Диасхиз и рефлекторная деятельность – повреждение коры головного мозга и рефлексы

Рефлекторная деятельность нервной системы. Классификация рефлексов.

В основе деятельности ЦНС лежит рефлекторный принцип.

Рефлекс – это элементарный акт нервной деятельности, адекватную, стереотипную реакцию организма на изменения, происходящие в нём самом или в окружающей его среде.

Путь движения возбудительного процесса при осуществлении рефлекса называется рефлекторной дугой. Дуга включает цепь нейронов разного функционального значения – афферентных, вставочных, эфферентных. Элементами рефлекторной дуги являются периферический рецептор, афферентные пути, группа центральных нейронов, эфферентные пути и эффектор.

Большинство вставочных и двигательных нейронов могут входить в состав разных рефлекторных дуг, взаимодействующих между собой.

Любые рецепторы могут быть начальным звеном рефлекса, поэтому волокна рецепторных нейронов служат афферентным путём данной рефлекторной дуги.

Совокупность рецепторов, раздражение которых вызывает определённый рефлекс, называется рецептивным полем рефлекса.

Центральные нейроны (их обычно несколько) располагаются в ЦНС, иногда в разных её этажах. Часть поступающих в ЦНС афферентных импульсов переключается на нейроны восходящих трактов и отражается в сознании.

Эфферентный путь составляют либо аксоны двигательных нейронов, либо постганглионарные волокна вегетативной нервной системы. Эффекторами могут быть скелетные мышцы, гладкие мышцы, сердце, железы.

• По происхождению: условные, безусловные.

• По расположению рецепторов: экстероцептивные (температурные, тактильные, вкусовые, кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов: сосудистые, интеральные) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов).

• По характеру ответной реакции: двигательные, секреторные, сосудистые.

• По биологическому значению: оборонительные, пищевые, половые, ориентировочные, локомоторные и др.

• По расположению центральных структур: спинномозговые (двигательные), бульбарные (глотательные, дыхательные, слюноотделительные), мезэнцефальные (ориентировочные, зрительные, слуховые), диэнцефальные (защитные, пищевые, половые), кортикальные.

Вопрос

Рефлекс-это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС.

1) Условные и Безусловные

2) Экстерорецепторы(внешние), интерорецепторы(внутренние) и проприорецепторы(мышцы ,сухожилия ,суставы)

3) Соматические( двигательные) : флексоры ,экстензоры и т.д.

и вегетативные (внутр. органы): пищеварительные , половые и т.д.

4) Оборонительные, пищеварительные, ориентировочные, половые

5) Моносинаптические и полисинаптические

6) Возбудители и тормозные

7) Спинальные и рефлексы головного мозга

Факторы, влияющие на время рефлекса

Вид нервного волокна

Площадь раздражаемого поля

Тип рефлекторной дуги

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС. МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ.

Условные рефлексы вырабатываются в процессе всей жизни животного.

Усл. Рефл. индивидуальны. (например, разные животные откликаются на разные клички)

После удаления коры условные рефлексы пропадают. Усл. рефл. являются функцией высших отделов ЦНС. У высших животных условные рефлексы служат формой деятельности коры больших полушарий. Это корковые рефлексы.

Усл. рефл. не имеют постоянных рефлекторных дуг.

Процесс обр-ия рефл.

Условные рефлексы образуются при возникновении в коре полушарий головного мозга двух очагов возбуждения: один – в ответ на действие условного, а другой – на действие безусловного раздражителя. При сочетании действия этих раздражителей между возникшими очагами возбуждения устанавливается временная связь, которая от опыта к опыту становится все более прочной. Такую связь в коре полушарий мозга И.П. Павлов называл замыканием и им объяснил механизм образования условного рефлекса.

Образование временной связи происходит по принципу доминанты. Очаг возбуждения от безусловного раздражителя всегда сильнее, чем от условного, т. к. безусловный раздражитель всегда биологически более значим для животного. Этот очаг возбуждения является доминантным. Более сильный очаг возбуждения от безусловного раздражения притягивает к себе возбуждение от очага условного раздражения. Степень его возбуждения будет возрастать.

Доминантный очаг обладает свойством длительного, устойчивого существования. Следовательно, условное и безусловное возбуждения длительное время будут взаимодействовать между собой.

Если возбуждение прошло по каким-либо нервным центрам, то в следующий раз оно по этим путям пройдет значительно легче. В основе этого лежит во-первых, явление суммации возбуждений, а во-вторых, явление “проторения пути”, сопровождающееся:

o длительным повышением возбудимости синаптических образований;

o изменением белковых цепей, накоплением РНК, изменением количества медиатора в синапсах, активацией образования новых синапсов.

Следовательно, создаются структурные предпосылки к движению возбуждения по определенным путям. Теперь возбуждение из зоны коркового представительства условного рефлекса направится по проторенному пути и вызовет проявление условно-рефлекторной реакции.

Первоначально И.П.Павлов предполагал, что условный рефлекс образуется на уровне «кора -подкорковые образования». В более поздних работах он объяснял образование условно-рефлекторной связи образованием временной связи между корковым центром безусловного рефлекса и корковым центром анализатора. В качестве главных клеточных элементов механизма образования условного рефлекса в этом случае выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры больших полушарий, а в основе замыкания временной связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбужденными центрами.

ВОПРОС

Моно- и полисинаптические рефлекторные дуги(р.д.)

Рефлекторная дуга– последовательно соединенная цепочка нервных клеток, которая обеспечивает осуществление реакции, ответа на раздражение.

Рефлекторная дуга состоит из шести компонентов: рецепторов, афферентного (чувствительного) пути, рефлекторного центра, эфферентного (двигательного, секреторного) пути, эффектора (рабочего органа), обратной связи.

