Сенсорная депривация у детей это что за нарушение и к чему приводит: причины и симптомы депривации

6 признаков эмоциональной депривации у детей

Представьте, что вы не получаете никаких проявлений любви от самых главных в вашей жизни людей. Именно так себя и чувствуют дети с эмоциональной депривацией. Будьте любящими родителями и заставьте своих детей почувствовать, насколько они важны для вас.

Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. В противном случае, у них может возникнуть эмоциональная депривация. Это не пустая прихоть. Доказано, что демонстрация любви и заботы способствует хорошему психосоциальному развитию детей. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых. Причем, не только с экономической или образовательной точки зрения, но и в эмоциональном и психологическом плане.

Причины и последствия эмоциональной депривации у детей

Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы родители демонстрировали ему свою любовь и понимание. Когда ребенок растет в здоровой эмоциональной среде, он перенимает хорошие привычки, которыми затем руководствуется в общении с другими людьми.

Тем не менее, многие дети испытывают недостаток любви. В этом виновата либо семья, либо их непосредственное окружение. Когда происходит такая эмоциональная депривация, ее последствия непосредственно влияют на поведение детей.

Эмоциональная депривация у детей и ее признаки

В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. К сожалению, по мере того как ребенок растет, родители, как правило, проявляют все меньше признаков привязанности.

Иногда усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей. Речь идет о том, чтобы демонстрировать детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке.

Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки:

  • Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
  • Они всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
  • Ребенок страдает от стресса.
  • Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

1. Неповиновение

У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, закатывают истерику или плачут.

Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются:

  • слезы без причины
  • агрессия
  • гнев
  • импульсивность
  • внезапные перепады настроения

2. Агрессия

В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону. По этой причине недоверие со стороны ребенка является ясным сигналом о том, что что-то идет не так.

Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления.

Страх быть брошенным существует у каждого ребенка. Однако когда дети не видят знаков любви со стороны родителей, он лишь усиливается. Для того, чтобы исправить ситуацию, может потребоваться несколько сеансов у семейного психолога. Он поможет малышу преодолеть свой страх и укрепить отношения между родителями и детьми.

5. Плохая успеваемость

Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания. По мнению психологов, у детей с эмоциональной депривацией часто появляются проблемы с речью и с учебой.

В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить гораздо позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

Заключение

Эмоциональная депривация у детей приводит к тому, что у них появляется страх потерять своих близких. В результате ребенок постоянно находится в напряжении. Он настороженно относится ко всему, что происходит вокруг него.

Дети, которые растут в семьях, где не хватает любви, находятся в состоянии постоянной тревоги. Они постоянно стремятся к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить их потребность чувствовать себя любимыми.

Необходимо учитывать, что дети нуждаются в постоянном проявлении любви и привязанности. Они не могут нормально расти без ласки, поцелуев и объятий. Искренняя любовь и забота со стороны родителей имеют решающее значение для формирования личности и созревания мозга.

Доказано, что если ребенок растет, не чувствуя любви, развитие нейронов идет медленнее, и это снижает познавательные способности. Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет очень неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности.

Когда дети растут в среде, где нет места проявлению чувств, у них в дальнейшем возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Родительская депривация

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.
Читайте также:  Дизурия и нарушения мочеиспускания у детей это что и какие причины дизурии: лечение и симптомы

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Основные жизненные психические потребности ребенка — потребность в любви, принятии, самоуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

— уровне телесных ощущений (сенсорный уровень);

— уровне понимания мира, в котором он живет (интеллектуальный или когнитивный уровень);

— уровне установления близких эмоциональных отношений к кому-либо (эмоциональный уровень);

— уровень, который позволяет соблюдать нормы и правила общества (социальный уровень).

По данным последних исследований, нарушения на уровне телесных ощущений начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, вызывает чрезмерно беспокойное, плохо управляемое поведение. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо льнет ко всем, либо пытается отказаться от контактов. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода аллергиями, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования зрительно-моторной координации (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом «пишут как курица лапой»), недостаточная концентрация внимания и неусидчивость. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на его понимание мира, в котором он живет, а значит и на интеллектуальное развитие. Ребенок начинает хорошо развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается.

Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки.

Социальный уровень. Самое главное, он склонен к выстраиванию «катастрофических моделей мира», где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Социальный уровень (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то». Ребенок из детского дома на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Никто», «детдомовец». Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе — чужаки (враги), ни к кому не привязывайся, все равно бросят и т.д. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

«Катастрофическая модель мира» приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире:

— представлениях о собственной непривлекательности;

— представлениях о собственной «опасности»;

— нарушениях веры в других;

— люди, которые любят меня, издеваются надо мной;

— другие люди опасны;

— нарушениях доверия к миру;

— публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы, опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

— преступность — нормальное явление.

