Нарушение осанки у детей и подростков: искривление позвоночника, профилактика нарушений

Нарушение осанки у подростков и школьников

Красивая осанка у детей любого возраста — это показатель их отменного здоровья, гарантия ровного позвоночника и размеренного дыхания. Ее нарушение может привести к патологии внутренних органов, спинным болям, искривлению позвонков.

Следить за осанкой нужно с самого детства, чтобы не допустить появления сколиоза, сутулости. Подробное изучение причин, методов лечения и видов искривлений позвоночника позволит избежать этого явления, заранее принять нужные меры по профилактике.

Виды нарушения детской и подростковой осанки

Ортопеды, проводящие визуальный осмотр детей, при диагностике выделяют 2 вида нарушения их осанки:

  1. В сагиттальной плоскости.
  2. Во фронтальной плоскости.

Искривления спины в сагиттальной плоскости связаны с неправильными изгибами неокрепшего детского позвоночника. Они подразделяются по следующим явным признакам:

  • плоская спина со сглаживанием нормальных изгибов;
  • плоская спина с выгнутым позвоночником;
  • слабо или сильно выраженная сутуловатость;
  • круглая спина с горбинкой;
  • кругло-вогнутый позвоночник с сильными изгибами позвонков.

Изменения во фронтальной плоскости приводят к асимметрии левой или правой половины туловища, которая заметна при стоячем или сидячем положении.

Степени нарушения подростковой осанки

Степени искривления позвоночника бывают разные, врачи выделяют 3 типа:

  1. Нарушение осанки I степени, когда искривления еще незначительные. Их можно исправить специальными упражнениями, замечаниями, концентрацией внимания подростка на заметной сутулости.
  2. Искривления II степени, когда деформация позвоночника становится более заметной, видимой невооруженным глазом со стороны. Их устраняют разгрузкой давления позвонков в положении лежа, подвешиванием малыша за подмышки во время специальных упражнений.
  3. Нарушения III степени, когда спина становится сильно искривленной, а плечи находятся на разной высоте. Обычными занятиями и упражнениями ее уже не исправить.

Сейчас у большинства школьников, особенно учащихся 7-9 классов, ортопеды диагностируют искривления позвоночника I и II степени, у многих старшеклассников выявляют III степень нарушения осанки, приводящую к сколиозу, плоскостопию и заметным болям в спине.

Причины деформации позвонков в детском возрасте

Причин, приводящих к нежелательному искривлению позвоночника, достаточно много, и практически все их знают. Однако многие родители относятся к ним слишком поверхностно, не обращая внимания на рекомендации врачей. Вот самые основные:

  • неправильно подобранная высота письменного стола, детского стула или кресла, школьной парты;
  • выбор ребенком различных поз во время просмотра телевизора, компьютерных игр, приводящих к искривлению позвонков;
  • долгое сидение на неудобном стуле, слишком мягком диване;
  • снижение двигательной активности;
  • слишком тяжелый портфель, ношение школьного ранца на одном плече или в руке;
  • сутулость во время ходьбы из-за стеснения высокого роста.

Также развитию сколиоза способствует ношение неудобной обуви, тяжелых сумок в одной руке, сидение на краю стула. Не рекомендуется на уроках подпирать голову рукой, долго находиться в одной позе.

Способы диагностики нарушений осанки

Диагностику степени искривления позвоночника проводит детский ортопед во время ежегодных осмотров в школе или детском саду. При наличии отклонений назначается клиническое обследование, делается рентген. Первичный осмотр проводится визуально в следующих положениях:

  • стоя лицом к врачу;
  • повернувшись к доктору боком;
  • развернувшись спиной с опущенными вниз руками.

Ортопед обязательно обращает внимание на выступающие назад или находящиеся на разных уровнях лопатки, искривление выступающей линии позвоночника, несимметричность складок на ягодицах, впалую грудную клетку, заметную или начинающуюся сутулость. При сомнениях возможно измерение определенных частей тела сантиметровой лентой, проведение теста Адамса с наклоном туловища вперед.

Симптомы, возникающие при искривлении позвоночника

Даже небольшие искривления позвоночника приводят к серьезным проблемам со здоровьем, являются причиной многих недомоганий и болевых ощущений. Нарушение осанки у детей в любом возрасте чревато появлением следующих неприятных симптомов:

  • возникновение патологии внутренних органов (сердца, легких, пищевода или желудка) вследствие сдавливания грудной клетки, сильного напряжения спины;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • затруднение поверхностного дыхания, приводящего к кислородному голоданию организма;
  • замедление обмена веществ;
  • ухудшение памяти, появление риска возникновения анемии, бронхита, пневмонии;
  • частые запоры, спазмы в кишечнике;
  • слабые или сильные боли в спине, шее, поясничном отделе, быстрое утомление и рассеянность;
  • диагностика остеохондроза, деформаций грудной клетки, сильного сколиоза и плоскостопия.

Профилактика и лечение искривления позвоночника у детей

Для профилактики нарушений, связанных с искривлением позвонков, необходимо придерживаться оптимального режима дня, больше времени уделять прогулкам и физическим упражнениям.

