Аускультация это какой метод исследования легких и сердца у детей

Особенности аускультации детей и инструменты для ее проведения

Содержание

Несмотря на активное развитие высоких технологий в области медицинской техники, такие методы обследования, как пальпация, перкуссия, аускультация у детей и взрослых до сегодняшнего дня не потеряли своей актуальности. Данные методики активно используются при предварительной оценке состояния пациента на догоспитальном этапе бригадами скорой и неотложной медицинской помощи, фельдшерами ФАПов, военными врачами в полевых условиях.

Помимо этого, методики безаппаратного обследования пациента в некоторых случаях с практически 100% точностью позволяют установить диагноз в стационаре, не прибегая при этом к дорогостоящим диагностическим обследованиям.

Развитие методики аускультации

Аускультация (выслушивание) на ранних этапах развития метода выполнялась непосредственно ухом врача, приложенным к необходимой анатомической области больного. К сожалению, подобный способ выслушивания далеко не всегда являлся эстетически приемлемым, а также не во всех случаях позволял врачу получить необходимую информацию о состоянии больного органа.

Помимо этого, врач во время проведения обследования быть вынужден переходить к непосредственному контакту с телом пациента, что значительно повышало риск инфицирования его возбудителями некоторых заболеваний.

Все вышесказанное закономерно привело к созданию специального инструмента для выслушивания — стетоскопа, который представлял собой полую трубку с расширениями на концах. Один конец инструмента прикладывали к телу пациента, другой к уху врача. Непосредственный контакт медика с пациентом при этом исключался, однако стетоскоп не мог обеспечить адекватной звукопроводимости во всех случаях исследования.

Дальнейшим этапом развития аускультации стал фонендоскоп, использующийся и сегодня как основной инструмент для данного обследования. Фонендоскоп представляет собой оливу, соединенную с наушниками полыми трубками. Его использование оказалось способно обеспечить нужную проводимость звука при обследовании больных любой комплекции и состояния.

Это важно! Несмотря на эффективность работы с использованием фонендоскопа, аускультацию детей рекомендуется проводить стетоскопом, имеющим мягкую подушечку на конце. Подобная мера позволяет минимизировать дискомфорт, доставляемый ребенку во время обследования. Помимо этого, имеет место и психологический аспект. В большинстве иллюстрированных детских книг, в фильмах и мультфильмах доброго доктора изображают именно со стетоскопом, что формирует у ребенка соответствующих образ, переносящийся в реальность.

Проблем с использованием стетоскопа, характерных для обследования взрослых больных, у детей, как правило, не возникает в силу их комплекции, толщины подкожно-жировой клетчатки, а также практически отсутствующего оволосения грудной клетки и спины. Уровень звукопроводимости при этом соответствует всем необходимым для достоверности исследования нормам.

Цели аускультации у детей

В поликлиниках и стационарах аускультация детей производится с целью диагностики заболеваний сердца, дыхательных путей и легких, кишечника. Наиболее частой патологией сердечнососудистой системы, которую удается заподозрить с помощью выслушивания, является:

  • Врожденные пороки сердца (триада Фалло)
  • Воспалительные заболевания сердца и околосердечного пространства (миокардит, перекардит)
  • Склеротическая патология и гипертрофия миокарда
  • Выпотевания жидкости в область эндокарда (эндокардит)

Список заболеваний, диагностируемых у детей посредством аускультации, весьма широк. Так, чаще всего выявляется наличие таких патологических процессов, как:

  1. Бронхит
  2. Пневмония
  3. Обструкция одного из бронхов инородным телом и формирование «немого» легкого
  4. Туберкулез легких
  5. Эмфизема легочной ткани

Заболевания кишечника, диагностируемые с помощью аускультации, характеризуются остановкой его деятельности. При этом полностью или практически полностью исчезают характерные перистальтические шумы. Помимо этого, аускультация позволяет предположить наличие большого объема газов в кишечнике.

Это важно! Выслушивание, проводимое опытным специалистом, часто позволяет не только предположить наличие заболевания, но и предварительно установить степень его развития. Однако результаты подобного исследования рекомендуется подтверждать с помощью других методов установления состояния больного.

Особенности проведения выслушивания у детей младшего возраста

Как говорилось выше, выслушивание маленьких детей проводят стетоскопом с мягкой подушечкой. Помимо этого, инструмент рекомендуется подогреть до уровня температуры кожи ребенка. Врач, проводящий обследование, должен вести себя соответственно с возрастом маленького пациента.

При этом возможно проведение выслушивания в виде игры с ребенком, по условиям которой он должен выполнять то, что говорит специалист. Подобное поведение позволяет защитить психику ребенка от формирования негативных стереотипов по отношению к врачам, и избежать проблем с посещением медицинских учреждений в дальнейшем.