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.

Эмоциональный уровень. На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок труднее вступает с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Особенно необходимо обратить внимание, что строгий взгляд, которым обычно пользуются родители для влияния на поведение ребенка, не оказывает на приемного ребенка нужного воздействия, провоцирует на агрессию.

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится, и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось. В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым провоцируя наказания или ответную агрессию.

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

Для этого ему нужны время и терпение со стороны родителей.

Условия построения отношений с детьми с депривационными нарушениями в развитии:

* Обеспечение сенсорно-богатой среды;

* Восполнение потребности в безопасности;

* Соблюдение границ личностного пространства ребенка;

«Влияние разлук и потерь на развитие ребенка»

Потери обычно подразделяются на две категории:

1. Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.

Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.

Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль.

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя — это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими — травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Принимая ребенка, вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно

настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка «вдруг» вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее «забыла», как говорят психологи «вытеснила» ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила «эхо травмы». Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

Читайте также:  Барьерные методы профилактики инфекций и барьерные методы контрацепции что общего

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности – «Этого на самом деле не произошло. Стремление «спрятать голову в песок». «Я проснусь и обнаружу, что все в порядке».

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего — на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром «кома в горле».

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество – «Никто не в силах меня понять».

Чувство вины – «Должно быть, я что-то сделал не так».

4. СТРАХ «ТОРГОВЛЯ» С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: «Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива», «Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи», «Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось».

Масса сомнений и недоверия: «Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?»

Пустые мечтания — попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде «Если бы только…»: «Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)» и т. д.

Молитвы-«сделки»: «Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…»

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение — предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей — горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

Это нормальная часть человеческой жизни;

Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;

Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей. По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

* их чувства и эмоции очень важны;

* о них будут заботиться;

* их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;

* замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

Депривация у детей-сирот

По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии. Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания. Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.

При депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме

Как проявляется материнская депривация

Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети. К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.

Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.

Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями. Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.

По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.

Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.

Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы

Даже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.

Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.

Проявление материнской депривации

Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.

Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.

Депривация – психическое состояние, возникшее в результате неудовлетворения основных психических потребностей

Возможные последствия

Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.

Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.

Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:

  1. Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
  2. Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
  3. Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
  4. Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
  5. Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
  6. Нарушения в развитии когнитивных навыков.
  7. Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.

Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.

Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации»

Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.

По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.

Заключение

Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно. Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать. Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.

Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.

Последствия материнской депривации у детей

На консультациях мамы довольно часто спрашивают меня, а так ли важно на самом деле уметь видеть потребности своего малыша и стремиться удовлетворять их. В пример приводят подруг, которые ничего такого не делали и на работу вышли, когда ребенку было три месяца. И я всегда говорю, что нужно смотреть на таких детей в старшем возрасте. Неудовлетворенные потребности всегда ведут к изменениям в поведении ребенка, к психологическим нарушениям, расстройствам сна и так далее. И с каждым годом такие дети становятся все «труднее». А исправлять ошибки всегда сложнее, чем сразу все делать правильно.

Хорошая статья педагога-психолога О.В. Жебит о том, к чему же ведет материнская депривация (неудовлетворение потребностей ребенка).

Материнская депривация

Материнская депривация – это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.

Читайте также:  Бронхиолы это что такое и как они расположены у детей: функции бронхиол

Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии, связанные с материнской депривацией, проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.

Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Последствиями таких травматичных для ребенка обстоятельств являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма.
Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в домах малюток.

Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:

– агрессия по отношению к людям, вещам;
– чрезмерная подвижность;
– чувство собственной неполноценности;
– постоянные фантазии;
– упрямство;
– неадекватные страхи;
– сверхчувствительность;
– неспособность сосредоточиться на работе;
– неуверенность в принятии решения;
– частые эмоциональные расстройства;
– лживость;
– достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
– неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
– говорение с самим собой и т. д.;
– пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.;
– интеллектуальное отставание;
– неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
– вялость эмоциональных реакций;
– агрессивность;
– неуверенность в себе.

Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.

Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому. Такого рода привязанность является, с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой – базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.

Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.

Доверие к миру у детей, переживших материнскую депривацию, может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Информационный голод: стресс или сенсорная депривация?

По данным ВОЗ, с 2010 года наблюдается рост числа психических заболеваний и отклонений. Одной из причин такого положения стала сенсорная депривация. Она формируется в родительской семье. Но ее признаки и симптомы можно наблюдать в любом возрасте.

Что такое сенсорная депривация?

В официальной психологии термин «сенсорная депривация» означает полное или частичное, кратковременное или длительное ограничение (лишение) стимуляции органов чувств. Иногда ограничение может быть добровольным и осознанным. Духовные учения древности (Египет, Майя, Тибет) включали в себя обязательные практики уединения, длительные медитативные самоуглубления. Полученный опыт помогал познать себя, законы мироздания, наработать необходимые личностные качества.