Мебель должна быть удобной, подобранной по росту ребенка, свет тоже надо настраивать так, чтобы удобно было писать, читать с прямой спиной. Спать малыш или подросток должен на ортопедическом матрасе, подушку лучше выбрать плоскую.

Если на осмотре ортопед потребовал соблюдения определенных рекомендаций, выполнять их следует неукоснительно. При слабо выраженных формах нарушения осанки специальные лечебно-профилактические упражнения приводят к ее полному выправлению.

При сильных проявлениях деформации иногда требуется вмешательство хирургов, назначение операций с последующей реабилитацией.

Лечение включает в себя следующие методы и процедуры:

  • лечебную физкультуру со специальным массажем;
  • мануальную или гидротерапию;
  • плавание;
  • занятия на тренажерах;
  • электрофорез;
  • ношение специально подобранного корсета для выправления осанки.

Во всех случаях ответственность за здоровье детей лежит на их родителях, поэтому следить за осанкой нужно с самого раннего возраста. Предупредить искривление позвоночника намного проще, чем потом лечить различными способами очень долгое время.

Нарушение осанки у детей

Нарушение осанки у детей – это изменение естественного положения позвоночного столба, обусловленное структурной и функциональной перестройкой всей опорно-двигательной системы. Оно проявляется сутулостью, асимметрией спины, болями в области позвоночника и грудной клетки, быстрой утомляемостью и другими симптомами.

В детском возрасте осанка может ухудшаться вследствие разного рода деформаций позвоночно-двигательных сегментов в передне-заднем или боковом направлении. Наиболее часто это происходит у подростков, на долю которых приходится почти 70% всех случаев.

Согласно статистике, в раннем детстве осанка нарушается очень редко, чуть больше, чем у 2% малышей. Ребята дошкольного возраста страдают несколько чаще (16%), но уже к середине обучения в школе заболеваемость доходит до 33%.

Стоит отметить, что при своевременном выявлении и адекватном лечении исправление осанки вполне возможно. Однако запущенные стадии бывают необратимыми и способны привести к ограничению подвижности верхней части тела, уменьшению амортизационной функции позвоночника, а также вызвать сбой в работе внутренних органов. Страдает в основном сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная система.

В дальнейшем плохая осанка школьника может обернуться развитием сколиоза, остеохондроза, межпозвоночных грыж и других патологий. Поэтому на первый план выходит профилактика нарушений осанки у детей.

Причины

Искривление осанки может быть врожденным и приобретенным. Врожденные пороки возникают в период внутриутробного развития и связаны чаще всего с клиновидной деформацией отдельных позвонков, образованием дополнительных позвонков, нервно-мышечными расстройствами и дисплазией соединительных тканей. Нарушить осанку способны родовые травмы, в первую очередь, подвывих первого шейного позвонка или кривошея.

Приобретенные дефекты диагностируются почти в 95% случаев, преимущественно у худощавых детей и подростков. Самые распространенные причины, негативно влияющие на осанку – это низкая физическая активность, неправильно подобранная мебель для приготовления уроков, переноска тяжелой сумки в одной руке.

Отрицательное воздействие на будущую осанку оказывает частое ношение грудных младенцев в одной руке, преждевременные попытки посадить ребенка или поставить его на ноги, поддержка за одну и ту же руку во время прогулок.

В последние годы детей трех-четырех лет отдают в разные группы раннего развития. При обучении упор делается на интеллектуальные задачи в ущерб физическим упражнениям, и ребенок проводит слишком много времени сидя.

Очень часто родители замечают, что ребенок сутулится, в 7 лет или ближе к 8. В этом периоде активного роста он привыкает к учебным нагрузкам и не всегда успешно с ними справляется. Следующий «рывок», когда кости и мышцы быстро увеличиваются в размерах, наступает примерно в 10 лет и длится год или два. Проблемы с осанкой объясняются тем, что механизм поддержания правильной позы еще не сформировался до конца.

Другие возможные причины нарушения осанки:

  • рахит, перенесенный в детстве;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • переломы позвонков;
  • плоскостопие;
  • остеохондропатии.

Косвенной виной изменения положения позвоночника может быть плохое зрение, косоглазие и тугоухость. Чтобы лучше видеть или слышать, ребенок инстинктивно принимает не физиологичную позу. Отрицательное влияние на осанку оказывает также недостаток или избыток веса, слабый мышечный корсет, дефицит витаминов и минералов.

Искривление осанки возможно в двух плоскостях: сагиттальной и фронтальной. Кривизна во фронтальной плоскости является сколиотической, то есть туловище отклоняется в одну из сторон, что проявляется асимметричным наклоном спины. Сколиотическая осанка – это еще не сколиоз, так как спина выравнивается в положении лежа, и отсутствует торсия (разворот) позвонков: при сколиозе позвонки разворачиваются вокруг своей оси.

