Дислалия фонематическая и механическая и другие виды дислалии – причины и методы коррекции

Дислалия, или когда ребенок не произносит некоторые звуки

Многие родители часто жалуются, что ребенок говорит хорошо, только не произносит некоторые звуки. Чаще всего [р], [р’], [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ], [ц]. Если при этом у малыша сформированы лексико-грамматические средства общения согласно возрасту, то это дислалия. Нарушено только звукопроизношение при нормальном слухе и достаточной иннервации мышц речевого аппарата. Отчего это происходит, поговорим подробно.

Причины дислалии

Наиболее распространенным речевым нарушением является нарушение звукового (фонемного) оформления речи. Оно проявляется в дефектах воспроизведения одного или нескольких звуков, в искажении, в заменах одних звуков на другие [р] на [л], в смешении звуков или их пропуске во время речи. По статистике, дислалию имеют 25-30% дошкольников, 17-20% младших школьников, 1 % учащиеся среднего звена и взрослые. Причиной дислалии выступают либо анатомические дефекты органов артикуляции, либо неправильное усвоение ребенком произнесения некоторых звуков. В связи с этим в современной логопедии выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Формы: механическая и функциональная дислалии

Механическая (органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:

1) аномалии зубо-челюстной системы:

– щель между передними зубами;

– отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть;

– дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.

2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.

3) патологическое искажение величины и формы языка:

– очень маленький язык – микроглоссия;

– слишком большой язык – макроглоссия;

– широкий и короткий;

– узкий и тонкий язык;

– укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков [р] и [р’].

4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.

Функциональная дислалия – при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.

– общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.

– минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.

– запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.

– снижение физического слуха в сензитивный для речи период.

2. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам [к], [г], [х] и их мягким вариантам.

Типы нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения могут быть по типу искажения, смешения или замены. Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.

Смешение – процесс, когда у ребенка хорошо сформированы и отработаны все артикуляционные позиции, но он не умеет различать некоторые из этих позиций, поэтому произношение звуков смешивается, одно и то же слово может иметь разное звучание.

Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].

Замены и смешения звуков происходят по следующим причинам:

акустико-фонематическая – ребенок не дослышит звук, не может его опознать в сенсорном звене и далее ему сложно переработать его в правильное произношение. Например, вместо «кот» говорит «тот», «гот» – «кот» и т.д.

артикуляторно-фонематическая – ребенок не может установить верную артикуляционную позу при произнесении звука. Например, при произнесении звука [с] губы должны быть раздвинуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом («Заборчик»), между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы. А ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, поэтому получается [с] с шипением. Из-за недостаточной сформированности артикуляционных позиций ребенок ищет наиболее легкую и доступную для него позу. Или другая причина: у ребенка правильно выработаны все артикуляционные уклады, но он не может дифференцировать некоторые звуки. Отсюда возникают три уровня нарушения звукопроизношения:

Неправильное произнесение звука или группы звуков в разных позициях, изолированно, в слогах, словах и фразах.

Правильно произнесение изолированного звука и неправильное в словах, фразах и предложениях.

Правильное произношение звука в словах и фразах, но смешение его с другими звуками в потоке речи.

Вышеперечисленные уровни соотносятся с тремя этапами работы над звуком: постановка, автоматизация и дифференциация. Замены и смешения чаще всего происходят между звуками, различающимися только по одному признаку: свистящими и шипящими (Шаша-Саша), взрывными переднеязычными и заднеязычными (Татя-Катя), твердыми и мягкими (мишка-мышка), сонорами (Рома-Лома) и т.п. Замены и смешения нередко отражаются на письменной речи.

Виды дислалии

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с’], [з], [з’],[ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:

– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].

– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].

2. Ротацизм нарушение произношения звуков [р] и [р’]. Подразделяется на

– одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

– носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.

– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].

3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л’].

– губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.

– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

– параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л’], [з], [р].

4. Дефекты произнесения небных звуков:

– каптацизм – нарушение в звучании [к], [к’].

– гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г’].

– хитизм – отсутствие [х], [х’].

– йотацизм – дефекты в произношении [й].

5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].

6. Дефекты смягчения замена твердых на мягкие звуки [п]-[п’], [к]-[к’], [в], [в’] и т.д.

