диабетом 1 типа нельзя.

Низкие значения по шкале «Интернальность» свидетельствуют о выраженной экстернальности подростков с сахарным диабетом 1 типа. Для данных испытуемых свойственно приписывать ответственность за все происходящее с ним окружающим людям.

Средние значения, полученные по шкале «Приятие других» являются нормальными. Данные испытуемые принимают окружающих людей такими, какие они есть, а так же адекватны в восприятии окружающих людей и тех социальных групп, членами которых они является.

Для подростков с сахарным диабетом 1 типа характерно проявление умеренных лидерских склонностей, об этом свидетельствуют данные, полученные по шкале «Стремление к доминированию».

Метод ранговой корреляции Спирмена выявил наличие статистически значимой обратной взаимосвязи эйфорического типа отношения и адаптации (r=-0,432 при р>0,05). Это свидетельствует о том, что эйфорическое отношение к болезни приводит к более низкому уровню социально-психологической адаптации и находит свое отражение в том, что способности к эффективной социально-психологической адаптации у подростков с сахарным диабетом небольшие, имеется вероятность проявлений дезадаптивного поведения (низкая мотивация к лечению, заниженная самооценка, проблемы межличностного общения).

1. Дедов И. И., Кураева Т. Л., Петеркова В. А., Щербачева Л. Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М.: Универсум Паблишинг. 2002. 392с.

2. Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. – СПб.: 1996. – 76 с.

3. Коростелёва И.С., Ротенберг В.С. Психологические предпосылки и последствия отказа от поиска в норме и при психосоматическом заболевании // Психологический журнал, 1990, т. 11, № 4.

4. Мотовилин О.Г., Лунякина О.В., Суркова Е.В., Шишкова Ю.А., Мельникова О.Г., Майоров А.Ю. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа / О.Г. Мотовилин, О.В. Лунякина, Е.В. Суркова, Ю.А. Шишкова, О.Г. Мельникова, А.Ю. Майоров // Сахарный диабет – 2012. – №4. – С. 51-58.

5. Середина Н. В., Шкуренко Д. А.. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс». – 512 с., 2003.

6. Чирясова А.Н. Актуальность психологической помощи больным сахарным диабетом//Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2012. Том 2. № 2

7. Щербачева Л. Н., Ширяева Т. Ю., Сунцов Ю. И., Кураева Т. Л. Сахарный диабет 1-го типа у детей Российской Федерации: распространенность, заболеваемость, смертность // Проблемы эндокринологии. 2007. № 2. С. 24–29.

Социальная адаптация учащегося в свете сахарного диабета

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Зайцева Н. Г. Социальная адаптация учащегося в свете сахарного диабета // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/112/28559/ (дата обращения: 14.03.2020).

«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам»

Современный мир предлагает нашему обществу глобальное ускорение жизни. День проходит за днем, люди строят карьеру, живут активной социальной жизнью, периодически борются с возникающими проблемами и болезнями. В таком ритме нельзя не обратить внимание на тот факт, что подрастающее поколение зачастую остается предоставленными самим себе. Безусловно, родители пытаются дать своим детям максимум от возможного, а мы, как педагоги, заполняем недостающие «детали паззла».

Помимо образования, школьники учатся взаимодействовать друг с другом, принимать своих ровесников с достоинствами и недостатками. А что если один или два или несколько учеников предрасположены к болезням более серьезным, чем сезонные ОРЗ?

Известно, что люди с диабетом есть во всех странах мира. Несмотря на то, что в различных уголках мира риск его развития неодинаков, жители развитых стран более подвержены данному заболеванию. Повышение уровня жизни, пищевое разнообразие, промышленная обработка и доработка продуктов – все это негативно влияет на здоровье людей и диабет может стать настоящей чумой 21 века, более того, я считаю, что уже можно говорить об эпидемии.

Вопреки заболеванию, дети становятся школьниками и вступают в новую степень взросления. Разница теперь состоит в том, что домашнюю заботу родственников теперь должен разделить персонал учебного заведения.

Детские диабетологи всего света единодушно уверены в том, что их подопечные должны обучаться в стандартных учебных заведениях. В специализированных школах, вероятно, усиленный контроль над проблемой, но только в однородном социуме возможно формирование здоровой психики ребенка.

Школьники с сахарным диабетом не должны каким либо образом отделяться от сверстников, более того – необходимо вовлекать их в школьную программу и общественную жизнь. Строго говоря – должна на корню исключаться любая дискриминация.

Конечно, иногда реакция сверстников бывает не вполне адекватной – ребенок с диабетом придерживается диеты, ест по часам, не бегает на перемене за сладостями, но при нем всегда есть конфета, которой он не может поделиться (она на экстренный случай).

