Аграфия, афазия, алексия, алалия и другие пороки развития нервной системы связанные с речью

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.
статья (логопедия) по теме

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состояния нервной системы затруднено правильное понимание речевого дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrologicheskie_osnovy_patologii_rechi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

АФАЗИЯ – расстройство речи, последствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. У большинства людей такие участки расположены в левом полушарии мозга. Афазия обычно возникает внезапно, зачастую в результате инсульта или травмы головы, однако в некоторых случаях – например, на фоне опухоли мозга, инфекции, деменции (приобретенного слабоумия) – может развиваться постепенно.
Афазия приводит к утрате способности говорить и понимать чужую речь, а также к способности читать и писать. Афазия может сопровождаться другими речевыми расстройствами – например, дизартрией (расстройством артикуляции) или апраксией речи, которые и сами по себе являются последствием повреждения мозга. От афазии может пострадать кто угодно, в том числе и дети, однако чаще всего это расстройство наблюдается у людей пожилого возраста вне зависимости от пола.
Афазия – результат повреждения одного или нескольких участков мозга, отвечающих за речь. Чаще всего афазия становится последствием инсульта – острого нарушения кровообращения, в результате которого кровь не поступает в мозг, и клетки мозга, лишаясь кислорода и питательных веществ, отмирают. Кроме того, причиной афазии могут быть тяжелые травмы головы, инфекции головного мозга, опухоли и другие заболевания, влияющие на мозг.
Признаки и симптомы
В зависимости от типа заболевания симптомы афазии разнятся: так, например, при экспрессивной афазии человек испытывает трудности с произношением слов и предложений, а при сенсорной афазии – трудности с пониманием речи. При глобальной афазии человек не способен ни говорить, ни воспринимать чужую речь.
В зависимости от расположения и размера поврежденного участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной.
Виды афазии
• Сенсорная афазия
Повреждение височной доли головного мозга может вызвать сенсорную афазию, или так называемую афазию Вернике. В большинстве случаев такой вид афазии вызван повреждением левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике могут произносить длинные предложения, не имеющие никакого значения, добавлять в предложения ненужные слова и конструировать новые слова самостоятельно, из-за чего речь таких больных очень сложно или почти невозможно понять. Афазия Вернике вызывает затруднения при понимании чужой речи. При этом никаких других видимых нарушений у человека нет – поскольку повреждена та часть мозга, которая расположена вдали от участков мозга, контролирующих движения, человек в целом ведет себя и двигается совершенно нормально.
• Моторная афазия
Эфферентная моторная афазия, или так называемая афазия Брока – расстройство речи, вызванное повреждением лобной доли головного мозга. Люди с афазией Брока способны выговаривать только короткие, простые предложения, часто опуская предлоги, поскольку произнесение слов дается им с трудом. К примеру, от человека с моторной афазией можно услышать «гулять собака» вместо «я пойду гулять с собакой». При этом чужую речь люди с афазией Брока воспринимают хорошо. Поскольку лобная доля головного мозга частично отвечает за моторику, часто афазия Брока сопровождается параличом или слабостью правых конечностей – руки и ноги.
Еще один вид афазии – так называемая тотальная, или глобальная афазия, последствие повреждения значительной части речевых центров головного мозга. Тотальная афазия приводит к неспособности выговаривать слова и воспринимать чужую речь.
Кроме того, принято выделять еще несколько видов афазии, каждый из которых является результатом повреждения различных речевых центров головного мозга. В некоторых случаях люди с афазией, будучи способными говорить и понимать значения слов и предложений, затрудняются повторять отдельные слова или предложения. В других случаях афазия приводит к неспособности правильно назвать предмет, даже если человек знает, что это за предмет и понимает, как им пользоваться.
Диагностика
Часто первые признаки афазии замечает лечащий врач в процессе лечения травмы головы или других повреждений мозга – в большинстве случаев это невролог. Врач может провести несколько тестов, требующих от пациента выполнять определенные команды, отвечать на вопросы, называть предметы, поддерживать беседу. Если существует подозрение на афазию, проводится более масштабное исследование речевых функций человека для подтверждения диагноза.
Лечение .
В некоторых случаях даже без лечения наблюдается полное восстановление человека и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу, так называемой транзиторной ишемической атаки, или микроинсульта. В таких случаях речевые способности человека могут полностью восстановиться через несколько часов или дней.
В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются. В таких случаях зачастую очень полезны логопедические методики. Восстановление речевой функции человека обычно требует длительного времени – свыше двух лет, и чем раньше начинается лечение, тем эффективнее процесс восстановления. На успешность восстановления речевых функций влияет множество факторов – в том числе причина, вызвавшая повреждение мозга, расположение поврежденного участка мозга, степень тяжести повреждения, возраст и состояние здоровья человека.
Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:
• Упрощать речь, строя простые, короткие предложения
• При необходимости повторять ключевые слова предложения
• Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным)
• Привлекать больного к участию в беседе
• Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов
• Как можно реже поправлять человека с афазией
• Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений
Сегодня существуют и другие подходы к восстановительной терапии, включающие, в том числе, использование компьютеров для улучшения речевых способностей человека, страдающего от афазии. При помощи компьютеров терапия помогает пациентам быстрее восстановить определенные элементы речевых функций. Кроме того, компьютер помогает людям, испытывающим трудности с восприятием отдельных звуков, предоставляя специальные упражнения для понимания фонем.
Очень часто ребенок, раньше говорящий, вдруг замолкает в результате стресса, либо тяжело перенесенной инфекции. Родители и, часто, неврологи списывают такое состояние ребенка на невроз, реже на аутизм (если поражение речи произошло давно). В действительности же состояние отсутствия речи называют одним словом – алалия.
АЛАЛИЯ возникает, когда поражаются речевые зоны головного мозга. Речевые зоны мозга как раз и могут поражаться вследствие отоинфекции или сильнейшего стресса.
Моторная алали я – это нарушение двигательной способности говорить, при полном сохранении понимания речи. Ребенок понимает обращенную к нему речь но не может говорить совсем. Или ребенок может говорить отдельными слогами, не имея возможности сложить слоги в слова, а слова в фразы. Яркий пример моторной алалии описан Вениамином Кавериным в его книге “Два капитана”, когда Санька Григорьев – главный герой романа не говорил вплоть до 9 лет, пока в его жизни случайно не появился врач, который и провел с ним логопедическую работу. Впоследствии Санька прекрасно говорил и не испытывал никаких затруднений с речью.
Сенсорная алали я – это отсутствие понимания речи при наличии возможности говорить. Ребенка с сенсорной алалией видно сразу – он говорит порой много, но непонятно. При этом он также не может хорошо повторить отдельные звуки или слоги за взрослым. Или же меняет местами звуки. Например, вместо “мо”, ребенок может сказать “ом”. Однако ребенок при этом имеет достаточно хороший слух.
Сенсорную алалию стоит отличать от синдрома Ландау-Клеффнера, при котором нарушение понимания речи связано с эпиактивностью головного мозга. Сам же синдром Ландау-Клеффнера в свою очередь стоит отличать от аутизма.
Дети с алалией обучаются по специальным методикам и достигают хороших результатов, занимаясь с логопедом. Логопед проводит специальный артикуляционный массаж, достигая тонуса мышц артикуляционного аппарата, его подвижности, что необходимо и детям с моторной алалией, и детям с сенсорной алалией.
Деление на сенсорную и моторную алалию условно, поскольку на практике часто встречаются случаи смешанной алалии. Однако для всех форм алалии характерно наличие диссонанса между вербальной и невербальной деятельностью: ребенок может прекрасно выполнять все задания, при которых не требуется говорить, например, рисовать, складывать пазлы, раскладывать картинки в строгом соответствии с сюжетом, но становиться совершенно беспомощным, когда нужно составить рассказ по разложенным картинкам или когда взрослый просит объяснить что делает на картинке тот или иной персонаж.
Клиническая картина алалии варьируется достаточно широко. Есть случаи, когда речь была нарушена частично и есть случаи полного отсутствия речи у ребенка до 10 и даже 15 лет. Однако, практикой установлено, что работа с логопедом, неврологом делают чудеса: ребенок начинает говорить. Кроме того, на активизацию работы речевых зон мозга оказывает огромное влияние музыка. А как установил врач-отоларинголог Альфред Томатис – частотное звучание музыки, проведенное через кость маленького пациента возвращает возможность говорить практически любому человеку. Отфильтрованные частоты подбираются индивидуально после проведения специальных тестов.
Практика показывает, что аудиовокальные тренировки помогают даже абсолютно не говорящим детям – заговорить.
ДИСЛЕКСИЯ (от dis — нарушение и греч. lexsikos — касающийся слова, речи) — комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Существует несколько классификаций типов Д., в основе которых лежат либо характер ошибок (нарушений) чтения и письменной речи, либо характер дефицитов в развитии функций, обеспечивающих эти виды деятельности. Каждая из классификаций имеет свои основания и различные диагностические схемы. Методы коррекции, как правило, связаны с методами диагностики и подходом к оценке причин.
Существует представление о наследственной природе Д. Самые высокие показатели наследуемости получены для правописания и способности различать фонемы (> 70%).
ДИСГРАФИЯ
(от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
ДИЗАРТРИЯ (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀ ρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