Простая р.д., состоит из 2-х нейронов- рецепторного и эффекторного, между которыми расположен 1 синапс.

Встречаются такие р.д. редко, Пример: дуга рефлекса растяжение мышц (миостатического рефлекса) . Такие рефлексы весьма обычны у всех позвоночных, они участвуют в регуляциимышечного тонуса и позы (например, коленный рефлекс). В этих дугах нейроны не доходят до головного мозга , и рефлекторные акты осуществляются без его участия, так как они стереотипны и не требуют обдумывания или сознательного решения. Они экономны в отношении числа участвующих центральных нейронов и обходятся без вмешательства головного мозга .

Сложные, могут состоять из : 1 афферентного , 1 или несколько вставочных и эффекторный. Наиболее простая из таких дуг образована 3-мя нейронами, в ней 2 синапса.

а)Полисинаптические спинномозговые рефлекторные дуги – в них участвуют по меньшей мере два синапса, находящиеся в ЦНС, так как в дугу включен третий нейрон – вставочный, или промежуточный нейрон. Здесь имеются синапсы между сенсорным нейроном и вставочным нейроном и между вставочным и двигательным нейронами. Такие рефлекторные дуги позволяют организму осуществлять автоматические непроизвольные реакции, необходимые для приспособления к изменениям внешней среды (например, зрачковый рефлекс или сохранение равновесия при передвижении) и к изменениям в самом организме ( регуляция частоты дыхания, кровяного давления и т.п.).

б) Полисинаптические рефлекторные дуги с участием как спинного, так и головного мозга – в рефлекторных дугах этого типа имеется синапс в спинном мозге между сенсорным нейроном и нейроном, посылающим импульсы в головной мозг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11176 – | 7529 – или читать все.

3. Работа нервной системы человека. Рефлекторная деятельность мозга

Материальные процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют важное значение в психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Рефлекторные действия организма могут возникать под влиянием внешних или внутренних раздражителей.

В рефлекторном организме принято различать три части:

Раздражитель вызывает процесс возбуждения в концевых разветвлениях чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.

Однако, согласно исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует протекание третьей части – двигательной. Четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Рефлексы по происхождению бывают двух видов:

врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловными и условными.

Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Он приобретен данным видом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий.

Условный рефлекс возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя с безусловным раздражителем. В этом случае в коре полушарий устанавливается связь между двумя центрами возбуждения. Связь эта, разумеется, не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Это приводит к облегчению передачи возбуждения в соответствующем направлении.

Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней. Одни безусловные рефлексы не могут обеспечить всесторонних связей с внешней средой. Во-первых, потому что, являясь количественно немногочисленными, они дают лишь ограниченную ориентировку в окружающей среде. Во-вторых, безусловные рефлексы могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней среды. А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии находится в беспрерывном колебании, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно и необходимо дополнение их временными связями [5].

Таким образом, если безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельности коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменения этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей [3].

И. П. Павлов подчёркивал защитную, охранительную роль торможения. В длительном процессе возбуждения нервные клетки утомляются и истощаются, выносливость и работоспособность их не беспредельны. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности.

Существуют два основных вида коркового торможения: внешнее торможение и внутреннее торможение.

Внешнее торможение результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя. Внешнее торможение выражается в уменьшении эффективности или временном прекращении условной реакции.

Внутреннее торможение есть проявление внутренних закономерностей работы коры и не связано с действием сильного постороннего раздражителя. Примером внутреннего торможение может служить угасание условных рефлексов. Если условный раздражитель несколько раз подряд давать без подкрепления его безусловным раздражителем, то он перестает вызывать условный рефлекс [4].

Рефлекторная природа психики (часть 1)

Психология изучает психическую деятельность людей как свойство мозга, заключающееся в отражении материальной действительности. «Психическая деятельность,— писал И. М. Сеченов,— суть рефлекторная, или отражательная, деятельность». И. П. Павлов тоже рассматривал условные рефлексы, образуемые в коре больших полушарий головного мозга, как явление физиологическое и психическое одновременно .Отправным положением рефлекторной теории И. М. Сеченова и И. П. Павлова является положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Жизнедеятельность организма происходит в определенных условиях среды и в конечном счете определяется ими. Однако животное избирательно воспринимает воздействие среды. Это зависит от всей истории его видового и индивидуального развития. Что касается человека, то взаимодействие его со средой — социальной и природной — наиболее сложно. Человек не только испытывает влияние среды, но и активно воздействует на окружающий мир посредством целенаправленной трудовой деятельности, в процессе которой изменяет его и изменяется сам физически и психически.Связь организма с окружающей средой осуществляется посредством рефлекторной деятельности мозга. Рефлекс — это закономерная реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы. Организм приспосабливается к условиям своего существования как на основе врожденных, безусловных рефлексов, так и на основе приобретенных, условных рефлексов. Условно-рефлекторная деятельность является более высокой по уровню приспособления, чем безусловно-рефлекторная, и поэтому она носит название высшей нервной деятельности.Высшая нервная деятельность — это непосредственная физиологическая основа психической деятельности животных и человека. Анатомическим органом высшей нервной деятельности у всех млекопитающих, включая человека, является кора больших полушарий с ближайшими подкорковыми образованиями, у других позвоночных — другие высшие отделы головного мозга. Так, например, удаление мозжечка у костистых рыб приводит к потере условных рефлексов и невозможности образования новых. Если удалить мозжечок у лягушки, условные рефлексы остаются, но если у нее удалить средний мозг, условные рефлексы исчезают и вновь не образуются. У птиц условные рефлексы исчезают при удалении так называемых полосатых тел, расположенных в переднем мозге, а у собак, обезьян и других млекопитающих — при удалении коры больших полушарий. Следовательно, одним из главных органов высшей нервной деятельности у рыб является мозжечок, у земноводных и пресмыкающихся — по-видимому, средний мозг, у птиц — полосатые тела переднего мозга, у млекопитающих — кора больших полушарий головного мозга.

