Педагогический прикорм при грудном вскармливании и не только: правила, особенности, отзывы

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Плюсы

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.

Минусы

  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Когда можно начинать?

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Когда и с чего начинать?

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Правила и принципы

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Признаки неправильного введения прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.


Педагогический прикорм

Всем доброго времени суток. Есть ли тут мамы практикующие педагогический прикорм? Поделитесь опытом, расскажите плюсы и минусы. Моему сыну уже 4 месяца, начала задумываться об этом, читала информацию, но хочется услышать реальные отзывы. Меня мягко говоря смущает традиционная схема прикорма , эти нормы, да и множество детей которые уже во взрослом возрасте едят под песни, пляски, мультики. Не хотелось бы повторять чужих ошибок, но сомневаюсь, что у меня получится. Жду ваших отзывов.

вы о прикорме пищевом. Или что за педагогический прикорм – я первым желом подумала о знаниях..о подготовке к школе с рождения

вы о прикорме пищевом. Или что за педагогический прикорм – я первым желом подумала о знаниях..о подготовке к школе с рождения

Нееет)) пищевой прикорм.
Есть педиатрический , это когда прикорм начинают с перетёртых в пюре продуктов, постепенно замещая грудное вскармливание приёмами пищи, к году гв уже сворачивают. А есть педагогический, когда семья и ребенок за общим столом (естественно здоровое питание) ребенок получает еду из родительской тарелки в микро дозах, параллельно с грудным вскармливанием. Вот. Думаю более-менее понятно

Нееет)) пищевой прикорм. Есть педиатрический , это когда прикорм начинают с перетёртых в пюре продуктов, постепенно замещая грудное вскармливание приёмами пищи, к году гв уже сворачивают. А есть педагогический, когда семья и ребенок за общим столом (естественно здоровое питание) ребенок получает еду из родительской тарелки в микро дозах, параллельно с грудным вскармливанием. Вот. Думаю более-менее понятно

Ого как. А ничего что в “родительской тарелке” еда кусочками, специи,соль? Или родители готовят себе абсолютно пресную пищу?

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

ну на мой взгляд педеатрический лучше, т.к. ребенок еще не умеет глотать, не вмю пищу ему можно (с каждым месяцем список разрешенных продуктов увеличивается), если будет аллергия не поймете из-за чего так во взрослом рационе много продуктов смешено, а ребенку надо начинать с однокомпонентной еды.
Но я не заморачивалась, только сейчас от вас узнала что есть несколько вариантов прикорма, я с 4 месяцев дала попробовать дочери кашу без молочную, потом увеличивала потребление, потом овощные пюрешки давала по чуть-чуть и соответствено увеличила до банки..потом фрукты и творог. и т.д. и т.п. в 5-6 месяцев свежие овощи и фрукты давпла. с 8 мясо. а месяцев с 9 уже и до общего стола дошли. сначала блендером взбивала. а потом к 10 уже сама все глотала.

У меня 3 подруги практиковали педприкорм и очень довольны. Теперь и я тоже. Моему уже 1г1м. Прикорм начали после 7 мес, до этого у него не было толком пищевого интереса, только грыз морковь и яблоки)) сейчас ест много что. Насильно не кормлю. Ест сколько хочет (обычно не больше пары столовых ложек за раз). Может вообще только грудью целый день обойтись – не заморачиваюсь. Меня все устраивает. Плясок с бубнами нет. Нервы мои и его целы. Получает все группы продуктов. Сам ест ложкой, пьет из чашки давно. Пока все супер 🙂 единственное – мужу приходится периодически готовить отдельно, т.к.он у нас любитель жареного, копченого, сосисок, майонеза и прочей бяки. А я стараюсь этого не есть и ребенку не давать, соответственно. Но я бы и без ребенка готовила себе отдельно, так что это не минус. Ну и надо понимать, что если Вы выберете педприкорм – гв автоматически будет долгим.

господи. прикормы какие-то. как раньше нас воспитывали? и знать не знали ни о каких прикормах. Выросли нормальными, здоровыми во всех аспектах людьми. Чушью какой-то занимаетесь, ей-богу.