Мы, как педагоги, должны убедить ребят, что их больной друг не «белая ворона», а своеобразный пример для них – он умеет сдерживаться в пищевых желаниях, тренирует силу воли, физическая активность – его ежедневный труд.

Считается, что образовательный процесс в нашей стране налажен лучше, чем где-либо ещё. Но, сталкиваясь с реалиями, можно предположить, что «околообразовательная» сфера нуждается в небольшой модернизации.

Во-первых, хочется предложить железное правило: классный руководитель и медицинская сестра школы должны быть заранее предупреждены родителями ребенка, страдающим сахарным диабетом. Это невероятно важно, по целому ряду причин:

  1. Учащиеся начальной школы – могут забывать контролировать свое состояние;
  2. Учащиеся средней школы – могут стесняться делать укол в окружении сверстников, опасаясь насмешек и осуждения;
  3. Больному ребенку иногда может потребоваться перекус в течении урока – это не прихоть, это жизненная необходимость;
  4. Физические нагрузки для диабетиков, по мнению современных врачей, совершенно необходимы, но, естественно без «фанатизма» и под контролем преподавателя.

Во-вторых, важную составляющую составляет адаптация школьника в социальной сфере, представляет работа с его одноклассниками. Что можем мы, как преподаватели?

  1. Проводить «часы здоровья». Вкратце, без физиологических подробностей, объяснять нашим подопечным про те или иные заболевания;
  2. Давать четкие пояснения, что над больным человеком смеются только недалекие люди;
  3. Совместно с медицинской сестрой объяснить начальные, элементарные правила первой помощи (в т.ч. при диабете: как распознать ухудшение состояния, что делать в такой ситуации);
  4. Не лишним будет вспомнить старые, но до сих пор актуальные девизы (например: один за всех и все за одного).

В старших классах увеличивается нагрузка на учащихся – больше предметов, стресс от предстоящих изменений в жизни, грядущие экзамены.

Естественно, что почти 100% школьников собираются сдавать экзамены и продолжать свое обучение в высших образовательных учреждениях.

Одной из форм адаптации ученика старших классов может быть помощь и советы по выбору профессии.

Разумеется, есть ряд профессий, к которым не могут допускать люди с сахарным диабетом (управление авиалайнером, поездом, профессии, где имеет место ответственность за жизни других людей).

При рассмотрении будущих профессиональных возможностей, учителям, школьным психологам и родителям нужно объединиться и выявить у ребенка – к чему он более расположен. Ни в коем случае не стоит применять давление или намекать на неполноценность. Мы несем огромную ответственность за то, какими людьми вырастут наши дети, поэтому лучше пожертвовать временем и помочь с выбором.

Возвращаясь к повседневной жизни, хочу отметить: принято считать, что сахарный диабет 2 типа – «возрастной» (хотя в 21 веке он сильно «помолодел» из-за неправильного, малоподвижного образа жизни, гиперобильного питания), а 1 тип – проявляет себя с ранних лет жизни (т.е. 90% школьников с сахарным диабетом – диабетики 1 типа).

Психологи говорят о том, что дети с сахарным диабетом первого типа должны думать о себе как об участнике большой команды. Т.е. осознавать что они не хуже/не лучше, чем другие, что в случае необходимости им всегда окажут помощь, но самое главное – что они не одни.

Учащиеся с сахарным диабетом сталкиваются с всевозможными трудностями – как физическими, так и психологическими.

Подавляющее большинство подростков знают об осложнениях диабета и их опасностях для здоровья (возможная слепота, почечная недостаточность, кома), но эти знания часто формируют психологические проблемы: неуверенность в себе и своих силах, ощущение безнадежности и безысходности, чувство тревоги о будущем, страх смерти и равнодушие к жизни.

12-16 лет и без дополнительных факторов – очень сложный возраст, когда ребенок «строится» во всех плоскостях: образование, общение, познание себя, а проблема диабета может сотворить перекос в свою сторону – без надлежащего контроля возможна беда.

Дело в том, что большинство родителей, в попытках построить абсолютно безопасное существование своему ребенку, могут забывать о том, что кроме болезни у него есть еще и «просто жизнь», что в школе ребенок не только диабетик, но и учащийся/друг/подруга/староста/лидер/вдохновитель и т.д.

Конечно, мы, как педагоги не можем диктовать родителям – как воспитывать и обращаться с учащимся, но мы просто обязаны хотя бы сделать попытки объяснить, что диабет (как и любое другое заболевание) – не приговор, привести примеры (например, известного футболиста Пеле, который добился в жизни всего, несмотря на болезнь). Объяснить, что не нужно строить преграды между ребенком и социумом, нужно наоборот – как можно больше прикладывать сил с ассимиляции.