Читайте также:  Гепатомегалия печени у детей и новорожденных: диффузная и умеренная гепатомегалия и её причины

Рис. 1. Поперечный разрез спинного мозга:

1— задний корешок; 2 — передний корешок: 3 — передний рог; 4 — боковой рог; 5 — задний рог; 6 — передняя борозда; 7 — задняя борозда; в — передний столб; 9 — боковой столб; 10 — задний столб

Рис. 2. Головном мозг. Срединная поверхность:1—лобная доля полушария; 2 — теменная доля; 3 — затылочная доля; 4 — мозолистое тело; 5 — мозжечок; 6 — . промежуточный мозг; 7 — гипофиз; 8 — средний мозг; 9 — шишковидная железа; 10 — Варолиев мост; 11 — продолговатый мозг

Нервная система человека

Cамая сложная по своему строению и функциям. Различают центральную нервную систему, т. е. спинной (рис. 1) и головной (рис. 2) мозг, и периферическую, т. е. систему нервов, связывающих органы чувств и органы движения и секреции с центральной нервной системой. В непосредственной связи с центральной нервной системой находится вегетативная нервная система — та часть нервной системы, которая регулирует деятельность внутренних органов, а также питание тканей и обмена веществ в организме. Нервная система состоит из огромного количества нейронов — нервных клеток, имеющих множество коротких отростков (дендриты) и один длинный (аксон) (рис. 3).

Р и с. 3. Схематическое изображение нейрона:1— дендриты; 2 — тело клетrи; 3— аксонный холмик; 4 — аксон; 5 — коллатераль аксона; 6 — миелиновая оболочка; 7 — шванновская оболочка; 8 — ядро шванновской клетки; 9 — перехват Ранвье; 10 — концевые разветвления аксона, лишенные миелиновой оболочки. Для наглядности пропорции между размерами частей нейрона изменены

Посредством этих нервных волокон нейроны соединены друг с другом. Большие скопления нейронов образуют серое вещество спинного и головного мозга — нервные центры, соединенные друг с другом нервными волокнами, образующими в своей массе белое вещество мозга. Нейроны делятся на чувствительные и двигательные. Путь движения нервных импульсов от органов чувств к центрам нервной системы называется центростремительным или афферентным (от лат. affero — приношу, доставляю), а путь движения нервных импульсов от нервных центров к рабочим органам тела -мышцам и железам — называется центробежным или эфферентным (от лат. effero— отношу). Афферентный и эфферентный пути связаны друг с другом не только прямой, но и обратной связью, в результате чего рефлекторный акт имеет циклический, «кольцевой» характер, что обеспечивает непрерывность в осуществлении этих актов.

Рефлекторный акт схематически протекает следующим образом.

Какой-либо внешний или внутренний раздражитель (механический, тепловой, химический, звуковой или световой), действуя на рецепторы, т. е. воспринимающие аппараты органов чувств (глаз, ушей, кожи и пр.), вызывает в них нервное возбуждение, которое по чувствительным нервам направляется в нервные клетки спинного и головного мозга. Из центральной нервной системы преобразованные нервные импульсы по двигательным нервам идут к эффекторам, т. е. мышцам и железам, вызывая их ответную реакцию на раздражение в виде движения, секреции или некоторых других изменений в деятельности организма. Но на этом рефлекторный акт не заканчивается. Ведь он может быть достаточным или недостаточным для организма в смысле удовлетворения его текущей потребности. Доказано, что в эффекторах и в мышечном аппарате самих рецепторов имеются специальные чувствительные приборы, которые немедленно воспринимают результат каждого рефлекторного акта и сейчас же передают о нем информацию в центральную нервную систему. В соответствии с полученной информацией центральная нервная система, и прежде всего кора головного мозга, в случае надобности мгновенно перестраивает рефлекторный акт. Например, при зрительном восприятии предмета в зрительном органе человека наблюдаются многократные изменения величины зрачка, кривизны хрусталика, совместных движений обоих глаз и т. п. Меняется и чувствительность зрения. Происходит активная «настройка» зрения на действующий раздражитель, которая состоит из множества следующих друг за другом рефлекторных актов, причем каждый следующий акт возникает на основе информации коры больших полушарий о результатах предыдущего акта. Информация о результатах каждого протекающего рефлекторного акта необходима организму для своевременного успешного завершения ответной реакции на внешнее или внутреннее раздражение. Таким образом, каждый последующий рефлекс необходимо связан с предыдущим. Более того, между многочисленными рефлексами мозга имеется постоянное взаимодействие. Нервное возбуждение, вызванное каким-либо раздражителем, распространяясь по нервной системе, на своем пути встречается с нервными процессами, вызванными другими раздражителями. В результате это возбуждение может быть усилено, или ослаблено, или совсем заторможено. Кроме того, двигательные компоненты рефлекса сочетаются с вегетативными компонентами, иными словами, при двигательном ответе организма на какое-либо раздражение наблюдаются некоторые изменения и в деятельности внутренних органов.

Так, при сильном уколе руки человек рефлекторно отдергивает руку, одновременно чувствует боль (это означает, что возбуждение дошло до коры мозга). При помощи специальных приборов можно зарегистрировать изменения дыхания, сердцебиения и других вегетативных реакций организма. Таким образом, каждый рефлекс — это по существу реакция всего организма, а не изолированная реакция какого-либо органа или железы. Сам же организм как целое представляет собой сложную саморегулирующуюся систему.