5 пост мой. И да, сразу давала пишу кусочками, целые яблоки (правда, без кожи) и пр. Следить надо, конечно, чтобы большой кусок не отгрыз, но зато полезно для развития прикуса и навыка жевания.
Гостю 6 отвечу, что это не ерунда, а именно так испокон веков и прикармливали детей, пока доблестный ссср в погоне за рабочей силой в виде молодых мам не ввел дурацкую систему с пюрешками и быстрым замещением грудных кормлений. Ну и со смесью, куда без нее. А когда раньше было в семье семеро по лавкам, маме как-то некогда было готовить каждому отдельно, так что все ели с одного стола. Просто словом сейчас это обозвали громким – “педагогический прикорм”. А на деле самый что ни на есть простой и правильный.

Нееет)) пищевой прикорм. Есть педиатрический , это когда прикорм начинают с перетёртых в пюре продуктов, постепенно замещая грудное вскармливание приёмами пищи, к году гв уже сворачивают. А есть педагогический, когда семья и ребенок за общим столом (естественно здоровое питание) ребенок получает еду из родительской тарелки в микро дозах, параллельно с грудным вскармливанием. Вот. Думаю более-менее понятно

***** я какая, так и не поняла
так в чем главная суть педагогики этой, что за одним столом или что еда общая, так сказать

ребенок и своё пюре может есть за общим столом – это уже не педагогично?)

Ого как. А ничего что в “родительской тарелке” еда кусочками, специи,соль? Или родители готовят себе абсолютно пресную пищу?

Ну про кусочки, ребенок получает еду в микро дозах , а это с рисинку, или кончик чайной ложки, а про специи я в скобках специально написала (если семья ест здоровую пищу)

Читайте также:  Можно ли детям пить кофе и вредно ли это

Потребление пищи под песни и пляски вообще не связано с типом прикорма. Исключительно маразм родителей или бабушек. Не ест ребенок – не надо изощряться песней-пляской с цыганами и медведями, отстаньте от него. Поест позже, либо поест что-то иное. Моя дочь до 1,3 обожала каши, но потом как отрезало: ни одной ложки не впихнешь (пробовала буквально пару раз), сейчас на завтрак даю всевозможное ассорти из сыра, яиц, фруктов, тостов – что-нибудь да съест.
По теме: мне не нравится пед.прикорм, потому что он для меня лишен логики и здравого смысла. Думаю, мало найдется людей среди взрослого населения, согласных на пресную пищу, ибо соль, а тем более специи исключены хотя бы до года. Мало того, если у вашего ребенка склонность к диатезу, то вы с трудом идентифицируете продукт, на который ребенок обсыпался, который прослабил, либо, наоборот, вызвал копростаз.
Это чисто мое мнение. Я сторонница педиатрического прикорма. Все логично, все просто для ребенка и мамы. Никакой сложности в приготовлении, в введении новых продуктов нет.

5 пост мой. И да, сразу давала пишу кусочками, целые яблоки (правда, без кожи) и пр. Следить надо, конечно, чтобы большой кусок не отгрыз, но зато полезно для развития прикуса и навыка жевания.Гостю 6 отвечу, что это не ерунда, а именно так испокон веков и прикармливали детей, пока доблестный ссср в погоне за рабочей силой в виде молодых мам не ввел дурацкую систему с пюрешками и быстрым замещением грудных кормлений. Ну и со смесью, куда без нее. А когда раньше было в семье семеро по лавкам, маме как-то некогда было готовить каждому отдельно, так что все ели с одного стола. Просто словом сейчас это обозвали громким – “педагогический прикорм”. А на деле самый что ни на есть простой и правильный.

Я вот очень боюсь, что у меня ребенок не дай Бог подавиться. Уж больно мне въелся тот самый стереотип , что ребенка надо очень рано начать прикармливать и всю пищу измельчать до жидкого пюре. И родственники наседают. Кстати у вас нет проблем с родственниками?)) и еще, скажите, вы пользовались отдельным стульчиком для кормления, или ребенок ел на руках?

эмм. у нас полупедприкорм был.мы на ив и поэтому пюре давала в 5 месяцев.до 8 месяцев давала пюре,супы в блендере,потом уже перешли на кусочки

Не обязательно полностью исключать соль. И даже специи. Смысл как раз в том, что ребенок получает прикорм в микродозах, которые его желудку никак не повредят, а научат эту пищу переваривать. Плюс потом можно запить грудным молоком, в котором мамины ферменты именно к этой пище.
А на педиатрическом полно детей, которые потом долго не могут перейти на нормальную еду. И мамы им до 3 лет все блендерят.
Что касается идентификации пищи, на которую у ребенка нехорошая реакция – тоже все просто. Педприкорм не означает давать все и сразу. Один дань – один новый продукт. Максимум пара новых продуктов – и то в разные приемы пищи.