Это важно! Следует помнить, что у детей в возрасте до одного года в норме хорошо выслушивается и вдох, и выдох. В дальнейшем же подобные признаки позволяют заподозрить наличие бронхита. Имеет свои особенности и аускультация сердца у детей. Так, в младенческом возрасте порой отмечается значительное ослабление обоих тонов, причины которого на сегодняшний день не установлены. Возможно наличие функциональных шумов. В дальнейшем подобные явления проходят самостоятельно.

Аускультация легких у детей: на что требуется обратить внимание

Аускультация легких у детей как способ исследования позволяет найти возникающий во время дыхания звуки. Также при помощи этого способа исследования у врача есть возможность оценить силу и характер явлений. Кроме того, при помощи аускультации легких у детей определяется отношение к дыхательным фазам и локализация звуковых явлений.

Общая информация

В отношении желудка этот способ помогает специалисту определить, насколько интенсивно переваривается пища, а также, имеется ли воздух в ЖКТ.

Подготовка к исследованию

Существует несколько специфических способов проведения аускультации легких у детей. Обычно специалист проделывает следующие манипуляции:

  1. Подготавливает специальное оборудование (стетоскоп), оснащенное деликатной поверхностью пластинки.
  2. Аккуратно нагревает пластинку до температуры кожного покрова исследуемого.
  3. Перемещает малыша в лежачую позицию.

Как проводится исследование

Аускультация легких у детей проводится следующим образом:

  • специалист прослушивает всю поверхность исследуемых органов, начиная со спины ребенка;
  • далее исследуется область верхушечного дыхания (на участках немного выше ключиц);
  • затем следует аускультация «двигателя» человека.

В возрасте до двенадцати месяцев во время прослушивания легких специалист четко слышит вдохи и выдохи.

Немногим позже такое дыхание считается жестким и является симптомом развития бронхита. Также прослушиваются хрипы и определяется отсутствие дыхания в той или иной части актуальных органов.

Ценность метода

Аускультация легких у детей считается ориентировочным выслушиванием. Благодаря этому способу специалист имеет возможность получить актуальную информацию относительно состояния органа целиком. Также определяются отклонения от нормы.

После того как специалист закончил сравнительное прослушивание, он должен тщательно выслушать те зоны, где были выявлены звуковые аномалии.

При этом методе требуется сперва выявить характер ключевого дыхательного шума, а после — наличие дополнительных звуковых явлений. После этого врач приступает к выслушиванию голосовых особенностей исследуемого.

Главные дыхательные шумы

Исследованию подлежат два вида дыхания:

  1. Физиологические бронхиальные.
  2. Везикулярное.

К особенностям везикулярного дыхания следует отнести мягкий шум, аналогичный звуку, когда человек негромко говорит букву «Ф». Также специалист должен слушать этот вид дыхания до тех пор, пока период вдоха не сменится фазой (1/3) выдоха.

«Вдыхательная» фаза при этом отличается яркостью звука и долготой. Выдох, наоборот, достаточно тих и короток.

Этот вид дыхания хорошо слышен на передней поверхности грудной клетки. Актуальная зона находится немного ниже лопаточных углов, в средней части подмышечных участков. В зоне верхушек и в задней части лопаток везикулярное дыхание определено достаточно слабо. Это объясняется тем, что на этом участке слой легких отличается тонкостью.

У достаточно большого количества исследуемых этот вид дыхания более громкий с левой части.

В правой стороне выдох прослушивается более четко. Это объясняется лучшим проведением по ключевому бронху правой стороны ларингеального дыхания.

Побочные шумы

К аномальным звуковым явлениям следует отнести:

  1. Звук трения плевры (выдох и вдох схожи с хрустом снега).
  2. Крепитацию (при вдохе слышится легкий треск).

В последнем случае можно говорить о наличии аномального состояния плевральных листков, которые становятся шероховатыми. Сам звук плеврического трения схож с влажными мелкопузырчатыми хрипами и крепитацией.

Аускультация легких у детей считается наиболее безопасным методом исследования. Проводить его можно, начиная с любого возраста.

Аускультация сердца у детей и взрослых

Прошло два века с тех пор, как французский врач Рене Лаэнек создал первый прибор для прослушивания сердца пациента — стетоскоп. Через год аускультация сердца стала практиковаться лечащими врачами. Появились пособия по овладению методикой.

Современные доктора имеют достаточно серьезную диагностическую базу, основанную на точных и чувствительных аппаратах. Однако по-прежнему от начинающего врача требуется умение самостоятельно применить основные методы и поставить предварительный диагноз, руководствуясь собственными органами чувств.

Студенты медицинских вузов изучают способы подхода к пациенту, учатся расценивать отдельные симптомы и их значение в патологии. Этот курс называется пропедевтикой. Он представляет собой доклиническую возможность изучения минимального обследования человека и способов трактовки результатов.