Список деформаций в сагиттальной плоскости намного шире и включает несколько разновидностей:

  • плоскую спину;
  • усиление поясничного лордоза, когда позвоночник в районе поясницы «уходит» вперед, к животу;
  • увеличение шейного лордоза, при котором позвоночник сильно прогибается в области шеи;
  • кифозирование в грудном отделе – отклонение грудных позвонков назад, что создает вид округленной спины;
  • круглую спину, сочетающую увеличенный грудной кифоз со сглаженным поясничным лордозом;
  • усиление всех естественных изгибов позвоночника – кифолордотическую осанку, или кругловогнутую спину.

Каждая из разновидностей может отличаться по степени тяжести. 1-я степень самая легкая и характеризуется незначительными изменениями осанки. Она корректируется волевым усилием самого ребенка, если он будет внимательно следить за положением тела и больше двигаться.

При второй степени искривление более заметно, но может устраниться путем разгрузки позвоночника в положении лежа или с помощью тракционного вытяжения. Тракции осуществляются под действием собственного веса – ребенка подвешивают на специальном оборудовании за подмышки, благодаря чему увеличивается расстояние между позвонками, и спина выравнивается.

Третья степень более тяжелая и не всегда корректируется консервативными методами. В отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство. 4-я степень нарушения осанки встречается достаточно редко и исправляется только оперативно. Чаще всего ребенок остается инвалидом.

У детей в 4 года, 5 или 6 лет наиболее часто регистрируются начальные стадии искривления. Более взрослые ребята, которым исполнилось семь – десять лет, страдают нарушением осанки 2-3 степени тяжести. Врачи считают, что это связано с отсутствием своевременной диагностики, из-за чего кривизна обнаруживается только на выраженной стадии.

Факторы, влияющие на осанку

Формирование осанки начинается в раннем возрасте, практически сразу после рождения ребенка. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо соблюдать несколько правил и внимательно следить за развитием малыша.

Во-первых, не следует класть или сажать ребенка на мягкие подушки или перины, которые проваливаются. Постель и матрац должны быть достаточно жесткими и упругими. Спать на ровной поверхности полезно и комфортно в любом возрасте, и малыш быстро к этому привыкнет.

Примерно с трехнедельного возраста ребенка разрешается переворачивать на живот, но начинать нужно постепенно, и не терять при этом бдительности. Рекомендуется чередовать положение тела и укладывать младенца то на живот, то на спину. Если приходится часто носить ребенка на руках, то нужно периодически перекладывать его с одной руки на другую.

Ставить на ноги и стимулировать малыша ходить слишком рано нельзя, так как позвоночник и мышцы еще недостаточно окрепли, и кости легко травмируются. Когда придет время, ребенок сам будет пытаться встать и пойдет.

На прогулках не стоит подолгу водить ребенка за руку, поскольку из-за большой разницы в росте ему придется постоянно наклоняться вбок и тянуть конечность вверх. Сегодня в продаже есть специальные прогулочные шлейки, которые помогают контролировать передвижение маленьких детей.

К какому врачу идти

Иногда родители не знают, что делать при ухудшении осанки, и пытаются исправить ее своими силами. Многие думают, что сидеть и стоять с прямой спиной можно лишь усилием воли, но это далеко не всегда так. В большинстве случаев необходим целый комплекс мер, которые будут способствовать постепенному восстановлению физиологического положения тела.

Для постановки точного диагноза следует обратиться к хирургу или ортопеду. В некоторых медучреждениях есть вертебрологи – специалисты по болезням позвоночника. Любой из этих врачей может провести клиническое и рентгенологическое обследование.

Физикальный осмотр осуществляется в положении ребенка стоя, осанку оценивают с разных сторон: спереди, сзади и сбоку. Основными диагностическими критериями служат:

  • лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
  • визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • разноуровневое расположение коленей;
  • чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
  • отсутствие симметрии реберных дуг;
  • приведенные вперед и опущенные плечи.

Для максимальной точности измеряют расстояние от седьмого шейного позвонка до нижних углов лопаток, отрезок между самими лопатками, длину ног. При необходимости рассчитывается плечевой индекс.

Чтобы определить функциональное состояние позвоночных изгибов и наличие разворота (торсии) позвонков, проводят тест Адамса. Он необходим при подозрении на сколиоз: искривление позвоночника визуально становится заметным при наклоне туловища вперед.

Во избежание субъективных ошибок, которые не исключаются в ходе физикального осмотра, диагноз подтверждается инструментальными методами, и назначается рентген, компьютерная или магнитно-резонансная томография.

Лечение

Чтобы исправить осанку у ребенка, необходим комплексный подход, все мероприятия направлены на формирование крепкого мышечного каркаса и выработку правильного двигательного стереотипа. Коррекционная терапия включает несколько методик, позволяющих исправить сутулость, снять напряженность и спазмы мышц. Тренировка мышечного аппарата способствует перестройке организма и обеспечивает надежную поддержку позвоночника, за счет чего нагрузка распределяется равномерно, и спина выпрямляется.