Ксюшенька, вам Штучка все доходчиво объяснила.

что значит здоровая еда? вы едите отварные брокколи или говядину без соли перца?
почитайте с каких продуктов начинают прикармливать, логика каждого изложена, например, начинать лучше с овощных пюре, а не фркутовых (так как они слаще, вкуснее и не каждый ребенок после яблока станет морковку вареную есть)

и чем вам не нравится измельчать до жидкого пюре?
с возрастом уже после 8-9 мес, тоже пюре, но там уже будут и кусочки и волокна, все это блендером регулируется

а вообще, делайте как считаете нужным, если вы решили, что лучше так, то вас никто не разубедит

эмм. у нас полупедприкорм был.мы на ив и поэтому пюре давала в 5 месяцев.до 8 месяцев давала пюре,супы в блендере,потом уже перешли на кусочки

а как ребенок жевал глотал?
кусочками можно дать судака, только
а остальные продукты?

Ксюшенька, вам Штучка все доходчиво объяснила. что значит здоровая еда? вы едите отварные брокколи или говядину без соли перца? почитайте с каких продуктов начинают прикармливать, логика каждого изложена, например, начинать лучше с овощных пюре, а не фркутовых (так как они слаще, вкуснее и не каждый ребенок после яблока станет морковку вареную есть)и чем вам не нравится измельчать до жидкого пюре? с возрастом уже после 8-9 мес, тоже пюре, но там уже будут и кусочки и волокна, все это блендером регулируетсяа вообще, делайте как считаете нужным, если вы решили, что лучше так, то вас никто не разубедит

Вообще да, я очень люблю вареные брокколи и цветную капусту если вы об этом. Если подсолить кусок отварной говядины, например, ничего не случится.
Вообще я вот просто представляю, я люблю варёное брокколи , но если его измельчить в пюре, это просто фээ. Ну и по принципу прежде чем накормить ребенка подумай ел бы ты это сам.
Ну и в Сем смысл , ребенку предлагают еду, при наличии интереса, то есть не надо начинать с фруктов, что бы потом не отказывался от овощей, так как ребенок каждый день пробует , что -то новое, поддерживая пищевой интерес, создавая гамму вкусов, приобретая правильные пищевые привычки. Как-то так. У меня у родственницы ребенок искуственник. Ему 4 , а он до сих поп ест с планшетом и мультиками( точнее его кормят). Мне кажется все из-за того, что у него был ранний прикорм, то есть его кормили ещё тогда когда он не понимал, что это ему и зачем. Кормили отдельно от всех пюрешками, кашками. Так и вырас с представлением , что люди кормят друг друга ложками. Я думаю многих заинтересовала бы эта тема, ну у вас то уже наверное дети взрослые, сами кушают ))

Педагогический прикорм. Мой опыт.

Питание ребенка после ЕВ меня волновало почти с рождения. Ведь мы есть то, что мы едим. Я начала изучать этот вопрос и поняла, что педиатр кроме “баночек” ничего предложить нам не может. Еще я не хочу бегать за Евой с ложкой со словами “за маму”, “за папу” и т.д. как это было с нами в детстве. Тогда я стала искать альтернативу и нашла – педагогический прикорм – максимально приближенный к ЕВ и не дающий психологических проблем с едой
Основные заповеди педприкорма гласят, что ребенок готов если:
1. Ребенку исполнилось 6 месяцев.
2. У ребенка есть пищевой интерес.
3. Он умеет сидеть.
4. У него вылез зуб.
Из моего личного опыта и опыта моих подруг порядок по степени важности именно такой.
Теперь разберем эти признаки готовности.

Ребенку исполнилось 6 месяцев.
Здесь всё просто, этот возраст совпадает со всеми адекватными таблицами и обсуждать его нет смысла. Но хотелось бы дополнить, что существует и другая цифра – максимально позднее время начала введения прикорма, это 9 месяцев. После 9-ти месяцев у большинства детей пропадает пищевой интерес и если ребенок не научился есть пищу, то возникают проблемы с проглатыванием.