Какими методами должен владеть врач

Узкая врачебная специализация не исключает общей подготовки врача-лечебника. В стандартный набор знаний и умений начинающего доктора обязательно входят:

  • личный осмотр пациента;
  • пальпация — прощупывание плотного органа, края для определения консистенции, размеров; пульса, области сердца — для выяснения ударной волны, силы сердечного толчка;
  • перкуссия — определение границ тупости по характеру звука, получаемого при постукивании по пальцу над органами, обладающими разной плотностью;
  • аускультация — выслушивание стандартных точек тела, расположенных над зонами, максимально приближенными к передвижению жидкости внутри полых органов, от скорости течения и препятствий зависит возникновение шума.
Читайте также:  Адекватное лечение это адекватная терапия которая проводится в соответствии с показаниями

Рассмотрим возможные результаты применения методов пропедевтики в диагностике сердечной патологии.

Что может выявить врач на обычном приеме?

Внимание врача во время приема обращено на:

  • оттенок кожи, цвет губ пациента — бледность указывает на спазм периферических сосудов, синюшность губ, пальцев, ушей — на недостаточность кровообращения;
  • отечность — для отеков сердечного происхождения характерна плотная консистенция, локализация на нижней части туловища;
  • расширенные венозные сосуды на ногах и руках — свидетельствуют о варикозной болезни вен, застойной недостаточности;
  • пульсация шейных вен и сонных артерий — характерны для застоя в малом кругу, аортальных пороков;
  • у ребенка выступающая вперед часть грудины (сердечный горб) — встречается в случаях врожденного или приобретенного порока на фоне значительного увеличения полости желудочков.

Пальпация области сердца позволяет:

  • определить верхушечный толчок, смещение в пятом межреберье влево более 1 см от срединноключичной линии показывает расширение границы, увеличение левого желудочка;
  • положив руку на основание в области ключиц и 1 межреберья, можно почувствовать характерное дрожание типа «кошачьего мурлыканья» при сужении аорты, а на верхушке имеет значение разлитой куполообразный толчок.

Перкуссия устанавливает приблизительные границы сердечной тупости. По ней можно судить об увеличении желудочков, сосудистого пучка.

Особенности аускультативной техники

Аускультация сердца сначала проводилась стетоскопом. Это небольшая деревянная трубка с воронкообразными расширениями на концах. В дальнейшем был изобретен фонендоскоп с комбинированной мембранно-колоколообразной головкой для усиления низкочастотных и высокочастотных звуков.

Врачи вставляют его трубки в оба уха и стараются уловить малейшие звуковые отклонения. Обязательным условием аускультации является тишина, поскольку звуки со стороны мешают различить идущие от сердца.

Восприятие звукового сигнала нарушается по субъективным причинам:

  • при утомлении врача;
  • в пожилом возрасте.

Это является серьезным недостатком метода. Больного приходится выслушивать повторно, обследовать лежа, стоя, после приседаний. В настоящее время на смену фонендоскопам готовятся стетоскопы с функцией усиления звукового сигнала и фильтрацией шума. Подобная аускультация станет более объективной и надежной.

Однако это не снимает с врача ответственности за накопление опыта в распознавании сердечных тонов и шумов.

Стандартная техника аускультации сердца

Техника прослушивания сердца несложна, но требует соблюдения определенной последовательности. Врачи усваивают алгоритм действий со студенческих лет и выполняют его не задумываясь.

Проведение процедуры начинают с предложения пациенту снять верхнюю одежду. При обильной растительности на груди волоски смачивают водой или кремом. Точки выслушивания выбраны по минимальному расстоянию между исследуемой зоной и головкой фонендоскопа. Стандарт предусматривает 5 точек, как обязательный набор, но при патологии возможно использование и других.

Перед прослушиванием каждой точки врач «командует»: «Сделайте глубокий вдох, все выдохните и задержите дыхание!» На выдохе сокращается воздушная прослойка легочной ткани, а сердце «приближается» к грудной клетке. Следовательно, звучание будет более четким и сильным.

Такой же эффект ожидается от выслушивания в положении на левом боку. Для усиления интенсивности иногда предлагают натужиться или сделать несколько приседаний.

  • в области верхушечного толчка — исследуется митральный клапан и левое атриовентрикулярное отверстие;
  • справа от грудины во втором межреберье — устье аорты и работа аортального клапана;
  • слева от грудины во втором межреберье — прослушивают клапан легочной артерии;
  • над основанием мечевидного отростка в нижней части грудины — правое атриовентрикулярное отверстие и трехстворчатый клапан;
  • в третьем межреберьи по левой границе грудины — место прослушивания аортального клапана.

