Мутация голоса это что и как проявляется мутация голоса у подростков мальчиков и девочек

Мутация голоса это что и как проявляется мутация голоса у подростков мальчиков и девочек

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы. [17,22]

Н. Д. Орлова подчеркивает, “что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его”. [17,23] В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42) [15,64]

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка. [17,30]

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению”.

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

– температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

– пульс становится более редким,

– кровяное давление понижается;

-жизненная емкость легких уменьшается,

– кожная чувствительность понижается,

– вес тела падает;

– усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, “существенных”) мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 – 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Мутация голоса у мальчиков: как это происходит и что нужно знать родителям

Примерно в 11-14 лет у мальчиков начинает меняться голос, то есть мутировать: детский голос любимого сына вдруг становится неожиданно низким, а затем как будто срывается на высокие ноты. Обычно этот период длится недолго, но если прошел год, а то и два, а голос так и не установился, родители начинают нервничать, что что-то пошло не так.

«Летидор» обратился к экспертам, которые рассказали, как формируется голос у мальчиков в подростковом периоде, на что обратить внимание, какие упражнения могут помочь в «постановке» мужского тембра и какие специалисты помогут решить эту проблему.

Комментирует Анастасия Довгаленок, фонопед Реабилитационного центра развития речи

Что такое мутация голоса

Это физиологическое явление, обусловленное изменениями функции гортани и всего организма в период полового созревания.

Если у девочек мутация (изменение половых признаков вообще) происходит плавно и равномерно, то у мальчиков присутствует ярко выраженная картина.

Важно определить начало мутационного периода у мальчиков. Как правило, это понижение диапазона на октаву и обогащение тембровой окраски голоса. В этот период может возникать воспалительный процесс – покраснение, набухание, отек гортани. Из-за активной деятельности эндокринной системы голос срывается, появляются посторонние призвуки – «петухи», хрипота, сипота.

Можно помочь ребенку облегчить этот период. Для начала необходимо снизить нагрузку на голосовой аппарат или попробовать петь в низкой тесситуре (высотное положение звуков в музыкальном произведении по их отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента – прим. ред.), а также избегать напряжения гортани и дать организму возможность самому перестроиться.

Что еще можно делать в этот период:

  • заниматься дыхательными практиками (выполнять упражнения на правильное дыхание);
  • выполнять упражнения на расслабление гортани и всего голосового аппарата;
  • выполнять упражнения на дикцию;
  • выполнять артикуляционную гимнастику;
  • делать упражнения для лицевых мышц.

Сколько длится период мутации у мальчиков

Каждый организм меняется в своем темпе, все всегда индивидуально, но бывают случаи затянувшейся мутации (до пяти лет). Вот тогда необходима коррекция функциональных нарушений эндокринной системы, а значит, родители должны привести ребенка к эндокринологу.

Еще добавлю, что бесконтрольное пение во время мутации может привести к потере певческого голоса. Поэтому если мальчик до мутации пел и активно развивал свои способности, то есть смысл «помолчать» некоторое время, но не прекращать развивать свои навыки под контролем профессионала, выполняя выше перечисленные рекомендации.

Итальянский мальчик, пение которого завораживало весь мир, эксплуатировал свой голосовой аппарат во время мутации. Это привело к трагедии: Лоретти потерял красоту голоса и стал рядовым исполнителем.

Комментирует Людмила Викторовна Задорожная, к.б.н., в.н.с. лаборатории ауксологии НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Людмила Викторовна Задорожная

Изменение тембра голоса является одним из признаков, который говорит о биологическом возрасте мальчика.

Формирование окончательного внешнего вида, фенотипа подчиняется определенной, характерной для нашего биологического вида программе. Происходящие в организме одновременно, но с разной интенсивностью процессы роста, в смысле увеличения размеров и созревания, достижения системами и тканями способности полноценно выполнять все свои функции, зависят от внутренней и внешней регуляции. Осуществляется эта регуляция в конечном счете химическим-биохимическим-гормональным путем.