Саморегуляция в деятельности организма обеспечивается именно наличием обратной информации, идущей в центральную нервную систему от рабочих органов тела и от мышечного аппарата рецепторов. Этот поток нервных импульсов некоторые физиологи называют обратной афферентацией или афферентацией от результатов действия (П. К. Анохин). Она необходима организму для завершения или коррекции, перестройки поведенческого акта, а также построения очередного действия.

Центральная нервная система человека состоит из спинного и головного мозга.

В головном мозгу выделяют:

  • задний мозг (продолговатый мозг, Варолиев мост и мозжечок) ;
  • средний мозг;
  • промежуточный мозг;
  • большие полушария (у многих позвоночных эту часть мозга называют передним мозгом)

Спинной мозг (рис. 4) регулирует работу отдельных мышечных групп туловища и конечностей, например рефлексы коленный, подошвенный, локтевой и другие, и работу внутренних органов (рефлексы потоотделения, мочеиспускания, сосудосуживающие, сосудорасширяющие и др.).

Спинной мозг совместно с головным участвует в координации различных движений туловища и конечностей, например при ходьбе. Все рефлексы спинного мозга являются врожденными, безусловными.

Р и с. 4. Спинной мозг спереди (справа показаны сплетения спинномозговых нервов; слева — пограничный симпатический ствол):Ш. 1—8 шейные корешки; Г. 1—12 грудные корешки; П. 1—5 — поясничные и К- 1—5 — крестцовые корешки спинномозговых нервов

Продолговатый мозг (рис. 2) вместе с прилегающим к нему Варолиевым мостом принимает участие в рефлекторной регуляции основных жизненных функций организма: дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения. В продолговатом мозгу находятся центры ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, слезоотделения, мигания и закрывания век, рвоты. Этот отдел мозга совместно с мозжечком и спинным мозгом рефлекторно регулирует тонус (напряжение) мышц шеи, лица, туловища, конечностей и многочисленные движения тела. Все рефлексы продолговатого мозга у человека являются безусловными.

Мозжечок в мозге человека

Мозжечок (рис. 2) вместе с другими отделами, и прежде всего вместе с корой больших полушарий, координирует как произвольные, так и непроизвольные движения тела, перераспределяет тонус по мышечным группам в соответствии с требованиями момента и ведает приспособлением организма к влиянию тяжести и инерции на положение и движение тела. Повреждения мозжечка приводят к нарушениям координации движений, снижению мышечной силы, нарушениям тонуса мышц и равновесия. Человек с больным мозжечком пошатывается при стоянии и ходьбе, вплоть до падения назад или в стороны, ошибается в направлении движений рук и ног; походка больного неуверенная, зигзагообразная, медленная; движения рук неточны, плохо согласованы; больной быстро утомляется. Сходные явления наблюдаются и у животных.

Кроме регуляции движений, мышечного тонуса и равновесия, мозжечок влияет на вегетативные функции организма: он повышает или понижает деятельность внутренних органов тела в зависимости от потребностей организма.

Наконец, установлено, что мозжечок влияет и на сенсорные функции организма, т. е. на различные виды чувствительности — мышечносуставной, кожной, зрительной и др.

Исследования советских физиологов в области условных рефлексов показали, что удаление мозжечка нарушает нормальную деятельность коры больших полушарий: обычное равновесие торможения и возбуждения в коре нарушается в сторону преобладания коркового торможения.

Средний мозг

Средний мозг (рис. 2) состоит из четверохолмия и ножек мозга, включающих в себя несколько нервных образований в виде ядер. Средний мозг осуществляет как чувствительные, так и двигательные функции. Рефлексы среднего мозга особенно ясно обнаруживаются при действии на организм сильных и неожиданных раздражителей, на которые у животных и у человека возникают так называемые ориентировочные рефлексы, или рефлексы на новизну. Ориентировочный рефлекс по своему составу является сложным. Он включает сенсорные, моторные и вегетативные компоненты. Животное при появлении нового раздражителя, который может таить в себе опасность, настораживается: поворачивает голову, глаза, уши в сторону раздражителя, двигает ноздрями. Это — сенсорная, точнее, сенсомоторная реакция. Одновременно вся скелетная мускулатура рефлекторно приводится в состояние готовности к быстрому действию (бегству или нападению). Немедленно повышается и перераспределяется тонус мышц. Вместе с сенсорной и моторной реакцией настораживания происходят рефлекторные изменения в работе внутренних органов.

Рефлексы среднего мозга тормозятся корой. Однако торможение не всегда удается. Средний мозг в своей деятельности тесно связан с мозжечком и другими отделами мозга.

Промежуточный мозг, или подкорка

Промежуточный мозг, или подкорка (рис. 2), включает в себя зрительные бугры и подбугорную область, а также примыкающие к ним нервные образования, называемые подкорковыми узлами. В зрительные бугры и подбугорную область поступают нервные импульсы от всех рецепторов тела (зрительного, слухового, кожного, двигательного, от рецепторов внутренних органов и др.) и далее направляются в кору больших полушарий, к мозжечку и к другим нервным образованиям промежуточного мозга. Промежуточный мозг является одновременно чувствительным и двигательным отделом мозга и функционирует как единая подкорковая система. Он совместно с корой регулирует наиболее сложные и тонкие движения тела, в частности мимические и пантомические, т. е. выразительные движения лица и тела, уточняет координацию движений тела, объединяя ее с вегетативными функциями. Эта связь особенно выражена при эмоциях: наряду с непроизвольными эмоционально-выразительными движениями лица и тела при переживаниях радости, гнева, страха и пр. наблюдаются изменения в дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других системах организма. Так, при страхе человек бледнеет, сердце бьется медленно и слабо, во рту пересыхает, голос хрипит и слабеет, исчезает аппетит.