У ребенка есть пищевой интерес.
Про то, как его определить есть много информации, да и кто лучше мамы знает своего ребенка. Вопрос в другом как пробудить этот интерес? Часто бывает ситуация, когда у ребенка существуют все признаки кроме пищевого интереса. Почему? Да потому что ребенок не видел или видел очень редко как едят взрослые. Чтобы пробудить пищевой интерес надо брать ребенка с собой за стол, лучше на руки к сидящим за столом, но в очень редких случаях можно и за стульчик. Пусть ребенок “посидит” у мамы 5-10 минут, потом у папы, потом у бабушки и т.д. Мы брали Еву за стол с 2-3-х месяцев раз в день – вечером, когда муж дома, а в гостях у родителей ужин был праздником, потому что получалось двойное участие и в совместной трапезе и в воспитании Евы. Через 2-3 месяца у неё появился стойкий пищевой интерес. С 4-х месяцев мы стали ещё сильнее подогревать её интерес: давали ей понюхать еду, и иногда давали лизнуть (только свежие овощи и фрукты). К 6-ми месяцам ребенок стал требовать еду.

Он умеет сидеть.
В некоторых статьях написано, что ребенок должен сам уметь садиться, но мне кажется, что это не совсем верно, ведь многие дети не могут сами сесть очень долго, хотя с небольшой помощью садятся и прекрасно сидят. Самое главное, что ребенок умеет сидеть и в вертикальном положении “взрослая” еда сможет нормально пройти по пищеводу не смотря на более сложную консистенцию по сравнению с молоком.

У него вылез зуб.
Если зуб вылез в период с 6-ти до 9-ти месяцев, то это правило выполняется на все 100%. А если зуб вылез раньше? Конечно придется подождать до 6-ти месяцев. А если ребенку 9-ть, а зуба нет? Тогда ждать зуба не имеет смысла, т.к. можно упустить момент и позже процесс введения прикорма окажется более сложным.

Ну, все знают, про помощь грудного молока в освоении новой пищи младенцем. Вопрос такой, а можно ли применять педприкорм при ИВ или СВ? При ИВ можно применять некоторые психологические принципы питания: развитие пищевого интереса, поведение за столом, совместная трапеза, освоение столовых приборов и отказ от гомогенизированной пищи. А что касается возраста и таблиц прикорма, то можно применять рекомендации ВОЗ. При СВ всё зависит от % смеси и % грудного молока. Если смеси немного (1-2 кормления), то используем все методы как для ЕВ. Если смеси больше, то принципы для ИВ.

Ну и последний вопрос есть ли какие-либо ограничения по продуктам? В некоторых статьях пишут, что то что ест мама, то можно и ребенку. Но иногда мама ест заведомо мегавредные продукты: колбасы, сосиски, майонез-кетчуп, сладости на основе спредов и трансжиров, жареную и жирную пищу и т.д.. Такую еду я бы детям не давала как минимум до 3-х лет, а ещё лучше перейти всей семьей на более правильное питание.

И ещё, если вы не едите какие либо продукты, то ребенку их лучше дать попробовать примерно через пол года после начала введения прикорма. Например, я – вегетарианка, мясо мы решили Еве давать, но первый раз она его попробовала через 6,5 месяцев после первого прикорма.

Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Набирающая популярность среди современных родителей идея так называемого педагогического прикорма вовсе не является очередной модной тенденцией в сфере ухода за детьми. Именно таким, наиболее доступным и естественным образом на протяжении всей истории человечества дети приобщались к обычной пище по мере того, как материнского молока становилось недостаточно. Дискуссии о том, какой вид прикорма является наиболее полезным, зачастую заставляют родителей изучить тему детского питания как можно глубже и детальнее.

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать прикорм ребенка

Схема педиатрического прикорма традиционно разрабатывается и внедряется детскими врачами; чем, когда и как начинать прикармливать малыша обычно советует педиатр. Если же мама принимает решение вводить «взрослые» продукты в рацион ребенка по принципу педприкорма, то она чаще всего руководствуется личными соображениями и опытом других родителей. Получить профессиональные рекомендации по этому виду прикорма можно у консультантов по грудному вскармливанию.

Чтобы развеять все сомнения родителей в выборе рациона для своего ребенка, попробуем проанализировать основные положения педагогического прикорма в сравнении с педиатрическим прикормом. Рассмотрим сроки, схемы ввода продуктов питания при педприкорме, а также некоторые особенности и ограничения, связанные с ним.

Естественный прикорм – немного теории

Естественный или педагогический прикорм – это способ поэтапного введения новых продуктов в минимальном количестве в рацион ребенка первого года жизни. Он предполагает, что младенец начинает знакомиться со «взрослой» пищей с общего семейного стола, как только у него появится желание (пищевой интерес). В отличие от традиционных схем прикорма, которые требуют приготовления отдельных специфических блюд, кормление ребенка органично вписывается в привычный семейный режим питания.