Дополнительные зоны аускультации находятся:

  • над всей грудиной;
  • слева в подмышечной впадине;
  • на спине в межлопаточном пространстве;
  • на шее в области сонных артерий.

Что дает звуковой анализ?

Диагностика требует выявления звуков, не соответствующих норме. Поэтому опытный врач должен уметь отличать «музыку» правильных сокращений сердца от патологических.

Мышечный и клапанный аппараты сердца находятся в постоянной напряженной работе. Перегоняя массу крови из камер в сосуды, они вызывают вибрацию близлежащих тканей и передают звуковые колебания на грудную клетку от 5 до 800 гц в секунду. Ухо человека способно воспринять звук в диапазоне от 16 до 20000 гц с наилучшей чувствительностью между 1000 и 4000 гц. Значит, для точной диагностики у человека недостаточно возможностей. Необходимы практика и внимание. Услышанные звуки нужно воспринимать как информацию. Получив ее, врач должен:

  • оценить происхождение по сравнению с нормой;
  • предположить причины нарушений;
  • провести характеристику.

Как образуются тоны, трактовка отклонений от нормы

Обязательно в каждой точке прослушивают два взаимосвязанные удара. Это тоны сердца. Они имеются у всех здоровых лиц. Реже удается выслушать третий и даже четвертый тон.

Первый тон называется систолическим, он складывается из нескольких компонентов:

  • работа предсердий;
  • мышечный — вызванный колебаниями напряженной мышцы желудочков;
  • клапанный — считается основным компонентом, образован колеблющимися створками атриовентрикулярных клапанов;
  • сосудистый — включает стенки аорты и легочной артерии и их клапанный аппарат.

По характеру звучания его можно расценить:

  • глухим — при гипертрофии левого желудочка, миокардите, кардиосклерозе, дистрофических изменениях;
  • тихим, «бархатным» — при инфаркте миокарда;
  • слабым, будто доносящимся издали — при экссудативном плеврите, эмфиземе легких, значительной толщине грудной стенки;
  • громким, хлопающим — при неврозе, тиреотоксикозе, стенозе левого предсердножелудочкового отверстия, малокровии, высокой лихорадке, экстрасистолии;
  • раздвоенным — при блокаде ножки пучка Гиса, тиреотоксикозе, аневризме в области верхушки сердца, дистрофии миокарда.

Второй тон образуется в начале диастолы, вызывается захлопыванием полулунных клапанов легочной артерии и аорты. У здорового человека он акцентирован на аорте. В случаях «легочного сердца» с гипертензией в малом круге — на легочной артерии.

При атеросклеротическом поражении аорты, расширении сосудов второй тон звенит и резонирует. Раздвоение отмечается при аневризме аорты и митральном стенозе.

Появление третьего тона создает слуховую картину «ритма галопа». Считается, что он образуется из-за быстрого снижения тонуса дряблых стенок желудочков в фазе диастолы. У детей и подростков прослушивается чаще, чем у взрослых, и указывает на функциональную неполноценность миокарда, поскольку патологии не выявляется.

Для лиц 30 лет и старше — является характерным признаком гипертонии, легочного сердца, миокардита, кардиосклероза, инфаркта миокарда и аневризмы аорты.

Почему в сердце шум?

Шумы в сердце можно сравнить со звуками течения жидкости по трубе. Завихрения зависят от шершавости стенок, скорости течения, встречающихся препятствий (участков сужения). Шум в сердце будет громче, если препятствие достаточно плотное и расположено близко к выходному отверстию.

Вихревые шумы имеют разные оттенки:

Чем меньше вязкость крови, тем сильнее скорость ее движения и вызываемый шум. Структура клапанов (натянутые сухожильные нити, колебания створок) способна вызвать дополнительные вихревые потоки.

Разновидности шумов и их значение в диагностике

Все шумы в зависимости от фазы сердечного сокращения делят на:

  • систолические — выслушиваются при недостаточности трехстворчатого и двухстворчатого клапанов, стенозе устья легочной артерии и аорты;
  • диастолические — образуются при недостаточности клапанов главных сосудов, стенозе атриовентрикулярных отверстий.

Диагностическое значение имеет характер шума. Более «музыкальными» свойствами обладают шумы органического происхождения, связанные с пороками сердца. Так, выслушивание больного с септическим эндокардитом выявляет диастолический шум на аорте с завывающим или свистящим оттенком. Это свидетельствует о прободении с отрывом створки клапана.

Для врожденного порока незаращения боталлова протока типичен шум, похожий на «грохот поезда в туннеле».

Чтобы выявить место наибольшего звучания, одновременно проводится пальпация, пациента прослушивают в межлопаточной зоне, над сонными артериями.

Кардиопульмональные шумы встречаются редко за счет опорожнения во время систолы и уменьшения размера желудочков. При этом расширяется соседний участок легочной ткани и всасывает воздух из бронха. Шум прослушивается на высоте вдоха.