Читайте также:  Мутизм у детей: симптомы, лечение и пр для элективного и других типов

Каждый из нас отличается от другого не только размерами, но и скоростью изменения этих размеров с течением жизни, что конечно, наиболее заметно у детей.

Не вдаваясь в тонкости современной теории эволюции, примем к сведению, что и конечный результат, и весь характер ведущих к нему процессов мы можем оценить только постольку поскольку особенности давали их носителям преимущественную возможность выжить и передать свои черты потомству.

Те черты, которые отличают представителей разных полов, призваны подчеркивать привлекательность и пригодность их носителя для создания брачной пары. Степень развития этих признаков тесно связана с уровнем половых гормонов, которые, как известно, играют ведущую роль в завершении процессов роста тела в длину.

Как и все остальные признаки, они формируются постепенно, возраст их начального проявления и окончательного формирования очень изменчив.

На основе оценки степени развития этих признаков создана система оценки биологического возраста по степени полового созревания.

В раннем детстве голоса и строение шеи мальчиков и девочек практически не отличаются. Голоса у них одинаково высокие, нежные, звонкие.

Антрополог-ауксолог, оценивая биологический возраст мальчика, поставит в графах «голос» и «кадык» цифру «0» – то есть вариант ребенка.

Мальчики, рано набравшие относительно высокий уровень тестостерона, раньше начинают взрослеть, но не всегда «успевают вырасти в длину», хотя ростовой скачок – временное увеличение скорости роста – наступает у них рано и носит бурный характер. У них раньше появляется «кадык» – начинается рост «перстневидного хряща», к которому изнутри крепятся голосовые связки, и самих связок.

В период быстрого увеличения длины и толщины связок мальчики очень ранимы, плохо переносят дополнительные нагрузки в виде форсированного звука или простудных заболеваний, под действием курения часто подвержены появлению узелковых новообразований (в основном, доброкачественных, к счастью).

В это время он оценивается как «1»вариант подростка.

При правильном развитии, после окончания формирования кадыка (не зря его называют еще «адамово яблоко») резкие перепады тонов пропадают, голос становится тем ниже, чем выше уровень тестостерона, и оценивается как «2»взрослый вариант.

Возраст описываемых изменений сильно варьирует, поэтому беспокоиться о нарушениях не стоит, пока процесс протекает гармонично, а изменения во всем организме происходят слаженно и своевременно: ростовой скачок, начало формирования кадыка, изменение голоса.

Консультация антрополога-ауксолога может быть полезной, если родители заранее хотят выяснить особенности развития детского организма в период полового созревания, узнать об индивидуальных конституциональных особенностях своего ребенка, подготовиться самим и подготовить ребенка к возможно более легкому прохождению через этот непростой во многих отношениях возраст.

К врачу-фонопеду обращаться имеет смысл в том случае, если происходит резкий «срыв» или «потеря» голоса, и тогда соответствующие меры надо принимать незамедлительно.

Во сколько лет ломается голос у мальчиков: признаки пубертатного периода

Взросление мальчиков — процесс довольно сложный и длительный. На это уходит несколько лет. Происходят внешние изменения, кардинально трансформируется внутренний мир подростков, их поведение. В этом возрасте взрослеющие сорванцы чаще всего совершают глупые, необдуманные поступки, хулиганят, пробуют курить за углом школы вместе со старшеклассниками. Часто у подростков падает интерес к учебе. Хорошисты скатываются на тройки.

Они становятся дерзкими, порой неуправляемыми, могут неожиданно нагрубить учителю или родителям. Внешне это проявляется в том, что примерно в 12 лет у мальчиков ломается голос и начинают расти волосы там, где раньше их не было. Все это — признаки серьезной перестройки растущего организма.