Еще одной возможностью повышения контроля и адаптации учеников с сахарным диабетом является наш научно-технический прогресс. Да, именно он может помочь всем сторонам – и школьнику, и учителю и родителями.

Приведу самый простой пример: родители очень боятся (и возможно противятся) обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Родители на работе, не знают – как чувствует себя их сын/дочь, не знают в каком они состоянии, измерили ли сахар и т.д.

Читайте также:  Гипергликемия у детей при сахарном диабете: признаки и симптомы гипергликемии

На помощь может придти обычный телефон. Разумеется, я не считаю, что школьник должен на уроке переписываться с мамой, вести разговоры и тому подобное, но, заранее зная о проблеме, учитель может выработать совместно с родителями своеобразный график.

Определяются временные промежутки, когда ученик сообщает родителям о своем состоянии (если мы имеем дело с младшими классами, педагог может и должен напомнить, что пришло время «успокоить маму», приветствуется игровая форма, для лучшего запоминания такой обязанности).

Самое главное – не давать ребенку замкнуться в проблеме или, что хуже – стесняться ее (статистика говорит о том, что 30% детей школьного возраста настолько стеснительны и зажаты, что выберут промолчать и довести свое состоянии до критического, чем привлечь к себе внимание и попросить о помощи).

В заключении хочется подвести итоги:

Диабет школьника – не повод отказываться от обучения, посещения кружков и секций.

Дисциплина, ответственность, режим и осознание распределения нагрузки может сделать жизнь интереснее, ярче, увлекательнее, поможет в осознании того, что болезнь – просто особенность его и его организма, практически наравне с цветом глаз или волос, но ни в коем случае не недостаток или проблема.

Мы, как педагоги, со своей стороны должны построить доверительный круг общения между нами и родителями, нами и учащимся. Возможно, на первых порах это будет непросто – ведь до недавнего времени о таких проблемах не принято было говорить, однако результат, который мы можем получить в итоге – стоит того, чтобы начать действовать.

Мы, как учителя, можем очень много: передать свои знания, привить моральные ценности, а самое главное – заложить совместно с родителями прекрасный фундамент здорового, умного и перспективного человека и гражданина нашей страны.

  1. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
  2. Благинин А.А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А.Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А.Е. Бойков, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5-1 (64). С. 7-9.
  5. Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  6. Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91-93.
  7. Соломин В.П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148-156.
  8. Сорокина, Л.А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса “БАОК” на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, Г.В. Бузник, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156-159.
  9. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  10. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.

Особенности социальной адаптации подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа

Статья из монографии “Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого”.

Качество жизни больных диабетом существенно ниже, чем у лиц, не страдающих этим заболеванием. Причем показатели у девочек и девушек значительно хуже, чем у мальчиков и молодых мужчин.

Снижение качества жизни у больных диабетом связывают с формирующейся депрессией, ощущением фатальности заболевания, низким социально-экономическим уровнем.

При ведении подростков с сахарным диабетом (СД) следует помнить о следующих психосоциальных особенностях:

  • Значимость для ребенка подросткового возраста мнения группы и вероятное расхождение правил этой группы с обычными нормами поведения и морали.
  • Склонность к экспериментам относительно стиля жизни.
  • Стремление к общей независимости.
  • Тенденция к скрытности.
  • Тенденция к отказу от лечения и любого сотрудничества с медицинским персоналом.
  • Существенные нагрузки в учебных заведениях.
  • Возможности начала совмещения учебы с работой.
  • Возможное начало курения, употребления алкоголя, слабых наркотиков.
  • Вариабельность паттернов сна.
  • Часто стимулированная физическая активность.

Доказано (А), что оптимизация гликемического контроля у подростков может быть достигнута только на фоне адекватных психологических тренингов, направленных на:

  • установление доверительных отношений между подростком и группами помощи больным СД;
  • помощь подростку в определении приоритетов в пользу самосохранения и здорового образа жизни;
  • помощь в понимании физиологических и психологических особенностей пубертатного периода;
  • целенаправленное объяснение необходимости инсулино- и диетотерапии, признание сложности в потере веса и регуляции пищевых привычек;
  • организацию регулярных визитов с целью раннего выявления осложнений заболевания;
  • помощь подростку в налаживании доверительных отношений с родителями и сверстниками.

Большое внимание должно быть уделено работе с родителями подростка, поскольку как авторитарный, так и попустительский тип отношения к ребенку наносят вред его психике и, как следствие, отражаются на уровне метаболического контроля и социальной адаптации.