Читайте также:  Красный дермографизм кожи это уртикарный дермографизм или физиологический в норме

И. П. Павлов утверждал, что подкорка как безусловно рефлекторный центр активизирует кору, повышает ее возбудимость и тем самым создает одно из условий, необходимых для образования условных рефлексов. Исследованиями последних лет установлено, что уровень возбудимости коры, ее тонус зависят не только от действия сигнальных и нейтральных раздражений, но и от действия возбуждений, постоянно идущих в кору от подкорковых образований, в частности от так называемой ретикулярной системы. Эта система представляет собой нервную сеть, начинающуюся в продолговатом и заканчивающуюся в промежуточном мозгу. Однако ретикулярная система, усиливая возбудимость коры, сама регулируется корой.

Согласно взглядам П. К. Анохина, ретикулярная формация оказывает на ксфу не общее диффузное тонизирующее влияние, а активирует нервные клетки коры избирательно, объединяя в системы, каждая из которых имеет определенный функциональный смысл.

Кора больших полушарий головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга является высшим отделом центральной нервной системы человека и высших животных. Она-орган индивидуального опыта, анатомическая основа высшей нервной деятельности. Психическая деятельность человека — это прежде всего корковая деятельность.

Кора больших полушарий связана со всеми нижележащими отделами

мозга двусторонней связью, что позволяет животному и человеку регулировать свое поведение на основе тонкого и точного учета изменений в окружающей среде, имеющих отношение к их жизнедеятельности.

Советский ученый Н. И. Гращенков приводит интересные факты, указывающие на влияние подкорковых нарушений на психическую деятельность человека. Так, поражение гипоталамуса — одного из подкорковых образований вызывает следующие явления: у 54% изученных больных — общую слабость и повышенную утомляемость; у 34% больных раздражительность, плаксивость; у 21% — снижение памяти.

Поверхность больших полушарий испещрена бороздами и извилинами, в результате чего две трети коры скрыты в бороздах.

4.4. Расстройства рефлекторной деятельности

Рефлексы измеряются при поражении как центрального, так и периферического двигательного нейрона.

Снижение (гипорефлексия) или утрата (арефлексия) рефлексов характерны для поражения периферических двигательных нейронов (нервов, сегментарного аппарата спинного мозга, ядер черепных нервов). Они могут снижаться и даже исчезать в острейшем периоде мозгового инсульта, что связано с угнетением деятельности сегментарного аппарата спинного мозга (диашиз), а также при первичных атрофиях мышц. Исключительно редко встречаются врожденные арефлексии.

Большое диагностическое значение имеет неравномерность рефлексов (анизорефлексия), что во всех случаях указывает на наличие органического поражения нервной системы.

Снижение и исчезновение кожных рефлексов (брюшных, подошвенных) наблюдаются как при перерыве спинномозговых рефлекторных дуг, так и при поражении пирамидных путей. Раннее исчезновение брюшных рефлексов характерно для рассеянного склероза. Они могут отсутствовать и у здоровых людей, что бывает при дряблой брюшной стенке или в случае избыточного отложения жира, у пожилых людей и многорожа в ш их женщин.

Общая возбудимость нервной системы, обусловленная неврозами или заболеваниями внутренних органов, может сопровождаться равномерным повышением поверхностных и глубоких рефлексов.

Повышение сухожильных и периостальных рефлексов характерно для поражения центральных двигательных нейронов. Оно связано с усилением рефлекторной деятельности сегментарного аппарата ствола мозга или спинного мозга книзу от уровня поражения.

Выражением резкого усиления сухожильных рефлексов являются клонусы, проявляющиеся серией быстрых ритмических сокращений мышцы или группы мышц в ответ на их растяжение. Клонус надколенника вызывается резким смещением его книзу, в ответ — ряд ритмических сокращений и расслаблений четырехглавой мышцы бедра и подергивание надколенника. Клонус стопы вызывается максимальным подошвенным сгибанием стоны с последующим толчкообразным тыльным сгибанием ее.

При поражении пирамидного пути часто возникают рефлексы, которые у здоровых людей отсутствуют. Такие рефлексы называют патологическими. К этой группе относятся рефлексы орального автоматизма. Это группа патологических рефлексов, осуществляемых ротовой мускулатурой и представляющих собой автоматизированные движения, состоящие обычно в вытягивания губ или сосательных движениях в ответ на раздражение различных участков лица. Они появляются при двустороннем поражении корковоядерных трактов и свидетельствуют о разобщении коры головного мозга и двигательных ядер ствола.

Эти рефлексы свойственны новорожденным, у которых еще недостаточно сформированы кора и корково-ядерные пути. По мере развития ребенка рефлексы орального автоматизма тормозятся корой головного мозга и находятся в латентном состоянии, проявляясь лишь при патологии ЦНС. Например, они присущи больным атеросклерозом сосудов головного мозга с очагами энцефаломаляции в области внутренней капсулы или амиотрофическим боковым склерозом.

Хоботковый рефлекс — сокращение круговой мышцы рта с вытягиванием губ вперед при легком ударе молоточком по верхней или нижней губе.

Назо-лабиальный рефлекс сокращение мышц губ при постукивании молоточком но спинке носа, сопровождающееся вытягиванием губ вперед.

Сосательный рефлекс — сосательные движения губ при легком штриховом их раздражении.

