Астено-вегетативный синдром у детей это болезненное состояние: лечение и причины

Астено-вегетативный синдром

Расстройство вегетативной системы, при котором возникает сбой в нервных импульсах, наблюдается и у взрослых, и у детей. Астено-вегетативный синдром – достаточно частое заболевание. Оно имеет разные степени тяжести: от периодически возникающей слабости до серьезных неврологических патологий. Понимание причины недуга, его характерных симптомов, облегчает своевременное лечение, избежание многих проблем в дальнейшем.

Причины

Нервно-вегетативная система осуществляет автономные (без участия воли и контроля самого человека) процессы жизнедеятельности:

  • циркуляция воздуха в легких;
  • выделение желудочного сока и желчи;
  • регулирование тонуса в кровеносных сосудах;
  • биение сердца и т. д.

Когда нарушается функционирование этих систем, связь между органами замедляется или имеет «обрывочный» характер, что и вызывает астено-вегетативный синдром. То есть может возникнуть боль в сердце, приступ удушья или другие «сбои» организма.

Сами же причины нарушения в вегетативной системе объясняются невропатологиями (наследственными, врожденными или приобретенными) и дефицитом элементов (калия, магния и др.), способствующих нормальной работе нервной системы.

Астено-вегетативный недуг нередко наблюдается у подростков. В переходном возрасте, когда происходят мощная перестройка гормональной системы, организм истощается или не справляется с теми патологиями, которые уже имели начало в более раннем периоде:

  • травмы ребенка, физические и психологические, особенно неблагоприятная моральная обстановка в семье или в классе;
  • последствия инфекционных заболеваний (нарушения эндокринной и других систем, ослабление иммунитета и функций печени или почек после длительного приема антибиотиков).

Причины синдрома могут быть в неполноценном питании:

  • в организм поставляется недостаточное количество витаминов и минералов, необходимых компенсировать быстрое развитие органов;
  • нарушение метаболических процессов – полезные продукты просто не усваиваются;
  • злоупотребление газированными напитками, которые «вымывают» полезные вещества, а также слишком острая пища (чипсы, сухарики) и фастфуд.

Распространенные причины развития астено-вегетативного синдрома – нарушение режима дня, умственное переутомление и гиподинамия. Ребенок должен много спать, гулять на свежем воздухе, не засиживаться за письменным столом или компьютером, заниматься спортом.

Симптомы

Явление астеновегетативного синдрома бывает и у детей, и у взрослых. Основные симптомы одинаковы у всех:

  • незначительные физические нагрузки сопровождаются учащенным сердцебиением;
  • дисфункции пищеварительной системы;
  • хроническое состояние слабости и усталости;
  • обильная потливость;
  • тупая головная боль;
  • частое потемнение в глазах и обмороки.

У людей, имеющих вегетативный синдром, обычно холодные конечности, а в душной комнате может случиться обморок.

У подростков, в их пубертатный возраст, и без этого недуга ухудшается характер. Но астено-вегетативный синдром еще больше усугубляет картину:

  • беспричинное раздражение быстро сменяется смехом;
  • во время приступа ярости ребенок, явно задыхаясь, хватает ртом воздух;
  • может на несколько дней замкнуться в себе, сильно переживая какие-то эмоции, при этом подросток не может долго удержать одну позу, все время ерзает, поддергивает плечами или ртом;
  • отсутствие интересов;
  • рассеянность и проблемы с памятью.

Для астено-вегетативного синдрома характерны симптомы у детей физического характера:

  • ребенок часто жалуется на резь в животе, головную или сердечную боль;
  • долго не может уснуть, иногда бессонница может мучить несколько дней подряд;
  • замедленная физическая реакция.

К сожалению, симптомы астеновегетативного синдрома проявляются не сразу. Неврологические болезни имеют большой период инкубации. Нередко к врачам приводят детей с уже значительными вегетативными нарушениями. Потому нужно следить за питанием и режимом дня ребенка, его физическими и умственными нагрузками с самого рождения.