Особенностью течения сахарного диабета у подростков являются частые гипогликемические состояния, связанные именно с социальными аспектами в результате:

  • отказа от еды с целью контроля веса;
  • алкогольной интоксикации;
  • применения наркотических веществ;
  • изменения режима сна;
  • повышения умственной и физической активности (в том числе вождения автомобиля);
  • начала активной половой жизни.

Важными моментами является настрой подростка на возможные последствия перечисленных ситуаций и адаптирование режимов питания и инсулинотерапии.

Сексуальное здоровье подростков следует поддерживать путем неосудительного отношения к половым контактам, объяснению способов гигиены, предохранения от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.

При выборе методов контрацепции следует делать акцент на том, что использование оральных контрацептивов у больного сахарным диабетом не может являться методом выбора, поскольку существенно влияет на показатели метаболического контроля, липидный обмен, повышает риск тромбоэмболических состояний. В случае сопутствующей гиперандрогении у девушек может быть использован ципротерона ацетат.

У мужчин, страдающих сахарным диабетом в течение длительного времени, снижается половая активность в связи с формированием автономной нейропатии. Вместе с тем, импотенция диабетического генеза – явление не столь распространенное, как психологическая. Однако молодые люди должны быть предупреждены о возможном развитии осложнения диабета такого рода, что требует дополнительной работы с психологом.

Особое внимание необходимо уделять тому факту, что заболевание сахарным диабетом не может быть основанием для отказа пациенту в получении образования, водительских прав и других ограничений в социальных свободах.

По нашему мнению, важным направлением терапевтической коррекции у подростков, страдающих сахарным диабетом 1-го типа (СД 1), должна являться психокоррекция с применением методик, усиливающих функции Я, предоставляющих коррективный эмоциональный опыт, стимулирующих развитие волевых качеств, что ляжет в основу адекватного самоконтроля течения заболевания и сформирует удовлетворительное взаимопонимание между пациентом и медицинским персоналом.

Воздействие на психосоциальные факторы доказательно (А) улучшает качество жизни больных сахарным диабетом 1-го типа и уровень метаболического контроля. Наиболее значимым является семейное консультирование, стимулирующее правильный самоконтроль течения заболевания, эмоциональную поддержку больного, самоуважение и ответственность.

Создание обществ больных сахарным диабетом способствует значительной оптимизации гликемического контроля в связи с улучшением образованности в отношении заболевания, психологического сознания того, что больной не одинок в своей проблеме и всегда может получить любую консультацию относительно своего состояния и поддержку.

Рекомендации по психосоциальной адаптации детей и подростков с сахарным диабетом 1-го типа (ISPAD 2006-2007):

  1. Специалисты по психическому здоровью должны быть включены в интердисциплинарную команду по оказанию помощи пациентам с сахарным диабетом.
  2. Следует предусматривать необходимость помощи психиатра с назначением психотропных препаратов любому больному СД.
  3. Диабетические центры должны осуществлять постоянный контакт с зарегистрированными больными СД, а в случаях пропуска контрольного визита активно контактировать с целью выяснения причин и предлагать свою помощь.
  4. Регулярно следует осуществлять мониторинг качества жизни, в особенности у пациентов с лабильным течением заболевания.
  5. План лечения сахарного диабета должен быть тщательно проработан совместно с пациентом с учетом его образа жизни.
  6. Терапия должна включать обязательные мероприятия, стимулирующие психологическую адаптацию пациента с анализом всех возможных событий и способами поведения в таких ситуациях.
  7. Своевременно следует идентифицировать депрессивные состояния, поведенческие и пищевые расстройства, психические нарушения. При этом особое внимание следует уделять пациентам с плохим метаболическим контролем.
  8. Интердисциплинарные команды должны воздействовать на семью больного сахарным диабетом с целью ее вовлечения в процесс контроля заболевания и распространять информацию об особенностях патологии среди широких кругов общественности.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

–>Медико-социальная экспертиза –>

[ –>Новые сообщения · –>Участники · –>Правила форума · –>Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
astra71Дата: Понедельник, 04.11.2013, 17:03 | Сообщение # 1

Е.В.Морозова
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДИАБЕТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

В структуре эндокринологических заболеваний сахарный диабет (СД) является самой распространенной эндокринной патологией. Данное заболевание чрезвычайно распространено во всем мире, уступая болезням кровообращения, онкологическим заболеваниям, болезням костно-мышечной системы и психическим расстройствам, оставаясь при этом в числе ведущих инвалидизирующих нозологических категорий.

Коварность данного заболевания заключается в том, что в случае тяжелого течения, СД приводит к таким инвалидизирующим осложнениям как полная или частичная слепота, гашрена конечностей, почечная недостаточность, появление раннего атеросклероза с вытекающими из него последствиями (в виде наступления инфаркта, инсульта, гипертонической болезни, острых неотложных состояний в виде комы), вследствие которых возникают органические поражения головного мозга.