lt;iframe src=”https://docs.google.com/presentation/d/1RCpPNkNYVAv8mvyEz0cSflEfpR5-BI3U49r3weMR2uo/embed?start=false&loop=false&delayms=3000″ frameborder=”0″ width=”960″ height=”749″ allowful.

Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом.

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче.

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи.

В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, перед педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации предметно – развивающей среды согласно но.

Консультация для педагогов.

Быть сегодня родителями труднее , чем кода – либо прежде . Обстановка , в которой живет , растет и формируется ребенок в наши дни , существенно отличается от той , что была несколько десятилетий назад.

Афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

МКБ-10

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Алалия – что вызывает недоразвитие речи? Возможна ли коррекция состояния?

Нарушения речи встречаются у 1% детей в дошкольном возрасте. Как правило, при осмотре у логопеда или педиатра выявляют различные виды алалий. Подобное состояние характеризуется недоразвитием или полным отсутствием речевой активности, связанным с повреждением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или в возрасте до 3 лет. Отмечаются нарушения всех частей речи — фонетики, грамматики и словарного запаса. Терапия носит комплексный характер, так как для устранения всех признаков заболевания необходимо использовать лекарственные препараты, логопедические упражнения и другие методы.

О патологии

1% случаев заболевания приходится на дошкольный возраст, а именно 3-4 года. В школьный период эти показатели снижаются. Родителям важно понимать, что алалия — это клиническое понятие, используемое в медицине. В логопедии ему соответствует термин “общее недоразвитие речи”. Очень часто между ними происходит путаница, несмотря на то, что оба понятия равнозначны, но используются различными специалистами.

Симптомы алалии характеризуются выраженным нарушением речевой функции. Заболевание связано с органическими изменениями в корковых отделах головного мозга, ответственных за речь. При обследовании ребенка выявляют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов. Важно проводить дифференциальную диагностику с афазией. Алалия характеризуется изначальным речевым дефектом, без наличия предшествующей нормальной речи. В связи с этим, диагноз может быть выставлен в тех случаях, когда наблюдаются симптомы нарушений, которые возникли в результате негативного воздействия во внутриутробном периоде, во время родов или в первые три года жизни пациента.

Причины возникновения

В развитии патологии повинны факторы, способные негативно воздействовать на головной мозг. Их принято рассматривать в зависимости от времени возникновения органических изменений в центральной нервной системе. Во внутриутробном периоде причиной болезни могут являться гипоксия плода, TORCH-синдром (внутриутробное инфицирование патогенными микроорганизмами), токсикозы, травмы области живота, тяжелые соматические болезни матери. К последним относят артериальную гипертензию, легочную или сердечную недостаточность, сахарный диабет и др.

У 25-30% детей с алалией ее развитие связано с повреждением структур ЦНС во время родов. Подобная ситуация наблюдается при асфиксии новорожденных, родовой внутричерепной травме, патологических родах (скоротечные, затяжные и др., и использовании инструментальных подходов к родам).

Частыми причинами являются патогенные факторы, воздействующие в первые годы жизни детей. Возникновение энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм, общей гипотрофии приводит к органическим изменениям в структурах головного мозга.

Существует ряд исследований, указывающих на значение генетических факторов, так как случаи заболевания могут носить семейный характер. Тормозить формирование речи способны длительные и тяжелые заболевания соматического характера, например, пневмония, ОРВИ, рахит, патологии эндокринной системы, а также оперативные вмешательства с использованием общего обезболивания. Важное значение в речевом развитии играют социальные условия. Дети, имеющие любые варианты алалии часто воспитываются в условиях педагогической запущенности, при отсутствии общения в семье с синдромом госпитализма и др.