При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

Механическая дислалия

Механическая дислалия – это дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь. Органическая дислалия выявляется в ходе логопедической диагностики, включающей обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Коррекция звукопроизносительного дефекта осуществляется логопедическими средствами на фоне лечения, проводимого стоматологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом.

МКБ-10

Общие сведения

Механическая, или органическая, дислалия является медико-педагогической проблемой, поскольку имеет в своей основе аномалии развития или приобретенные дефекты строения речевого аппарата. Как самостоятельную форму речевой патологии, механическую дислалию впервые выделил швейцарский медик Р. Шультц в 30 г.г. XIX века. Впоследствии это нарушение было подробно изучено представителями российской школы логопедии (М. Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, А. В. Ястребовой и др.).

В отличие от функциональной дислалии, при которой недостатки звукопроизношения имеют центральное происхождение, при органической форме они связаны с дефектами строения периферических речевых органов и проявляются фонетическим недоразвитием. Сведения о распространенности отдельных форм дислалии в литературе не представлены.

Причины

Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата может быть врожденной либо приобретенной. Врожденные аномалии формируются внутриутробно, обычно затрагивают строение губ, языка (в т. ч. их уздечек), зубов, челюстей, нёба. Приобретенные дефекты могут возникать в любом возрасте и являются следствием челюстно-лицевых травм и заболеваний ЧЛО, сопровождающихся переломом костей лицевого скелета и челюстей, разрывом мышц, образованием рубцов и контрактур. С учетом анатомической локализации выделяют несколько групп причин механической дислалии:

  • Дефекты зубо-челюстной системы. Наиболее часто встречаются аномалии положения зубов (диастемы, отсутствие или неправильное прорезывание резцов), нарушения прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, перекрестный прикус), дефекты челюстей (микрогнатия, микрогения). Данные патологии могут носить врожденный характер, являясь наследуемым признаком или результатом нарушений эмбриогенеза. Иногда они формируются уже после рождения вследствие травм зубов, вредных привычек (длительное сосание пальца), заболеваний (рахит, кариес), возрастной адентии.
  • Аномалии твердого и мягкого нёба. К ним относятся аркообразное (высокий свод) или низкое (пологий свод) небо, отсутствие или расщепление маленького язычка (увулы). Данные аномалии принадлежат к дизэмбриогенетическим стигмам, искажают произношение целого ряда звуков. Звукопроизносительные и просодические дефекты, вызванные небными и губными расщелинами, выделяются в самостоятельную нозологию – ринолалию.
  • Дефекты строения языка и губ. Внутриутробные особенности развития включают укороченную подъязычную связку, изменения объема языка по типу микро- или макроглосии, тонкие или толстые губы. К дефектам, формирующимся в процессе жизни в результате механических травм ЧЛО и стоматологических операций, относятся рубцы в области губ и полости рта, препятствующие нормативному произнесению звуков речи.

Патогенез

Аномалии строения органов речи обусловливают дефектное артикулирование, следствием чего становится искаженное звукопроизношение или отсутствие некоторых фонем в речи. При наличии зубных аномалий наиболее типично возникновение дефектов шипящих и свистящих, поскольку воздушный поток выходит через щели между зубами и челюстями, создавая излишнюю зашумленность. Также может страдать произнесение вибрантов, губно-зубных, взрывных и даже гласных звуков.

Губные аномалии вызывают ограничение подвижности рта, неполное смыкание губ, следствием чего являются искажения лабиализованных гласных, губных и губно-зубных согласных. Для дефектов строения языка типичны нарушения шипящих и соноров, т. к. невозможен подъем кончика языка вверх, боковой сигматизм и общая неразборчивость речи.

Однако в ряде случаев даже при наличии органических изменений речевых органов произношение может оставаться нормальным. Это объясняется тем, что ребенку удается достичь близкого к норме акустического эффекта с помощью компенсаторной артикуляции.