Терапевтическая тактика разрабатывается врачом в зависимости от типа и степени нарушения осанки. Небольшие отклонения не требуют приема лекарств или оперативного вмешательства, однако потрудиться все же придется. Занятия физкультурой, постоянный контроль правильной позы и другие методы помогут вернуть позвоночнику естественное положение.

Основными способами коррекции нарушений осанки являются лечебные упражнения, массаж, физиопроцедуры и ношение ортопедических корсетов. Они особенно эффективны, если используются все вместе.

Лечебной гимнастикой дети занимаются в специализированных кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием. Целью занятий является развитие определенных мышечных групп, которые в привычных обстоятельствах не работают или задействуются по минимуму. Внимание уделяется также и укреплению мышц в целом.

Комплекс для каждого маленького пациента подбирается индивидуально, с учетом произошедших в позвоночнике изменений. При легком нарушении осанки достаточно одного-двух занятий с инструктором, после чего упражнения можно выполнять дома.

ЛФК проводится курсами, между которыми обязательно делается перерыв. Во время перерыва родители вместе с ребенком посещают врача для оценки эффективности лечения. Сложные формы искривлений требуют ежедневных тренировок в условиях поликлиники и под контролем специалиста.

В лечебный комплекс входят упражнения, большинство из которых направлено на развитие мышц плечевого пояса и спины. Они выполняются в положении стоя, сидя и лежа. Очень эффективны различные наклоны и повороты туловища с гимнастической палкой или мячом в руках.

В положении сидя упражнения делаются на стуле с жесткой и ровной спинкой. Они включают подъем и разведение рук в стороны без снарядов или так же, как в положении стоя, с палкой или мячом.

В положении лежа выполняются упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плеч и рук. Может использоваться гимнастическая палка и другие спортивные снаряды-утяжелители.

Дополнительно ребенку могут быть рекомендованы и другие упражнения – в частности, вис на турнике или перекладине, подъем ног под прямым углом на шведской стенке. Детям всех возрастов, включая дошкольников и подростков, очень полезны занятия с фитболом – гимнастическим мячом.

Всем известна польза плавания при проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому не лишним будет записать ребенка в секцию плавания или посещать бассейн в частном порядке. В некоторых клиниках есть специальные группы, где практикуют занятия аквааэробикой для коррекции различных нарушений.

Интенсивность домашних тренировок следует наращивать постепенно. Сначала на каждое упражнение отводится не больше 2-3 минут, в дальнейшем это время доводится до 10 минут. Так нагрузка будет дозированной и мягкой, что позволит достичь более стойкого эффекта.

Важно помнить и о запретах: при нарушении осанки нельзя прыгать, скакать на батуте, нырять с вышки в бассейн или открытый водоем головой вперед. Нужно избегать потенциально травматичных видов спорта, в которых часто случаются падения – регби, хоккея, борьбы. Подобные занятия способны спровоцировать микропереломы позвонков на ослабленных участках позвоночника.

Массаж и физиотерапия

При небольших изменениях осанки назначается обычный классический массаж, основными приемами которого являются разминание и растирание мягких тканей спины. В более сложных случаях рекомендуется делать ортопедический или мануальный массаж. Стандартный курс включает 10 процедур, проводимых каждый день, затем – перерыв не менее трех недель.

Читайте также:  Внутриутробная асфиксия у детей и при рождении: признаки и профилактика асфиксии

Физиопроцедуры осуществляются 1-2 раза в год. Наиболее эффективны электрофорез, ультрафиолетовое облучение (УФО), индуктотермия, электростимуляция мышц, магнитотерапия, грязе- и водолечение.

Ортопедические корсеты

Детские корсеты, или реклинаторы – это эластичные изделия-лямки, которые надеваются на плечи и сходятся в межлопаточной области. Они предотвращают сгибание и округление спины, благодаря чему ребенок все время держит спину прямо. В последние годы появились корсеты, подающие звуковой сигнал при попытках сгорбиться.

Реклинаторы с мягкими и эластичными петлями подойдут при небольшом искривлении. На 2-3 стадии показаны жесткие и полужесткие корсеты, которые продаются в ортопедических салонах.

Прогноз

Скорректировать осанку и полностью исправить ее в детском и подростковом возрасте удается почти в 98% случаев. Оставшиеся 2% требуют особого подхода к лечению и носят стойкий, иногда необратимый, характер.

В среднем лечение занимает около года, в зависимости от степени нарушения корректировка может длиться от 6 месяцев до двух лет. Одно можно сказать точно: чем раньше выявить проблему, тем быстрее и проще от нее избавиться.

Профилактика нарушений осанки у детей

Ирина Пузикова
Профилактика нарушений осанки у детей

Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной осанкой.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках. Кроме того правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанке может наблюдаться нарушениеуказанных физиологических механизмов: ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.

Формирование осанки происходит в течение всего периода роста.Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.

Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента,когда ребенку первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» для того, чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ребенку труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и ой же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) – необходимое условие нормального развития опорного – двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее влияют сильно влияют на детей в период бурного роста (6 – 7 лет). И наша задача – предупредить заболевание опорно – двигательного аппарата. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Просто дети очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении и стоянии. В связи с этим следует уделять большое внимание детской мебели.