Этиопатогенез алалии тесно связан с минимальной мозговой дисфункцией. Данное понятие объединяет совокупность факторов и изменений в центральной нервной системе, характеризующихся нарушением процесса созревания нейронов и изменением их функциональной активности. В результате этого наблюдается дефект их активности, что и приводит к развитию основных симптомов.

Классификация

В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:

  • экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
  • импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
  • сенсомоторная, или смешанная.

Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.

Речевые центры головного мозга

Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.

Симптоматика

Импрессивная или сенсорная форма

Врачи часто рассматривают алалию, как системное нарушение речевой деятельности. Связано это с тем, что заболевание часто сопровождается сопутствующими неврологическими и психологическими дефектами, которые могут затруднять проведение диагностики. Однако каждый клинический вариант имеет характерные симптомы. Сенсорная алалия связана с нарушением восприятия и понимания услышанной речи. Происходит это при наличии сохранного физического слуха. В ряде случаев дети могут страдать от гиперакузии, т. е. повышенного восприятия различных звуков.

Речевая активность на фоне нарушений восприятия повышена. В связи с тем, что больной не осознает свою речь, она носит хаотичный и бессмысленный характер, будучи представленной звукосочетаниями и обрывками слов. Характерна эхолалия — неосознанное повторение услышанных слов. Специалисты описывают подобную речь, как “словесный салат”. Помимо эхолалии, выявляют и другие речевые феномены: персеверации (навязчивое повторение звуков и их комбинаций), пропуск слогов, звуковые замены на более легкие, объединение отдельных фрагментов слов друг с другом. При общении с ребенком выявляется отсутствие у него критики к собственной речи. Характерно большое количество жестов в процессе разговора и активная мимика.

Степень понимания речи зависит от выраженности повреждений. Грубые формы заболевания сопровождаются полным отсутствием восприятия разговора окружающих. При частичных поражениях ребенок может испытывать трудности в понимании отдельных слов и предложений. Часто выявляется ситуативный характер таких нарушений. Многие дети постепенно адаптируются за счет чтения слов по губам говорящего. Это особенно характерно для больных с легкой формой алалии. Важным диагностическим признаком сенсорной формы является неспособность понимать речь при использовании различных словоформ, изменении порядка слов или ее темпа. В этих случаях симптомы усиливаются, приводя к полному непониманию предложений.

Помимо непосредственного влияния на общение с людьми, импрессивный тип заболевания постепенно осложняется вторичными изменениями личности, а также приводит к асоциальному поведению и общей задержке психоэмоционального развития. Дети избегают людей, не способны длительно удерживать свое внимание и проявляют признаки его дефицита. Способность запоминать информацию снижена, что может стать причиной задержки интеллектуального развития и возникновения проблем в обучении.

Моторная алалия

Наиболее частая форма патологии. Характеризуется наличием речевого дефекта и сопутствующих неречевых отклонений: психологических и неврологических. К неврологическим симптомам относят двигательные расстройства, проявляющиеся нарушениями моторики, проблемами с координацией движений и общей неловкостью. Малыш с трудом осваивает любые навыки, связанные с самообслуживанием — застегивание пуговиц, шнурование ботинок и др.

Среди психологических отклонений часто выявляются изменения памяти, восприятия и эмоционально-волевые отклонения. Дети могут проявлять повышенную двигательную активность или, наоборот, быть апатичными. Характерно снижение работоспособности, быстрая утомляемость в процессе любой работы, а также речевой негативизм. В результате нарушений речи, возникает задержка интеллектуального развития, которое может постепенно корректироваться при комплексном лечении.

При общении с больным выявляется сохранение способности к пониманию обращенной речи при нарушениях собственной речевой функции. Последнее может иметь различную степень выраженности, вплоть до полного отсутствия. В процессе взросления выявляют запоздалое наступление этапов формирования речи: гуления, лепета, словесной и контекстной речи. Многие речевые реакции носят редуцированный характер.

Афферентная моторная алалия характеризуется сформированностью речевого аппарата (важное отличие алалии от дизартрии) при грубом нарушении звукопроизношения. Наблюдается избегание сложных фонем, попытки их замены и смещения, что делает речь непонятной. В случае эфферентной формы патологии дети не могут выполнять артикуляционные движения в виде отдельных серий, что приводит к искажению слогового произношения. Возможно появление заикания.