Читайте также:  Питание ребенка в полгода: меню и рацион питания ребенка в 6 месяцев

Схема введения новых блюд при таком варианте питания не требует каких-либо строгих правил. В любой прием пищи малышу предлагают попробовать от одной до трех доз новых для него продуктов.

Педагогический прикорм и грудное вскармливание

Наилучшим питанием для детей до одного года является материнское молоко. Педприкорм призван поддерживать грудное вскармливание столько, сколько это необходимо каждому конкретному ребенку. Совместить кормление грудью и введение обычной пищи при таком прикорме достаточно просто:

  • Всемирная Организация Здравоохранения придерживается мнения, что для младенцев идеальной пищей является грудное молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ, никакого другого питания и питья детям до полугода не требуется, а прикорм следует вводить по достижении ребенком 6 месяцев (подробнее в статье: схема прикорма ВОЗ по месяцам).
  • Продукты для прикорма не должны заменять материнское молоко. Следует продолжать грудное вскармливание в привычном ритме. Новую пищу в минимальных количествах целесообразно предлагать ребенку в перерывах между основными кормлениями молоком. Идеально, если знакомство малыша со «взрослой» едой будет происходить в семейном кругу во время общей трапезы.
  • По данным ВОЗ в возрасте одного года объем немолочного питания в рационе ребенка не должен превышать 25 процентов, к полутора годам – 50 процентов. Все необходимые для роста и развития питательные вещества ребенок продолжает получать из материнского молока, поэтому форсировать переход на иные продукты не следует.

Авторитетное мнение

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский также придерживается мнения, что до 6 месяцев здоровому младенцу для питания и питья достаточно грудного молока. После этого возраста доктор рекомендует постепенно начинать прикорм. Схема введения новых продуктов, продвигаемая Комаровским, представляет собой типичный педиатрический прикорм.

Вместе с тем, доктор Комаровский не отрицает принципов педагогического варианта прикорма, если он удобен для конкретного ребенка и его семьи. Согласно Комаровскому, мать может продолжать грудное вскармливание так долго, как это необходимо ей и ее малышу, однако после 12 месяцев грудное молоко должно перейти из разряда основного детского рациона в статус полезной пищевой добавки. В этом возрасте ребенок готов перейти на преимущественно взрослый тип питания.

Основы педагогического прикорма

Изначально принципы педприкорма были сформулированы для детей, находящихся на грудном вскармливании. Ввиду этого приведенные ниже правила лучше впишутся в образ жизни грудничков, нежели малышей, питающихся молочными смесями:

  1. Питание матери должно быть полезным, разнообразным и исключающим вредные либо сомнительные продукты.
  2. Данный вариант прикорма предусматривает присутствие ребенка за общим столом во время принятия пищи взрослыми членами семьи. Ребенку дают удобную ложку, при желании он может дотянуться до маминой тарелки и ее еды.
  3. В течение одного приема пищи малышу разрешают попробовать до трех микродоз продукта, одного либо разных. Незнакомые продукты вводятся по одному в день, но также предлагается и та еда, которая уже была успешно опробована. На данном этапе важно не превышать объема порций, если ребенок настойчиво требует добавки, нужно постараться его отвлечь и переключить внимание на игру и т.п.

Прикорм хорошо проводить во время семейного обеда, продукты в этом случае должны быть самыми полезными

  • Увеличение объема порций можно начинать со второго месяца педприкорма. Постепенно доводим дозы уже знакомой и полюбившейся пищи до 2 чайных ложек. Новые продукты предлагаются, как и раньше, микродозами. Только к началу восьмого месяца прикорма порция введенного ранее продукта достигает 1-2 столовых ложек. К первому дню рождения ребенок должен познакомиться с большинством продуктов с семейного стола.
  • Педагогическая концепция предполагает не только приобщение ребенка к взрослым продуктам питания, но и к правильному поведению за столом. Малыш раньше привыкает есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами. Полезно сразу же приучать ребенка к чистоплотности во время еды, незамедлительно убирая крошки и капли со стола, и не допускать игр с пищей.
  • Какой вид прикорма выбрать?

    Принимая решение о том, какой способ введения прикорма лучше и полезнее, любая мама руководствуется прежде всего соображениями удобства и личных предпочтений. Если маме близки принципы естественного родительства, то ей понравится идея педагогического прикорма. Если же маме кажется более простой и безопасной какая-либо четкая схема введения специальных детских продуктов питания, логично будет сделать выбор в пользу традиционных педиатрических рекомендаций.