Классификация

Искаженное произношение фонем в логопедии обозначается терминами, образованными от соответствующих букв греческого алфавита (ро, лямбда, сигма, йота, каппа, гамма, хи) с помощью добавления суффикса «-изм». С учетом нарушенной категории звуков выделяют семь видов фонетических дефектов, которые встречаются при механической дислалии, каждый из которых имеет несколько возможных вариантов:

  • Ротацизм – дефекты произношения [р-р’]. Включает следующие виды аномальной артикуляции: велярный (вибрация мягкого неба), увулярный (вибрация маленького язычка), боковой (вибрация бокового края языка), щечный (вибрация щеки), двугубный (вибрация губ), носовой (гнусавый призвук) и одноударный (отсутствие вибрации) ротацизм.
  • Ламбдацизм – искажения звуков [л-л’]. Представлен двугубным (наподобие краткого «у» или английского «w»), межзубным (при высунутом между зубами кончике языка) и носовым (наподобие звукосочетания «нг») произношением фонемы.
  • Сигматизм – ненормированное произношение свистящих [c–c’], [з–з’], [ц] и шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]. Разновидности сигматизма включают межзубное, губно-зубное (при смыкании нижней губы с верхними резцами), боковое и носовое артикулирование звуков. Для сигматизма шипящих также характерно нижнее (при опущенном за нижние резцы кончике языка), щечное (сопровождаемое раздуванием щек) и заднеязычное (наподобие «х» и «г») произнесение [ш] и [ж].
  • Йотацизм – нарушение произношения [й]. Встречается реже остальных дефектов. Чаще представлен отсутствием звука или его субституцией с помощью [л’] в нижней артикуляции.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм – дефекты произношения заднеязычных [к–к’], [г–г’], [х–х’]. Неправильная артикуляция сводится к гортанному произношению, когда звуки приобретают характерное для южнорусского говора «придыхание».
Читайте также:  Мутизм у детей: симптомы, лечение и пр для элективного и других типов

Симптомы механической дислалии

Искаженное звукопроизношение наблюдается уже в период физиологической дислалии – т. е. в возрасте до 5 лет, маскируясь под возрастные несовершенства речи. Характерным для органической формы является нарушение звуков, близких по артикуляции (например, межзубное произношение всех переднеязычных при открытом переднем прикусе). В большинстве случаев механическая дислалия является полиморфной, или сложной, т. к. при ней нарушается несколько групп звуков (например, имеет место ротацизм, сигматизм шипящих/свистящих).

Наряду с искажением, встречаются элизии (отсутствие) звуков. Вторично, на фоне неправильного артикулирования, может нарушаться слуховая дифференциация (в этом случае возникает ФФН) и интонационная сторона речи.

Дефекты фонетического строя речи отличаются стойкостью и не исчезают самостоятельно по мере взросления ребенка. Даже после хирургического устранения анатомических деформаций ребенок может продолжать пользоваться сформированной дефектной артикуляцией. Поэтому искаженное (т. е. ненормативное для русского языка) произношение требует как можно более раннего коррекционно-педагогического вмешательства.

Осложнения

Осознание ребенком своего дефектного произношения (картавости, гнусавости) может способствовать замкнутости, молчаливости, избеганию общения. При наличии фонетико-фонематического недоразвития в той или иной степени неизбежно страдает грамматический строй речи. В школьном возрасте на этой базе формируется дислексия и дисграфия.

Аномалии органов артикуляции в комплексе с дефектным произношением могут вызывать насмешки со стороны сверстников и послужить причиной развития нервозности и психологических комплексов у ребенка. Школьная неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, отвержение ребенка детским коллективом нередко приводят к отказу от школы, асоциальному поведению, а в долгосрочной перспективе – к социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия относится к междисциплинарным проблемам, требующим содружественного медицинского и педагогического подхода к диагностике. В рамках диагностических мероприятий выявляется само речевое нарушение, определяются его причины, выраженность анатомических отклонений в строении речевых органов. Только на основе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное воздействие. Диагностический алгоритм предполагает:

  • Логопедическое обследование. Логопед изучает строение органов артикуляции (языка, губ, челюстей, зубов, нёба), оценивает их подвижность (плавность, скорость движений, легкость переключения от одной позы к другой). Затем производится диагностика устной речи: по принятой методике поверяется состояние звукопроизношения и фонематического слуха. При формулировке логопедического заключения указывается вид речевого недоразвития (ФН или ФФН), форма дислалии (механическая) и разновидность дефекта (ротацизм, сигматизм и пр.).
  • Медицинское обследование. С учетом причин, препятствующих нормальному звукопроизношению, рекомендуются консультации стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга. Наряду с осмотром врачей-специалистов, ребенку может потребоваться выполнение рентгенографии лицевого скелета, ОПТГ, телерентгенографии, изготовление контрольно-диагностических моделей и др.