Лексикон отстает от возрастных норм. Дети плохо усваивают новые слова и используют в разговоре только простые термины, не требующие произношения сложных звуков и их сочетаний. В результате нарушений формирования словарного запаса понимание речи затрудняется. При общении выявляется преимущественное использование больным существительных без склонения их в падеже и роде, на фоне отсутствия любых грамматических конструкций.

При исследовании фразовой речи выявляют преобладание простых коротких предложений, состоящих из 2-3 слов. Ребенок не может пересказывать события, выделять основные и второстепенные события, правильно высказывать причинно-следственные и временные связи. На фоне этого активно используется жестикуляция и мимика.

Смешанная форма

Характеризуется как совокупность симптомов двух описанных форм. Наличествуют плохое восприятие речи окружающих и собственные дефекты фонетики, грамматики и лексикона. При тяжелых формах патологии возможно наличие только звукоподражания и использования отдельных лепетных слов.

С какими речевыми нарушениями может сочетаться алалия?

Может отмечаться заикание, дизартрии, связанные с нарушениями строения и функции структур речедвигательного аппарата. В некоторых случаях это затрудняет процесс постановки диагноза и приводит к неправильному подбору терапии.

Возможные осложнения

В отсутствии эффективной коррекции и позднем обращении за профессиональной помощью, алалия может привести к негативным последствиям различной степени выраженности. Наиболее часто отмечают следующие состояния:

  1. Заикание, характеризующееся навязчивым повторением отдельных звуков и их комбинаций. Подобный речевой дефект может носить ситуативный характер, проявляясь только в стрессовых ситуациях, или же постоянный. Стойкое заикание приводит к снижению социальной адаптации.
  2. Речевой дефект — основной фактор социального отдаления детей от своих сверстников и взрослых людей. Это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра, а также депрессивных расстройств.
  3. Синдром гиперактивности – сопровождается общим дефицитом внимания, что мешает процессам обучения и коррекции заболевания. Проявляется в неспособности длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
  4. Длительное существование речевых дефектов усиливает нарушение процесса обучения. Возможно развитие дислексии и дисграфии, характеризующиеся нарушениями чтения и письма, соответственно.

Диагностические мероприятия

Необходимо комплексное обследование с привлечением невролога, отоларинголога, психолога и логопеда. Отоларинголог должен исключить органическое поражение артикуляционного аппарата, характерное для дизартрий любого характера. При неврологическом осмотре выявляют и оценивают характер и выраженность повреждений структур ЦНС. При этом используют следующие методы:

  1. Электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет оценить функциональную активность отдельных участков головного мозга и выявить ее нарушения.
  2. Эхоэнцефалография – оценка состояния мозговых структур, основана на использовании ультразвука. Невролог при проведении ЭхоКГ получает возможность оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить сопутствующие изменения в виде гидроцефалии и пр.
  3. Обзорную рентгенографию черепа для исключения травматических повреждений.
  4. Магнитно-резонансную томографию (МРТ) – позволяет оценить состояние корковых отделов речедвигательного анализатора и выявить любые отклонения в их строении.
  5. Проведение отоскопии и аудиометрии исключают тугоухость, также проявляющуюся нарушениями восприятия речи и собственной речевой активности.

Важно провести дифференциальную диагностику – исключить задержку речевого развития, дизартрию, тугоухость и олигофрению.

Подходы к лечению

Коррекция алалии проводится комплексно. Связано это с тем, что отдельные типы лечения не способны улучшить состояние головного мозга. В связи с этим, все дети с заболеванием нуждаются в психолого-медико-педагогических мероприятиях. Для этого рекомендуется перевести их из общих ДОУ в специализированные, а также проводить коррекцию в специальных центрах и санаториях.

Лечение алалии включает в себя применение лекарственных средств, обеспечивающих ускорение созревания нервной ткани и улучшение ее работы:

  • ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), улучшающие обмен веществ в нейронах и обеспечивающие повышение их функциональных свойств, требуют длительного использования в виде курсов с возможностью их повторения при необходимости;
  • нейропротекторы (Кортексин и его аналоги) — данный класс медикаментов обеспечивает защиту нервной ткани от внешних и внутренних патогенных факторов, ускоряет созревание нейронов и положительно сказывается на их работе;
  • препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм в структурах нервной системы (Церебролизин, Актовегин и пр.) — положительно действуют на головной мозг, улучшая его работу и способствуя формированию двигательных и психологических навыков.