Что такое ломка голоса

Каждый подросток проходит через такое испытание, как ломка голоса. Это неизбежный процесс, когда мальчишеский дискант или альт чудесным образом трансформируется в лирический тенор, бархатный баритон или мужественный бас. Каким именно будет тембр в конечном итоге, сказать никто не может. Это определяет природа в процессе взросления.

Когда изменения начинаются у мальчиков

Процесс этот сугубо индивидуальный. Родители, у которых сын — единственный или первый ребенок в семье, часто интересуются, во сколько лет ломается голос у мальчиков. Если быть точным, то голос у подростков не ломается, а меняется. Чаще всего это происходит в 12—14 лет. Но принимать этот период за норму нельзя, поскольку возможно смещение по срокам как начала процесса, так и его продолжительности.

Зависит это от целого ряда факторов:

  • генетический критерий;
  • нарушения (изменения) голосового аппарата;
  • соматические заболевания;
  • климатические условия.

Бывает ли ломка голоса у девочек

Голосовые изменения наблюдаются и у школьниц средних классов, просто они не так ярко и явно выражены, как у мальчишек, и происходят раньше. На музыкальную карьеру при занятиях вокалом это не повлияет. Период мутации у девочек значительно короче — от 2-х до 6-ти недель, хотя сама гортань растет постепенно и заканчивает увеличиваться к 30 годам.

Процесс голосовых изменений проходит настолько мягко, что незаметен не только для окружающих, но и для самой девочки, хотя и в ее организме происходят серьезные изменения:

  • трансформация голосового аппарата;
  • окостенение хрящевидных тканей;
  • рост языка;
  • гормональный всплеск.

После мутации голос девочки становится ниже на несколько тонов: на кварту или терцию. Тембр становится более глубоким и густым. У некоторых наблюдается альтовый окрас, который в будущем исчезает.

Причины изменений голоса

Переходный возраст у подростков — это не только период полового созревания, но и ломка голоса, которая наблюдается, когда начинает расти гортань. При этом под воздействием гормонов происходит утолщение и удлинение голосовых связок. Развивается мужской кадык (адамово яблоко). Голосовая тональность понижается на 5—6 тонов.

В такое время важно беречь связки, не напрягать их. От пения лучше временно воздержаться. Нельзя кричать, пытаться насильно поменять дискант на баритон. Это возраст мальчиков, когда они нуждаются в поддержке родителей, и ее нужно обязательно оказать, объяснив сыну, какие изменения происходят в его организме.

Как происходит ломка

Изменение тембра голоса происходит во время роста голосового аппарата, когда гортань увеличивается на 70 %. При этом органы голосообразования претерпевают значительные изменения анатомического характера. Связки становятся длиннее. Гортань опускается вниз. Щитовидный хрящ наклоняется вперед. Данные особенности всегда сопровождают переходный возраст, а сам переход включает в себя 3 этапа.

Предмутационный период

Организм готовится к предстоящей перестройке.

Появляются первые характерные признаки голосовой трансформации:

  • неприятное першение в горле;
  • кашель, хрипота;
  • срывы голоса;
  • не чистые интонации у вокалистов;
  • потеря голоса.

Это звоночки, говорящие о том, что занятия пением нужно прекратить, хотя отдельные специалисты считают, что нужно продолжать заниматься, но в щадящем режиме.

Мутация

Данный этап вкупе с половым созреванием иногда еще называют пубертатным периодом, для которого характерны воспаление и отек гортани. К голосу нужно относиться очень внимательно. Любое его перенапряжение чревато хрипом и несмыканием голосовых складок. Зимой надо теплее одеваться. Весной беречься от вирусных инфекций, приводящих к заболеванию ОРЗ и гриппом.

Ученикам музыкальных школ на уроках вокала следует ограничиться гаммами. Распеваться полезно, а вот исполнять арии, беря высокие ноты, категорически запрещено. Речевой аппарат напрягать ни к чему. Все перечисленные выше профилактические меры можно назвать одной общей фразой — гигиена голоса.