Шумы перикардиального происхождения у здорового человека не прослушиваются. Скрипучий звук сопровождает и систолу, и диастолу. Указывает на перераздражение увеличенного сердца и трение листков перикарда.

Как прослушивают сердцебиения плода, особенности аускультации детей

По сердцебиению плода акушер-гинеколог судит о нормальном протекании беременности или выявляет ее патологию. На начальных этапах сердцебиения определяются только при УЗИ диагностике. До восьмой недели частота сокращений должна составлять 110–140 в минуту. Со второго триместра увеличивается до 160.

Стетоскоп позволяет услышать не только тоны плода, но и звуки от движений, маточные шумы будущей мамы, выявить многоплодную беременность, различить положение плода в матке.

Место оптимального прослушивания определяется расположением плода:

  • если ребенок лежит головкой вниз, сердце прослушивается ниже пупка;
  • при тазовом предлежании ягодичками — сердцебиение регистрируется выше пупка женщины;
  • при разогнутом положении, когда грудная клетка прилежит к стенке матки — звучание более громкое, чем при касании согнутой спиной.

На сердечные тоны плода оказывают влияние:

  • благополучие течения и срок беременности;
  • тепло или холод;
  • заболевания материнского организма.

Прекращение сердцебиений указывает на серьезную патологию, смерть плода, нарушение развития.

Аускультация сердца у детей требует особых навыков. Врач, занимающийся лечением взрослых пациентов, при первом прослушивании ребенка приходит в ужас от яркой слуховой картины. Грудная стенка у малыша достаточно тонкая, поэтому все звуки проводятся максимально громко.

Алгоритм аускультации в педиатрической практике и техника не отличаются от терапии. Для оценки информации нужно знать особенности детского возраста:

  • в период новорожденности тоны могут быть глухими;
  • «эмбриокардия» — маятникообразный ритм первого и второго тона, нормальна для первых дней жизни, старше двух недель — расценивается как патология, встречается при дизентерии, воспалении легких, пороках развития;
  • с двух лет в норме прослушивается акцент и расщепление второго тона на легочной артерии;
  • шумы у новорожденных указывают на врожденные пороки;
  • с трех лет шум чаще всего связан с ревматическими атаками;
  • функциональные шумы в период полового развития связаны с тонусом сосудов, миокарда, створок и хорд клапанов.
Читайте также:  Антикоагулянты это что за вещества и можно ли препараты антикоагулянты детям

Метод аускультации в руках опытного врача продолжает играть большую роль в диагностике. Подтвердить или опровергнуть свое мнение доктор может, направив пациента на фонокардиографию, допплеровское исследование. Важно получить наиболее достоверный результат и решить проблему лечения.

Особенности исследования органов дыхания у детей.

Начинают исследование с выявления жалоб.

Жалобы могут быть связанные с поражением органов дыхания ( кашель, насморк, одышка и т.д.) и общие ( повышение температуры, слабость, вялость). Более детально жалобы мы будем рассматривать при изучении патологии органов дыхания.

Собирая анамнез заболеваниянеобходимо установить давность, возможные причины, взаимозависимость с поражением других органов и систем, динамику заболевания и эффективность проведённого лечения .

Исследуя анамнез жизни, необходимо обратить внимание на выявление факиоров, способствующих поражению органов дыхания ( нарушение режима и образа жизни ребёнка, заболевания во время беременности, недоношенность, недостаточное физическое развитие, плохой уход, питание, несоблюдение эпидрежима, охлаждение и перегревание ребёнка, выявляют наличие фоновых заболеваний ( рахит, анемии, гипотрофии, атопии).

При осмотре оценивают положение больного (вынужденное сидячее при бронхиальной астме, при плеврите – на поражённом боку, при бронхоэктазах и т.д.), цвет кожных покровов, проводят осмотр верхних дыхательных путей (носа, зева, лица, шеи) При этом отмечают необычную синюшность или бледность, дыхательные движения крыльев носа( при одышке) , пенку в углах рта ( при пневмониях у новорождённых).При тяжёлых поражениях органов дыхания у детей можно заметить участие в дыхании шейных мышц втяжение над- и подключичной ямки. В норме у детей может быть любой тип дыхания. Но дыхательные движения всегда равномерны. Ритмичны и соответствуют возрастной частоте (у новорождённых – 40 – 60 в мин., до 6 мес -35-45 в мин., до года – 35-40, 2-6 лет -25-30, 7-12 лет- 18, у старших – 26-20 в мин. Так же проводят осмотр формы грудной клетки ( широкая « бочкообразная», воронкообразная, рахитическая, ассиметричная ).