При использовании любых медикаментозных препаратов, важно помнить о том, что все они обладают определенными показаниями и противопоказаниями. В связи с этим, назначать их и определять дозировку и длительность лечения, должен только лечащий врач. Самолечение может привести к прогрессированию основной патологии и развитию побочных эффектов от лекарств.

Улучшить созревание мозговых структур и развитие психомоторных навыков можно при использовании физиотерапевтических процедур: лазерного и магнитного воздействия, электрофореза, различных типов транскраниальной неинвазивной электростимуляции и пр. Указанные методы оказывают опосредованное воздействие на структуры головного мозга, улучшают в них процессы обмена веществ, кровоток и их функциональную активность. При устранении алалии большое внимание следует уделить коррекции сопутствующих нарушений памяти, мышления внимания, а также развитию общей и мелкой моторики.

Логопедические мероприятия

Логопедическая работа должна включать в себя устранение дефектов во всех аспектах речи: фонетике, грамматике и лексике. Для детей с моторной формой заболевания важно стимулировать речевую активность, так как без нее невозможна коррекция алалии. Логопед и родители ведут активную работу по формированию активного и пассивного словарного запаса, выполняют упражнения на развитие фразовой речи и грамматики. Детям предлагают рассказывать истории о своей жизни, о недавних событиях, пересказывать услышанное и пр. При наличии обратной связи от логопеда это приводит к постепенной нормализации речевой функции. Задания на улучшение фонетики включают в себя большой спектр логопедических упражнений и массажа, позволяющего нормализовать тонус артикуляционных органов.

В лечении сенсорной алалии основная задача коррекции – обучение навыкам различать речевые и неречевые звуки. Это позволит дифференцировать отдельные слова, соотносить их с действиями и предметами в реальном мире и понимать их, а также целые предложения. Во время занятий внимание уделяется грамматическому строю речи, в связи с его важностью для понимания услышанного и для собственного произношения ребенком. Важно заниматься пополнением словарного запаса.

Независимо от формы заболевания детей обучают письму и чтению в минимально возможном возрасте. Два этих навыка позволяют активно развивать речевые центры, фонетику, грамматику и лексикон, улучшая тем самым саму речь ребенка. Занятия проводят как специалисты-педагоги, так и сами родители.

Профилактические мероприятия

Профилактика развития алалии включает в себя ряд общих рекомендаций:

  1. Все семьи должны проходить надлежащую подготовку к беременности, позволяющую свести к минимуму риски развития негативных влияний на плод и осложненных родов.
  2. Родители должны исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и табакокурение.
  3. После рождения необходимо регулярно проходить все нужные медицинские исследования, в том числе, посещать невролога. Специалист поможет своевременно выявить отклонения в развитии и наличие неврологического дефицита.
  4. При выставлении диагноза “минимальная мозговая дисфункция” необходимо соблюдать все назначения лечащего врача и не заниматься самолечением. Не следует использовать народные методы терапии, а также гомеопатические средства, не имеющие доказательств своей эффективности и безопасности.
  5. С первого дня рождения особое внимание следует уделить общению с грудничком. Процессы формирования речедвигательного анализатора начинаются с первых месяцев жизни под влиянием слышимых звуков и речи. В связи с этим, с ребенком необходимо постоянно разговаривать.

Выход из моторной алалии и других вариантах заболевания происходит при адекватном и комплексном лечении. Прогноз для детей благоприятный при легкой и средней выраженности болезни. При тяжелой патологии терапия и профилактика вторичной интеллектуальной недостаточности не всегда позволяет сформировать полноценную речь. Важное значение в коррекции заболевания играет своевременность обращения за профессиональной помощью и приверженность родителей к назначенному лечению.

哈尔滨楠木南中医门诊部

Клиника Традиционной Китайской Медицины “НаньмуНан” Харбин

Clinic of Traditional Chinese Medicine «NanmuNan» 楠木南Harbin.

Address: 哈尔滨市南岗区王岗大街纳帕英郡商服S42,S43, Harbin, Nangang District, NaPa KingTown

+86 158 4656 5815 +86131 11907478, skype: nanmunan8, почта: hainan.med@yandex.com

哈尔滨楠木南中医门诊部

Клиника Традиционной Китайской Медицины “НаньмуНан” Харбин

Clinic of Traditional Chinese Medicine «NanmuNan» 楠木南Harbin.