Смертность среди диабетиков выше в два раза по сравнению с общей популяцией населения, также на фоне диабета чаще в 3 раза наступает острый инфаркт миокарда и в 10 раз слепота, а гангрена нижних конечностей чаще в 20 раз. Поражение нижних конечностей называется синдромом диабетической стопы. Российское общество слепых на 70% состоит из больных СД (Балаболкин М.И., 1993). При этом осложнения сердечно-сосудистой системы при СД являются одной из главных причин смерти пациентов, страдающих данным заболеванием. Одним из важнейших социальных аспектов является то, что диабет остается первым заболеванием, среди заболеваний эндокринной системы, как причина стойкой утраты трудоспособности, учитывая, что более 60% данного контингента больных – это инвалиды первой и второй групп. В структуре заболевания примерно 20% диабетиков относится к 1 типу (СД 1), как правило, возникающему в детском, либо юношеском возрасте, что формирует специфические адаптационные трудности.

Все вышеуказанные факторы делают данное заболевание острой медико-социальной проблемой мировой медицинской общественности и нашей страны в частности, при этом еще далекой от своего разрешения, что требует дальнейшей разработки не только медицинского, но и психосоциального сопровождения диабетиков для улучшения их социально-психологической адаптации и интеграции в социум.

При сахарном диабете специфика адаптационного процесса имеет свои характерные особенности. Влияние хронического заболевания на психику человека, реакции на болезнь изучались многими отечественными исследователями (Г.А.Ариной, Ю.Г.Зубаревым, Б.В.Иовлевым, Н.Я.Ивановым, Б.Д.Карвасарским, Н.Д.Лакосиной, А.Е.Личко, Р.А.Лурия, Т.Ю. Мариловой, В.В.Николаевой, Л.Л.Рохлиным, Е.Т.Соколовой, В.А.Ташлыковым, А.Ш.Тхостовым и др.).

Длительное хроническое заболевание (такое как сахарный диабет) с невозможностью излечения и необратимыми последствиями накладывает отпечаток на весь психический облик человека, который вынужден приспосабливаться к постоянно возникающим осложнениям. При этом болезнь обусловливает не только нарушения психической деятельности, которые являются объективными (астенические расстройства, органический мнестико-интеллектуальный дефект), но и формирует у человека множество переживаний составляющих субъективные личностные отношения которые образовывают специфические адаптационные механизмы и влияют на все социальные взаимодействия человека иногда значительно осложняя и ухудшая жизнь в целом. Однако, при правильном лечении и успешном психосоциальном сопровождении у пациентов появляется возможность значительно улучшить качество жизни.

Клинические наблюдения и психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом, показывают, что заболевание порождает ряд специфических адаптационных проблем затрудняющих психосоциальное развитие человека в целом, что объясняется искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме.

Диабетик, болеющий с детства, при условии, что у него не тяжелое течение заболевания и хорошо скомпенсированное состояние здоровья с медико-социальной точки зрения различными препаратами, диетой, профилактическими мерами и средствами социальной поддержки в процессе своего взросления, как правило, успевает хорошо приспособиться к своему заболеванию, с которым в дальнейшем ему придется жить и жить. Однако, нередко врачи эндокринологи при лечении детей с диабетом, сталкиваются с тяжелым течением данного заболевания, формирующим достаточно серьезные осложнения на уровне психосоциального функционирования человека.

Характерные психические проявления в дальнейшем являются почвой для возникновения серьезных нарушений развития познавательных возможностей эмоционально-личностной сферы ребенка. Степень подобных нарушений может достигать интеллектуальной недостаточности, которая в свою очередь служит основой для социально-психологической дезадаптации, невозможности получить образование, профессию, формирует серьезные барьеры к полноценной социализации взрослеющего человека.

Часто дети, заболевающие диабетом, под влиянием тревожных реакций семейного окружения становятся интровертированными, замкнутыми, испытывают незащищенность и эмоциональную заброшенность. В дальнейшем подобные переживания могут спровоцировать формирование детских страхов, негативный настрой к лечению и отрицающее отношение к заболеванию, устойчиво закрепившись в структуре личности ребенка. Личностно эти дети подвержены трансформационным изменениям самосознания (самооценки, структуры персональной и социальной идентичности, которая в результате болезни не формируется в виде полноценного интегративного личностного конструкта). В последствии подобная дефицитарность может послужить формированию комплекса «инаковости», отличия в самоощущении и самосознании от других детей, а также формированию в самосознании человека «стигмы диабета» и искаженной «внутренней картины инвалидности», затрудняющей социально-психологическую адаптацию к данной инвалидизирующей патологии [3,4].