Стол и стулья должны соответствовать росту ребенка.

Кровать должна быть ровной с жестким основание и мягким матрасом, с невысокой, желательно ортопедической подушкой. Желательно приучать ребенка спать на боку или спине.

А что ещё можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

Дети должны полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, витаминов, что содержится во вкусной и здоровой пище.

Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей)

Нельзя носить сумку, даже лёгкую на плече.

Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20 – 30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это здорово, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы. Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как еёобеспечить: уговорами, террором, системой премий и штрафов, – решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у детей не будет.

Советы родителям по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, значительное количество детей (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки, а так же выявляется функциональная недостаточность стоп (67, 2 – 67, 3%) (Шарманова С. Б., Федоров А. И.) Осанка – привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать поздних нарушений, опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка. С целью предупреждения нарушений осанки у детейнеобходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т. п.)

Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

Одним из признаков плоскостопия является уплощение стоп. Уплощение стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, следствие этого является – нарушение осанки. В связи с вышеизложенным, профилактика плоскостопия у детей имеет важное значение.

Соблюдение приводимых ниже несложных рекомендаций будет способствовать формированию правильного свода стоп у детей и предупредит возникновение плоскостопия.

С целью предупреждения плоскостопия у детейнеобходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1.Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь: не рантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек, сланцев, валенок.

2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе – по траве, песку, а в холодное время года, в помещении – по ковру, полу. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием.

3. Во время ходьбы детейнеобходимо обращать внимание на правильную постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки.

4. Вечером перед сном рекомендуется ежедневное обмывание ног прохладной водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим, жестким полотенцем до появления ощущения тепла и покраснения кожи.

5. Большое значение в профилактикефункциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений: различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками вовнутрь и т. п., подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, стоя, катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.

Осанка – это привычная поза прямо стоящего человека в спокойном состоянии в положении стоя, когда спина и голова удерживаются ровно. Но почему же некоторых малышей то и дело приходится одергивать словами «выпрямись», «приосанься»? Можно ли избежать явления серьезных нарушений осанки у детей?

Читайте в этой статье:

Причины нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.

Ребенок появляется на свет с прямым позвоночником. С каждым месяцем в процессе роста и развития костей и скелетной мускулатуры формируются специфические изгибы позвоночника и осанка. Если осанка правильная, родителям можно поставить «зачет». Значит, им было не лень заниматься с ребенком физическими упражнениями и обеспечить с рождения полноценным питанием!

Причины нарушения осанки.

Существует целый ряд причин, из-за которых могут произойти нарушения осанки у ребенка.В грудном и младшем возрасте это: – перенесенные болезни (малокровье, рахит, хронические заболевания верхних дыхательных путей);

– недостаточное пребывание на свежем воздухе;

– отсутствие физических упражнений и закаливания.

У детей, которые начинают посещать детский сад и школу,ко всему перечисленному прибавятся также:

– неправильное положение за письменным столом или партой;

– повышенная физическая нагрузка на одни и те же мышцы (в школе ребенок больше сидит, чем ходит);

– ношение портфеля (ранца, спортивной сумки) постоянно в одной руке. Например, правши в основном носят портфель в правой руке и не меняют ее.

Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.

Суть всех рекомендаций для родителей, которые желают избежать любых нарушений осанки у детей, состоит в следующем. В младшем и дошкольном возрасте нужно уделять огромное внимание физическому развитию отпрыска, чтобы у малыша сформировался прочный «корсет» из мышц, а позвоночник приобрел естественные изгибы (лордозы и кифозы) правильных допустимых размеров. Причем слова и действия мамы и папы должны быть достаточно убедительными. И только в этом случае в школьном возрасте, когда ребенок чувствует себя «почти взрослым», он без чьего-то напоминания сам начнет следить за осанкой.

Неправильная осанка чаще всего формируется в период активного роста ребенка с семи до пятнадцати лет. Поэтому профилактические мероприятия рациональнее начинать с раннего детства. Вот, так и получится забота о правильной осанке у малыша. Ведь вы хотите предотвратить проблему, а не бороться с ней почти безуспешно, не так ли?

Советы родителям детей до 1 года.

Не нужно укладывать малыша на мягкие перины. Лучше, чтоб детская постель была ровной, матрас не очень мягким, в идеале ортопедическим.

Не пробуйте усаживать младенца преждевременно, до полугода. Да, это очень удобно устроить ребенка на диванчике или в кресле, обкладывая подушками для безопасности. Но какой будет результат? Безопасность безопасностью, а позвоночнику у ребенка 4-5 месяцев большие нагрузки противопоказаны! Лучше дождитесь, пока малыш сможет садиться самостоятельно. Обычно это хорошо получается у деток, которые активно пробуют ползать.