Ладонно-подбородочный рефлекс МаринескуРадовичи — сокращение подбородочной мышцы при штриховом раздражении кожи в области возвышения I пальца.

Особую диагностическую ценность представляют стопные патологические рефлексы. В зависимости от формы ответной реакции их разделяют на разгибательные и сгибательные.

Разгибательные стопные рефлексы:

  • ? симптом Бабанского — разгибание 1 пальца стоны в ответ на раздражение подошвы ее рукояткой молоточка при веерообразном расхождении и сгибании остальных пальцев (у детей до 2-2,5 лет — физиологический рефлекс) (рис. 4.11);
  • ? симптом Оппенгейма — разгибание I пальца стоны при скользящем и давящем сверху вниз движении 1 и II пальцев исследующего но переднему краю большеберцовой кости к голеностопному суставу;
  • ? симптом Гордона — разгибание 1 пальца стоны и веерообразное расхождение других пальцев при сдавлении икроножной мышцы;
  • ? симптом Шеффера — разгибание I пальца стоны при сдавлении ахиллова сухожилия.

Сгибательные стопные рефлексы:

  • ? нижний симптом Россолимо — сгибание пальцев стон в ответ на короткие и быстрые удары но подушечкам ногтевых фаланг пальцев пациента (рис. 4.12);
  • ? нижний симптом БехтереваМенделя — сгибание пальцев стопы при ударе молоточком по ее тыльной поверхности в области III—IV плюсневых костей;
  • ? нижний симптом Жуковского — подошвенное сгибание пальцев стопы при ударе молоточком по ее подошвенной поверхности в области илюсно- фалан говых сочленен и й.

Сгибательные патологические рефлексы на верхних конечностях:

? верхний симптом Россолимо — сгибание пальцев кисти, находящейся в премированном состоянии в ответ на быстрые касательные удары пальцами

Рис. 4.11. Вызывание рефлекса Бабинского

Рис. 4.12. Вызывание рефлекса Росеолимо

врача ладонной поверхности концевых фаланг пальцев кисти (преимущественно I пальца);

  • ? симптом Якобсона—Ласка — ладонное сгибание пальцев кисти в ответ на удар молоточком по шиловидному отростку лучевой кости;
  • ? верхний симптом Жуковского — сгибание пальцев кисти при ударе молоточком но ее ладонной поверхности в области Ш-У пястных костей.

К патологическим рефлексам относятся также защитные рефлексы, возникающие при поперечном поражении спинного мозга. Они проявляются непроизвольными тоническими сокращениями мышц парализованных конечностей. Так, при раздражении стоны, голени или бедра разогнутая парализованная конечность непроизвольно сгибается в голеностопном, коленном и тазобедренных суставах. Если же нога была предварительно согнута, то возможно ее разгибание в указанных суставах. Защитные рефлексы вызываются щипком, штриховым раздражением, прикосновением холодного или горячего предмета. Их можно вызывать пассивным движением в каком- нибудь суставе парализованной конечности. Примером защитного рефлекса является симптом МариФуаБехтерева, который заключается в непроизвольном сгибании ноги в коленном и тазобедренном суставах в ответ на резкое пассивное подошвенное сгибание пальцев стоны.

Синкинезии — непроизвольно возникающие содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Они делятся на (физиологические (размахивание руками при ходьбе) и патологические. Среди последних выделяют глобальные, координаторные и имитационные.

Глобальные синкинезии — непроизвольные движения на парализованной стороне, возникающие при выполнении каких-либо движений здоровыми конечностями (сжатие кисти в кулак, подъем руки вверх и т.д.). При этом парализованная рука сгибается в локтевом суставе и приводится к туловищу, предплечье премируется, кисть сгибается, а нога разгибается и приводится к средней линии.

Координаторные синкинезии — при попытке совершить паретичной конечностью какое-либо движение в ней непроизвольно появляется другое движение. Так, вытягивание вперед обеих рук приводит к разгибанию, разведению пальцев паретичной конечности. При попытке согнуть голень, преодолевая сопротивление врача, давящего рукой на коленный сустав, непроизвольно разгибаются стопа и I палец паретичной ноги.

Имитационные синкинезии — непроизвольное повторение в паретичной конечности тех движений, которые совершаются в здоровой конечности другой стороны тела. Еще одним проявлением имитационных синкинезий могут быть непроизвольные движения в паретичной руке, возникающие при вытягивании рук вперед и при пронации здоровой руки. При отведении и приведении здоровой ноги преодоление сопротивления врача вызывает такие же непроизвольные движения в парализованной ноге.

Контрактуры характеризуются стойким тоническим напряжением мышц, вызывающим ограничение движений в суставе. Контрактуры стратифицируются также на сгибательные, разгибательные, пронаторные; но локализации — контрактуры кисти, стопы, моно-, пара-, три- и квадриплегические; но способу проявления — стойкие и непостоянные, в виде периодических тонических спазмов; по сроку возникновения после развития патологического процесса — ранние и поздние; но связи с болью — защитно-рефлекторные, анталгические; в зависимости от поражения различных отделов нервной системы — пирамидные, экстраиирамидные, спинальные. Примером является поздняя гемиплегическая контрактура (поза Вернике—Манна): приведение плеча к туловищу, сгибание и пронация кисти, разгибание бедра и голени н подошвенное сгибание стопы.

Рефлекторная деятельность мозга

Кора больших полушарий.

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария состоят из правой и левой половин, соединенных между собой мозолистым телом. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4мм. Этот слой называется корой больших полушарий. Остальная часть – белое мозговое вещество.

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Эволюция коры больших полушарий идет по пути увеличения ее поверхности за счет возрастания количества и глубины борозд и извилин. Кора больших полушарий – непосредственная материальная основа психических процессов у животных, мышления и создания у человека.