Основные риски развития и формирования полноценного психического функционирования растущего организма ребенка с данным заболеванием заложены спецификой органических изменений (осложнений, обусловленных сосудистой патологией, различных переживаемых реактивных состояний, таких как гипогликемическая кома (при которых в большинстве случаев значительно страдает мозг), либо гипергликемий. Значимые (умеренные и выраженные) нарушения психических функций и специфика эмоционально-личностного реагирования возникают при сочетанных вариантах вышеперечисленных органических нарушений [2,5].

Плохо подобранное лечение, либо игнорирование, несоблюдение врачебных рекомендаций в отношении всех лечебных аспектов, связанных с контролем уровня сахара, пищевого поведения и др., приводит к серьезным психофизиологическим последствиям. Неготовность и неумение управлять заболеванием зачастую усугубляет психофизиологическое состояние детей и частоту госпитализаций (нередко в крайне тяжелом состоянии), что еще больше дезадаптирует и усложняет психоэмоциональное развитие ребенка.

Дети, у которых сосудистая патология нарастает, переживают частые головные боли, снижение зрения, имеют разнообразные нарушения сна и эмоциональную неустойчивость (сниженное настроение, перепады, эмоциональную взрывчатость). Внешне такие дети выглядят вялыми, астенизированными (выражено ослабленными). В процессе выполнения деятельности (например, учебной либо игровой) такие дети часто утомляемы, забывчивы, рассеяны, замедленно ориентируются в окружающей действительности и имеют низкую познавательную активность, характеризуются неравномерностью, мозаичностью развития психики, отставая от сверстников в учебном и эмоциональноличностном развитии.

Типичные психофизиологические нарушения у детей, имеющих длительный стаж диабета (либо тяжелое, лабильное течение), связаны со снижением операциональных возможностей: ухудшением мнестиче-ских функций, снижением параметров внимания, при котором страдает его объем, концентрация, переключаемость, динамика. Характерные для нарушений по «сосудистому типу» особенности мыслительных процессов у диабетиков в основном связанны со снижением его динамических характеристик (инертностью, замедленностью, истощаемо-стью). Также в некоторых случаях у детей диабетиков наблюдается недоразвитие операциональных составляющих мышления (сложности формирования логического строя мысли, возникновение трудностей абстрагирования, снижение целенаправленности мыслительной деятельности и критичности в целом).

Перечисленные особенности психической деятельности больных сахарным диабетом являются благодатной почвой для формирования трудностей обучения, препятствуют полноценному интеллектуальному и эмоционально-личностному развитию ребенка, вторично формируя нарушения интеллекта и психосоциальное недоразвитие.[6]

Все социальное окружение такого ребенка (родители, члены семьи, врачи, педагоги, психологи и социальные работники) обязаны учитывать специфические психофизиологические особенности диабетиков, так как дети с тяжелым течением сахарного диабета на протяжении взросления в буквальном смысле составляют дезадаптированную «группу риска» с последующими трудностями социализации.

Отличительной особенностью адаптации детей диабетиков, заболевших в раннем возрасте от человека, узнавшего о данном заболевании в более старшем возрасте, является отсутствие психологического феномена «комплекса утраты своего здоровья», так как они никогда еще не были взрослыми и при этом здоровыми людьми. А дети, заболевшие в возрасте двух, трех-четырех лет вообще никогда не жили без болезни, они не помнят себя без уколов и диеты. С рождения инъекции инсулина для этих детей это обыденность, доведенная до автоматизма. Их жизнь была всегда протекала на фоне данного заболевания, что видимо, способствует более лучшей адаптации, по сравнению с пациентами, заболевшими в более позднем возрасте. Кризис возрастного развития, у болеющих с детства, накладывается на ненормативный кризис, связанный с возникновением заболевания. Проживая два кризиса вместе, личность ребенка, формируясь в процессе взросления, выходит на новый уровень, приобретая в своем эго-состоянии такое психологическое новообразование, в структуру которого заболевание уже как-бы встроено.

При этом «безоблачной» адаптацию детей с диабетом любого возраста назвать тяжело, а ее качественный уровень всегда зависит от способности родителей правильно сопровождать ребенка на пути преодоления всех возникающих трудностей и от возможностей реабилитационной среды, доступность которой также определяет прогноз и качество реабилитации.