Пальпация, перкуссия и аускультация у детей проводится той же методикой, как и у взрослых, но при этом надо учитывать некоторые особенности:

– у детей раннего возраста голосовое дрожание определяют в момент плача, крика или кашля, выражено оно слабее, чем у старших детей и диагностическая ценность невелика;

– перкуссию у маленьких детей лучше проводить на руках у мамы;

– палец плессиметр левой руки лучше прикладывать к поверхности грудной клетки не плашмя, а под углом 45 градусов;

– у маленьких детей при сравнительной перкуссии можно обнаружить притупление лёгочного перкуторного звука в нижних отделах правого лёгкого при метеоризме. Этот признак наблюдается в положении лёжа и исчезает при перкуссии в положении стоя. Связано это со смещением печени вверх при метеоризме.

– при сравнительной перкуссии у детей перкуторный звук над правой верхушкой несколько короче, чем над левой (более короткий бронх справа и более низкое расположение верхушки с этой стороны , плюс большее развитие мышц правого плеча); перкуторный звук во 2-3 межреберьях слева несколько укорочен из-за близости сердца; при перкуссии по средней подмышечной линии внизу справа перкуторный звук имеет притупленный оттенок ( печень), а слева – тимпанический оттенок ( желудок);

-нижние границы лёгких определяют по тем же топографическим линиям, что и у взрослых и в норме в возрасте до 10 лет они находятся:

по среднеключичной линии справа – на VI ребре, слева соответствуют границе сердца, по средней подмышечной справа – VI –VII справа, слева – на IX ребре, по лопаточной линии справа – на IX ребре, слева – на XI ребре.

У детей от 10 до 12 лет и старше перкуторные границы приближаются к границам взрослых: по окологрудинной линии справа – VI ребро, слева границу не определяют; по передней подмышечной линии справа и слева – VII ребро; по средней подмышечной справа и слева – VIII ребро; по задней подмышечной справа и слева – IX ребро; по лопаточной справа и слева – X ребро; по околопозвоночной справа и слева – XI грудной позвонок.

– верхние границы у детей следующие (с обеих сторон) : спереди – линия, соединяющая середину верхнего края трапециевидной мышцы с грудинно- ключичным соединением, сзади – уровень остистого отростка VII шейного позвонка;

– подвижность нижних краёв лёгких у детей составляет 2-6 см;

– у детей раннего и дошкольного возраста выслушивается при аускультации громкое везикулярное дыхание, которое называется пуэрильным. Часто такое дыхание путают с жёстким. Объясняется эта особенность узкими бронхами, короткой трахеей и усиленной проводимостью стенок грудной клетки у детей.

Особенности инструментальных методов исследования органов дыхания:

Спирография:используется для регистрации лёгочных объёмов и вентиляционных показателей . Проба ТИФФНО- даёт представление о состоянии проходимости воздухоносных путей. Определяется объём воздуха, который выдыхает больной за единицу времени в момент максимального выдоха после предельно глубокого вдоха. Дети 6-16 лет выдыхают следующее количество воздуха от объёма ЖЁЛ: за 0,25 с -30-35%, за 0,5с-70-75%, за 1 с – 75-100%.При патологических состояниях эти показатели снижаются.

Спирометрия:проводится по методике взрослых, детям после 5-6 лет, определяется объём дыхания, минутный объём дыхания, жизненная ёмкость лёгких. Показатели ОД : при рождении – 21 мл, до 4 мес – 47-53 мл, до года – 54-79 мл, до 3 лет – 97 мл, в 4 года – 110 мл. Мод: при рождении – 1.13л/мин, до 4 мес – 12.2-2.37 л/мин, до года – 2.38-2.75 л/мин, в 4 года – 3,08 л/мин

Пикфлоуметрия:измерение пиковой скорости выдоха. Методика аналогична взрослым, выполняется соответственно алгоритму.

Пневмотахиметрия:позволяет определить нарушения бронхиальной проходимости при патологии органов дыхания. Применяется после 5 лет, показатели объёмных скоростей форсированного вдоха и выдоха с возрастом увеличиваются в норме.

Бронхоскопия, рентгеновское исследование, томография , бронхография:как у взрослых. Бронхография проводится под общим или местным обезболиванием, детям до 6-7 лет применяется лишь общая анестезия.

Из лабораторных методов имеет значение общий анализ крови, исследование мокроты ( у детей собрать трудно), исследование крови на иммуноглобулины , белковые фракции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11176 – | 7529 – или читать все.

Аускультация это какой метод исследования легких и сердца у детей

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. – Тяжесть заболевания.
– Рост и питание.
– Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».
• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.
• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.
• Тяжёлое состояние — уровень сознания.

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:
• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;
• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:
• температуру;
• артериальное давление (АД);
• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке.
Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах. «Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.
Тахипноэ. Частота дыхания зависит от возраста.

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.
• Гиперемия носа.
• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.
• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.
• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.
• Затруднение разговора (или кормления).