Лечение

Если есть подозрения на астено-вегетативный недуг, даже когда наблюдаются неярко выраженные симптомы, детей сначала показывают педиатру. После общего осмотра, врач решит, направлять ли ребенка к психиатру или невропатологу.

Лечение детей с астено-вегетативным синдромом, редко проводится с использованием сильнодействующих препаратов или антидепрессантов. Если нет серьезных врожденных или приобретенных неврологических патологий, обычно помогает немедикаментозная терапия:

  1. Назначается диета. Контроль над правильным питанием включает исключение вредных напитков и блюд и обеспечение детей продуктами, богатыми калием и магнием (сухофрукты, гречка, пшено, орехи, фасоль, какао), а также витаминами группы B (морская рыба, печень, куриные яйца, цельнозерный хлеб, кислое молоко, капуста). Нельзя разрешать детям пить крепкий черный чай и особенно кофе. Если ребенок очень плохо просыпается по утрам и ему трудно концентрироваться на учебе, позволительно заварить корень женьшеня или добавить в зеленый чай несколько капель элеутерококка.
  2. Использование трав. Лечение детей, имеющих астено-вегетативный синдром, врачи стараются назначать без антидепрессантов. Иногда советуют пройти курс ноотропными препаратами растительного происхождения (например, глицин). Но в большинстве случаев достаточно фитотерапии. Перед сном заваривается корень валерианы, пустырник или мята. Фиточай рекомендуется пить с медом. После такого домашнего средства дети спят крепким здоровым сном.
  3. Ароматерапия. Лечение этим методом отлично подходит не только взрослым пациентам, но и для детей. В теплую ванну добавляется немного эфирного масла, имеющего успокоительный эффект: розового, бергамота, жасминового, шалфея, сандалового дерева.

Астено-вегетативный, средней тяжести, синдром поддается лечению традиционной комплексной терапией, которая включает:

  • массаж;
  • электрофорез;
  • прием препаратов с калием, магнием, витаминами группы B;
  • лечебная физкультура;
  • прием препаратов, направленных на симптоматическое действие (чтобы улучшить деятельность мозга, сосудов, желудка).

В более тяжелых случаях, когда астено-вегетативный синдром грозит тяжелыми последствиями, назначают медикаментозную коррекцию.

Выбор методов лечения определяет степень заболевания, возраст пациента. Утверждается только после полного обследования невропатологом. Если вовремя не допустить синдром, заметив его малейшие симптомы у детей, есть все шансы свести лечение к нормализации режима дня и сбалансированному питанию.

Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых кли

В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].

Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.

Задачи исследования

Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.

Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].

Критерии включения больных в исследование:

Критерии исключения больных из исследования:

Материал исследования

В МУЗ «5 Детская инфекционная больница г. Саратова» наблюдалось 50 детей в возрасте от 3 до 8 лет (4,54 ± 0,18 года), из них 52% мальчиков, 48% девочек, перенесших осложненные респираторные вирусные и другие воздушно-капельные инфекции, протекающие в основном с синдромом нейротоксикоза, а также часто болеющие дети, состоящие на диспансерном наблюдении в поликлинике.

Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.

Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.

По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.

Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).

Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.

Читайте также:  Азотемия это повышенный уровень азоты в составе крови: азотемия у детей лечение имеет специфическое

Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона–Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.

Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.

После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.

Результаты исследования

Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).

Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.

Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.

КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных ЭКГ. Синусовая тахикардия по данным ЭКГ была обнаружена у детей в 70% случаев, по-видимому, как результат экстракардиальных влияний (усиление симпатической иннервации сердца или ослабления вагусной на фоне психоэмоционального возбуждения) при отсутствии органической патологии сердца, так называемая «нервная тахикардия».

Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40–1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27–1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26–1,52) (p

Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор
Т. Ильичева
Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница,
Саратовский государственный медицинский университет,
Саратов

Астено-невротический синдром у детей: понятие, симптоматика, диагностические и лечебные мероприятия

Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии

Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.

Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Симптоматика

Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.

Один из симптомов АНС у ребенка – грусть, апатия, бессилие

  • бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
  • чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
  • недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
  • ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
  • боль в мышцах шеи;
  • проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
  • истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;

Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.