Начиная с трех месяцев, как можно чаще укладывайте ребенка на животик. Постарайтесь не носить малыша все время на одной и той же руке, а также не водить за одну и ту же руку, когда дитя будет учиться ходить. До девяти месяцев не ставьте ребенка на ножки, если он не захочет этого сам. Когда ребенок пойдет самостоятельно, можно заняться физзарядкой вместе. А маленькие пробежки очень повеселят и малютку, и родителей!

Советы родителям детей старше 1 года.

С момента введения прикормов и «взрослой» пищи следите за тем, чтоб меню малыша содержало качественные и полезные продукты. В вашем повседневном меню должны быть яйца, мясо, рыба, каши, фрукты, овощи.

Избежать рахита, частых простудных заболеваний поможет грудное вскармливание. Кормите ребенка грудью как можно дольше! Пусть даже выход на работу из декрета до срока не станет причиной раннего отлучения от груди. Вы же мечтаете, чтобы ребенок вырос здоровым и сильным?

Приучите ребенка спать ровно на животике или на спине. Если он постоянно сворачивается калачиком, мягко поправляйте позу.

Ежедневно гуляйте с малышом на свежем воздухе. На улице обязательно играйте в подвижные игры – в мяч, в догонялки. Приучайте ребенка лазать по турникам, подтягиваться. По возможности, ходите с раннего возраста на массаж и в бассейн.

Особое внимание обратите на обувь. И тапочки, и сапоги, и кроссовки, и босоножки покупайте по размеру! Любая обувь не должна быть слишком тесна или слишком свободна. Хорошо, если имеется небольшой каблучок. Не берите у знакомых обувь старших детей, чтобы ваш ребенок ее доносил! В самом идеальном состоянии обувь уже приобретает форму ноги того человека, который в ней ходил.

На формирование неправильной осанки влияет неправильное сидение на стуле. Не разрешайте ребенку сидеть на краю стула или подложив под себя ногу. В такой позе очень страдает поясничный отдел позвоночника. Дошкольника научите самостоятельно контролировать свою осанку во время сидения или лежания. В будущем для школьных книжек и тетрадок лучше приобрести рюкзак или ранец, который можно носить на спине.

Пусть ребенок больше двигается, плавает, бегает и меньше засиживается за компьютером.

Рекомендаций и советов, как не допустить развитие нарушений осанки у детей, очень много. Никогда не окажется лишним сходить вместе с ребенком на консультацию к врачу ортопеду или специалисту по физвоспитанию в детском садике. Проявите личную инициативу! Кстати, а как сейчас сидит ваш малыш за мультиками – ровно или кривит спинку?

подготовила – Пузикова И. М.

инструктор по физической культуре

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для родителей «Первичная профилактика нарушений речи у детей 2–3 лет» Первичная профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

План кружковой работы в старшей группе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» Цель: – профилактика нарушений осанки и плоскостопия как средство укрепления опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Как добиться положительного настроя ребенка Очень важно, чтобы гимнастика не стала для ребенка неприятной обязанностью,.

Читайте также:  Дегенерация у детей это не только пигментная дегенерация сетчатки глаза: печень и миокард

Профилактика проблем осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Рекомендации для педагогов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей в зимний период Предлагаю вам игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста, а так как сейчас за нашими.

Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» К профилактическим мероприятием, которыми родители должны обеспечить своим детям, относится: 1. Сбалансированное питание: 2. Частое прибывание.

Мастер-класс для педагогов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Конспект Мастер-класс (для педагогов ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Будьте добрыми,.

Комплекс упражнений для исправления осанки у подростков и детей

В современном мире большую часть работы выполняют компьютеры. В результате много людей ведут малоподвижный и сидячий образ жизни. Длительное пребывание за столом часто приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата и позвоночника. В первую очередь страдает осанка. Влияние негативных факторов приводит к искривлению хребта. Если своевременно не обратить внимание на исправление осанки у подростков, то это приведет к нарушению работы других органов и систем.

У детей часто возникают проблемы с осанкой

Советы для коррекции осанки

Чтобы избежать или снизить осложнения при искривлении позвоночника, необходимо следовать некоторым советам. Нарушение осанки у детей школьного возраста с лечением и профилактикой проводятся с помощью соблюдения простых правил. Это позволит предотвращать такие патологические состояния, особенно в младшем возрасте.

Такие правила должен соблюдать как младенец, так и взрослый мужчина:

  1. Всегда следить за положением позвоночника. Это нужно делать не только при ходьбе или сиденье, но и во время отдыха и сна. В последнем случае рекомендовано использовать ортопедические матрасы и подушки. Особенно это касается людей, которые уже имеют подобное нарушение и проявление.
  2. Выполнять комплекс упражнений. С помощью ЛФК можно исправлять дефекты осанки, а также предотвратить возникновение других отклонений.
  3. Заниматься спортом. Плаванье, гимнастика и подвижные игры позволяют укрепить мускулатуру и улучшить общее самочувствие. Физические нагрузки оказывают положительное воздействие на организм. Можно заметить, что ребенок, занимающийся спортом будет выглядеть красиво, а также иметь хорошие характеристики.
  4. Отдать предпочтение удобной одежде, которая не сковывает движения. Что касается обуви, то представительницам прекрасного пола лучше отказаться от обуви на высоком каблуке, так как она может негативно влиять на осанку. Такая мера просто необходима.
  5. Правильно организовывать рабочее место. Стол и стул должны быть расположены правильно по высоте. Это позволит поддерживать позвоночник учащегося в оптимальном положении, а также повысить продуктивность работы в дошкольном возрасте. Сегодня есть большая разновидность мебели. В результате можно выбирать изделия, которые обеспечат предупреждение осложнений.