Послемутационный период

Четкой границы, определяющей окончание мутации, у мальчиков нет. Иногда кажется, что окончательное становление юноши произошло, а он продолжает испытывать напряжение связок, быстро переутомляется, что сказывается на общем состоянии организма. Несмотря на то, что послемутационный период завершает голосовые изменения, он характеризуется нестабильностью, и этим опасен, хотя юношеский голос и приобретает к этому времени фиксированный тембр.

Сколько длится ломка голоса

Каждый организм сугубо индивидуален, поэтому сроки у всех разные. В основном на это уходит от двух до четырех месяцев. У некоторых данный период увеличивается до полугода. Причем возрастной процесс может начинаться внезапно. Еще вчера это был мальчишка с высоким дискантом и вдруг забасил.

Некоторые подростки пытаются форсировать изменения речевого аппарата. Этого делать ни в коем случае нельзя. Избыточное напряжение приведет к образованию узелков на связках, что в свою очередь может привести к развитию хрипоты. Иногда она проходит сама, но в отдельных случаях, чтобы изменить ситуацию, требуется вмешательство хирурга.

Каким станет голос

Предугадать этого не может никто. Но по статистике большинство мужчин на земле — теноры. Девушкам нравятся юноши с баритоном, но они встречаются гораздо реже, а бас и вовсе штучный товар, который даже не в каждом хоре есть. Не стоит забывать и о том, что в трансформацию речевого аппарата могут вмешаться внешние факторы, например, простудное заболевание.

Особенно болезненным вопрос трансформации голоса является для мальчиков-певцов и их родителей. Ведь многие из них видят своего сына в будущем великим оперным певцом или поп-звездой. Строить далеко идущие планы в этом случае — дело неблагодарное. После ломки голос подростка может стать самым обычным, и о вокальных успехах придется забыть навсегда.

Покраснение горла

Когда связки начинают расти, они требуют большого притока крови. Гортань воспаляется и отекает. У одних подростков количество слизи при этом увеличивается, у других замедляется, и они жалуются на першение. Увидев у ребенка красное горло, многие родители тут же бросаются его лечить, прибегая к лекарственным препаратам, чем совершают большую ошибку.

Не нужно мешать природе делать то, что она считает необходимой. Со временем отек спадет, краснота исчезнет, ребенок вернется к нормальной жизни. Правда, еще какое-то время будет жаловаться, что связки быстро устают. Это тоже временное явление, которое нужно пережить.

Изменения переходного возраста

Мальчишки вступают в фазу взросления, когда им исполняется 12—13 лет. Будущего мужчину ждет серьезная перестройка организма, которая выражается как в физиологических, так и в психологических изменениях. Сложный этап доставляет неудобства, вызывает внутренние переживания, справиться с которыми непросто.

Этот возраст называют переходным, трудным, кризисным, ведь детство уже закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. Неопределенное состояние вызывает чувство дискомфорта, школьник чувствует себя «не в своей тарелке», у него уже другая система ценностей и список приоритетов.

Как меняется физиология

Внешние изменения у начавшего взрослеть подростка видны невооруженным глазом. Его организм быстро меняется.

Данный период характеризуется следующими признаками:

  • усиленный рост (3—7 см за год);
  • формирование мужской грудной клетки;
  • ускоренный обмен веществ;
  • увеличение объема легких;
  • активная работа щитовидных и половых желез;
  • изменение деятельности гипофиза.

Быстрее всего растут сердце и трубчатые кости конечностей, что приводит к непропорциональному скелету. Вследствие этого у некоторых детей наблюдается нарушение координации движений. С возрастом это проходит.

Вчерашние мальчишки вытягиваются буквально на глазах. У них меняется голос, появляются подростковые прыщи, потовые железы начинают издавать неприятный запах. Угревую сыпь на лице можно уменьшить с помощью специальных косметических средств. Помочь ребенку справиться с навалившимися на него проблемами должны родители, которые тоже когда-то испытали на себе подростковый возраст.