Стадии заболевания

У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.

  1. У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
  2. Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
  3. Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.

Стадии могут чередоваться друг с другом.

Прогноз

Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.

  • депрессивные состояния;
  • ипохондрический синдром;
  • тревожные расстройства личности;
  • панические атаки;
  • самоубийства.

Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.

На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.

Диагностические и лечебные мероприятия

При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • реоэнцефалоргафия;
  • анализы крови, мочи, сахар крови,
  • гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.

Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.

Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.

Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.

Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.

Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Дерматом это не только электрический инструмент: как связаны дерматомы с сенсорными и моторными уровнями

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Гемианопсия - что это такое и что обозначает этот термин

Список литературы находится в редакции.

Sindrom.guru

Sindrom.guru

Что такое астено-вегетативный синдром?

Корректная работа всех систем организма обеспечивает человеку комфортное существование. Согласитесь, болеть никто не любит. Своевременное выявление и лечение заболеваний дает возможность наладить самочувствие, восстановить тонус организма и защитить его от прогрессирования болезней. Астено-вегетативный синдром у взрослых встречается часто и нередко является причиной многих других патологий. Рассмотрим данную болезнь более подробно.

Расстройство вегетативной системы

Различные функции, выполняемые вегетативной системой человеческого организма, обеспечивают жизненно важные процессы. По разным причинам эти процессы могут нарушиться, что проявится для пациента не самым приятным образом. Так, вегетативная система отвечает за:

  • корректный ритм сердца;
  • поддержание тонуса в сосудах;

Вегетативная система отвечает за корректный ритм сердца

  • правильное движение воздуха в легких, плавное и комфортное дыхание;
  • выработку желчи и желудочного сока.

Любой сбой в работе вегетативной системы может вызвать проблемы с жизненно важными органами: сердцем, легкими, желудком. Чаще всего астено-вегетативный синдром наблюдаются у взрослых, однако нередко встречаются и у подростков. После того как патология обнаружена, важно своевременно устранить ее.

Причины заболевания

Спровоцировать появление астено-вегетативного синдрома может множество факторов. Основные причины нарушения функционирования вегетативной системы таковы:

  • Недостаток витаминов и полезных веществ. Он может возникнуть вследствие неправильного питания или нарушения метаболических процессов.
  • Частое употребление «вредных» продуктов. Например, сладкого, различных чипсов, сладкой газированной воды, жирных продуктов, фастфуда, слишком соленой или острой пищи.
  • Перенесенные инфекционные заболевания.
  • Неправильный режим сна, распорядок дня. Ненормированный рабочий день, сильная усталость, бессонница, позднее засыпание и раннее пробуждение.
  • Стрессовые ситуации, окружающие человека.
  • Хроническое переутомление.

Хроническое переутомление может привести к данному заболеванию

Как проявляется заболевание?

Основные признаки астено-вегетативного синдрома схожи с другими заболеваниями и расстройствами, поэтому при наличии симптомов, указанных ниже, необходимо сначала проконсультироваться с врачом. Назначение лечения самостоятельно может лишь усугубить ситуацию и нанести вред здоровью.

Опознать вегетососудистую дистонию данного типа можно по ряду симптомов. У пациента наблюдается:

  • частая головная боль;
  • головокружения, иногда обмороки;
  • постоянная усталость, недосып, слабость;
  • проблемы с пищеварением;
  • усиленное потовыделение;
  • частая тошнота и рвота;
  • учащенное сердцебиение.

Кроме того, могут наблюдаться такие неприятные явления как бессонница, подавленность, депрессия. Особенно часто признаки проявляются у подростков, переходной возраст которых наиболее сильно влияет на настроение. Также у больного диагностируется замедленная реакция, проблемы с восприятием и памятью, одышка.

Симптомы нельзя оставлять без внимания и консультации доктора – помимо астено-вегетативного синдрома у взрослых эти признаки могут свидетельствовать и о других опасных проблемах. Начинать лечение необходимо сразу, ведь расстройство опасно для жизни, особенно на запущенной стадии.