Коррекция механической дислалии

Коррекционный этап, также как и диагностический, складывается из медицинского и логопедического воздействия. Иногда эта работа проводится параллельно, в некоторых случаях стоматологическое лечение предшествует педагогическим методам. Сроки коррекции звукопроизносительных дефектов при механической дислалии колеблются от 3 до 6 месяцев.

  • Медицинское лечение. В зависимости от анатомической аномалии может производиться пластика уздечки языка или губы, ортодонтическое лечение с использованием механических или функциональных аппаратов, иссечение рубцов губ и т. д. Для ускорения реабилитационного периода используется физиотерапия и медицинский массаж.
  • Логопедическая коррекция. На подготовительном этапе с целью активизации органов речи проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Звукопостановка осуществляется, как правило, с механической помощью. На этапе автоматизации нормативное изолированное произношение закрепляется в слогах, словах, фразах и свободной речи. При некорригируемых деформациях ЧЛО сформировать правильное звукопроизношение не представляется возможным. В этих случаях допустимо ограничиться компенсаторной артикуляцией, дающей акустический эффект, максимально приближенный к норме.

Прогноз и профилактика

В результате целенаправленного медико-педагогического подхода большую часть случаев механической дислалии удается скорректировать. При завершении всего комплекса работы в дошкольном возрасте у ребенка в дальнейшем не возникает нарушений чтения и письма, его психологическое развитие протекает благополучно. Специфические расстройства школьных навыков развиваются при своевременно не устраненных дефектах артикуляции.

Предупредить патологии развития органов речи позволяет контроль за течением беременности, отучение детей от вредных привычек (сосание пальца), регулярное наблюдение у стоматолога. Использование элементов логопедической гимнастики при занятиях с детьми позволяет развить подвижность артикуляционного аппарата и подготовить его к постановке звуков.

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Классификация

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;
  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.

Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
— артикуляционно-фонетическая;
— артикуляционно-фонематическая;
— акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. Ротацизм — неверное выговаривание [Р] и [Р’];
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание.

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Дислалия у детей и методы ее устранения

Дислалия выражается в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Она проявляется при сохранном слухе и интеллекте и не считается нарушением до пяти лет.

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре – [ш], [ж], [ч], [щ], пять – [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов – стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

Читайте также:  Чем полезен рыбий жир в капсулах для детей + видео Комаровского

Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.

Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм — дефект произношения йот [j].
  • Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

  • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
  • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
  • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

  1. подготовительный;
  2. постановка;
  3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

  • отработка речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
  • работа над мелкой моторикой рук;
  • отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Постановка

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Автоматизация

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

Дифференциация

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)
статья по коррекционной педагогике по теме

Данный материал предназначен для учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
dislaliya.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

В зависимости несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом ( глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов ( диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога ( стоматолога-хирурга , ортодонта ); при функциональной дислалии – детского невролога . Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора .

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией .

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата ( пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения ). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж ); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб.

Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе.

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по н.

консультация подготовлена для ПДС учителей-логопедов ДОО.

презентация является дополнением к консультации “Дисграфия: виды, причины, симптомы и коррекция&quot.

Коррекция механической дислалии

Механическая дислалия — одна из самых частых причин обращения к логопеду. При этом нарушении ребенок (или взрослый человек) не может четко проговаривать некоторые буквы (р, л, к), обогащает речь свистящими и шипящими звуками, причиной чего являются анатомические аномалии развития и иногда гласных звуков

Механическую дислалию еще называют органической, а коррекция всегда включает логопедические и медицинские мероприятия.

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Этиология и патогенез механической дислалии

Этиология механической формы дислалии — повреждения периферического речевого аппарата в любом возрасте. В результате этих повреждений или врожденных аномалий развития артикуляционного аппарата возникают фонетические искажения речи или трудности со звукопроизношением.

При наличии щели между зубами и челюстями возникает избыток шипящих и свистящих звуков в речи, неправильное произношение сонорных согласных, губно-зубных, взрывных и иногда гласных звуков.

Неполное смыкание губ из-за аномалий строения губы (например, заячья губа) приводит к неправильному произношению губных и губно-зубных согласных, а также гласных, произношение которых требует выпячивание губ и придание им округлой формы (например, о, у).