Address: 哈尔滨市南岗区王岗大街纳帕英郡商服S42,S43, Harbin, Nangang District, NaPa KingTown

+86 158 4656 5815 +86131 11907478, skype: nanmunan8, почта: hainan.med@yandex.com

哈尔滨楠木南中医门诊部

Клиника Традиционной Китайской Медицины “НаньмуНан” Харбин

Clinic of Traditional Chinese Medicine «NanmuNan» 楠木南Harbin.

Address: 哈尔滨市南岗区王岗大街纳帕英郡商服S42,S43, Harbin, Nangang District, NaPa KingTown

+86 158 4656 5815 +86131 11907478, skype: nanmunan8, почта: hainan.med@yandex.com

哈尔滨楠木南中医门诊部

Клиника Традиционной Китайской Медицины “НаньмуНан” Харбин

Clinic of Traditional Chinese Medicine «NanmuNan» 楠木南Harbin.

Address: 哈尔滨市南岗区王岗大街纳帕英郡商服S42,S43, Harbin, Nangang District, NaPa KingTown

+86 158 4656 5815 +86131 11907478, skype: nanmunan8, почта: hainan.med@yandex.com

哈尔滨楠木南中医门诊部

Клиника Традиционной Китайской Медицины “НаньмуНан” Харбин

Clinic of Traditional Chinese Medicine «NanmuNan» 楠木南Harbin.

Address: 哈尔滨市南岗区王岗大街纳帕英郡商服S42,S43, Harbin, Nangang District, NaPa KingTown

+86 158 4656 5815 +86131 11907478, skype: nanmunan8, почта: hainan.med@yandex.com

Вход в систему

Опрос

Нарушения речи Алалия Дислалия Дизартрия Заикание афазия дислексия

Нарушения речи Алалия Дислалия Дизартрия Заикание афазия дислексия
http://china-tcm.ru/

фото Karus Tatiana 2014

Краткое описание речевых нарушений.

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая . Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

-недостаточная степень развития фонематического слуха

-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

-двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

-Недостатки строения челюстно-зубной системы ( дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)

– Патологические изменения величины и формы языка.

– Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

-Атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

-звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

-судороги, которые классифицируются по форме и локализации

– нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

-наличие непроизвольных движений тела, лица;

– нарушение речевой и общей моторики.

-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя .Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

фото Karus Tatiana 2014

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)— это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш.

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

• Значительно позднее появление речи

• Ограниченный словарный запас;

• Грубые нарушения грамматического строя;

• Выраженные недостатки звукопроизношения;

• Речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня ОНР

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

СИМПТОМАТИКА И МЕХАНИЗМЫ АЛАЛИИ

СИМПТОМАТИКА И МЕХАНИЗМЫ АЛАЛИИ

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

М. Совак (1971) и другие исследователи, расширяя понятие «алалия», охватывают им все случаи отсутствия речи, ее замедленного формирования, не связанного с мутизмом как неврологическим отсутствием речи, отличающегося от распада речи при деменции и шизофрении, от снижения слуха и олигофрении.

К- П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций. То, что раньше называлось слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в задержке речевого развития специфического характера, обусловленной моторно-кинестетическими нарушениями или неблагоприятным социальным воздействием. Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозологии. Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты.

Характеризуя тяжелые формы недоразвития речи, в отличие от простых задержек речевого развития, М. Критчли (1974) подчеркивает наличие орально-фациальных дискоординаций, дефектность двигательных навыков губ и языка, неправильное использование или понимание словесных символов. Детская афазия (алалия) определяется как неспособность или ограниченная способность ребенка использовать для общения символы (речевая асимволия). М. Критчли подчеркивает, что Всемирной неврологической федерацией (Италия, Варенна, 1966) было предложено полностью отказаться от термина «афазия», когда речь недоразвита. Рекомендованные для обозначения таких случаев термины «врожденная алогия», «дис-фазия» широкого распространения не получили.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей нарушения.

В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомо-торную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с дви-гательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфа-тические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.

Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детского возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей нарушения не столь частые и постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии и в нем быстрее возникают новые связи и формируются замещающие функции.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной ал алией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.

Б. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).

Возникновение и динамику развития .алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, вследствие чего ,у ребенка возникает тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на формы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших исследований это деление проводится в терминах экспрессивной и рецептивной алалии (по аналогии с таким же делением афазии). Этими терминами подчеркивается не физиологический, а психологический подход к квалификации нарушения.