В коре обоих полушарий различают четыре части:

·лобные доли – высшие отделы человеческого мозга. Они играют важную роль в организации целенаправленной деятельности. При повреждении лобной доли больной не может сосредоточиться на цели. Он ведет себя как автомат;

·затылочная доля – центр зрения;

·височная часть – центр слуха и обоняния;

·теменная часть – центр кожных ощущений.

Полушария мозга выполняют разные функции. Правое и левое полушария являются ассиметричными. Они «ведают» противоположенными половинами тела (левое полушарие – правой половиной тела, правое полушарие – левой половиной тела). Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Правое полушарие – «образное», эмоциональное. Ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.

Кора больших полушарий объединяет деятельность отдельных центров в единое целое.

Кора больших полушарий испытывает воздействие разных сигналов. Большой вклад в понимании того, как связана работа мозга с психологическими явлениями и поведением внес И.М. Сеченов. Его идею продолжил и экспериментально доказал И.П. Павлов. Основная форма взаимодействия организма с окружающей средой – рефлекс.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение. Рефлекторные взаимодействия могут возникать под влиянием внешних (звук, свет, вкус, запах, температура и т.д.) и внутренних раздражителей (изменения в деятельности внутренних органов).

В рефлекторном механизме различают три части: чувствующую, центральную и двигательную. Раздражитель вызывает процесс возбуждения рецепторов чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.

Читайте также:  Дактилология: какая наука, отличается ли жестовая речь и дактилология

Рефлексы по происхождению бывают врожденными и приобретенными. И.П.Павлов классифицирует их как условные и безусловные.

Безусловные рефлексы – это функция низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой головного мозга.

Условные рефлексы – это функция коры больших полушарий. Условные рефлексы требуют определенных условий для их выполнения.

Оба вида рефлексов выполняют функцию связи организма с окружающей средой.

Работа коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух противоположенных нервных процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение приводит кору больших полушарий к активной деятельности, к установлению новых условных связей. Торможение приводит к прекращению возбуждения, к блокировке временных связей. Но это не прекращение деятельности. Это тоже активный процесс.

Кора больших полушарий получает разнообразные сигналы, которые идут как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал в своем «Учении о двух сигнальных системах» два принципиально отличных типа сигналов.

Сигналы это предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные раздражители И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах – слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Вторая сигнальная система – общественной жизни человека и присуща только ему. У животных второй сигнальной системы нет.

Условные рефлексы формируются в условные временные связи. Эти связи объединяются в целые системы. Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обуславливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

Динамический стереотип – результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Чем старше и прочнее стереотип, тем он длительнее сохраняется, тем труднее его переделать.

Вскоре после открытия условно-рефлекторного учения были открыты и описаны другие пути приобретения живыми существами жизненного опыта.

Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.

Викарное научение – приобретение человеком знаний, умений и навыков через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Сегодня идеи И.П. Павлова послужили основанием для создания более современных прихофизиологических теорий, объясняющих поведение человека. Рефлекторная теория получила свое дальнейшее развитие в работах за П.К. Анохина,М.В.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Соколова, Ч. А. Измайлова.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2875 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рефлексы мозга (стр. 1 из 3)

Введение

2. Условный и безусловный рефлекс

Заключение

Введение

Рефлекс это непроизвольная реакция мышцы на внешнее раздражение тела. Рефлекс возбуждается в спинном мозге (medulla spinosa) и возбуждение передается непосредственно двигательному аппарату. При сознательных реакциях, информация из спинного мозга поступает прямо в головной мозг (cerebrum), где ожидает дальнейших инструкций.

Основой рефлекса является контур рефлекса, включающий много частей, которые вместе формируют функциональный модуль. Регистры рецепторов получают информацию и передают ее центростремительному нейрону (передающая связь), который, в свою очередь, передает информацию в спинной мозг.

Контактная точка (синапс), является переключателем от чувствительной к двигательной нервной клетке. Импульсы проходят через спинной мозг в исполнительный орган через центробежный нейрон.

Явным примером служит коленный рефлекс. Удар по четырехглавой мышце рефлексным молотком вызывает внезапное мышечное распрямление. Сигнал о распрямлении поступает в спинной мозг (medulla spinalis) через мускульную ось. Здесь клетки переднего нароста вызывают мышечное сокращение. Обязательные мускульные рефлексы имеют место в пределах одного сегмента спинного мозга. Здесь одна чувствительная и одна двигательная нервные клетки соединены, что и вызывает рефлекс.

В других случаях, мышечное сокращение вызывается кожей. Удар в живот, к примеру, вызывает напряжение брюшных мышц (рефлекс брюшной стенки). Несколько нервов обычно связаны (несколько контактных точек – полисинаптический рефлекс).

Цель работы – представить учение о рефлексах.

Задачи работы – рассмотреть рефлекс головного мозга, представить условные и безусловные рефлексы, охарактеризовать инстинкт и динамический стереотип.

1. Рефлекс головного мозга

Рефлекс головного мозга – это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь. Рефлекторная деятельность – это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно – рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями. С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана и третья. Будучи “выученным”, временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может определяться морфологически раз и навсегда фиксированными путями. «Анатомической» физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляется физиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов. Павловская рефлекторная теория преодолела представление, согласно которому рефлекс якобы всецело определяется морфологически фиксированными путями в строении нервной системы, на которые попадает раздражитель. Она показала, что рефлекторная деятельность мозга (всегда включающая как безусловный, так и условный рефлексы) – продукт приуроченной к мозговым структурам динамики нервных процессов, выражающей переменные отношения индивида с внешним миром.