Психологические изменения

Став обладателем «нового» тела, юноша сталкивается с большим количеством трудностей и задач, которые ему предстоит решить, но он не знает, как это правильно сделать. Детская непосредственность уходит навсегда. Появляется двойственное к себе отношение. С одной стороны, он рад за себя и горд растущими бицепсами, с другой — стыдится своего тела, болезненно воспринимает каждый новый прыщик на лице.

То же самое наблюдается и в компании сверстников. Парень боится выглядеть белой вороной, для него главное — быть, как все. Вместе с тем ему очень хочется выделиться. С одной стороны, он хочет заслужить уважение и авторитет других членов компании, с другой — бравирует своими недостатками.

Данный период характеризуется у подростков следующими особенностями:

  • агрессивное поведение;
  • дерзкие поступки;
  • грубость по отношению к родителям и учителям;
  • наплевательское отношение к учебе;
  • стремление к самостоятельности и независимости;
  • неряшливость в одежде.

Именно в этом возрасте подростки впервые пробуют сигареты, алкоголь и наркотики. Дни рождения и праздники они справляют уже, как взрослые, со спиртным. При этом стремятся, чтобы родители на вечеринках отсутствовали. Нередко такие посиделки заканчиваются поцелуями и первым сексуальным опытом.

Первые признаки полового взросления

Пубертатный период включает в себя не только трансформацию речевого аппарата, но и этап полового взросления. Школьницы с улыбкой наблюдают, как растет борода у подростков. Это значит, что половые гормоны мальчиков достигли пика половой активности.

Появляются вторичные половые признаки:

  • наблюдается оволосение лица (пушок);
  • начинают расти волосы на теле;
  • появляется кадык;
  • мутирует голос;
  • возникают поллюции (самопроизвольное семяизвержение во время сна).

Мальчики начинают бриться, хотя до настоящей мужской щетины еще далеко. Физиологические изменения могут принести проблемы со здоровьем. Подростки начинают жаловаться на потерю аппетита, частые головные боли, бессонницу. У них наблюдаются скачки артериального давления, снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость.

Как меняется юноша

Предпубертатный период начинается у мальчиков с 9—10 лет, когда их организм только готовит серьезную перестройку. Первые изменения наблюдаются в 10—12 лет в виде прыщей на лице, усиленной жирности волос, часто появляется перхоть. В это же время может происходить ломка голоса. Мальчишки то начинают басить, то неожиданно срываются на визг.

Половое созревание

Одновременно идет процесс полового созревания. В 13—14 лет подростки начинают чувствовать сильное влечение к представительницам противоположного пола. У мальчиков растет пенис, который становится объектом их пристального внимания. Именно в этот период начинается активная мастурбация. Школьники знакомятся с сексуальным удовольствием.

Самые отчаянные вступают в половые отношения с девочками.

При самостоятельном осмотре гениталий в мошонке может наблюдаться только одно яичко. Второе поднимается вверх. Это нормальное явление, так что волноваться не стоит.

Читайте также:  Отчего появляются дефекты речи, какие бывают и как от них избавляться?

В 15 лет подростка уже трудно назвать мальчиком. Он трансформируется в юношу, а окончательное превращение в мужчину заканчивается к 22—23 годам.

Признаки патологий

Иногда голос у мальчика остается высоким и в 15, и в 17 лет. Этот симптом говорит о том, что в организме не хватает тестостерона — мужского полового гормона. В этом случае необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом. Возможны и другие нарушения.

При задержке полового развития у ребенка не наблюдается активный рост, пенис и яички остаются маленькими. Здесь тоже понадобится консультация врача, диагностика и правильное лечение. Иногда при оголении головки пениса наблюдается ее ущемление (фимоз). Проблема легко устраняется хирургическим путем: делается рассечение крайней плоти.