Одно из проявлений болезни — это учащенное сердцебиение

Клиническая картина различна у пациентов. Это зависит от особенностей характера человека, темперамента, деятельности, внешних раздражителей. Только врач сумеет выявить данную патологию и провести дифференциальную диагностику.

Лечение и профилактика

Корректный курс лечения должен назначить врач-невролог, однако некоторые симптомы требуют вмешательства и других специалистов. Например, детей часто направляют к педиатру и психологу.

Вначале диагностики проводится опрос пациента, после чего назначаются дополнительные анализы и исследования. По полученным данным ставится диагноз, а лечение в первую очередь зависит от факторов, которые стали первопричиной расстройств. Однако в случае патологии органов проводится дополнительный комплекс мероприятий по устранению заболевания.

Курс лечения может включать:

  • коррекцию режима дня;
  • сбалансированную диету, направленную на выход из организма вредных веществ и пополнение витаминов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • лечебные ванны;
  • прием медикаментов (успокоительных и общеукрепляющих).

Массаж является одним из методов лечения астено-вегетативного синдрома

Главным фактором, влияющим на курс лечения, является степень заболевания. План лечения назначается индивидуально для каждого пациента, поэтому не стоит следовать рекомендациям, прописанным знакомым или общим советам из интернета.

Широко применяется физиотерапия. Так как астено-вегетативный синдром – это своего рода нервное расстройство, в первую очередь нужно успокоить организм. Процедуры включают расслабляющий массаж, ванны из трав. В последнее время получило популярность иглоукалывание – способ лечения, пришедший к нам из Китая и имеющий огромную популярность в неврологии.

Очень важно нормализировать свой сон – ложиться спать пораньше и хорошо высыпаться. Для тех, у кого это не получается самостоятельно, назначаются снотворные препараты.

Если расстройство вызвано недостатком полезных веществ и витаминов, обязательно нужно восстановить нормальный баланс в организме и следить за ним в будущем. Врачи назначают пациентам комплекс витаминов и минералов.

Защитить себя от повторного появления неприятного заболевания легко, достаточно соблюдать несколько простых правил:

  • не допускать переутомлений;
  • правильно питаться, отказаться от вредных продуктов и сладких газировок, вымывающих витамины и кальций;
  • хорошо высыпаться (сон должен длиться около 8 часов);
  • чаще отдыхать на свежем воздухе;
  • заниматься спортом, например, утренними пробежками;
  • соблюдать грамотную диету (не голодать, но и не злоупотреблять пищей, особенно соленой и острой).

Здоровье – главный фактор, который делает человека работоспособным, и, если следить за состоянием организма, подобных проблем не возникнет. Лишний отдых никогда не помешает, а часто пойдет на пользу, поэтому лучше потратить свободный день на себя, чем на утомительные действия.

Основные симптомы и методы лечения астено-вегетативного синдрома

Возникновение астено-вегетативного синдрома связано с расстройством автономной нервной системы. Развивается такое состояние в тех ситуациях, когда вегетативная нервная система не в состоянии адекватно реагировать на вновь сложившуюся ситуацию как внутри организма, так и вне его. Нарушается нормальная передача нервных импульсов между центральной и вегетативной нервными системами, развивается спектр характерных симптомов. Этот синдром наиболее часто встречается у лиц, перенесших какие-либо заболевания или после длительного стресса.

Согласно современной классификации, понятия астено-вегетативный синдром не существует. Это старая терминология, включающая в себя целый спектр симптомов, характеризующихся сильной усталостью вследствие истощения нервной системы. Во всем мире астено-вегетативный синдром называют неврастенией. Но этот термин в отечественной медицине очень прижился, и с его помощью обозначают целый ряд неспецифических симптомов, которые нельзя объяснить наличием конкретной патологии.

Существует большое количество причин, которые могут провоцировать развитие астено-вегетативного симптомокомплекса, среди них выделяют:

  • Хроническое недосыпание.
  • Сильное переутомление как психическое, так и физическое.
  • Наличие вредных привычек, продолжительное употребление алкоголя и курение.
  • Стрессовые ситуации.
  • Недостаток отдыха и сна.
  • Хронические и острые заболевания внутренних органов.
  • Отравление различными средствами.
  • Психологические травмы.
  • Неправильное питание.
  • Малоактивный образ жизни.