По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, 1981; М. Критчли, 1974, и др.), центральные нарушения речи при алалии бывают в виде вербальной акустической агнозии и вербальной моторной апраксии, типичной для последней формы является неспособность создавать и воспроизводить словесные символы, образцы.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) АЛАЛИЯ

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сторонники данной концепции объясняют речевую несфор-мированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.) Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии, при эфферентной — к кинетической апраксии (по аналогии с афазией). Есть сведения, что последняя из названных форм является преобладающей в 9—10 раз.

В свете современных представлений о речи как о многоуровневой деятельности моторные концепции вызывают определенные возражения. Апраксией можно объяснить различного рода артикуляционные расстройства (нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова). Однако языковые нарушения, которые являются ведущими при алалии, не могут быть объяснены моторной недостаточностью. Кроме того, и моторная недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.

Согласно психологическим концепциям, механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется диссоциация между структурными компонентами, составляющими речевую деятельность таких детей: у одних имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.

Современный психолингвистический подход нашел отражение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).

В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных синтаксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.

Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.

У ребенка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарем языковых средств различных уровней. Оказываются несформированными операции порождения, оформления высказывания, в частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная программа), и операции, реализующие глубинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т. е. уровень внутренней речи.

В работах нейрофизиологического плана анализируется взаимосвязь нарушений субстрата мозга с характером речевого недоразвития. В работах психологического и лингвистического плана анализируются взаимоотношения нарушений речевых и общепсихологических функций, а также состояние речевой деятельности в структуре проявления нарушения. В связи с различиями в подходах одни и те же явления получают различную интерпретацию.

Сравнение алалии и афазии

В данной работе были рассмотрены некоторые речевые нарушения. Были рассмотрены следующие темы: анатомия и физиология речевого аппарата, этапы становления речи ребенка и некоторые виды речевых нарушений. Были рассмотрены такие нарушения как алалия и афазия. В работу включены главы по коррекции моторной и сенсорной алалии, а также направления восстановления речи при афазии.

Эти два нарушения речи сильно отличаются друг от друга. Одним из главных отличий является тот факт, что при алалии речь еще не сформирована, а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Алалия – это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Сходство их в том, что оба нарушения являются результатом органического поражения мозга. Алалия наступает в детском возрасте, тогда как афазия наступает у людей пожилого возраста либо вследствие травм.

Афазия является результатом:

  • 1) тяжелых травм головного мозга;
  • 2) воспалительных процессов и опухолей мозга;
  • 3) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  • 1) обширность очага поражения и его локализация;
  • 2) характер нарушения мозгового кровообращения;
  • 3) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

Причины, вызывающие алалию, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.

У алалии и афазии есть моторная и сенсорная формы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

У афазии также есть две эти формы, но также выделяют амнестическую и тотальную.

Методы коррекционной работы этих нарушений разные.

Коррекция моторной алалии состоит в:

  • – Активизации речевого подражания;
  • – Формировании слогового восприятия и воспроизведения речи;
  • – Понимании основных грамматических форм слов;
  • – Формировании практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов;
  • – Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний;
  • – Отработка наиболее простых словообразовательных моделей;
  • – Конструирование простого предложения;
  • – Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи и т.д.

У коррекции моторной афазии тоже есть свои отличительные особенности.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе – восстановление пассивного и активного словарного запаса.

Начинают с развития фонематического слуха путем отработки сохранных звуков, поскольку главная задача – оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап – восстановление отсутствующих звуков.

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

В работе по преодолению сенсорой алалии, используются зрительный и двигательный анализаторы, тактильно-вибрационное воспри-ятие, кинестетические ощущения, вкус, обоняние и, конечно, слух, который в качестве поврежденного звена привлекается дозировано.

В коррекционные занятия с детьми, страдающими сенсорной алалией, включаются элементы разных коррекционных программ, в частности, многое заимствовано и адаптировано из системы работы с детьми, имеющими нарушения слуха, а также из нейропсихологических методик.

Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.

Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности – вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени. Основные направления коррекции дефекта включают:

  • – Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте;
  • – Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок – комок, удочка-уточка);
  • – Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

Читайте также:  Мутизм у детей: симптомы, лечение и пр для элективного и других типов
Ссылка на основную публикацию