Читайте также:  Гемоглобинурия – что это и как проявляется у детей: симптомы и причины гемоглобинурии

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.
• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).
• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.
• Асимметрия движений грудной клетки.

Пальпация грудной клетки ребенка

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой. Оцените симметрию.
• Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям. Выполняйте по показаниям.
• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

Перкуссия грудной клетки ребенка

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами.
• Редко бывает информативной у младенцев.
• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков.
• Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев.
• Хриплый голос — патология голосовых складок.
• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей.
• Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.
• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.
• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Точки выслушивания при аускультации сердца

Аускуляция сердца — это выслушивание его тонов на определенных точках ри помощи обычного фонендоскопа. Данный метод диагностики позволяет определить патологические ритмы, шумы в сердце.

Аскуляцию проводят как взрослым, так и детям в случаях, когда пациент жалуется на проблемы с сердцем. Вовремя проведенное простое обследование позволяет избежать сложных патологических процессов.

Что такое аускультация сердца

Сердце – сложный орган, который состоит из мышц, соединительнотканных структур, клапанов. Клапаны отграничивают предсердия от желудочков, сердечные камеры — от крупных артерий.

Во время сердечной деятельности отдельные части органа сокращаются, что приводит к перераспределению крови по полостям. Сокращения сопровождаются звуковыми колебаниями, распространяющимися по тканевым структурам грудной клетки.

Доктор прослушивает звучание органа посредством фонендоскопа – прибора, созданного для выслушивания лёгких, сердечной мышцы. Методика позволяет определить тембр, частоту звуковых волн, выявить шумы, сердечные тоны.

Плюсы и минусы метода

Аускультация является ценным догоспитальным методом исследования, его применяют до лабораторных тестирований. Аускультация не требует использования специфической аппаратуры, она позволяет врачу выставить предварительный диагноз, опираясь только на опыт и знания.

Аускультация сердца проводится для диагностики сердечных болезней.

  1. Миокардита.
  2. Нарушения сердечной проводимости, при которой изменяется частота сокращений органа.
  3. Перикардита, когда воспаление локализуется в околосердечной сумке. Прослушивается трение.
  4. Эндокардита, при котором появляются шумы, свойственные порокам из-за воспаления клапанов.
  5. Ишемии.
  6. Пороков сердца врождённой либо приобретённой этиологии. Шумы появляются вследствие нарушения кровообращения в сердечных камерах.
  7. Гипертрофии желудочков.

Важно! Аускультация позволяет выявить проблемы с сердечной мышцей на начальном этапе, и отправить человека на детальное обследование в кардиологическое отделение.

Недостаток аускультации заключается в необходимости дообследования. Невозможно выставить окончательный диагноз, основываясь только на результатах этого метода.

Как проходит процедура

Алгоритм аускультации сердца заключается в следующем. Врач при благоприятных условиях в кабинете (хорошее освещение, относительная тишина) должен провести предварительный опрос и осмотр пациента, попросив его раздеться и освободить грудную клетку.

Далее с помощью фонендоскопа или стетоскопа после аускультации легочных полей врач определяет точки выслушивания сердца. При этом он интерпретирует полученные звуковые эффекты.

Точки аускультации сердца определяются положением клапанов в сердечных камерах и проецируются на переднюю поверхность грудной клетки и определяются по межреберьям справа и слева от грудины.

Первая точка

Локализуется в участке верхушечного толчка, и оценивает функционирование митрального клапана, левого атриовентрикулярного участка. Располагается в нескольких сантиметрах от соска в 5-ой межрёберной части.

Изначально оценивается тон после продолжительной паузы, затем – после короткой. У здорового человека первый звуковой эффект в зоне верхушечного толчка интенсивнее второго.

Нередко на этом месте доктор прослушивает добавочный третий тон. Это может указывать на заболевания сердца либо на молодой возраст человека.

Вторая точка

Эта точка аускультации сердца прослушивается в области 2-го правого межрёберного пространства. Оценивается функционирование аорты, клапанов сердца. Манипуляция проводится при условии задержки дыхания. Задача специалиста – определить двухтональность сокращений.

Третья точка

Локализуется во 2-ом левом межрёберном пространстве. Врач прослушивает клапаны лёгочной артерии. После выслушивания трёх точек необходимо повторить манипуляцию, поскольку все тона должны характеризоваться равной громкостью звучания.

Четвёртая точка

Располагается в зоне основания грудной клетки в области 5-го межрёберного пространства. Предполагает выслушивание клапанов и правого атриовентрикулярного участка.

Пятая точка

Имеет и другое название – зона Боткина-Эрба. Локализуется в 3-ем левом межрёберном пространстве. В этой области также прослушивают клапаны аорты. Во время аускультации пациент должен задержать дыхание.