Информационный голод

В современном мире, переполненном информационными потоками, все же существует такое понятие. Острое ощущение нехватки информации для принятия решений о дальнейших действиях возникает в условиях изобилия, но хаоса. Все факты имеют равные вес и значимость. А в итоге потребность в информационном насыщении остается неудовлетворенной.

Тактильная депривация

Кожа – самый большой орган нашего тела. Она насыщенна чувствительными рецепторами. Прикосновения, механическое раздражение рецепторов поверхностных слоев кожи (массаж, спа-процедуры) во многих случаях благотворно сказывается на общем состоянии организма, психики. Отсутствие телесного контакта приводит к нарушениям во многих сферах жизни.

Преимущества и недостатки

В современном обществе большое распространение получили ретриты – практики уединения, концентрации на своем внутреннем мире, молчания. Получение такого опыта помогает переоценить и заново расставить существующие приоритеты, структурировать и гармонизировать внутреннее пространство, принять правильное решение.

Вынужденное или принудительное лишение (ограничение) поступления сенсорных стимулов чревато развитием неадекватного поведения и задержкой психического развития. В тяжелых случаях диагностируются хронические и неизлечимые заболевания психосоматической природы. Появление зависимостей от алкоголя, азартных или компьютерных игр, наркотиков – попытка человека разнообразить свою жизнь, убежать от сенсорной депривации.

Капсула сенсорной депривации

Изучение феномена сенсорной депривации и ее влияние на физическое и психическое здоровье человека удобно проводить в специально оборудованном пространстве. Это полностью изолированная от любых внешних раздражителей емкость заполнена теплой соленой водой. В нее на несколько часов в день погружается испытуемый. С помощью датчиков нейрофизиологи получают доступ к процессам, происходящим в сознании человека, пребывающего в сенсорной изоляции.

Изобретатель камеры, врач Джон Лилли, считал, что в замкнутом пространстве лучше всего изучать все необходимые для работы мозга и развития психики стимулы. Полученные результаты позволили исследователям начать изучение мозга крупных млекопитающих и даже составить карту коммуникативных знаков для общения дельфинов и человека.

Продолжительное (в течение часа) нахождение в камере сенсорной депривации производит выраженный терапевтический эффект:

  • переводит мозг в наиболее ресурсное состояние альфа- и тета волн;
  • оказывает глубинный и ярко выраженный релакс-эффект на внутренние органы и ткани тела;
  • вводит сознание человека в безоценочное состояние «потока», ослабляя «железную хватку» и уменьшая желание контролировать окружающий мир;
  • гармонизирует и умиротворяет внутреннее пространство;
  • повышает осознанность, усиливает интуицию, способствует появлению инсайтов и творческих идей.

Интересно! Флоат-капсулу (камеру сенсорной депривации) создал в 1954 году американский психотерапевт и нейробиолог Джон Лилли. Теоретические основы для ее создания были заложены исследованиями, проведенными в годы Второй мировой войны. В послевоенные годы, когда Джон Лиллли работал в Университете штата Пенсильвания, он написал статью о работе мозговых структур и электрической активности мозга.

Виды депривации

В зависимости от направленности различают несколько видов депривации:

  • двигательная; ее признаки (апатия, депрессия, лент, нежелание решать сложные задачи) появляются при ограничении активности (возможности двигаться) в течении 15 дней – 4 месяца;
  • когнитивная; ее причиной становится информационный голод, появляющийся на фоне разрозненных и противоречивых сведений о происходящих событиях;
  • эмоциональная; противоположность реакций (от замкнутости до аффектов) делает ее сложной для диагностики; страдает сфера общения;
  • социальная; изоляция от общества, причины которой могут быть различны;
  • экзистенциальная; она связана с вопросами поиска смысла, ориентиров; возникает в периоды резких жизненных изменений (возрастные периоды, смена статуса, условий жизни);
  • образовательная; нежелание получать новую информацию, знания связано с утратой мотивации к процессу учебы;
  • культурная: отвращение к процессу обучения и использования знаний..

Собственно сенсорная депривация как ограничение или принудительная фильтрация внешних раздражителей различной модальности сочетается с другими видами деприваций. Она наблюдается психологами в любом возрасте или в периоды перехода из одного возрастного периода в другой. Особенности ее протекания и последствия зависят от общей устойчивости индивида, его направленности (экстраверт-интроверт), акцентуации характера.

Одиночество среди людей


Добровольная или вынужденная изоляция человека – всегда тревожный симптом. Если человек самоизолирется, дистанцируется от общества, то это может выявлять его неумение вступать в социальные контакты, создавать и длительное время поддерживать отношения с людьми. Причиной такой ситуации чаще всего является элементарная безграмотность в вопросах общения, слабое владение коммуникативными навыками. Иногда имеет место деструктивное поведение (бестактность, агрессивность, раздражительность, повышенная эмоциональность и возбудимость).