Кстати, половое созревание может быть и преждевременным, например, в 9—10 лет.

Это тоже патология, которой способствуют:

  • аномалии развития головного мозга или черепа;
  • инфекция;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли.

Как вести себя родителям

Переходный возраст труден не только для подростков, но и для их родителей, от которых требуется максимум терпения, выдержки, понимания. В этот сложный период лучше попытаться сделать так, чтобы ребенок был поближе к дому. Пусть приходит с друзьями, приглашает их в свою комнату.

Нравоучения и навязывание родителями своего мнения только оттолкнет подростка, вызовет озлобление. В этом возрасте критика неуместна. Нужно попытаться понять своего ребенка, почувствовать, чем он дышит, что его интересует, хотя это непросто. Мальчишки любыми путями пытаются дистанцироваться от мамы и папы.

В период взросления родителям очень важно сохранить с подростком доверительные отношения, устанавливать которые надо еще в раннем детстве. Сложность заключается в том, что взрослое понимание жизни у ребенка уже сформировалось, а возможностей для самореализации еще очень мало. Зато уровень эмоциональной чувствительности запредельный.

Если сын замкнулся и не хочет общаться, родители сами должны проявить инициативу, рассказать свою сокровенную историю. Может быть, это будет рассказ о первой школьной любви — трогательной, но безответной. Когда подросток и родители еще и друзья, сложный подростковый период переживается легче.

Агрессивное поведение подростка

Довольно часто парни в период взросления ведут себя вызывающе. Они могут и учителю надерзить, и родителям ответить грубо. В компаниях мальчишки проходят «проверку на пацана», иногда довольно жесткую. Именно в этом возрасте наблюдается жестокое отношение к животным и сверстникам. Ребята снимают это все на видео и выкладывают в интернет, что иногда становится поводом для возбуждения уголовных дел.

Подростковая агрессивность носит демонстративный характер и, по утверждению психологов, является ответом на агрессию взрослых (всевозможные запреты и наказания, ограничения и ультиматумы). Подростки легко сбиваются в компании и группы, где сами определяют нормы поведения — своеобразный «кодекс чести».

Употребление алкоголя и сигареты

Алкоголизм и наркомания у подростков встречаются редко.

В основном мальчишкой, берущим в руки сигарету, рюмку или шприц, руководят следующие мотивы:

  • почувствовать себя раскованным рядом с девушкой или в компании сверстников;
  • узнать возможности своего организма;
  • испытать неведомые ранее ощущения;
  • элементарное любопытство;
  • заключенное пари.

Если алкоголь, сигареты и наркотики становятся в компании нормой, появляется групповая зависимость. Ребята это тщательно скрывают, часто лгут взрослым и вводят их в заблуждение. Задача родителей — вытащить ребенка из такой группы, постаравшись переключить его интересы на что-то другое, например, записать в спортивную секцию.

Видео

В этом видео рассказывается, как уберечь подростка от негативного влияния соцсетей.

Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса и особенности процесса его обновления

О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

Механизм ломки голоса у мальчиков

Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

Процесс ломки голоса у мальчиков включает в себя три основных этапа:

  1. Предмутационный период.

Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к гигиене голоса, в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

  1. Послемутационный период.

Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

Особенности мутации у мальчиков

Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.

Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.

Голос детей и подростков

Голос детей и подростков

При любом нарушении голоса, длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани.

Органы дыхания в детском возрасте отличаются некоторыми особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластическая ткань этих органов, являющаяся опорной, и мышечная развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Грудная клетка как бы приподнята, ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что ограничивает силу голоса и длительность звучания.

Другой возрастной особенностью ребенка является неравномерность развития организма в процессе роста. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания – 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода – условно к 18-19 годам. Кроме того, между ростом и развитием функций некоторых органов нет параллелизма.

Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.