Первым и основным симптомом данной патологии является сильная слабость, возникающая после незначительной психической или физической нагрузки. Проявляться это может не только в виде физического, но и эмоционального истощения. Пациентам тяжело сконцентрироваться, заниматься любой умственной деятельностью, они становятся невнимательными, рассеянными, раздражительными. Больные не способны заниматься длительно любым видом труда, спустя короткий промежуток времени развивается сильная усталость. Им особенно трудно включаться в выполнение новых заданий, рутинная работа не приносит такой усталости, как процесс познания новой деятельности.

Основные симптомы астено-вегетативного синдрома:

  • сильные головные боли сжимающего характера, описывают эту боль как наличие «шлема» на голове;
  • нарушения ритмичности пульса;
  • развитие диспептических явлений, таких как тошнота, изжога, тяжесть в животе, расстройства стула;
  • нарушения мочеиспускания;
  • у мужчин и женщин часто возникает снижение полового влечения, вплоть до полного безразличия к сексу;
  • расстройства дыхания в виде одышки, апноэ во сне, а при сильной усталости или психоэмоциональной нагрузке значительное увеличение дыхательных движений;
  • головокружения, особенно при волнении или значительной физической нагрузке;
  • со стороны сердечно-сосудистой системы возможно развитие нарушений сердечного ритма, возникновение различного характера болей в области сердца и повышение или снижение артериального давления;
  • нарушения сна;
  • избыточная потливость;
  • похолодание конечностей, даже в теплое время года.

Если вовремя не устранить причину синдрома, то это может привести к депрессивным расстройствам или к развитию невроза, что будет требовать лечение психотропными препаратами, которые имеют высокую токсичность и влияют на центральную нервную систему.

Развивается этот синдром не только при переутомлении и стрессе. Он является «звоночком», дающим понять, что в организме имеются серьезные расстройства. Большая часть заболеваний внутренних органов сопровождается астено-вегетативным синдромом, а иногда он является единственным признаком протекания патологического процесса в организме. Особенно это касается заболеваний крови и онкологических новообразований, так как именно они не имеют специфических клинических проявлений. Именно из-за этого эти болезни диагностируются на поздних стадиях.

Возникновение астено-вегетативного синдрома у детей остается довольно частым явлением. Связано это с тем, что дети имеют еще недостаточно стойкую нервную систему и незрелый иммунный ответ. Они в большей степени подвержены воздействию стресса, а также инфекционным и неинфекционным заболеваниям. Усиленная учебная программа, наличие дополнительных занятий и спортивных секций в школе приводят к тому, что дети не справляются с психоэмоциональной и физической нагрузкой и у них развиваются симптомы астенического синдрома. Проявляется это тем, что ребенок становится вялым, угрюмым, жалуется на головные боли, ночные кошмары. На уроках он невнимателен, начинается ухудшение успеваемости, а учителя жалуются на плохое поведение. Затем дети могут начинать прогуливать школу и секции, не выполнять домашние задания, или большая нагрузка приведет к развитию болезни нервной системы.

У подростков развитие этого синдрома связано с возрастными особенностями в виде гормональных перестроек или с сильным давлением социальной среды, и, соответственно, постоянным стрессом. В этой возрастной категории патология встречается часто, и связано это в большей мере с перечисленными выше причинами. Подростки становятся раздражительными, им тяжело проснуться утром и провести целый день на занятиях. Для них будут характерны те же жалобы, что и для взрослых.

У очень маленьких детей и новорожденных в связи с незрелостью центральной нервной системы, кроме астенических проявлений, возможно появление и психических расстройств в виде: гипервозбудимости, бессонницы, плаксивости и других нарушений поведения ребенка. Для родителей любое заметное отклонение от нормального поведения является индикатором, указывающим на возможную патологию и на необходимость проведения консультации педиатра.

Ссылка на основную публикацию