Во время работы за столом или партой необходимо периодически делать перерывы и разминать спину и шею. Особой эффективностью обладают упражнения на перекладине. Достаточно просто некоторое время повисеть на ней.

Советы по питанию

Немаловажным является и питание. В слабом организме возникают различные расстройства и заболевания. Чтобы предотвратить развитие ранних дегенеративных процессов, необходимо пересмотреть свой образ жизни. Питание должно заключаться в том, чтобы организм получал все необходимые для нормального развития микроэлементы. Существует целая таблица полезных продуктов, которые нужно устранить из рациона. Наиболее часто это касается консервации и полуфабрикатов.

Нарушение осанки (код мкб-10: М53.2) может быть различного вида и типа. В детском возрасте часто встречается кифотическая степень искривления. У дошкольника хребет имеет характерную особенную форму во фронтальной плоскости и профиле. Это первый симптом наличия проблемы со спиной. Такое формирование нуждается в консультации специалиста. Только он сможет определить эффективный метод лечения, что будет способствовать устранение кривизны.

Неправильная работа за столом приводит к искривлению позвоночного столба

Причины неправильной осанки

Перед тем как приступать к коррекции осанки, необходимо понять из-за чего возникли нарушения. К основным причинам относят:

  • пребывание за неудобным столом, в результате чего позвоночник принимает неправильное положение;
  • наличие врожденных патологий, таких как рахит и другие;
  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • недостаток физической деятельности;
  • ношение неудобной обуви и одежды;
  • плоскостопие;
  • недоразвитие мышц.

В общем главной причиной является недостаточное развитие мышц на фоне длительной бездеятельности. Зачастую от этого страдают девочки. Дело в том, что мальчики ведут более подвижный образ жизни. Может ли у взрослых людей произойти нарушения осанки? Да. Но, такие явления встречаются крайне редко, нежели у детей.

Последствия нарушения осанки

Последствием таких нарушений может стать остеохондроз и другие патологии позвоночника. Помимо этого, наблюдается дисфункция печени, сердца и желудочно-кишечного тракта. В результате изменения естественных изгибов происходит неравномерная нагрузка на хребет. Все это чревато деформацией грудной клетки, а также проблемами с циркуляцией крови и дыханием.

Важно! Плоская спина может характеризоваться возникновением сколиоза и компрессионных переломов. Медицина в таком случае предусматривает комплексное и сложное лечение с помощью различных методик.

Нарушение формы хребта и сколиоз приводит к более серьезным осложнениям и инвалидности. Поэтому если своевременно не начать лечение, то со временем ситуация будет усугубляться. В данном случае физические упражнения не дадут должного результата. Единственный способ – операция, при которой выполняется фиксация позвоночного столба.

Упражнения для подростков

Прежде чем приступать к исправлению спины, необходимо установить и устранить первопричину возникновения такого патологического состояния. Нужно повысить физическую активность, но не переусердствовать с подъемом тяжестей. Подростка нужно оградить от стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное действие на позвоночник, а также мышечную систему.

Не стоит забывать, что на первоначальном этапе проводится диагностика. К доктору нужно обратиться после возникновения первого признака недуга. Врач проводит тест и дает определение недуга. Он может отмечать и перечислять все доступные методы лечения. Относиться к терапии нужно очень серьезно.

Важно постоянно держать спину ровной

Комплекс упражнений для укрепления позвоночника

На сегодняшний день существует целый комплекс полезных упражнений, с помощью которого можно укрепить позвоночник и раскрывать физический потенциал. На многочисленных конференциях клиники разработали рад мероприятий, которые позволяют добиться желаемой цели. Вот описание нескольких из них, как они должны осуществляться:

  1. Упражнение 1. Встать ровно, ноги поставить на ширине плеч. Руки установить на пояс и начать разводить их назад до тех пор, пока лопатки не сойдутся. Движения повторить 6 раз.
  2. Упражнение 2. Стоя ровно, руки опустить вниз. Делать поворотные движения головой в противоположную сторону.
  3. Упражнение 3. Поставить ноги пошире, а руки выпрямить. Выполнить круговые движения вперед-назад. Упражнение повторить несколько раз.
  4. Упражнение 4. Исходное положение неизменно, как в первом упражнении. Выполнить наклоны вниз и при этом доставать руками пол. После вернуться в начальную позу и сделать все заново. Повторить семь раз.

На самом деле таких упражнений довольно много. Они выполняются не только в положении стоя, но и лежа. В некоторых случаях понадобится помощь родителей (ходьба на руках).