Достаточное информирование родителей, детей, в раннем возрасте заболевших диабетом, как правило, позволяет им сформировать определенные совладающие стратегии и приспособить семью и ребенка к жизни с диабетом. Также поддержка необходима семьям, воспитывающим детей, заболевших в период подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста характеризуется мощной психофизиологической перестройкой организма, которая для каждого ребенка является настоящим испытанием и трудной жизненной задачей психоэмоционального развития. Очевидно, что возникающее заболевание еще более осложняет этот и без того непростой период в жизни ребенка, непонимающего тяжесть заболевания и склонного отрицать родительские и врачебные рекомендации, воспринимая их как дискриминацию персональной свободы на самовыражение.

В период подросткового возраста, для которого характерным этапом взросления является «реакция эмансипации и протеста», поведение может стать манипулятивным по отношению к родителям и лицам, окружающим ребенка. Объектом манипуляции в этот период, как правило, неосознанно выбираются жизненно-важные обязанности, через которые подросток привлекает внимание взрослых – пищевое поведение, игнорирование необходимости гликемического контроля и отказ от введения необходимых доз инсулина, в то время как возможные осложнения невероятно коварны и ждать не будут. .

В данной ситуации на первый план выходит острая потребность в психосоциальном сопровождении подростка, «проповедующего» анозогнозическое отношение к заболеванию, по сути дела отрицающее сам его факт. Анозогнозическое (отрицающее) отношение к болезни к сожалению является популярным способом справиться с заболеванием. Однако по-сути данная стратегия, как правило, неосознанно приводит человека к дезадаптации, значительно усугубляя и формируя психофизиологические проблемы, которых могло бы и не быть. Обычно это происходит когда больные старательно избегают абсолютно всех мыслей о заболевании, вытесняя их в бессознательное психики невероятной силой защитных механизмов.

Утратив контакт с реальностью, ребенок, либо (подросток/взрослый) погружается в неосознанный мир, созданный под влиянием защитных механизмов психики, в котором считает себя «абсолютно здоровым». С утроенной силой он ведет жизненную активность (учиться, работает, занимается спортом), ест запрещенные продукты, не следя за диетой и уровнем сахара в крови, ведь, как ему кажется он здоров! И действительно, сначала жизнь кажется обычной, такой же как и раньше, и первое время ничего особенного не происходит. Однако, именно в этом и заключается коварство диабета. Многие реальные истории диабетиков, получивших тяжелейшие, необратимые осложнения, вплоть до ампутации пальцев ног или ступней целиком, начинались с рассказа именно такого избегающего поведения, за которое в последствии они дорого заплатили своим здоровьем.

Действительно, огромную роль играет осознание человеком того, что «образ жизни диабетика» подразумевает своего рода именно партнерские отношения со своей болезнью. Не подчинение ей и даже не борьба, а партнерство, означающее осознанное отношение к своему заболеванию, согласованные действия по выполнению всех мер, направленных на непрерывное поддержание своего здоровья, соблюдение оптимально подобранных медицинских препаратов, включая достаточную дозу инсулина, периодический контроль уровня сахара в крови, соблюдение адекватного пищевого поведения (диетических рекомендаций) и умеренных физических нагрузок, а также регулярные госпитализации с целью поддерживающей медицинской терапии и психологического сопровождения, которые и являются комплексной стратегии сопровождения диабетических больных.

Помимо психологических факторов, оказывающих влияние на адаптацию, огромное значение имеют и социально-экономические, социально-средовые и социально-бытовые факторы, игнорировать которые невозможно.

Отсутствие достаточного количества эндокринологов и медико-социальных служб по оказанию диабетической помощи больным, отсутствие у пациентов материальной возможности приобретать необходимые препараты для поддержания организма и профилактики осложнений, влияет на негативный исход адаптации и имеет большое значение. Несмотря на бесплатный инсулин, обеспечиваемый государством, частое беспокойство вызывает у диабетиков повышение стоимости на остальные медицинские препараты (витамины, сосудистые препараты, тест-полоски для определения уровня сахара в крови, расходные материалы к диабетической помпе и т.д.). Данный факт является объективным социально-экономическим фактором, способным влиять на дезадаптацию пациентов, страдающих сахарным диабетом, так как уровень дохода у многих из них не позволяет «обслуживать осложнения», возникающие при данном заболевании.

Таким образом, поддержание здоровья и забота о себе становятся фактическим необходимым условием дальнейшего существования и жизнеобеспечения диабетиков. При этом все вышеописанные психосоциальные трудности, порождающие неконструктивные стратегии пациентов в отношении адаптации к заболеванию, значительно усугубляют и без того возникающие неблагоприятные органические последствия данной болезни.