Аускультация у ребёнка

Диагностика тонов сердца у детей проходит с помощью детского фонендоскопа. Врач осуществляет аускультацию детского сердца по той же схеме, как и для взрослых. Дифференцируется только интерпретация результатов.

Сокращение органа у младенцев характеризуется отсутствием пауз между сокращениями. Стук является равномерным. Если подобный сердечный ритм выявляется у взрослых, диагностируется эмбриокардия, которая указывает на наличие миокардита, агональных явлений, шока.

У детей старше 2 лет прослушивается увеличение 2-го тона на лёгочной артерии. Это не является патологическим признаком, при условии отсутствия шумов диастолического и систолического характера.

Такие шумы часто выявляются у детей до 3 лет при врождённых пороках, а после 3 лет – при ревматических патологиях.

В подростковом периоде могут прослушиваться шумы в участках клапанной проекции. Это объясняется биологической перестройкой организма, и не является патологией.

Интерпретация результатов

Сердечные тона являются звуками, издаваемыми элементами сердца. Тона дифференцируют на систолические (первые) и диастолические (вторые). Систолические звуковые эффекты сопровождают сокращение органа, они образуются следующим образом:

  1. При захлопывании трёхстворчатого и митрального клапана, что образует специфическую вибрацию.
  2. При сокращении мышц предсердий и желудочков, что сопровождается эвакуацией крови.
  3. При колебании аортальных стенок и лёгочной артерии во время продвижения крови по ним.

Второй тон появляется в период расслабления сердечной мышцы – диастолы. Диастолический эффект образуется при захлопывании лёгочной артерии и аортальных клапанов.

Также выделяют постоянные, непостоянные и добавочные тона.

Изменение звучности сердечных тонов:

  1. Ослабление 1 тона наблюдается при миокардите – воспалении сердечной мышцы, дистрофии миокарда, недостаточности митрального и трикуспидального клапана.
  2. Усиление первого тона происходит при сужении митрального клапана – стенозе, выраженной тахикардии и изменениях сердечного ритма.
  3. Ослабление второго тона отмечается у больных с падением артериального давления в большом либо в малом кругах кровообращения, недостаточности аортального клапана и пороках развития аорты.
  4. Усиление второго тона имеет место при повышении артериального давления, уплотнении стенок или атеросклерозе аорты, стенозе клапана легочной артерии.
  5. Ослабление обоих тонов наблюдается при ожирении пациента, дистрофии и слабой работе сердца, миокардитах, скоплении жидкости в полости сердечной сумки после воспалительного процесса или травмы, выраженной эмфиземы легких.
  6. Усиление обоих тонов наблюдается при повышенной сократимости сердца, тахикардии, анемии, истощении пациента.

Шум – это аномальный звуковой эффект, накладывающийся на сердечные тоны.

Важно! Шум всегда возникает вследствие аномальных токов крови в полостях сердца или при прохождении ее через клапаны.

Шумы оценивают на каждой из пяти точек, что позволяет сориентироваться, какой из клапанов работает неправильно.

Важно оценивать громкость, звучность шумов, распространенность их в систолу и диастолу, продолжительность и другие характеристики.

  1. Систолический шум, то есть шум на протяжении первого тона, может свидетельствовать о миокардите, поражении сосочковых мышц, недостаточности двух- и трехстворчатого клапанов, пролапсе митрального клапана, стенозах аортального и легочного клапанов, дефекте межжелудочковой и межпредсердной перегородки, атеросклеротических изменениях сердца.Систолические шумы иногда могут присутствовать при МАРС или малых аномалиях развития сердца – когда в структуре органа и магистральных сосудов есть некие анатомические особенности. Эти особенности никак не влияют на работу сердца и кровообращение, но могут обнаруживаться при аускультации или ультразвуковых исследованиях сердца.
  2. Диастолический шум более опасен и практически всегда свидетельствует о заболевании сердца. Такие шумы бывают у пациентов со стенозами митрального и трикуспидального клапанов, недостаточной функцией аортального и легочного клапанов, опухолями – миксомами предсердий.

Также можно выявить патологические сердечные ритмы:

  1. Ритм галопа – один из самых опасных аномальных ритмов. Этот феномен возникает при расщеплении сердечных тонов и по звучанию похож на топот копыт «та-ра-ра». Такой ритм появляется при тяжелой декомпенсации сердца, остром миокардите, инфаркте миокарда.
  2. Ритм маятника – это двучленный ритм с одинаковыми паузами между 1 и 2 тонами сердца, возникающий у пациентов с артериальной гипертензией, кардиосклерозом и миокардитом.
  3. Ритм перепела звучит как «спать по-ра» и сочетается с митральным стенозом, когда кровь с огромным усилием проходит через узкое кольцо клапана.

Ссылка на основную публикацию