Упражнения с гимнастической палкой

Для выполнения этого комплекса понадобится гимнастическая палка, которую можно приобрести в спортивном магазине или сделать самостоятельно. Занятия с ней обладают высокой эффективности. Так, в домашних условиях рекомендуется делать такие упражнения:

  1. Взять палку в руки и вытянуть их перед собой. Делать приседания с ровной спиной. Курс повторить 8 раз.
  2. Принять предыдущие исходное положение. Поднять руки вверх, подтягиваясь при этом. Вернуться в начальное положение и повторить упражнение.

Важно! Перед тем как заниматься с палкой, необходимо сделать небольшую разминку, длительность которой составляет 10 мин. Это может быть легкая пробежка или ходьба.

Гимнастическая палка является универсальным спортивным снарядом, с помощью которого можно:

  • улучшить подвижность сочленений;
  • удержать спину в нормальном положении;
  • зафиксировать позвоночник;
  • укрепить мышечный корсет;
  • улучшить кровообращение;
  • подтянуть тело.

Для занятий понадобится свободное пространство. Это может быть пар или площадка во дворе. Что касается самого приспособления, то оно имеет стандартную длину 1,2 м. Ее изготовляют из пластика или дерева.

Возможно использование поддерживающего корсета

Исправление осанки с помощью упражнений

Лечение органического нарушения проводится комплексно. Особенность заключается в том, что пациент должен не только заниматься лечебной физкультурой и вести активный образ жизни, но и посещать массажные кабинеты. Но, прежде всего, нужно устранить окружающие причины, которые могут повлиять на осанку. Зачастую это касается:

  • отсутствия или недостатка физической активности;
  • использования мебели не по размеру;
  • ношения тяжелых предметов и сумок;
  • стрессовых ситуаций, которые негативно сказываются на состоянии мышечной системы.

Чаще всего исправление проводится с помощью лечебной физкультуры и массажа, которые назначает специалист после осмотра пациента. Высокой эффективностью обладают занятия бальными танцами и йога. Если соблюдать все предписания врача, то можно избавиться от проблемы.

Коррекция осанки представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя такие упражнения:

  • растяжка мышц груди;
  • отжимание;
  • разминка плеч;
  • подтягивание.

Основной целью данной терапии является разогревание мышц, повышение активности суставов, а также растягивание связок. При укреплении определенных групп мышц происходит выпрямление позвоночника. В дальнейшем нужно выполнять поддерживающие упражнения, которые обеспечат поддерживать осанку в правильном положении.

Массаж входит в комплексную терапию

Важно! Неправильно выполненные упражнения или несоблюдение техники безопасности может привести к травмам.

Помимо этого, используют массаж и специальные укрепляющие корсеты. Последние носят под одеждой. С их помощью оттягивают плечи назад, что позволяет предотвратить сутулость. К сожалению, такие приспособления имеют некоторые недостатки. Так, со временем мышцы привыкают к тому, что существует внешняя поддержка. Это приводит к их ослаблению. Поэтому не стоит носить корсет очень часто.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Читайте также:  Термин гипертензия у детей: лечение легочной, артериальной и внутричерепной гипертензии

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Профилактика нарушений осанки

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 – 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 – 15 % детей.

Процесс формирования осанки.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей ( гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей. Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах . Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

Нарушения осанки.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а). ” сутуловатость ” – увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;
б). ” круглая спина ” – увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ;
в). ” вогнутая спина ” – усиление лордоза в поясничной области;
г). ” кругло-вогнутая спина ” – увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д). ” плоская спина ” – сглаживание всех физиологических изгибов;
е). ” плоско-вогнутая спина ” – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, – ребенка просят выпрямиться.

  • Деформация 1 степени – искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
  • деформация 2 степени – отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
  • деформация 3 степени – искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Нарушения во фронтальной плоскости.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей ( плечи, лопатки ), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени ; от чуть заметных – до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса ( 1 ст. ), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси ( торсия ).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени.
Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Выбор средств профилактики и лечения.

Все дети должны находиться на диспансерном учете у врача – ортопеда и получать все возможные методы терапии ( ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения ), а по показаниям – хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза ( 3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиотической болезнью. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие ), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст ( вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима ) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение ( в среднем от 1 до 5 лет ).

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений ( видами спорта ) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях ( до 6,0 – 7,0 % ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечения детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки . В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 ст противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 ст занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Профилактика

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).
в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д. );
г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж). плавание.

Тренировка мышц спины и живота

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, – тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе “ласточка ” или “рыбка ” на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 – 2 мин, подростками 2 – 2,5 мин, взрослыми – 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед ( темп выполнения 15 -16 раз в мин ). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет – 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 – 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 – 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 – 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота – лежа на спине, животе.

Владимир Макаров
сервис-менеджер
FALTO “Не человек для мебели, а мебель для человека”

Ваша осанка
Конструкция и материалы
Где посмотреть, посидеть, купить

Предлагаем Вашему вниманию следующие статьи по проблемам формирования осанки детей:

Ссылка на основную публикацию