Отдельным видом социальной самоизоляции считают полное погружение в виртуальный мир. Увлечение компьютерными играми, многочасовое «зависание» в социальных сетях, постоянное просматривание электронных сообщений способствует отчуждению индивида, сокращению его контактов с близкими и значимыми людьми. Доля участия индивида в общественных делах, а следовательно, и его влияние на текущие обстоятельства, неуклонно уменьшается. Это формирует зависимость от виртуального мира, создает иллюзии и неадекватные представления.

Важно! Следует отличать формальное общение, не предполагающее большого количества социальных контактов, от социальной изоляции. Первое является нормой для большинства временных (функциональных, мобильных) коллективов (групп, бригад). Такие отношения возникают при попадании индивида в определенную среду (закрытое сообщество). Для них характерно добровольное принятие и подчинение существующим правилам, схемам общения, минимальное количество неформального (неуставного) общения.

Причины развития сенсорной депривации

Этиология этого нарушения различна. Но симптомы, а главное – последствия во многом схожи. Непростые душевные состояния, как правило, требуют вмешательства специалистов.

Внешние причины

Неуважение к личности становится причиной сенсорной депривации. Оно проявляется сразу на нескольких уровнях:

  • со стороны государства, провластных и силовых структур:
  • в профессиональном коллективе (группе), когда человек не имеет полного права высказывать свое мнение, участвовать в общественных делах или влиять на текущие проекты;
  • в родительской семье, где к интересам человека остаются безучастны, отсутствует обратная связь между родителями и детьми.

Внутренние причины

Ощущение ненужности и реагирование с позиции жертвы человек проносит через всю жизнь. В большинстве случаев они формируются в детском возрасте. Дети с подобными патологиями воспитываются в неполных семьях, где мать физически не успевает уделять внимание ребенку. Как вариант, дети растут в яслях, находятся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, в интернатах или детских домах.

Иногда сами родители имеют негативные воспоминания о собственном детстве. В таком случае они воспроизводят воспитательные схемы и традиции своих семей, передавая ребенку патологические паттерны реагирования на ситуацию.

Часто сенсорная депривация наблюдается у высокочувствительных детей, требующих повышенного внимания со стороны взрослых. Недостаток или отсутствие новых впечатлений в самый сензитивный период (до 6 лет) приводит к неадекватному восприятию зрительных и слуховых раздражителей.

Сенсорная депривация в детском и подростком возрасте

Первым самым значимым человеком для ребенка становится мать. И наличие телесного контакта в раннем детском возрасте очень важно для его нормального психического и физического развития. Последствия тактильнаой депривации (отсутствие или недостаток ласк и поглаживаний) сродни недополучению организмом питательных веществ, голоду. Она приводит к истощению нервной системы и запаса жизненных сил.

В старшем детском и подростковом возрасте к патологическому недостатку тактильных контактов обычно добавляется эмоциональная депривация. Отсутствие поддержки, внимания и понимания со стороны близких людей приводит к эмоциональному голоданию, формированию невротического поведения. В худшем случае подросток уходит в себя, находит компанию, которая разделяет его незрелые интересы и запросы.

Важно! Появившиеся у детей признаки сенсорной депривации приводят к тяжелым последствиям. На поведенческом уровне формируется стойкая позиция жертвы, ярко выраженные невротические реакции, агрессия по отношению к окружающим. Появляются трудно диагностируемые психосоматические заболевания, нарастает социальная дезадаптация, утрачиваются бытовые и профессиональные навыки. Подросшего ребенка преследуют депрессивные мысли, он становится замкнутым и разочарованным в жизни человеком.

Лечение сенсорной депривации

На начальных стадиях сенсорной депривации справиться с симптомами депрессии или угнетенно состояния помогают приемы аутотренинга, глубокой релаксации, саморегуляции. В остальных случаях корректирующие методы подбирает психолог, психотерапевт. Иногда требуется работа с окружением человека (терапия среды) или смена образа жизни пациента.

Нестабильность нынешнего мира – одна из основных причин сенсорной депривации. Риску оказаться в информационной и сенсорной изоляции подвержены люди всех возрастов, рас и национальностей. Мужчины и женщины вступают в брак поддерживают видимость крепкой семьи, оставаясь холодными и безучастными друг к другу, только ради детей.

При этом их собственные эмоциональные потребности остаются неудовлетворенными. Ради поддержания статуса или социального обеспечения люди ходят на скучную работу. Многих пугает бедность, эмоциональная нестабильность, страх безработицы.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Ссылка на основную публикацию