    Приверженцы педприкорма не имеют таких распространенных проблем, как отказ детей от некоторых видов пищи, так как в вопросах питания они ориентируются главным образом на желания своих малышей, стимулируя их естественный интерес к новым продуктам. Также мамы, выбравшие этот способ прикорма, утверждают, что к полутора годам их дети полностью переводятся на общий стол, охотно поглощают полноценные порции пищи и умеют самостоятельно есть ложкой.

    Благодаря педагогическому прикорму к полутора годам ребенок научится кушать самостоятельно

    В то же время вариации педиатрического прикорма также зарекомендовали себя как подходящие большинству детей. Они разрабатывались и совершенствовались врачами и специалистами по детскому питанию, проверены многими поколениями и в некоторых ситуациях могут оказаться более удобными, нежели кормление ребенка блюдами из рациона взрослых.

    Современные родители особенно озабочены вопросами качества и безопасности продуктов питания, равно как и рисками возникновения пищевой аллергии. Если мама осознанно выбрала принципы педприкорма для своего ребенка, ей необходимо уделять также повышенное внимание рациону всех членов семьи. Подобным образом у детей развиваются полезные пищевые и семейные привычки с самого раннего возраста, что поможет избежать многих проблем в будущем.


    Педагогический прикорм: модная идея или разумная альтернатива?

    Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?

    Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.

    Педагогический прикорм – что это?

    Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

    Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

    Когда и с чего начинать педприкорм

    Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.

    С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

    Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

    • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
    • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
    • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

    Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

    Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

    • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
    • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
    • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
    • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
    • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

    Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

    Положительные и отрицательные моменты

    Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.

    В числе преимуществ методики можно отметить следующие:

    1. Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
    2. В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
    3. Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
    4. Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
    5. Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.

    А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:

    1. Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
    2. Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
    3. Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.

    Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!

    Мнение доктора Е. Комаровского

    Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.

    Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.

    Читайте также:  Можно ли арбуз детям, с какого возраста + Комаровский

    Правила и принципы

    Рассмотрим правила педагогического прикорма:

    1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
    2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
    3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
    4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

    Педагогический или педиатрический. Что выбрать?

    Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

    Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

    Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

    На что следует обратить внимание?

    Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.

    Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

    Заключение

    Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

    Педагогический прикорм

    Нашему малышу скоро 6 месяцев. Он находится полностью на грудном вскармливании, по требованию (разумному – не по первому писку, а с интервалом – как Вы и пишите в Вашей книге “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников”).

    В интернете сейчас много информации по, так называемому, педагогическому прикорму (о нем же читала у супругов Никитиных).

    Я пытаюсь выбрать – как же начинать кормить дите – по тому, как описываете Вы в Вашей книге (но, это принципы, максимально подходящие большинству, а большинство про пед. прикорм, может, не слышало..).

    Напишите, если Вас не затруднит, действительно ли имеет смысл вводить потихонечку пед. прикорм, заменяя кормления грудью на взрослую пищу, начиная с 8-11 мес и к 1,5 годам переходить сразу на взрослую пищу(учитывая, что наша семья старается питаться в основном здоровой пищей).

    Вот, собственно, что я начиталась про пед.прикорм:

    “Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

    • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).

    • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.

    • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.

    • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

    Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

    Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

    И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

    Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

    А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

    Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

    Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

    Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

    После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

    Как кушаем после года

    После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

    Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

    В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

    Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.»

    Спасибо большое, Евгений Олегович, если у вас достало терпения дочитать до конца 🙂
    Извините, если я повторяюсь с вопросом, но на сайте искала ответ – не нашла.. Только вопрос какой-то был про прикорм, но там фанатичный кто-то писал и не совсем про пед. прикорм, а про продолжительное грудное вскармливание..

    опубликовано 05/12/2008 14:14
    обновлено 18/02/2017
    — Первый год жизни

    Отвечает Комаровский Е. О.

    По большому счету, педагогический прикорм – это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции. Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище. В целом это один из способов времяпровождения для мамы, никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие “микродозы”, совершенно невозможно, это просто смешно.

    Резюме. Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного. Но еще раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах. Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда – придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма. Я, тем не менее, не имею ничего против этой методики, поскольку она абсолютно безопасна – всего лишь один из способов развлечения родителей.

    Ссылка на основную публикацию