В целом развитие голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (до 7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-17 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение (она расположена на уровне С4-С5 позвонков). Кроме того, имеется большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая заменяет собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани. В частности голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, развиваются примерно к 11-12 годам, т.е. во втором периоде – домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, в осуществлении которого особая роль принадлежит перстнещитовидной мышце.

При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) у детей от 7 до 10 лет наблюдаются колебания только свободных краев голосовых складок при относительном покое остальных частей складок. Голосовые складки никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет. К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации – грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету. Затем наступает собственно мутация.

Мутация – это период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если мутация протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации изменения в голосе – срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» – наступают быстро. Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.

Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Характерна мутация не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных явлений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков больше щитовидный и перстневидный хрящи, у девочек – черпаловидные хрящи. Поэтому у мальчиков гортань растет в длину, у девочек – в ширину). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается на 6-8 мм. Голос понижается почти на октаву. Меняется и тембр голоса: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.

Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или несколько лет. Известны случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, уже в возрасте взрослого мужчины.

Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В период менструации рекомендуется освобождать девочек от пения.

Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако требуется соблюдение охранительного режима для голоса:

  • Не пытаться каким-либо образом ускорить процесс формирования гортани.
  • Для этого не использовать репертуар взрослых певцов.
  • Разрешать подростку петь только среднем диапазоне, удобном для его голоса.
  • Не петь при явных, грубых изменениях голоса.
  • Меньше петь в хоре.
  • Предпочитать вокальные занятия с опытным педагогом.
Читайте также:  Задержка формирования речи у детей

Мутация – физиологический процесс. Но не всегда она протекает гладко. В связи с этим выделяют следующие мутационные расстройства:

Затянувшаяся мутация. Это мутация, которая не заканчивается в течение 2-х лет, а длиться гораздо дольше.

Упорно сохраняющийся фальцет. Это неприятный писклявый голос у молодого мужчины после периода мутации. Возникает в результате нарушения координации работы голосовых складок и передних мышц гортани (превалируют последние).

Замаскированные расстройства. Это, как правило, приступы неудержимого рефлекторного кашля, появляющиеся у мальчиков, поющих в хоре, без видимых признаков мутации.

Преждевременная мутация. Ситуация, которая возникает очень редко. Обычно она связана с ранним половым созреванием ребенка или использование форсированной манеры пения. Проявляется тем, что у мальчика 10-11 лет, иногда и раньше, появляется грубый, низкий, мужской голос.

Запоздалая мутация – это мутация, которая наступает уже после завершения периода полового развития, например, в 20-25 лет.

Вторичная мутация – это внезапное изменение тембра голоса уже в зрелом возрасте.

Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. Чрезмерно громкое пение, крик, бесконтрольное пение, несоблюдение возрастного диапазона (пение «взрослых» песен), сложность вокального репертуара, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания могут приводить к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани (кровоизлияние в голосовую складку). Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками гортани («узелками крикунов»). К вечеру у них голос «садится», хрипнет, иногда полностью звучность голоса, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной истерической афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.

При любом нарушении голоса, длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. С этой целью используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани. Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.

Необходимо помнить, что проще предупредить нарушения голоса. Как же это сделать? Одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением с опытным педагогом. При этом укрепляются голосовые складки, что способствует интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом и на его интеллект. Это своеобразная гимнастика, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественные навыки. Однако петь тоже надо уметь правильно, иначе развивается различная патология гортани. Репертуар для пения должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка. В педагогическом процессе необходима максимальная простота в общении с ребенком, задачи, поставленные перед ним, должны быть четко сформулированы и доступны. Занятия пением не должны превышать 30-45 минут.

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата детей в период их роста, необходимо большое внимание уделять укреплению организма ребенка. И доктора (педиатры, оториноларингологии), и родители ребенка, а также их бабушки и дедушки, должны помнить о чрезвычайной хрупкости детских голосов. Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости, осиплости – своевременное обращение к врачу-фониатру.

МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПОДРОСТКОВ И ОХРАНА ГОЛОСА ВО ВРЕМЯ МУТАЦИИ

    Егор Гридин 2 лет назад Просмотров:

1 МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПОДРОСТКОВ И ОХРАНА ГОЛОСА ВО ВРЕМЯ МУТАЦИИ Мутационный период у подростков. В мутационном периоде условно различают три стадии: 1. начальную; 2. собственно мутационную; 3. стадию завершения мутации. Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются: по изменениям в звучании голоса; по субъективным ощущениям поющих детей; при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии). Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации. Даже небольшое перенапряжение голосового аппарата в этот период может привести к тяжелым, иногда необратимым, изменениям голосовых складок. Учитывая голосовые изменения голосового аппарата в детском возрасте, легкую его ранимость, физиологические колебания высоты и тембра голоса, петь в этом периоде в большинстве случаев можно, но только при строгом соблюдении предохранительных мер и постоянном контроле опытного педагога-вокалиста и фониатра. Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания. Изменения в голосовом аппарате у мальчиков в период мутации сопровождаются понижением диапазона голоса почти на октаву с изменением тембра. Характерно то, что у многих мальчиков дискант переходит в бас, а альт – в баритон или тенор. Функциональные изменения могут сопровождаться воспалительным процессом. В средней мутационной стадии все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. Значительно укорачивается

2 диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука являются самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше. Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми 1 си 1 ; фа 1 до 2 ). В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани), воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми, покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания, особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается позже мутации. Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о высокой тесситуре, если низкие, то о низкой. Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (ре м ре 1 ), иногда и больше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить баритон от тенора. Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного диапазона. Мутация в среднем длится около полутора-двух лет. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от нескольких месяцев до нескольких лет.

3 Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы. Охрана голоса в мутационный период. Важным является вопрос о том, можно ли мальчикам заниматься пением во время мутации. Некоторые авторы предполагают, что пение в мутационный период способствует более гармоничному развитию голосового аппарата и более быстрому и равномерному течению мутации и даже укреплению всего организма. Однако наблюдения не дают оснований для подобного оптимизма. Е.М.Малинина рекомендуют индивидуальный подход к певцу в мутационном периоде. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль педагога по вокалу в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата, выражающемуся в отсутствии координации отдельных его элементов и чрезмерном напряжении мышц.

4 Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре м ре 1. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе педагога по вокалу. Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше. В развитии певческих голосов ясно выражены три периода: 1. домутационный: до 9-10 лет период фальцетного звукообразования (1-ые 3-тьи классы); с 9-10 лет до мутации период наиболее полного выявления всех возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3-тьи 5-тые классы); 2. период мутации (6-ые 8-ые классы). 3. период возмужания взрослого голоса (9-ые 10-ые классы). Это период послемутационный, в котором еще могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у

5 девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.). Мутация иногда может протекать неправильно. Часто занятия вокалом приходится прекратить до полного становления взрослого голоса. Существуют следующие аномалии мутации: Затянувшаяся мутация, протекающая на протяжении многих лет (3-7). Упорно держащийся фальцет (“евнухоидный” голос), вызванный нарушением координации в работе голосовых и перстне-щитовидных мышц гортани, с превалированием последних. Голос писклявый, высокий. Такая форма требует лечения нарушений функций эндокринной системы. Преждевременная мутация, при которой в лет появляется грубое звучание голоса (зависит от раннего полового созревания). Запоздалая мутация, когда половое созревание закончилось к годам, а мутация начинается спустя 1-2 года. Вторичная мутация, характеризующаяся появлением мутационных изменений в голосовом аппарате человека в зрелом возрасте. Отсутствие в организме гормонов половых желез является причиной задержки роста гортани и нарушения нормального развития голоса. Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее развитие взрослого голоса.

Ссылка на основную публикацию