Вышеизложенное делает неоспоримым тот факт, что наряду с медицинскими реабилитационными мероприятиями, компенсирующими соматическое состояние, всем больным необходимо регулярное психосоциальное сопровождение и активная поддержка как самих пациентов, страдающих данным заболеванием, так и членов их семей. [1,4]

Подобные меры улучшат качество жизни и будут являться залогом социальной безопасности диабетических больных, количество которых в нашей стране, к сожалению, значительно.

Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

Актуальность исследования особенностей психологической адаптации детей, больных сахарным диабетом, обусловлена высокой распространённостью эндокринных заболеваний среди детей и подростков, а также важной ролью психологических и социально-психологических факторов в протекании и профилактике сахарного диабета у детей младшего школьного возраста.

Имеется достаточное количество работ, посвященных исследованию биологической основы СД, но работ, затрагивающих психологические и социально-психологические механизмы развития СД, а также особенности адаптации детей с данным заболеванием, имеется недостаточно.

В нашем исследовании мы ставим цель комплексно подойти к исследованию особенностей адаптации, характера семейных взаимоотношений и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста с диагнозом сахарный диабет.

А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс [1] в своих трудах в той или иной степени затрагивали вопросы психологической адаптации личности. Адаптация как психологический и социальный феномен является процессом активного и адаптивного приспособления личности к окружающей среде и окружающему обществу, позволяет человеку создавать возможности для сосуществования в социуме, исходя не только из правил и требований этого социума, но также от собственных потребностей, мотивов и интересов личности. Способности человека к адаптации зависят от его индивидуально-личностных особенностей, создающих возможности адекватного функционирования личности человека в постоянно изменяющихся жизненных условиях.

Немаловажную роль в формировании психологической адаптации личности занимает семейная система, в которой личность воспитывается и функционирует. Изучением семьи как системы и её основных параметров занимались А. Варга, М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир и другие [2]. Именно в семье происходит формирование индивидуально-личностных особенностей ребёнка и его первичная социализация, помогающая адаптироваться к нормам и требованиям окружающего социума [3]. Нарушения семейных взаимоотношений, в частности: отсутствие внимания и контроля жизни ребёнка, жестокое обращение с ребёнком, частые внутрисемейные конфликты и развод родителей – всё это может приводить к нарушениям формирования адаптационного психологического механизма ребёнка, формированию неблагоприятных для адаптации таких индивидуально-личностных черт, как неадекватная самооценка или высокий уровень тревожности личности [4]. Вкупе все вышеперечисленные индивидуально-личностные особенности и нарушения семейных взаимоотношений приводят к усугублению течения уже имеющейся патологии как СД [5].

В нашем исследовании предпринята попытка эмпирически исследовать особенности адаптации, индивидуально-личностные особенности и особенности семейных взаимоотношений у детей, больных сахарным диабетом. Исследование направлено на установление взаимосвязи особенностей семейных отношений и особенностей адаптации с таким эндокринным заболеванием, как СД.

Объектом исследования является психологическая адаптация детей младшего школьного возраста. В первую экспериментальную группу вошли дети с заболеванием сахарный диабет 1 типа, в первую контрольную группу вошли дети младшего школьного возраста без эндокринных патологий, во вторую контрольную выборку вошли дети 8–12 лет с диагнозом функциональная диспепсия. Объём выборки составил 78 человек. Экспериментальную группу составили 20 детей 8–12 лет с заболеванием сахарный диабет (1 типа), среди них 7 девочек и 12 мальчиков. Первую контрольную группу составили 28 детей без патологий эндокринной системы, среди них 20 девочек и 7 мальчиков. Вторую контрольную группу составили 30 детей с диагнозом функциональная диспепсия, среди них 19 девочек и 11 мальчиков.

Методы исследования: Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонд, методика исследования самооценки «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, модифицирована А.С. Фетисовой, Т.И. Сурьяниновой) [6], шкала явной тревожности для детей (CMAS), опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» FACES-3 (разработанный Д.Х. Олсоном, адаптирован М. Перре).

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании психологической адаптации детей младшего школьного возраста с диагнозом СД 1 типа, здоровых детей и детей с диагнозом функциональная диспепсия с помощью опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонд нами были получены различия по критерию H Крусскала – Уоллиса на высоком уровне статистической значимости по шкале «Адаптация (интегральный показатель)» (p = 0,004700) (табл. 1).

Сравнительный анализ психологической адаптации по шкале «адаптация (интегральный показатель)» здоровых детей (первая контрольная группа), детей с диагнозом функциональная диспепсия (вторая контрольная группа) и детей с диагнозом сахарный диабет 1 типа (экспериментальная группа) по критерию H Крусскала – Уоллиса

Читайте также:  Гипофизарный нанизм карликовость у детей: симптомы и лечение
Ссылка на основную публикацию