Недоразвитость языка, укороченная уздечка становятся причиной трудностей с шипящими, сонорными согласными. Речь зачастую в целом неразборчива.

Причины механической дислалии

Причинами механической дислалии могут быть аномалии строения любой части речевого аппарата: зубочелюстной системы, языка, губ, различные травмы, переломы, разрывы мышц, рубцевание тканей.

Принято выделять 3 группы причин:

  • Дефекты зубочелюстной системы: неправильное расположение зубов или их отсутствие, неправильный прикус, дефекты челюстей. Эти аномалии могут быть наследственными, приобретенными во время внутриутробного развития или в результате травмирования, вредных привычек, заболеваний.
  • Дефекты твердого или мягкого нёба: высокий или пологий свод, отсутствие или расщепление маленького язычка.
  • Дефекты строения языка и губ: короткая подъязычная связка, увеличенный или укороченный язык, тонкие или толстые губы. К приобретенным дефектам относятся травмы, рубцевание в результате ошибок, совершенных во время хирургических или стоматологических манипуляций.

Иногда дефекты являются следствием родовых травм, рахита и искусственного вскармливания.

Симптомы механической дислалии

При механической дислалии обнаруживаются искажения звукопроизношения: речь человека нечеткая, некоторые звуки «выпадают». К наиболее распространенным симптомам относят:

  • искажения в произношении звуков;
  • трудности с некоторыми фонемами, которые требуют схожих артикуляционных действий.

В зависимости от аномалии, лежащей в основе дислалии, могут быть трудности со звуками, для которых требуется округлять губы, поднимать язык к небу, смыкать челюсти.

Наибольшие трудности вызывают звуки, произносимые при единовременной работе губ, языка и челюстей. При произнесении согласных присутствует посторонний шум (свист, шипение), гласные сопровождаются призвуками. Речь в целом кажется бессвязной.

Механическая дислалия всегда видна невооруженным взглядом. Дефекты опознаются при визуальном осмотре: слишком выпирающая верхняя или нижняя челюсть, расщелина между зубами, неправильное расположение резцов.

За счет очевидности первопричины механическую дислалию можно определить на ранних стадиях и своевременно приступить к коррекции.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия является предметом изучения логопедов и специалистов медицинской направленности, поэтому диагностика всегда многоэтапна.

  1. Логопед анализирует строение и подвижность органов речи, диагностирует способности звукопроизношения и фонематического слуха. Далее формируется заключение, в котором указывается форма речевого нарушения, его разновидность и вид (сигматизм, ротацизм).
  2. В ходе медицинского обследования может потребоваться коррекция хирурга, стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

В рамках медицинской диагностики могут быть назначены рентген, ОПТГ, телерентгенографии, а также показано изготовление контрольно-диагностических моделей.

Коррекция механической дислалии

Коррекция почти всегда требует медицинского вмешательства и работы логопеда. Большинство пациентов нуждается в хирургических манипуляциях челюстно-лицевой области или ортодонтической и других видах стоматологической помощи.

Легче всего исправить проблему в 5-6 лет. В этом возрасте стоматологическая коррекция может заключаться только в специфических упражнениях, направленных на устранение осложнений неправильного развития зубов и челюстей.

Лечение осуществляется в три этапа:

  • подготовительный (диагностика, сбор анамнеза, определение схемы терапии, работа специалистов-медиков);
  • закрепление навыков правильного произношения;
  • установление четко сформированных приемов коммуникации.

Продолжительность коррекции определяется возрастом пациента, степенью тяжести анатомического дефекта и дислалии и конкретикой заболевания.

Сначала назначаются хирургические мероприятия (пластическая коррекция языковой уздечки или губы), затем ортодонтические (исправление прикуса, устранение щелей между зубами). Только после устранения анатомических аномалий в работу вступает логопед.

Логопедическая работа с детьми проводится в игровой форме. Ребенка нужно научить правильно дышать (через нос), правильно располагать язык, губы и челюсти во время произношения определенных звуков. Коррекция всегда начинается с подражания.

После выработки рефлексов логопед приступает к постановке произношения.

В некоторых случаях коррекция завершается психотерапевтическим вмешательством, чтобы ускорить социализацию ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Читайте также:  Какие симптомы и как лечить анкилоз височно-нижнечелюстного сустава
Ссылка на основную публикацию