Наконец, и это самое главное, рефлекс головного мозга – это рефлекс с «психическим осложнением». Продвижение рефлекторного принципа на головной мозг привело к включению психической деятельности в рефлекторную деятельность мозга.

Кардинальное положение сеченовского рефлекторного понимания психического заключает признание того, что содержание психической деятельности как деятельности рефлекторной не выводимо из “природы нервных центров”, что оно детерминируется объективным бытием и является его образом. Утверждение рефлекторного характера психического связано с признанием психического отражением бытия. И. М. Сеченов всегда подчеркивал реальное жизненное значение психического. Анализируя рефлекторный акт, он характеризовал первую его часть, начинающуюся с восприятия чувственного возбуждения, как сигнальную. При этом чувственные сигналы “предуведомляют” о происходящем в окружающей среде. В соответствии с поступающими в центральную нервную систему сигналами вторая часть рефлекторного акта осуществляет движение. Сеченов подчеркивал роль “чувствования” в регуляции движения. Рабочий орган, осуществляющий движение, участвует в возникновении психического в качестве не эффектора, а рецептоpa, дающего чувственные сигналы о произведенном движении. Эти же чувственные сигналы образуют “касания” с началом следующего рефлекса. При этом Сеченов совершенно отчетливо показывает, что психическая деятельность может регулировать действия, проектируя их в соответствии с условиями, в которых они совершаются, только потому, что она осуществляет анализ и синтез этих условий.

На передний план в работах Павлова необходимо и закономерно выступает физиологический аспект рефлекторной теории. Все его учение направлено на раскрытие внутренних закономерностей тех нервных процессов, которые опосредуют зависимость ответных реакций от раздражителей, от внешних воздействий. Такими внутренними законами и являются открытые И. П. Павловым законы иррадиации и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции. Раздражители получают переменное значение, изменяющееся в зависимости от того, что они в силу предшествующего опыта, отложившегося в коре в виде системы условных нервных связей, для данного индивида сигнализируют. Свое учение о высшей нервной деятельности, разработанное при исследовании животных, И. П. Павлов признал необходимым дополнить применительно к человеку идеей о второй сигнальной системе, взаимодействующей с первой и действующей по тем же физиологическим законам. Для второй сигнальной системы решающим является то, что раздражителем в ней выступает слово – средство общения, носитель абстракции и обобщения, реальность мысли. Вместе с тем вторая сигнальная система, как и первая, – это не система внешних явлений, служащих раздражителями, а система рефлекторных связей в их физиологическом выражении; вторая сигнальная система – это не язык, не речь и не мышление, а принцип корковой деятельности, образующий физиологическую основу для их объяснения. Однако понятие второй сигнальной системы, введенное для объяснения особенностей высшей нервной деятельности человека, остается пока по преимуществу обозначением проблемы, которую надлежит разрешить.

Павловское учение заполнило понятие рефлекторной деятельности, введенное первоначально в науку для характеристики реакций низших этажей нервной системы, физиологическим содержанием, относящимся к самому высокому этажу, лишило этот термин прежде им выполняемой функции служить средством различения разных уровней, дифференциации низших и высших уровней человеческой деятельности. В результате в павловской школе наметилась тенденция к сведению или подтягиванию всей физиологии к учению о деятельности коры (и к тому, что в нижележащих этажах нервной системы доступно ее контролю). Из поля зрения физиологии начало уходить все многообразие физиологических функций организма и изучение специфических закономерностей низших уровней нервной системы. В связи с таким подтягиванием всей физиологии к изучению деятельности собственно одной только коры стоит, с другой стороны, тенденция на слияние психологии с физиологией путем полного сведения психологии к физиологическому учению о высшей нервной деятельности. В вышеуказанной линии, выступившей довольно заостренно на павловской сессии, – источник ряда трудностей, с которыми в последующие годы столкнулась павловская школа.

Павлов сам указал на необходимость изучения новых законов того, что он назвал второй сигнальной системой, связанной с ролью речи в психике человека. Дать на этот вопрос ответ, хотя бы приближающийся к той классической четкости, с какою Павлов разработал учение об условных рефлексах, остается нелегкой задачей будущих исследований. Они должны завершить дело Павлова, разработав учение о физиологических механизмах высших форм сознательной деятельности человека.

2. Условный и безусловный рефлекс

Исходя из вышесказанного, исследователь природы имеет полное право рассчитывать на адекватность своих гипотез реальным моделями поведения животных. В этом отношении очень показателен известный эксперимент великого физиолога И.П. Павлова с выработкой условного рефлекса у собаки. Напомним его. В эксперименте И.П. Павлова собаку регулярно, сразу после резкого звонка, кормили. После значительного числа повторов сочетаний звонка и кормления, был проведен заключительный эксперимент, в котором включался звонок, но собаку не кормили. У собаки измеряли выделение слюны в ответ на звонок, как показатель осведомленности собаки о том, что пришло время кормления. Оказалось, что у собаки стала вырабатываться слюна на звонок, когда еду ей даже не показывали. И.П. Павлов назвал открытое явление «условным рефлексом». Он интерпретировал его как показатель возникновения в мозгу собаки новой связи между звуковым анализатором и пищевым центром, помимо ранее существующей связи между зрительным и обонятельными анализаторами и пищевым центром. Эта новая связь образовалась благодаря специально организованной дрессировке собаки.

Постараемся теперь интерпретировать результаты эксперимента И.П. Павлова, как показатель способности собаки активизировать в нервной познавательной сети свои потенциальные познавательные модели под действием активатора банка информации (АБИ), которым являлся задуманный И.П. Павловым эксперимент.

Ссылка на основную публикацию